ВЕРАятность

- …
- …
- Ну а что для тебя тогда вера, брат? Веришь ли ты в Бога?
- Не знаю. Не верю я как-то. Тебе с верой комфортно живётся, а мне без. К чему такие разговоры?
-  Мне интересно, как можно жить, не веря в чудеса и незримую силу, что нас окружает?
- Просто и спокойно. Мне тридцать три. Семья есть, дети. Я счастлив и здоров, не веря в Бога. Нет необходимости. Я всего сам добился в жизни.
- Ты считаешь, что должна быть необходимость? – уставился Дэвид с застывшей у вилкой рта на брата?!
- Конечно! У меня на это свой взгляд. Может тебе будет неприятно, но я продолжу, раз уж подняли эту тему.
- Я весь во внимании, Гаррет – сказал Дэвид, теребя на груди серебряный крест.
- Я считаю, что церковь и Бог появились неспроста. Их выдумали люди. Объясню сейчас. Я – рационалист, и не считаю, что Земля и всё живое на ней появилось благодаря словам. Во Вселенной невероятное количество планет. По теории вероятности как минимум на одной из них могли сложится внешние факторы так, чтобы появились молекулы, которые с течением времени преобразовались в простейшие организмы…
- Послушай, я читал учебник по биологии в школе, Гаррет…
- Постой! Не прерывай. Я постараюсь максимально подробно описать моё отношение к вере и Богу. Так вот. Я придерживаюсь теории эволюции. Пусть даже жизнь занесло с метеоритом  или ещё чем-нибудь, но это не важно, значит, он прилетел из тех уголков Вселенной где есть жизнь или столкнулся с той планетой… Не важно! Итак, пропустим много-много лет эволюции организмов… Кстати, мне всегда резало слух когда люди говорят, что Дарвин считал, что человек произошёл от обезьяны. Это чушь! Или пробел в их знании, или виноват некомпетентный учитель по биологии… - замолк Гаррет, прикуривая сигарету, - короче чушь всё это. Дарвин говорил, что у человека и обезьяны общий предок, а это совсем разные вещи… Ну ладно, вернёмся к нашей теме. Зарождение жизни, я считаю – ничтожная вероятность самого возрождения помноженная на несметное количество мест для возникновения этой вероятности - астрономических тел. Простая математика.
- Хм…интересно, - улыбнувшись ответил Дэвид откинувшись на стул.
- Так вот люди, бегающие полуголые в шкурах, методом проб и ошибок познавали Мир. Что есть можно, а что нельзя, что лечит, а что убивает. Из всего множества племён более сильные захватывали слабых, и так продолжается до сих пор, только теперь они превратились в нации и государства. Извини, опять отвлекаюсь, - нагнувшись, сказал Гаррет и стряхнул пепел, - Вполне вероятно, что один из жрецов или целителей или ударился головой, или съел что-нибудь галлюциногенное и опять же по теории вероятности правильно предсказал цепь каких-нибудь событий. Когда они сбылись соплеменники стали ему верить, просить совета и так далее. Будучи людьми неглупыми жрецы трактовали какие-нибудь явления в свою пользу, пользу племени. Рос авторитет, люди выздоравливали, племена выигрывали битвы. Соплеменники доверяли жрецу и верили в своих богов. Я бы просто объяснил это не божественной силой. Не-е-ет, - протянул Гаррет и погасил сигарету. – Это психосоматическая реакция. То есть в то что человек верит, а больной верит в исцеление, голодный - в удачу на охоте, солдат в то, что их Бог защитит в битве и победа будет обеспечена… Этот эффект научно доказан и придаёт человеку те способности о которых он и не подозревал. Например, мама ребёнка попавшего под машину может перевернуть машину, чтобы спасти младенца… Случаев много… К примеру, человеку с завязанными глазами внушали что дотронутся до него раскаленным стальным прутом и внушали так, что он сам поверил, без особых гипнотизёрских методик, просто чтоб поверил в это, поверил его мозг, мышцы и каждая клетка организма. И когда к нему прикоснулись обычной деревянной палкой, то увидели, что на этом месте ожог. Я уже не говорю как вера исцеляет или замедляет тяжёлые болезни. Таких примеров тысячи. Вот тебе и пожалуйста, - смотря прямо в глаза собеседнику улыбнулся Гаррет. – Итак, подведём черту под племенами. Сейчас-то мы думаем как глупо, что принося в жертву девственницу, племя надеялось увеличить урожайность или прыгая и стуча палками они взывали к богам, чтоб скорее пошёл дождь. Логично?
- Ну, в принципе я согласен, - нехотя протянул Дэвид и запил паузу красным вином.
- Итак, выжили сильнейшие племена со своими богами, традициями и верованиями. Разные племена, общины – разные и религии… Что дальше? А дальше схема проста! Короли, цари и все кто властвует, даёт церкви землю, деньги, защиту и другие материальные блага, взамен церковь ведает народу те страхи и моральные правила которые служат для того, чтобы людьми было проще управлять. Народ же взамен покорности и праведной жизни получает мифический рай после смерти, наличие которого нельзя доказать. Его отсутствие впрочем, тоже, на что и делают упор священнослужители. Зато ад описан ярко: с чертями, котлами с кипящим маслом и прочими физическими муками.
Отхлебнув вина, Гаррет наспех продолжил:
- Ведь власти не нужны бунты, слухи о разбойниках и головорезах, которые не дают покоя торговцам и земледельцам, в общем, всё то, что может понизить авторитет правящей элиты. Проще ж управлять миролюбивыми и честными людьми которые предпочтут верить в хорошую жизнь, терпеть тяжёлую физическую работу и высокие налоги, чем хватать оружие и осаждать замок, в котором всегда свежие яства и вино льётся рекой. Очень же хитро придумано! Детей крестили с младенчества в бессознательном возрасте, важные моменты в жизни любого человека такие как рождение ребёнка, венчание и наконец, похороны пронизывала религия. Она всасывалась с молоком матери. Людей морально контролировали всю жизнь. Инакомыслящих же презирало общество – мало кому хотелось быть изгоем и лишиться счастья на небесах. А тех кто осознавал и пытался бороться - преследовала инквизиция, действуя крайне жестоко, чтобы сломить человека и обратить в свою, выгодную власти веру. А кого не удалось сломить - жестоко пытали и прилюдно казнили самыми мучительными способами, чтобы остальные боялись. Конечно же правящая элита это одобряла…
- Но ведь вера сплочала людей в борьбе с врагами, помогала неимущим, давала надежду и жизненную силу верующему! Разве не так? – возбуждённо отреагировал Дэвид.
- Скорей всего да… Но какой ценой? Ценой десятков или сотен тысяч жизней? Что же это за боги такие, которые никак не насладятся кровью стольких людей? Людей мыслящих! – перешёл на крик Гаррет и, быстро осушив до дна бокал, продолжил. – А людей необразованных кормили верой. Ведь только элита и священнослужители получали образование, только их учили грамоте и письму, чтобы выдумывать и распространять историю богов. Библия, Коран и другие книги – плод воображения слепых фанатиков, не подкреплённые фактами, но должен отдать должное – это великий пиар проект. Браво! Как сказал Вольтер: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать».
- Ну, это уже богохульство! – покраснев от возмущения, крикнул Дэвид.
- Богохульство? – с не меньшим возмущением ответит Гаррет, – А сколько людей погибли от рук террористов которые прикрываются священной войной? Сколько семей пострадали, сколько домов разрушено, сколько скорби и ненависти выплеснули люди в наш мир? Ты об этом думал? Раз ты миролюбивый католик, то считаешь, что не имеешь никакого отношения к Аллаху? Вы все узники одной и той же системы – религии!
- Я добропорядочный гражданин свободной страны! Я никому лично не причинил вреда! Я…
- Ты также веришь в красивую загробную жизнь, как и верили террористы, что врезались на самолёте в башни-близнецы! Что ты скажешь тёте Люси, чей сын сгорел заживо во Всемирном Торговом Центре? Кому и за что он отдал свою жизнь? За веру?..
- Хватит! – не выдержав напора брата, крикнул Дэвид.
- Ладно, не горячись. Я вошёл в раш, - более спокойно ответил Гаррет и, наполнив бокал вином, сделал два солидных глотка.
- Зря я поднял эту тему. И так, редко видимся после смерти отца, ещё и поссорится нам не хватало.
 - Нет, не зря! Мы взрослые мужчины. У нас за плечами годы обучения в престижных университетах и достаточный жизненный опыт, чтобы рассуждать на такие темы. Давай только не будем обсуждать, что данный террористический акт, как и большинство, это правительственные заказы, не имеющие ничего общего с церковью и добропорядочными гражданами. Я даже не удивлюсь, что эти заказы окажутся правдой. Как я уже говорил, у правящей элиты и церкви довольно тесные и взаимовыгодные отношения.
- И какое же твоё истинное отношение к религии? Неужели ты не во что не веришь?
- Ну, во-первых, у меня такое же отношение как у мальчика из одного анекдота, может слышал? В одной из исламских школ на уроке учитель сказала детям: «Дети, вы все знаете, что Аллах – единственный и всемогущий Бог. Так давайте же воздадим ему хвалу и докажем свою верность. Вот портрет лже-царя небес Иисуса – плюньте в него». Все дети с радостью исполняют просьбу, однако один мальчик стал напротив портрета и, посмотрев на него, спокойно отошёл в сторону. «Почему же ты не плюнул?», - обратился к ученику преподаватель. «Ну, я считаю, что если Его не существует, то какой смысл плевать, а если всё-таки христиане правы, то зачем мне проблемы?», - улыбнувшись, закончил анекдот Гаррет и, увидев, что лицо собеседника не выражало никаких эмоций, продолжил, - Вот и я как этот мальчик отношусь к Богу, верующим и церкви. Я не бью витражи храмов, не сжигаю Библии и Кораны, веду себя спокойно и уважаю выбор остальных. Я считаю, что людям с верой легче жить и преодолевать трудности. Ну, а во-вторых, как тебе такой афоризм, не помню кто сказал, к сожалению: «А не оскорбляют ли верующие религиозные чувства атеистов?». Что скажешь?
- Ты сказал, что вера необходима человеку, что так жить легче. Так чем же тогда плоха религия? Я не понимаю, - улыбнувшись про себя, сказал Дэвид, чувствуя, что наконец нашёл слабое место в атеистической броне брата, и запил свою маленькую победу вином.
- Чем плоха, я уже, как мне кажется, подробно объяснил. А верить можно и нужно…в удачу, например, в хорошее и светлое, в свой талисман, наконец. Главное во что-то верить. Что-то своё, это поможет в трудную минуту, поможет вовремя сосредоточиться и сделать правильный выбор. Так гораздо правильней и честней. Да, это не обещает беззаботной жизни на небесах, однако, никто не знает, есть ли она вообще. Ну, я уже говорил, как можно выгодно пользоваться страхами. Уж слишком простая и хитрая система: согрешил – подай милостыню людям, что сидят у церкви и тебе простят ошибки. Я уже не говорю о том, что эти «босяки» зарабатывают как мы, а то и больше. А молитвы? Кто их вообще придумал? Неужели к Богу можно достучаться, используя только специальный набор слов? Что за чушь? Если бы я был верен Ему, то общался с ним на своём языке и в угодное мне время, а не по утрам в воскресенье. Он же вездесущ и всемогущ. И ещё я читал в Писании, что Бог любит каждого. Значит, даже если Он существует – полюбит и атеиста и любого другого человека. Зачем тогда строить церкви и так далее? Сказали бы людям священники, что Он всех любит и всё. Но это же не выгодно потерять такую власть и прибыль… неужели это всё нужно Богу? Не знаю, не знаю... – спокойно закончил Гаррет, чувствуя, что посеял зерно сомнения в брата, который потупив взгляд смотрел на играющие в камине угольки.
- О! Уже почти двенадцать. Как быстро пролетело время. Мэрри уже должна забрать меня, - посмотрев на часы, сказал Гаррет и, поколебавшись, направился в прихожую.
Свет фар осветил лужайку перед домом. Братья молча, но тепло пожали друг другу руки. Гаррет открыл входную дверь и не спеша вышел.
- Храни тебя Господь, надрывисто сказал Дэвид на прощание и робко помахал сидевшей за рулём Мэрри рукой.
Машина вскоре отъехала. Дэвид стоял на пороге дома и смотрел на ясное звёздное небо, чувствуя, как скупые слёзы обжигали щёки.


Рецензии