П А Р И

Летчики сидели в душном классе и ожидали, пока синоптики столкуются с «небесной канцелярией»: окрест аэродрома каруселью ходили иссиня-свинцовые тучи, которые давали на экранах локаторов мощные грозовые засветки.

Командир полка подполковник Грибанов вызвал к себе дежурного метеоролога. Через несколько минут старший лейтенант с туго свернутыми синоптическими картами подмышкой остановился на пороге кабинета, вопросительно глядя на командира.

Грибанов встал из-за стола, подошел к окну и забарабанил по стеклу палцами. Обернулся:

-Вот что, «простыни ваши на сей раз не будем разворачивать. И так ясно – полеты в запланированное время не состоятся. На нам сегодняшняя смены во как нужна, - Грибанов черкнул себя ребром ладони по горлу. – Надо молодежь на крыло поставить, закрепить практику полигонного бомбометания…

Старший лейтенант пожал плечами: мол, от нас погода мало зависит.

А Грибанов продолжал:

-Сколько времени надо, чтобы эти тучи из района нашей «точки» убрать?

Дежурный синоптик снова пожал плечами.

-Если б это от нас зависело… По нашим данным – через полтора часа метеоусловия здесь будут самыми что ни на есть летными…

-А в районе полигона?

-Там и сейчас видимость – миллион на миллион. По нашим данным, - повторил метеоролог.

-Знаю я ваши данные, -улыбнулся Грибанов.- Ветродуи, несчастные. Вот слетаю сам на разведку погоды – нос вам, пожалуй, и утру… А к этому времени и ваш прогноз на погоду в районе аэродрома оправдается…

С этими словами командир полка взял со стола «лукошко» защитного шлема и направился к двери.

… Летчики все так же сидели в классе, все ждали «у моря погоды». И, как водится в часы такого вот вынужденного безделья, между ними шел неторопливый треп.

А, когда, кажется, все темы были исчерпаны – о футболе, о последнем фильме, что вчера смотрели по телевизору, капитан Кочнев сказал:

-Ну-ка, лейтенант Диденко, пожалуйте к доске. Изобразите нам графически и обоснуйте теоретически аэродинамические силы, действующие на самолет в момент ввода его в пикирование на полигоне…

Диденко подошел к доске. Взял мел, быстро набросал график, написал формулу, другую… Затем повернулся к командиру звена:

-Довольно? Ограничимся этим или продолжать, товарищ капитан? Да уж поднадоело – одно и то же… Формулы, схемы, графики… Когда у ж  к практике приступим?

-А вот сегодня и начнем на практике отрабатывать, - спокойно парировал выпад подчиненного Кочнев. – Кстати, вы в своих расчетах один  - но весьма важный – коэффициентик упустили…

-Какой еще? – встрепенулся Диденко.

-Тот, который – негласно, конечно, называется «коэффициент обалдения».

В классе наступило оживление.

А Кочнев продолжал:

-Коэффициент этот выведен давно. Очень давно. А суть его в том, что, если на земле усвоил упражнение на «четверку», то в воздухе можешь рассчитывать только на «трояк».
Посему – главная заповедь – тут надо готовиться на пять с плюсом!

-Вы еще напомните нам о том, что обложка наставления по производству полетов оттого красного цвета, что, дескать все летные законы кровью написаны, - подал голос кто-то из аудитории.

Кочнев ничего не успел ответить подчиненному, так как внезапно ожил динамик связи вынесенного в класс канала радиосвязи:

-Ноль пятнадцатый, удаление… На посадочном…

-Понял! – отозвался слегка искаженным  от помех голосом подполковник Грибанов.
Это он заходил на посадку.

Летчики подошли к окнам класса и стали вглядываться в небо справа. Туда, откуда вот-вот должен был появится разведчик погоды.

Вскоре они увидели, как, упрямо боднув облачность, на глиссаде снижения показалась темная капелька «спарки»,обозначившая себя светом фар.

Через несколько минут самолет приземлился и зарулил на стоянку.
Открылись запоры фонаря кабины. По стремянке неторопливо спустился комполка. За ним – командир эскадрильи майор Свешников.

-Держу пари, что ровно через тридцать секунд мы узнаем,
будут сегодня полеты или нет, -обернулся к товарищам Диденко.

-Каким это образом? – спросил его лейтенант Рожкован.

-Все до предельного просто. Если командир прямо к нам направится – будем летать! А в штаб поедет – опять формулы на доске чертить придется…

Летчики увидели, как подполковник Грибанов отдал какие-то распоряжения инженеру эскадрильи и зашагал к летному домику.

-Эх, и дадим сегодня копоти полигонщикам! –Диденко довольно потер ладони. – Пусть загодя материалом для изготовления новых мишеней запасаются. Расколошматим нынче их под орех…

-Раньше зайцы скромнее были, - резонно заметил стоящий рядом с Диденко старший лейтенант Кожевников.

-А пари – слабо?- не унимался Диденко. –Ставлю свой «цифровик» «Никон» против… Ну, хотя бы против того, что вы всем звеном будете меня, в случае вашего проигрыша, шоколадом целый месяц откармливать… Идет?

-Товарищи офицеры! – подал команду, заметив вошедшего комполка капитан Кочнев.

-Прошу садиться, - подал знак подполковник Грибанов.

Он взял указку, подошел к доске, где была размещена схема полигона.

-Работаем сегодня по следующему плану…

… Предполетные указания закончились, и летчики, явно обрадованные тем,что, наконец-то, установилась летная погода, направились на самолетную стоянку.

-Не забудьте про пари, - напомнил сослуживцам Диленко. –Мне – направо. Общий привет!

К своей «ласточке» Диденко шел, насвистывая мотивчик:»То-ре-адор, сме-лее в бой…»
У истребителя-бомбардировщика хлопотал техник – старший лейтенант Вронцев. Увидев летчика, он быстро собрал в инструментальный ящик ключи-отвертки.

-Товарищ лейтенант…

-Вольно, товарищ Вронский, вольно! – оборвал доклад техника Диденко.-Порядок в авиации?

-Так точно! – поддакнул Вронцев.

Диденко все же – как положено – обошел самолет, попинал ботинком «дутики» колес, покачал штангу приемника воздушного давления, занырнул в нишу шасси – все в порядке. И поднялся по стемянке в кабину…

Басовито заурчала турбина, потсепенно переходя на более высокие ноты. Диденко бросил взгляд на техника, стоящего рядом с самолетом. Вронцев поднял вверх оттопыренный большой палец: мол, все в норме. И условным жестом дал «добро» на выруливание.

Через  несколько минут Диденко оторвал ракетоносец от «взлетки», набрал заданную высоту и вывел самолет курсом на полигон.
 Под крылом потянулись желтые поля, кое-где перечеркнутые пунктирами дорог, тронутые красками осени кустарники… Блеснула на солнце стеклами оранжерея… Остались позади игрушечные кубики домов деревеньки…

Подходя к полигону, Диденко перешел на канал связи с руководителем полетов.

-Ноль двадцатый, - разрешите работу!

-Действуйте!

Получив подтверждение, что полигон свободен, летчик вывел истребитель-бомбардировщик на боевой курс.

В расчетной точке отдал ручку управления от себя. Самолет клюнул носом и устремился в пологое пике…

Все ближе, ближе полигонная земля – рыжая, выгоревшая трава с черными проплешинами… Диденко до хруста шейных позвонков завращал головой: где-то тут должна быть ракетная установка «противника».

«Ага, вот ты где, голубушка, притаилась, - проговорил он про себя, щаметив рядом с овражком замаскированную «сигару»…

Диденко боковым зрением зафиксировал показания приборов: высота-скорость-перегрузка… И нажал боевую кнопку!

Самолет вздрогнул. Казалось, он слегка взмыл, освободившись от груза. Летчику нестерпимо хотелось посмотреть на результаты своей работы. Но он знал, что на подходе к полигону – другие экипажи. И болтаться над полигоном не положено. Поэтому он, не дожидаясь, пока руководитель полетов подтвердит результат боевой работы, быстро переключил радиостанцию на канал связи аэродрома и после энергичного маневра взял курс на «точку».

Когда до аэродрома оставались считанные минуты полета, в наушниках раздался голос руководителя полетов:

-Ноль двадцатый, идете с бомбами. С бомбами идете!

«Как – с бомбами? - обожгла мысль.- Я же нанес удар…»

Диденко лихорадочно зашарил глазами по кабине. И вдруг увидел, что тумблер сброса стоит в положении :»баки»…
«Значит, я баки сбросил вместо бомб?»- запоздало догадался летчик…

Но сейчас было не до самокопаний в душе. Самолет уже находился на подходе к дальнему приводу.

Диденко точно по линеечке вывел самолет на глиссаду, выровнял машину и осторожно притер истребитель-бомбардировщик к ВПП…

Когда ракетоносец, сдерживаемый тормозным парашютом, замедлил пробег, Диденко увидел рядом со «взлеткой» аварийный тягач, машину «скорой помощи» … Только сейчас до него дошла вся серьезность ситуации… Садиться с бомбами – это уже ЧП…

Зарулив на стоянку, Диденко отстегнул привязную систему и спустился на бетонку. Не зная, куда спрятать глаза, пошел на доклад к командиру. Время, за которое он преодолел эти сорок-пятьдесят метров, показались ему вечностью.

А в мозгу вертелось:» Сейчас надолго от неба отлучат, факт… Раньше зайцы – скромнее были…»

Вечером Диденко принес командиру звена свою фотокамеру:

-Проиграл я пари, держите, товарищ капитан. Пусть ребята пользуются…

-Дурак ты, Диденко, дурак… В рубашке ты родился – радуйся… Можешь поставить свой «Никон» на автосьемку и сфотографироваться. На память. Ведь у тебя сегодня, считай, второй день рождения…


Рецензии
Правильно не "коэффициент дурака", а "коэффициент обалдения".
А отбомбиться баками, направляющими НУРС вместо бомб, это запросто. Они же заразы на те же держатели что и бомбы подвешиваются. Только как правило, в этом больше повинны не лейтенанты (те по пять раз перепроверят селективный выбор), а руководящий состав.)))))

Стар Лей   10.03.2010 14:43     Заявить о нарушении
Согласен - именно ОБАЛДЕНИЯ...
Сейчас исправлю.
Как это меня угораздило так описАться...
Насчет бомб-баков...
Я все же обвинил бы летчика... Ведь ком. звена или комэска в тот раз в кабигне не было...
Спасибо за доброжелательный отклик!
По аватару видно, что Вы - тоже авиатор!
С уважегнием,

Леонтий Исаков   10.03.2010 15:18   Заявить о нарушении
Был случай, когда на ночных полётах сбросили блоки вместо бомб, после возвращения, в темноте спокойно одели чехлы от блоков на бомбы и ушли. Выяснилось через неделю.

Стар Лей   10.03.2010 15:59   Заявить о нарушении
Улыбнулся...
Значит, ВСЕ ЖЕ бывают случаи, когда "путают" бомбы с баками или НУРСами?
Представляю реакцию техников через неделю, когда они вместо направляющих узрели под фюзеляжем... бомбы!
Удачи!
На досуге полистаю Вашу страничку. Думаю, что-то интересное там есть, не так ли?
С уважением,

Леонтий Исаков   10.03.2010 16:24   Заявить о нарушении
Путают к сожалению.

Стар Лей   10.03.2010 16:30   Заявить о нарушении
Вот здесь, всего один переключатель не в то положение и... )))))
http://mi-24v.users.photofile.ru/photo/mi-24v/2615462/135511890.jpg

Стар Лей   10.03.2010 16:35   Заявить о нарушении
Посмотрел на приборную доску - как в прошлое ьокунулся...
Я ведь начинал службу ратную на СУшках... Еще в 1969 году...
Был техником-АОшником.

Леонтий Исаков   10.03.2010 17:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.