Кто в глубине души богаче, или Чьё нутро лучше?

         КТО  В  ГЛУБИНЕ  ДУШИ  БОГАЧЕ, или ЧЬЁ НУТРО ЛУЧШЕ?
         ЮМОРЕСКА с сознательной гипертрофией языка и образов...
  Я - журналист, хотя и провинциаьный, но в своём рвйоне признанный и известный. Меня даже побаивались. Шишка,так сказать. Но и я, конечно, боялся главного редактора, который мог меня уволить, но пока бог миловал, так как я - личность творческая, а такие везде нужны. В разумных пределах,разумеется, и в разумных количествах.
  И вот однажды я решил проверить, какой класс общества в нашем районе лучше, нравственнее всех. Я загримировался не хуже Фантомаса или журналиста Фандора,- и для того, чтобы меня не узнавали и чтобы выглядеть солидно, взял  напрокат дорогой костюм, иномарку, купить которые я мог бы, если  бы полжизни не ел и не пил, и пошёл инкогнито "в народ",- решил стать тайным  ревизором человеческих душ, так сказать... Выехал решительно рано утром и  даже своего шефа-редактора не предупредил, -  хорошо это или плохо, но тогда я был такой!..
  Вообще-то я планировал начать своё журналистское расследование с  крестьян и рабочих, так как знал со школы известное французское выражение восемнадцатого века о трудовом, третьем сословии: "Мы кормим вас", но по пути в деревню, на  мрачной окраине города, мне встретилась группка бомжей, - эти отверженные люди грелись у костра.(Стояла осень.) Ну, вышел из своего роскошного лимузина, подошёл,не побрезговал. Ведь теоретически даже я и знал, и признавал, что бомжи тоже люди.
  -Здорово,- говорю фамильярно. -Озябли? Да, прохладно уже... И по утрам, а не только по ночам...- Достаю пачку "Мальборо", протягиваю: - Закуривайте.
  - Спасибо!
  Какие люди! И не ожидал, что бомжи такие хорошие!.. На руках готовы меня носить, но я не позволил, сами понимаете, почему: руки у бездомных не совсем чистые, а костюм-то к тому же - не мой, а взятый напрокат...
  - Сигареты, и спички можете оставить себе, - сказал я великодушно и искренне.
  - Спасибо!!!
  И тогда я изрёк без тени улыбки то, ради чего и снизошёл даже до бомжей:
  - А вы знаете, что на днях выйдет указ о том, чтобы каждому бомжу бесплатно предоставить в центре города трёхкомнатную квартиру со всеми удобствами?..
   - Пошёл на ... ! Издеваешься, гад!.. Да мы тебя, чистенького и богатенького!..
   Я не испугался настолько, чтобы бежать без оглядки, да в общем и не обижался, а лишь пробормотал со сдержанной улыбкой:
   -Ишь ты, завелись... Будто на любимую мозоль им наступили...
   И, мысленно сдалав вывод о том, что бездомные - не такие уж и агнцы, сел в "свой" лимузин и поехал дальше. В село - к крестьянам, фермерам... А как раз шла уборка картофеля, второго хлеба, как знал даже я.
  - Здорово, - говорю.- Это ваша земля?
  - Да, приватизированная. А вы кто будете?
  - Я агроолигарх,так сказать. Я пришёл сообщить вам, что собираюсь скупить все ваши земли и построить на месте ваших ныне цветущих полей развлекательный центр... Все ваши долги я уплачу, но вас сгоню с земли... Вон, рядом, в городе, завод, ищите себе там работу. А кто мне не покорится,кто посмеет мне противоборствовать, тому мои дюжие ребята красного петуха пустят под стреху...
  - Пошёл  на ...! Да мы тебе яйца оторвём, не посмотрим, что ты большой ... , судя по одежде и машине!.. Будешь, гад, большим  ...  без яиц!..
   - Ладно, полноте вам! И чего вы ругаетесь?.. Вы же крестьяне, а не сапожники...
   И после этого я ретировался, правда, стараясь соблюдать достоинство, лицом к  неожиданному неприятелю, и поехал обратно в город, и на самой на окраине,как и было задумано, заехал на наш местный завод шарикоподшипников...
   Грохот, шум в цехе! Одно слово - разгар смены... Подошёл я к одному рабочему,как раз умело и сосредоточенно работавшему у станка - не то фрезерного, не то токарного - не моего ума дело. Ибо я до сих пор  всерьёз думал не только о том, что макароны и бублики растут прямо в супермаркетах, а и все машины и запчасти к ним рождаются в автосалонах сами по себе...
  -Здорово, -говорю я рабочему,средних лет и, главное, солидному на вид.
  - Здорово, коль не шутишь,- отвечает мне солидный рабочий, у которого, как я сразу заметил, и взгляд оказался умным и добрым.
  И от работы не отрывается. Может, увлечён, а может, мастера боится.
  Тогда я и сказал то, ради чего и затеял разговор:
  - А ты знаешь, что я ваш новый директор и пришёл сообщить и тебе, и всем рабочим, даже мастеру, начальникам цехов и замдиректора, что собираюсь всех вас уволить в связи с мировым финансовым кризисом?..
   -Пошёл на ...!
   - Ишь ты, и этот такой же и туда же...У тебя что, отец сапожник?.. Или сапоги тесноваты и мозоль натёрли?.. Тогда - разуйся, а я-то причём?..
   Я, конечно, не обиделся, -ведь,в сущности, сам напросился. Как говорится, доктор на больных не обижается...  Совсем недалеко находилась школа, причём, по случайному совпадению,та самая моя родная школа, которую я закончил лет десять назад... Дай, думаю, зайду в учительскую, ведь в гриме всё равно не узнают...
   А как раз была перемена, и почти все учителя были в учительской: везучий я, на меня и зверь бежит!..
   - Здравствуйте,- говорю на всякий случай глуховатым голосом, хотя уверен, что и так не узнают.
   - Здравствуйте, -ответила из вежливости  именно моя бывшая классная руководительница(случайно,конечно), которая, конечно же, не узнала меня...
   На неё я не смотрел, а заявил без церемоний дирекотору, которого никогда не уважал:
   - Я из облоно и не целоваться приехад за сотни вёрст, а сообщить вам, что вашу школу решено закрыть в связи с нехваткой финансирования, а вас всех уволить...
   - Пошёл на ... ! - взревел директор.
   Я, конечно, снова не обиделся и неспеша, с гордо поднятой головой, пошёл к выходу...
   - Негодяй!.. Вредитель!.. Враг детей!.. Мало такого послать! Убить мало!.. Такие, как этот, в области, думают, что им всё позволено!.. - слышал я вслед голос любимого когда-то классного руководителя...За все годы своей учёбы в школе не слышал от этого хорошей женщины ни единого плохого слова, все о ней говорили: "Муху не обидит!", а тут - сорвалась!.. На любимую мозоль наступил я ей, задев святое для неё - детей, их будущее!..
   Когда я ехал  мимо заводской поликлиники, то смело свернул и и к врачам...( неприятно, конечно, когда тебе готовы глаза выцарапть, причём, в родной школе, но я и не такое уже успел пережить и повидать. Журналисты - народ тёртый и битый, их и  начальник зубастее крокодила не испугает.)
   И едва в кабинете заведующего, где было и несколько других врачей, я сообщил, что я из облздрава и приехал всех уволить, как тут же услышал в ответ дружное рычание:
   - Пошёл на...!..
   Что я вновь слышу?!. Если и у них есть любимая и неприкосновенная мозоль, то пусть уж удалят её,а не матерятся!..На то и врачи!.. Должен  же быть среди них хотя бы захудалый хирург?..
   То же самое было и в райотделе милиции..."пошёл...", и всё. Взаимно, так сказать. Оказывается, не только сапоги жмут, гады, а и милицейские ботинки могут натереть мозоли... А слово иногда давит сильнее удара каблуком!..
   - Да  успокойтесь, - отвечаю с усмешкой. - Возьмите себя в руки! Вы же блюстители закона, а не сапожники! Хотите, чтобы я вас привлёк за превышение служебных полномочий?.. Я и так уйду, точнее, уеду!..
   Везде, где я побывал, одна и та же реакция! Будто сговорились!.. На дне ли души на самом деле пресловутая внутренняя культура?!.
   Вернулся я, уставший, но довольный, в родную редакцию, в свой офис... Не успел я даже до конца разгримироваться, как тореадорским быком врывается разъярённый главный редактор и орёт с порога, при этом, в отличие от  тупого быка, Зевесом  меча из глаз громы и молнии:
   - Где вы пропадали без моего ведома?!. Тут горячий материал горит, а он!.. Увольняю вас за недисциплинированность!.. Всё, никаких "но"! Прошу освободить помещение!
   И тогда у меня вырвалось, чего я и сам от себя не ожидал:
   - Пошёл на ...!
   Дома я долго не говорил жене, что уволен,но в конце концов всё же пришлось... А она устроила мне скандал. Заорала истерично прямо при ребёнке:
   - Кормить тебя я не буду! -  Кивнула на сына - младшего школьника: - Я не могу держать его голодным! Я не хочу, чтобы мой ребёнок ходил оборванным, как бомж!
   - Пошла на... ! - снова вырвалось у меня.
   - Сам иди!..
   - В глаз прямо сейчас хочешь?..
   Только много позже  мне стало стыдно, что и сынишка всё слышал... Не только умная мыслЯ приходит опослЯ, но слишком часто и совесть просыпается гораздо позже, чем надо...
   Жена всё же сразу меня не прогнала, но и готовить перестала... Хлеб не прятала, но смотрела на меня таким взглядом, что и в самом деле кусок в рот не лез...
   Поехал я вечером на своей старенькой, но верной жигулёвской  "копейке"  домой к местному олигарху Верховецкому, который, на моё счастье, давно был моим другом...
   -Здорово, Яша... Займи мне денег на хлеб, а?..
   - Петя, для тебя всегда пожалуйста, -промурлыкал настоящий друг.
   Яков Аркадьевич, в роскошном домашнем халате и таких же тапочках, даже, возможно, шитых золотыми нитками и с позолоченной подошвой, достаёт из сейфа толстенную кипу банкнот (в евро!), - без опаски достаёт, не боясь, видно, доверяя мне полностью. Я же успел подсмотреть - сейф набит евро и долларами!.. И даже юанями!.. Да будь у меня хоть десять жизней, как верят некоторые, то я всё равно столько не заработал бы!.. А этот - молодой человек ещё, как и я, а, надо же, уже мультимиллионер... (Большая часть акций шарикоподшипниковог завода, где меня, увы. тоже послали подальше, Яше и принадлежит. Я лишь мысленно мог скупить земли окрестных фермеров,а мой друг и в самом деле сделает это и глазом не моргнёт)... Умеют люди!..
   Глядя на кучу денег,я вздохнул:
   -Зачем тебе столько?.. Эх, Яша, Яша...  Да у тебя денег в сто раз больше, чем нужно для удовлетворения всех разумных потребностей... А потому  оставь себе ровно одну сотую часть этих денюжек, ещё одну сотую дай мне, а остальные раздай девяноста восьми нищим...
   - Пошёл  на ...!
   - Ты чего?! В просторных мягких тапочках лапищи свои нежишь, а ругаешься, как сапожник! Или и у тебя мозоль?.. 
   - А а ты чего?.. Какого ...? Он знает  лучше меня, сколько мне нужно!.. Всё! Вот тебе в долг на хлеб, как просил, и кыш отсюда! Ты мне друг, но денюжки дороже!.. И вернёшь с процентами! За наглость!.. Откуда ты, несчастный, можешь знать, какие у меня потребности, что и сколько мне надо?!. Мои потребности аршином не измерить!..
   Работу я не находил, запил с горя... Жена сделала мне замечание, а я в ответ её  побил... А она всё равно сердобольная осталась, воскликнула дрожащим от обиды голосом:
   - Несчастный! Иди в церковь, помолись и покайся! Может, бог услышит твою молитву, простит, а заодно и работу тебе даст!
   Что делать, пришлось покориться...
   - Грешен ли ты ? - спросил меня батюшка - и в самом деле человек с добрым лицом, а не только с красивой каштановой бородой.
   - Грешен! Матерщинник, жену ударил! Плохой я стал, совсем плохой после того, как потерял работу!
   - Молись.. Кто из нас не грешен?.. Я батюшка, и то иногда...
   - И вы материтесь, батюшка?!
   - Да, был такой грех однажды... Правда, мысленно, не вслух... Но потом и за этот грех покался, на коленях просил у всеведующего господа  нашего прощения, ибо ведомы и слышимы ему и мысли наши... Тоже, помню, был в трудном материальном положении, но для господа это не оправдание.
   - Батюшка! Если бы вы потеряли работу, как я, то тоже бы не выдержали и матюкнулись  вслух, а не только про себя!..
   - Об этом один господь ведает.
   - Простите, батюшка!.. Все люди вокруг в душе скоты и звери! - вырвалось у меня.
   - Все мы грешны. Бог и благословляет, и прощает...
   ...Подходящую работу я себе нашёл, хотя и не так быстро, как ожидал. Но до этого ещё раз оказался вынужден занять денег на хлеб у друга-олигарха.
  - Верну с процентами, -  сам пообещал я.
  - Да пошёл ты...
  Со второй зарплаты я сам пришёл вернуть уже довольно солидный долг. С процентами так с процентами...
   - Петь, а Петь, будь другом, не обижай, оставь проценты себе... - виновато глядя мне в глаза, пробормотал мой друг-олигарх... - Хочешь, позвоню главному редактору, чтобы он снова взял тебя на работу?.. Мне это ничего не стоит...
   - Да пошли они все!..
   - А вот это зря.
   - И сам не пропаду!
   - Зря материшься, имею ввиду.
   - Так все матерятся! От бомжа и дерьмократа до олигарха и аристократа! Ну,хотя бы когда приспичит... От нужды и голода любой человек звереет. Как только наступишь кому-нибудь на любимую мозоль!.. В ответ тут же раздастся такое рычание, что рёв тигра покажется овечьим блеяньем...
   - Вот именно! Хорошо, что сам догадался! - оживившись, подхватил мой друг- миллионер... - И кто тебя тянул за язык  ляпнуть богатому человеку о каких-то там разумных потребностях?.. Да это похуже, чем говорить о смерти у постели умирающего!..
   Немного подумав, я невесело, но серьёзно кивнул головой и стал размышлять вслух:
   - Всё, больше никаких "путешествий". Времена Радищева миновали... Лучше оставить людей наедине с их мозолями... Пусть каждый сам лечит свою любимую мозоль, выводит, парит и чешет! Лелеет, наконец, если она и в самом деле настолько болезненна и любима!.. Но я не жалею о перенесённых неприятностях, которые я перенёс во время и после своего  глупого путешествия! Я больше приобрёл, чем потерял: я узнал для себя и на всю жизнь, что в нашем районе все люди в глубине души одинаковые! Вроде бы внешне все разные, и  лицаом, и одеждой, а копни глубже, доберись до нутра... А, может, не только у нас в районе. Что мы, особенные какие-то?.. И из других городов, и даже иностранцы у нас бывают, и все они говорят про жителей нашего района: люди как люди... Даже и не собираюсь спрашивать: а я отличаюсь?.. Потому что заранее знаю, что ответят: человек как человек...
    
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
    
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
   

   
   
 
 
 
   


Рецензии
Уважаемый Карагачин. Более всего согласен с такой фразой из вашей замечательной штучки:" - Зря материшься,"
С уважением, начинающий графоман,
будущий лауреат и проч.

Антоша Робкий   10.11.2009 19:14     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.