Как клюква Ивана от хвори спасла

Жил-был Иван. И была у него жена Пелагеюшка да семеро ребятишек: Тимофей, Ульяна, Параша, Матрёна, Забава, Любомир и Святослав. Жили бы они не тужили, да только осень наступила с дождями промозглыми, ветрами колючими, солнышко спряталось, стало в избе холодно. А холодно стало, потому что дрова заготовить не успели – лень-матушка! И заболела вся семья Иванова, жена лежит лежмя, встать тяжко ей, детки раскраснелись, закашляли. Иван недомогание почувствовал, но встал, надел тулуп и в лес – за дровишками отправился. Семью спасать надо.

А в это время в лесу, оберегаемая от дождей и ветров, росла клюква краснобокая, росла себе в чаще дремучей, нежилась на подушечке изо мха. Внизу – болото тягучее, вверху – ветви ёлок колючие. Волк не пробежит - в болоте увязнет. Птица не пролетит – в ветвях запутается. Не найти клюкву-лесную красавицы никому. Бережно оберегает лес свою ягодку. А клюква только тем и занимается, что целыми днями на мху лежит, да песни горланит. Всё равно до неё ни волк не добежит, ни птица не долетит, а уж человек и подавно не дойдёт. Иногда так грустно ей становится, что сил нет – плачет клюковка, слезьми умывается. Подымает ясны очи к небу осеннему и вопрошает: «Для чего мне на белом свете жить, не понимаю я…» Но молчит угрюмое небо. И, так и не дождавшись ответа, запевает клюковка снова свою песню:

Я клюква краснощёкая,
Живу в глухом лесу.
Я бремя своё, охая
И ахая, несу.

Зачем я родилась в глуши,
Где путник не пройдёт.
Никто не слышит песнь в тиши,
Никто не подберёт.

Я клюква краснощёкая
Красивая вполне,
Но ахая и охая
Живу я в тишине.

И грустно мне и скучно мне
И не с кем поболтать,
О, сосны молчаливые,
Ах, дайте мне понять:

Зачем я родилась в глуши,
Где путник не пройдёт.
Никто не слышит песнь в тиши,
Никто не подберёт.

Вдруг слышит клюковка – сухие ветви на земле захрустели, мох волнами заходил, кашель чей-то вдалеке раздался. «Неужто путник какой отважный до этих мест дремучих добрался?» Видит – и вправду человек – мужик бородатый идёт, за деревья хватается, кашляет так сильно, что столетние кедры содрогаются. Дошёл мужик до того места, где клюковка росла, на ствол кедровый навалился и глаза закрыл. Видно, что плохо мужику, хворь-простуда одолела, температура поднялась, силы на исходе. И так захотелось клюковке мужику этому помочь, так захотелось, чтобы он поскорее выздоровел, что тут же пришла на ум песенка, и запела её клюковка, что есть мочи:

Я клюковка полезная,
Лежу среди болот.
Отведай меня, путничек,
Сорви и сразу в рот.

Я излечу тебя быстрей
Любого снадобья.
Я – клюква витаминная.
Полезна очень я.

Отведай меня, путничек,
Сорви и сразу в рот.
Скорей отведай клюковки,
И хворь твоя уйдёт.

Открыл глаза Иван, слышит – песню кто-то поёт звонким голоском. Потряс головой, протёр глаза – никого нет. Пожал плечами, почесал голову, видит, а клюквы на болоте – видимо не видимо! Попробовал – кииииислаааяяя….бррр… Поморщился, но съел, первую пригоршню, вторую, третью, ест да морщится. Но ест. Потому что чувствует Иван, как ему с каждой пригоршней лучше становится – температура спадает, жар уходит, даже кашель пропал. А сил прибавилось видимо-не видимо! Подивился мужик лечебному действию болотной ягоды, поклонился ей до земли, снял тулуп, завязал концы в узелок, полный тулуп клюквы набрал и вон из лесу. А по дороге дров нарубил вязанку большущую. Приходит в избу – румяный, здоровый весёлый. С бооольшоооой вязанкой дров и поооолным тулупом клюквы. Растопил печь, светло в избе стало, теплооо…хорошооо.. Достал мёду кадушку, перемешал с клюквой и накормил жену Пелагеюшку, да детишек своих семерых: Тимофея, Ульяну, Парашу, Матрёну, Забаву, Любомира и Святослава. Встали все на ноги – бодрые, румяные, здоровые, взялись за руки и пустились в хоровод весёлый с песней для клюковки, что спасла их от хвори-простуды болезненной:

О, клюковка полезная!
Лежит среди болот.
И если заболел ты вдруг,
Сорви её и в рот.

Ведь клюковка излечит всех,
Кто заболел всерьёз.
Всех клюква витаминная
Спасёт, не вешай нос!

О, клюковка полезная!
Сорви и сразу в рот.
Скорей отведай клюковки,
И хворь твоя уйдёт.

Задание: возьми цветной картон – красный и зелёный, клей и ножницы. Вырежи из красного картона кружочки размером 1 см, приклей их на лист зелёного картона, нарисуй на каждой из получившихся ягодок чёрную точку фломастером. Болото с клюковкой готово!


Рецензии