Камера... Мотор... Начали!
Нет, актерского образования у меня нет. Но согласитесь – каждый журналист по-своему актер, ведь сколько раз мне, корреспонденту, приходится входить в образ героя очередной газетной статьи, примерять на себя его судьбу…
Но как мне удалось попасть на съемку, минуя малоприятную процедуру кастинга? Секрет в том, что режиссером фильма «абсолютно случайно» оказался мой друг - Олег Филипенко, к слову, наш земляк-крымчанин.
***
По киношному времяисчислению 44-летний Олег еще молодой кинематографист, однако талантливого и подающего надежды режиссера, как говорится, заметили: всего за три года, после окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров, он успел принять участие в нескольких крупных проектах (таких как сериалы «Зона», «Автономка» , «Шальной ангел») и снять две собственные полнометражные картины «Знак судьбы» и «Осенний вальс».
Работать над «полным метром» в разгар кризиса – дело почти не реальное, многие кинопроекты, до лучших времен, приостановлены. Олег Васильевич, как и большинство режиссеров, нашел временное пристанище в создании столь любимых народом сериалов.
***
На украинском телевидении особой популярностью пользуются т.н. документальные детективы серии канала СТБ «Чужие ошибки». В основе каждой серии – реальная криминальная история . Цель сериала ясна из названия – показать, как не допустить ошибок, которые привели бы к трагическим последствиям.
Когда я приехал, Олег работал над третьим фильмом проекта с залихватским названием «Душевнобольная любовь» (в прокате - "Проклятие белой орхидеи"). До этого были - «Вспомнить всё» и «Авария» (эту серию многие зрители посмотрели вчера вечером). В своей третьей картине для меня нашлась небольшая роль некого Альберта Романовича Панаева - эдакого сноба и бонвивана, коллекционера африканских масок. Про людей подобного сорта мне пару раз приходилось писать на страницах КВ. Поэтому войти в образ было совсем не сложно.
***
…Вру, конечно. Десятки дублей… После каждого неудачного, хотелось бросить всё… И только понимание ситуации как режиссера, так и всей съемочной команды, вдохновляли на продолжение работы. Подбегала Вероника-гример, вытирала пот с моего лица, щекотала кисточкой с пудрой по моей физиономии. После чего, неспешно, помощник режиссера Валечка Селентьева «отбивала» очередную сцену «хлопушкой», и снова звучал усталый голос Олега: «Камера.Мотор…Начали!».
***
Главные роли, понятно, в фильме исполняли профессиональные актеры, как правило выпускники Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. К. Карпенко-Карого. В ролях поменьше, в эпизодах были задействованы «люди с улицы», но, каждый из них имел отношение к какой-нибудь любительской студии или театру, коих в Киеве немеренно. Учитывая весьма скромные, даже для Крыма, гонорары смею утверждать, что актеры работали исключительно из-за любви к искусству.
В одной сцене моя жена (т.е жена коллекционера), пытается задушить своего мужа-ловеласа. Сцена не впечатляла режиссера:
- Лена, кто так душит? И вообще, что это за актриса? Где вы ее взяли! Может поехать в театральное училище и пригласить первокурсницу?
Ох зря, он это сказал Лене… В общем, сцена с удушением в фильме удалась….Коллекционеру едва хватило сил разжать цепкую хватку обманутой и доведенной до помешательства супруги!
***
На съемочной площадке царил сухой закон – ни капли спиртного, даже пива! Минералка, кофе, чай, печенье- сколько угодно и когда хочешь, а спиртное… Так что марочный коньяк мой герой цедил с отвращением – это была, приготовленная художником Александром Велинским, малопитная жидкость вроде водопроводной воды подкрашенной чаем.
А вообще есть особенно и не хотелось: рабочий водоворот так затягивал, что забывали про всё… И все же делали перерыв на обед: на съемочную площадку доставляли пластмассовые судочки с теплым супом, котлетами, салатом… Ничего не ел вкуснее тех, заработанных а к т е р с к и м трудом блюд!
- Как тебе обед, Олег? – спросил я задумавшегося о чем-то режиссера
- Не знаю…- ответил Филипенко. - Я вкуса что-то не различаю…
Олег уже жил мыслями о работе над следующей сценой.
***
В одной из сцен чужая кровь брызжет коллекционеру в лицо (на очки)…
Кровь, ясное дело, бутафорская. Но это не чернила, ни кетчуп, не красный джем. Фальшивую кровь для фильмов приобретают в специальных «киношных» магазинах: там можно купить различные виды крови - артериальную, венозную… Стоит не дешево, но зато по внешнему виду от настоящей не отличишь. И еще, она отмывается проще.
…Но время на съемку в обрез. Надо снять с одного дубля. А это значит, я не имею права моргнуть, улыбнуться, а должен застыть с ужасом на лице.
Такое «тонкое» дело режиссёр не доверяет никому и сам со шприцом заправленным красной жидкостью подходит к моему герою, который читает книгу и ест хлопья с молоком.
Камера. Мотор. Начали! Я на секунду отрываюсь от еды, чтобы увидеть нечто ужасное… Струя крови бьёт мне в лицо. Кровавая капля падает в тарелку с молочной едой. Жуткая эстетика смерти…
Снято! Все довольны. Все смеются…
***
Никогда бы не подумал, что творческая атмосфера на съемочной площадке зависит не только от режиссера, актеров, но и от «техников» - звукорежиссера, осветителей, художника, операторов. Все работали четко и слаженно. К примеру, приятно удивило мастерство Александра Химича и Сергея Валова – молодых, но уже вполне опытных операторов.
И тем не менее съемки зачастую продолжались за полночь. Задержки зависили не от съемочной бригады, а от всевозможных накладок. Так, однажды хозяин элитной квартиры, в которой проводились съемки очередной сцены, передал нам ключ от входных дверей … на пять часов позже намеченного! Все это время съемочная группа с аппаратурой ждала в громадном общем коридоре. Проходящие соседи ехидно поглядывали на нас и понимающе кивали:
- Опять порнуху снимать приехали!
Как оказалось, такой вид киноискусство для Киева не в диковинку.
***
Одну из постельных сцен снимали далеко за полночь. В ней был задействован главный герой, член Национального союза театральных деятелей Владлен Портников, игравший «босса». В кадре он должен был просто спать. Владлен Александрович, устроился на кровати, укрылся одеялом… До сцены оставалось еще минут пятнадцать («светики» переустанавливали аппаратуру). Тогда Портников обратился к помощнику режиссера с импровизированным каламбуром:
- Валечка, я пока посплю, а когда мне нужно будет спать – разбудите!
***
Когда в затянувшихся съемках нависала нервозность, всегда находился кто-то, кто смог разрядить обстановку. Так, перед тем, как очередной раз Вале предстояло выйти с «хлопушкой», Саня Химич вместе со звукорежиссером Юрием Расторгуевым (а почтенный казалось бы человек!) …склеили хлопушку двусторонним скотчем!
- Сцена 94 , дубль… - произнесла Валя, но открыть хлопушку не смогла…
Дальше последовала почти немая сцена, как у Гоголя (посмотреть этот эпизод можно в интернете на Youtube - http://www.youtube.com/watch?v=IdZefJLt_l8 )
***
Дома рассказывал жене о своих необычайных приключениях. Показывал фотки.
- А это мой герой коллекционер после автокатастрофы…
Жене вдруг, по настоящему, стало дурно… Она выбежала из комнаты, и другие снимки смотреть отказалась. Да, наш гримёр оказалась на славу!
А вот про обстоятельства другой сцены супруга расспрашивала дотошно:
- Так, говоришь, у тебя были кадры с поцелуями…
- О да… - ответил я, мечтательно попыхивая трубкой. – Как я благодарен Олегу за то, что он дал мне роль героя-любовника, а не, скажем, старого педераста!
- Ты мне зубы не заговаривай, - ворчала жена, - целовались как: понарошку или на самом деле?!
И вот тут я едва не обиделся на жену:
- Ты что меня, за мальчика считаешь! – возмутился я. – Мы работали над серьезным фильмом! Неужели ты могла подумать, что мы целовались не по-настоящему!!!
***
Сказал, и расплылся в сладострастной улыбке…
Фото Алексея Васильева
НА СНИМКЕ:
(Слева направо)Художник Александр Веленский, с хлопушкой - Алексей Васильев, над ним в черном - оператор Александр Химич, режиссёр Олег Филипенко, помощник режиссера Валентина Селентьева, в красном - звукорежиссер Юрий Расторгуев, оператор Сергей Валов и осветитель... забыл как зовут.
***
Сокращенный вариант этой статьи опубликован в газете "Крымское время" 22 октября 2009гю,
№109(2786)
Свидетельство о публикации №209102100567