Монастырь. Часть 12

                Правка 2
- Хочешь, я  расскажу тебе сказку?! – отец Иосиф медленно приблизился к Наталье и нежно прикоснулся к щеке губами. Минула ровно неделя с начала поисков и того памятного своей успешностью дня, когда в самом начале расследования, Наталье удалось обнаружить местоположение кельи Блаженного Никодима. В тот день им обоим потребовались огромные усилия, чтобы сдержать свои чувства и никаким  жестом не выдать свою ни с чем несравнимую радость.
Как только Иосиф вернулся в библиотеку, и Светлоярова сообщила ему о полученной информации, решено было для вида ещё пару часов поработать в библиотеке, а потом Наталья вернулась в город, к себе в гостиничный номер. Так и сделали. В течении недели Наталья регулярно посещала монастырь и успела исходить его вдоль и поперёк, тщательно фотографируя все постройки, отдельно фиксируя замеченные трещины в стенах и фундаменте, пятна плесени, свидетельствующие о повышенно влажности в помещениях,  не преминула поинтересоваться у настоятеля наличием подземного комплекса. Григорий ничего не заподозрил в совершенно, как ему казалось, безобидном вопросе эксперта.
Да, конечно же, подземные катакомбы имеются, и они использовались  как составная часть монастыря ещё в древности, практически с самого начала основания и функционирования монастыря. Да, конечно же, вход в них имеется и сейчас, но остался один-единственный из уцелевших, остальные давно замурованы и не действуют. На вопрос Светлояровой о причинах такого пренебрежительного отношения к подземельям, настоятель ответил, что пользоваться катакомбам перестали ещё в начале двадцатого века, то ли, по причине отсутствия желающих лезть под землю для свершения подвигов духовных, то ли, ещё почему, но, в общем  с начала прошлого века, подземелья запустели и были заброшены. Ходы в них замуровали, оставили только дин, ныне сохранившийся. Советская власть тоже не поощряла мистические созерцания в подземельях и потому, лишь подтвердила их замурованность, хотя монастырь не тронули – он остался одним из немногих действующих на территории страны, в течении всей советской эпохи.  Да, конечно же, он нисколько не возражает, чтобы они были обследованы, тем более, что в связи с их большой древностью может возникнуть опасность их обрушения и проседания монастыря в пустоты. Да, сестра Наталья, вы смелая женщина, что хотите, не дожидаясь специалистов отважиться залезть в них, но Григорий порекомендовал бы, вам все-таки дождаться приезда спелеологов.
Да, разумеется, именно так она и поступит, можно будет  попробовать договориться со спелеологическим командами из ближайшего крупного центра, мотивируя это высоким именем Эрмитажа, но пока, она предпочла бы всё-таки сделать предварительный осмотр,  вдруг что срочное выявиться? И уж тогда…
На том и порешили. Светлояровой будет дан допуск, как только она сочтет нужным, вот и отца Иосифа могут дать в провожатые. А ещё лучше молодого шустрого парня! Есть тут у нас в Холмореченске паренёк, лет двадцати пяти, кажется, не более, так вот он наш местный энтузиаст-исследователь, в том числе и недр земных. За годы свои младые уже успел облазить все окрестные пещеры, овраги, провалы, воронки и многое-многое-многое…. Так вот, он наверняка в провожатые подойдёт!... Да, это было бы весьма кстати и мило с вашей стороны, отец Григорий!...
Парня звали Максимом, среднего роста, худоватый, с веснушчатым лицом, он сразу дал согласие помочь в ползании под монастырем, даже не стал просить о награде, хотя Светлоярова сказала, что определенную компенсацию в денежных знаках она может предоставить, но Максим наотрез отказался, сказав, что сама мысль о монастырских пещерах ему служит компенсацией!... Как только, уважаемый гость из северной столицы пожелает испачкаться глиной, то он будет тут, как тут!...
Для приличия пришлось поначалу отнекиваться: мол, парень не специалист-спелеолог, а простой любитель и случись что, их всех взгреют по первое число за привлечение человека со стороны.… Но отец Григорий уверил её, что Максим человек вполне в этих делах опытный и может запросто дать фору любому профи.      
- Знаешь, что я тебе скажу, птица?! – доверительно приблизился к лицу Натальи Иосиф. Фразу он взял из известного шуточного мультфильма «Крылья, ноги и хвосты».
Наталья оценила воспоминания детства, улыбнулась, вопросительно взглянул в глаза священнику.
- Так, вот, мой дорогой эксперт… - Иосиф постоял, заложив руки за спину, покачался, переходя с каблуков на носки. Затем склонил голову к правому плечу, и хитро улыбаясь, тихо, почти шепотом, сказал:
- Я полагаю, да нет, я знаю наверняка, что келью уже пытались искать! – и, наклонившись ещё ниже к женщине, перешёл на полный шёпот:
 - Помнишь о пожаре в храме, в 1735 году?! Да!.. Так вот, это – следы, а вернее последствия неопрятного вмешательства, следы магической ошибки, случившейся, при проведении  операции по снятию защитных заклинаний и вскрытию кельи старца Никодима!.. – и загадочно подмигну Наталье.
- То есть? – Наталья удобно устроилась на стуле, положила нога на ногу. Вопрос прозвучал спокойно, после образа подземелий, явленного по Милости Божьей и, благородя способностям Светлояровой,  многие вопросы уже оказались разрешенными сами собой, и, теперь, оба искателя пребывали в спой спокойно-возвышенном настроении.
- А, то и есть – Иосиф, пододвинул стул, принесённый от первого столика вначале библиотеки, сел и подавшись верёд, положил голову на сложены на столе руки: - то  есть, моя милая, что существуют весьма малоизвестные магические способы воздействий – и на людей, и на ситуации, при помощи религиозных обрядов. а точнее, встраивание магических операций в обычные религиозные церемонии,  подобные практики существуют, ну, во всяком случае существовали и в христианстве,  в исламе, да и на Востоке, я полагаю, они тоже знаемы тамошними магами…
- Наталья тоже подалась вперёд, в её глазах зажёгся интерес: - так ты полагаешь, что…
- Да, да, да!.. Именно! Кто-то, уже тогда, ещё в далеком 1735-м, осмелился испробовать такой способ и, увы, проиграл - вместо успеха, случился грандиозный пожар!... Впрочем, пожар всегда указывает на следы неправильных магических действий, причем, люди зачастую  и не подозревают, что совершают в своей повседневной жизни магические действия, а, к тому же, если их совершать ещё   правильно, просто заигрывавшись, то можно получить пожар – нарушено взаимодействие со Стихией Огня, вот и всё!...
- Так ты противоречишь сам себе, - Наталья удивлено развела руками. – Пожары, а особенно в те времена да ещё в отдалённых провинциальных городках отнюдь не редкость и, вызваны они, бывали, как правило, неосознанными магическими действиями, как и любой пожар, вообще, это широко известный постулат!.. Но тогда, просто выходит, что и тот пожар в церкви – из ряда обычных явлений той поры! Ну, да, что-то нарушили всуе, один раз, другой, третий, вот и получили дисгармонию с Огнём, вот и поучайте, пожалуйте дамы и господ,  точнее, монахи и монашенки!.. – тихо рассмеялась..
Иосиф отрицательно замотал головой:
- Нет, нет и нет!.. Это был не обычный пожар! Вспомни, силу пламени, описанную в хрониках,  и делах тоже!.. – откинулся на спинке стула и  вновь хитро улыбнувшись, закончил неожиданно:
- К тому же, я уже посмотрел ситуацию ретроспективно… - выжидательно посмотрел на Наталью, ожидая её реакции. Но она осталась выдержанной, хотя по её лицу было видно, что её крайне заинтересовало сказанное.

-Да,- с наигранным  видом опустил покаянно голову,-  да, каюсь, посмотрел уже и тебе не сказал!- вздохнул и вновь сел на стул. – В общем, так: на Воздвижение Креста Господня, священник Устин проводил службу, и вот в неё-то и оказался встроенным магический обряд!.. -  Иосиф откинулся на спинку стула с победным видом, обозрел помещение. – Ну, как?
 Женщина сосредоточенно смотрела в точку перед собой. Чуть пожала плечами, скептически поджала губы:
- Дорогой друг, я верю в это! – развела руками. – Но, ни на секунду не сомневаясь в ваших способностях, хочу всё-таки уточнить: Сережа,  тебе удалось выяснить, кто конкретно провод магическую часть ритуала, а?! Кто конкретно хотел найти келью Никодима? – вопросительно-требовательно посмотрела на продляющего – Я, например, вовсе не уверена, что и поисковиком, заказчиком, скажем так, и, исполнителем службы был один и тот же человек, понимаешь?! – вновь пронзительный взгляд призывающих к ответу глаз.
Иосиф молчаливо кивнул, соглашаясь к возлюбленной.
 -Угу! – и сладостно зажмурился. – Верно гутаришь, соратник мой милый, верно! – и зажмурившись сильнее, стал походить на жирного, довольного сладкой жизнью кота.
 Наталья прыснула – она никогда ещё ни видела Иосифа-Сергея в таком облике, и, никак не могла предположить, что может приобрести такой довольно-ленивый и благонравный вид.
- Угу! – подтвердил он её сомнения. – Всё верно, службу вечернюю проводил священник Устин. И в данном случае именно он и являлся самим искателем – он каким-то образом, а  каким, я тебе сейчас поведаю, прознал про тайные дела отца Никодима и, будучи уверенным, в том, что именно глубоко под землёй сохраняются его секреты, решил разыскать келью. Но, увы, как первоначально и с нами – он натолкнулся на многочисленных, блуждающих по всему холму фантомов, которые тщательным образом сбивали его настройку, уводя далеко в сторону, порою далеко вниз по склону холма. Очевидно, батюшка был знаком с магией, да не очевидно, а точно, а перенял он сие знание по наследству от отца и дедов своих. Они священниками не были, а были обычными зажиточными крестьянами да колдовали помаленьку. Перенял он ещё в юности, но монотонный крестьянский быт  его мало манил, и он решил пойти по пути духовному. Избрал карьеру священника, окончил семинарию, был рукоположен в священники. Ну, а где ещё можно сделать в то время более-менее достойную карьеру, уж коли пошёл по церковной стезе? Либо в богатом приходе, либо в столь же богатом монастыре, и вот, наш герой, уже молодой священнослужитель отец Устин, оказывается, примечаем одним из бояр, из славного древнего рода Войковских, вот, и приглашает он Устина служить в его домовой церкви, в родовом имении. Ну, такое начало и хороший впоследствии взлёт сулит, и Устин с радостью принимает сие новое назначение. И всё бы ладком, если бы не одно но: маленькое, но серьезное «но»!.
- Любовь? – поинтересовалась Наталья, уже настроившаяся на волну рассказа Иосифа и начавшая отчетливо видеть те же, образы, которые видел  Иосиф, когда считывал информацию с поля Земли.
- Да, именно! – монах вскинул руку вверх. – Именно, моя дорогая! Любовь, вспыхнувшая между боярыней – статной красивой взрослой женщиной, и молодым священником Устином. Страсть была неподдельная, так они встречались более десяти лет, храня всё в строжайшей тайне. А вот, затем начинается интересное! – Иосиф прищёлкнул пальцами и возбужденно прошелся вокруг стола.
- Интересное, но ты, наверняка дорогой, уже всё выяснил, правда?! – Наталья с лёгкой добродушной иронией посмотрела на своего друга.
- Ага! – согласно отозвался священник.- Я постарался прояснить даже детали, тем более что дела тех дней минувших могут нам оказаться весьма полезными в деле понимая… Хм, всего происходящего!.. - и снова щёлкнул пальцами. Постоял, затем как всегда, игриво склонив голову набок, хитро прищурился: - Помнишь, свет очей моих, откуда был  сам отец Никодим? Из Новгорода Великого! – не дав ответить, выпалил:
 – А, как ты мыслишь, откуда родом был наш фигурант, о коем мы ныне ведём речи наши, а?! Из-под Пскова! – снова не дав сообразить подруге, выпалили Иосиф.
Наталья помолчала несколько секунд, сосредоточенно глядя в пространство перед собой, затем подняла сияющие глаза -  в них светилось понимание:
- Да, всё верно, из-под Пскова!
- Тебе это ни о чем, ни говорит?! – священник опёрся  о спинку стула.
-Ну, как же! – Наталья сцепила пальцы на коленях. – Ещё как говорит! Ведь они же вполне могли знать друг о друге, ну или слышать, по крайней мере! Хотя это нам достоверно пока не известно… - вскинула глаз на монаха. – Или тебе уже известно, а?! – и копируя Иосифа, тоже склонила голову к плечу,  лукаво прищурившись.
Глубокий затяжной полу-кивок полупоклон был ей ответом:
- Знаю! Всё выяснил! Родился наш священник Устин в 1670 году, значит, на момент пожара 1735-го года ему было уже шестьдесят пять лет! А, старец Никодим, как нам говорит летопись монастыря, оставил суету земную в 1705-м.  А Устин прибыл сюда в 1700-м году, а значит…
- Они знали друг друга! – в один голос громко прозвучало под сводами библиотеки.
- Да! – после непродолжительного молчания, произнесла Светлоярова,- она могли, да не моли, а уж наверняка были знакомы, но… ты что-то не договорил Сережа? – вопросительно посмотрела на священника.- Ты рассказывал, что роман их длился чуть более десяти лет, а потом?...
 -Ах, да! – Иосиф кивнул.- А, потом наш Устин внезапно покидает гостеприимный боярский дом, оставляет сытую благополучную жизнь и уезжает сюда!.. А покидает он её потому, что прослышал, или вернее, прознал про то, что есть такой старец Никодим в далёком монастыре и что занимается делами, скажем так, не совсем согласующимися с монастырским уставом… - Иосиф хмыкнул, мотнув головой. – Вот-с.… Ну, а будучи магом, наследником древней родовой традиции, имя, разумеется, решил приобщиться к делам старца Никодима, ну и дунул в Сибирь!.. А вот откуда он узнал о делах  Никодимовых, то, вообще, особенно интересная и занятая история!… -  Иосиф снова щёлкнул пальцами. – Прямо-таки детективная!... – внимательно посмотрел на Наталью: та сидела, расслабившись на стуле и продолжала смотреть перед собой. «Считывает информацию!» – понял Иосиф и замолчал, ожидая, когда Светлоярова сама прочтёт дивный захватывающий детектив позднего русского средневековья.
 -Да ну?! – изумлённо произнесла она, чуть качнув головой и прикокнув языком.  Снова тишина, нарушаемая лишь еле слышным ходом библиотечных часов, висящих высоко под самым сводом потолка. 
История действительно оказалась интересной. Будучи, как мы знаем, не только священником, но и магом, Устин регулярно проводил обряды, периодически прибегал к помощи магических знаний и проводил и, однажды, привлёк к проведению ритуала не кого-нибудь, а свою возлюбленную – то бишь, боярыню! Постепенно, в той или иной степени вся семья боярина оказалась под влиянием Устина, что и позволяло ему, до поры, до времени, спокойно встречаться со своей возлюбленной боярыней, особенно не опасаюсь быть застигнутым врасплох. Ну, и как это водилось, и водиться у настоящих серьёзных магов, Устин постоянно пополнял свои знания, как, при  непосредственном общении с духовным миром, так и, ища и, порою действительно находя, новые колдовские книги. А книг таковых в ту пору на Руси было немало, хоть за колдовство могли запросто и на костёр отправить, спалив в бане, как колдуна, или, помиловать ссылкой в места далёкие. Так вот, в процессе своих занятий вызнал Устин, что у одной из девок сенных, что при доме боярском обиталась, имеется  глубоко в тайнике книга колдовская, она от её бабки унаследовала,  притом, вроде как, весьма древняя. Устин никак не мог пройти мимо такого, как он решил, подарка судьбы и, потому решил книгу сию изъять и досконально изучить. Но не ту-то было! Книга оказалась на запоре магическом, а точнее, укрыта надёжно от глаз посторонних да, притом так, что даже сама девка Марфута не могла сыскать её до поры, до времени. А сроки те, ей её бабка отмерила, что и саму книгу в наследство оставила. И до вступления в силу сроков тех ещё ой, как далече было!.. А кому ждать охота? Да ещё, когда такое сокровище где-то рядом лежит и вместо того, чтобы пользу приносить, храниться для девки простой?!
Но Устин все-таки недаром стал наследником родового знания и, потому решил действовать мудро – для начала узнать, а каково заклятия те, что книгу от глаз посторонних сокрыли и, нельзя ли, каким-либо образом заклятия те обойти, и, сроки приблизить?! Сказано – сделано! Пришлось Устину приложить немало усилий, для того, чтобы Марфу ту соблазнить, в себя влюбить и тайну её вызнать.


Рецензии