Мудрость для Востока и для Западного мира эссе

Самым ярким представителем восточной плеяды поэтов и мыслителей является Омар Хайям – именно его яркие и краткие афоризмы до сих пор наиболее информативны для человека «западного типа мышления» о мире Востока и о образе жизни и мыслей восточного человека. Без попыток приукрасить действительность, подобрав красочные характеристики Востока, его традиций и уклада, Омар Хайям обращает наше внимание сразу на суть всего Бытия «восточного человека», погоня за ускользающими моментами жизни, которые так хочется продлить, а иногда даже увековечить в сжатом изречении, которое передает ту самую кратковременность момента пережитого человеком.

Но этот дар присущ далеко не всем ораторам, как древности, так и современности, в нескольких словах уметь передать суть, уловить основу, дать представление о том или ином явлении или просто описать банальное бытовое проишествие, ставшее по ряду причин важным для описывающего эти события мудреца. Мудрость человека западного – это многословие, в котором авторы пытались передать все богатство их родного языка, все грани рассматриваемого явления во всех его проявлениях, подобно тому, как писатель, иногда описывая происходящее с кем-то из его героев, увлекается, выводя историю целой жизни, описывая судьбу героя целиком от рождения до смерти, отсюда столь популярный жанр «романа- биографии» на Западе. Книги исследования для человека «западного типа» это многотомники, охватывающие все явление целиком, в глобальном аспекте, в логической взаимосвязи с окружающим миром. Для человека восточного – книга, будь это исследование или роман – это что-то отрывочное, как впечатление, что-то очень специфическое и узкое, что-то очень кратковременное или постоянное, но оно (исследование или размышление о окружающем мире, афоризм или цитатата) обязательно одиночно, «интровертно», как сказали бы психологи на своем профессиональном языке, то есть рассмотрено или как явление само в себе, или по крайней мере как явление в той группе явлений, к которой относиться, нет более глобальной характеристики, например, Омар Хайям будет рассматриваться любым другим восточным мудрецом минимум как восточный мудрец, максимум как восточный мудрец в сравнении с другими восточными мудрецами, более глобального выхода не будет, то есть восточному человеку даже в голову не придет рассматривать Омара Хайяма, как поэта общемирового масштаба, в парадигме западного мировоззрения. Восточные афоризмы – афоризмы сами по себе, как жанр изречения со скрытым смыслом.
Например:

Благородные люди, друг друга любя,
Видят горе других, забывают себя.
Если чести и блеска зеркал ты желаешь, -
Не завидуй другим, - и возлюбят тебя.

Омар Хайям

Западные афоризмы – вырванные из контекста мудрые изречения великих людей о великих событиях или глобальных явлениях. Потому что западный человек мыслить афоризмами просто не умеет, максимально что можно добиться от человека западного типа мышления «мыслить действиями», отсюда популярность у молодежи романов-экшенов, романов-действий, что очень прискорбно, потому что восточная мудрость краткости превращается в романе-действии в банальную бытовую бессмыслицу. То что в романе-экшене постигается путем собственных проб и ошибок и долго на примере действий и в форме действий главных героев описывается, восточный мыслитель излагает в двух-трех, а иногда даже и вовсе в одной фразе.

Непреодолимость порока и смерти, представляется Омару Хайяму, как нечто само собой разумеющиеся, явление порока и смерти принимаются, как нечто уже само по себе присущее человеческой природе:

"Как там в мире ином" - я спросил старика,
Утешаясь вином в уголке погребка.
"Пей! - ответил, - Дорога туда далека,
Из ушедших никто не вернулся пока".

Омар Хайям

 оттого человек однажды оступившийся, так тяжело осуждается в восточных обществах. Порок мужчины неизбежен по восточному мировоззрению, так же, как и смерть, ибо женщины слишком красивы, вино слишком соблазнительно, а смерть неизбежна, потому что нет практического или научного подтверждения бессмертия.

"Мы из глины, - сказали мне губы кувшина, -
Но в нас билась кровь цветом ярче рубина...
Твой черед впереди. Участь смертных едина.
Все, что живо сейчас, завтра пепел и глина."

Омар Хайям

Но насколько легко и просто рассматривается пьянство и разгул мужчин, настолько тяжко карается женская измена.

Думал я, что верны обещанья твои,
Постоянства полны обещанья твои.
Нет, не знал я, что, как и столпы мирозданья -
Свет очей! - непрочны обещанья твои!

Омар Хайям

То есть получается парадокс мужчина у восточных мудрецов – сосуд греха, машина для выполнения определенных целей: война, власть, статус, защита семьи, где-то в восточном мировоззрении проскакивает мысль о непреодолимости мужской звериной природы, и наоборот, женская природа в восточном мировоззрении одухотворена и эмоционально насыщена.

За любовь к тебе пусть все осудят вокруг,
Мне с невеждами спорить, поверь, недосуг.
Лишь мужей исцеляет любовный напиток,
А ханжам он приносит жестокий недуг.

Омар Хайям

Принято расценивать это явление в восточной культуре, как угнетенное и даже рабское положение женщин, когда все совсем наоборот. Женщина возводится в ранг божества, идола и кумира, и должна этому положению соответствовать, если несчастная невольно окажется вовсе не прекрасной девой без единого намека на греховность, а окажется феминизированной современной деловой женщиной, то обожествлять окажется уже нечего. То есть в восточных обществах, по сути сохраняется оцивилизованный культ «богини-матери».

Зелень, розы, вино мне судьбою даны,
Нет, однако, тебя в этом блеске весны!
Без тебя мне ни в чем не найти утешенья,
Там, где ты, - мне другие дары не нужны!

Омар Хайям

По сути женщина мыслиться многодетным ангелом сошедшим с неба, которому не свойственен порок даже в малейшем его проявлении, она идеал совершенства творения, она не может и не должна обладать мужскими недостатками, и склонностями к греху.

Жертвуй ради любимой всего ты себя,
Жертвуй тем, что дороже всего для тебя.
Не хитри никогда, одаряя любовью,
Жертвуй жизнью, будь мужествен, сердце губя!

Омар Хайям

Единственное что требуется от женщины быть идеалом: скромной, воспитанной, тихой, незаметной, мудрой (житейской мудростью), но не слишком начитанной, никогда не указывающей мужу на его место в семье, никогда не напоминающей об его недостатках, мирящейся с несовершенной мужской природой, более того умиротворяющей тихой гаванью, эти недостатки корректирующей и исправляющей.

Дай коснуться, любимая, прядей густых,
Эта явь мне милей сновидений любых...
Твои кудри сравню только с сердцем влюбленным,
Так нежны и так трепетны локоны их!

Омар Хайям

Своего рода благодатным сосудом, наполненным всеми самыми лучшими человеческими качествами. Мужчина совершенствоваться не должен, он уже сотворен несовершенным, порочным, и преодолеть порок представляется для мужчины невозможным, только через аскетизм, уход от мира и отшельничество.
Но так как немногие выбирают этот путь, то в основном восточные мужчины сами о себе счиатют, что очень далеки от духовного идеала, которое по их представлениям являет женщина, хранительница очага. Но при этом парадокс: женщина в исламе отдельно практически не рассматривается, только, в качестве духовной половины мужчины, его дополнения, и оттого иногда говорят про мусульман: в представлении ислама «женщина не человек», она должна молчать когда мужчина говорит, проявлять скромность и добродетель, в то время, как мужчине прощают все, кроме самых тяжких проступков. Если брать ислам в своей неискаженной различными современными течениями форме, то есть Коран, то женщина является словно душой мужчины, его духовной частью:

Дуновения вешней поры хороши,
Музыкальных созвучий хоры хороши,
Пенье птиц и ручей у горы хороши...
Но лишь с милой все эти дары хороши!

Омар Хайям

 Но в современности у ислама есть ряд уродливых проявлений, таких террористических направлений, как современные «шахиды» например, здесь говорить о лучших традициях ислама даже не приходиться. Естественно женщина уже не человек, а предмет, из которого можно извлечь выгоду любого свойства.
В Западной культуре женщина может наравне с мужчиной проявлять себя в деловой сфере, в моду вошла эмансипация, борьба за женскую независимость.  В результате этой эмансипации, женщина с одной стороны добилась привилегий мыслить наравне с мужчиной в научной сфере, проявлять активность в деловой сфере, это безусловный плюс явления эмансипации. Но большим минусом эмансипации является половая распущенность, отсутствие традиционных семейных устоев, потребительское отношение к любви между мужчиной и женщиной, что, конечно породило  грубый и низкий цинизм с обеих сторон.
Для западного мировоззрения необходимо возвращение к духовным истокам, к Библейской мудрости, как основе основ.



Библейская мудрость и западная цивилизация

     С тех пор, как человечество стало задумываться о своем предназначении, перед ним встал один очень важный вопрос: « Что сделало человека хозяином природы?». Как следствие этого вопроса последовали и другие. Например: «Чем человек отличается от животных?», «Почему не имея физического превосходства, люди смогли подчинить живую природу и заставить ее служить своим интересам?»
  Обратившись к теории Дарвина, станет очевидно, что человек, стал человеком благодаря своему разуму. Разум являлся единственным его преимуществом перед остальными обитателями природной среды. Не обладая физическим превосходством над кровожадными хищными животными огромных размеров, человеческий предок стал совершенствоваться умственно. Ведь даже изготовление орудий труда требовало огромных мыслительных усилий от тогда еще неразвитых ни физически, ни умственно человеческих предков. Даже чтобы обтесать камень, необходимо было обдумать, как выполнить это действие.
     Разум помог человеку выжить. Ведь согласно естественному отбору «выживает сильнейший». Человек в результате своего развития доказал, что «выживает умнейший».
   Обращаясь к креационной гипотезе, которая гласит, что мир был сотворен Создателем, следует заметить, что человек не только выступает здесь существом разумным, но и обладает бессмертной душой. В загробную жизнь верили и дохристианские языческие народы. Наиболее ярким примером могут служить египтяне, культура которых была посвящена основной цели: воскрешение души после смерти, а одним из главных божеств пантеона являлся Осирис – бог умирающей и воскрешающей природы. Религиозные воззрения египтян позднее учеными были названы «загробным культом» или «культом загробной жизни».
  Согласно библейским представлениям, еще до пришествия Христа, человек обладал «душою живою», если быть точнее человек стал «душою живою», когда Господь вдохнул в лицо человеческое «дыхание жизни». То есть, человек по идеи Божественного творения изначально являлся существом с бессмертной душою. Родившись однажды, люди не должны были узнать, что такое смерть, пока их мудрость не вместит в себя этого понятия. Неокрепшие умом люди отведали запретный плод с «древа познания добра и зла» и смерть вошла в мир.
  Разум, которым уже смертные люди обладали в дальнейшем, после грехопадения, это был разум далекий от Бога, разум направленный равно, как на добро, так и на зло. Но так как природа человека не была до конца способна на трезвое отделение добра от зла без Божественной помощи, то путаница породила в дальнейшем величайшее заблуждение, из всех, которые существует доныне. Заблуждение это подразумевает существование двух равных между собою сил: добра и зла, которые не могут существовать друг без друга и которые своим противоречием уравновешивают мир. При этом перевеса сил нет ни у одной, ни у другой стороны. (Современной молодежи похожие взгляды известны по нашумевшим романам С.Лукьяненко «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Сумеречный дозор» и т.д.). Читающее население так же хорошо помнит роман Булгакова «Мастер и Маргарита», который предан церковью анафеме, за очевидную пропаганду сил зла. В романе силы действительно показаны, как равные, а божественные даже уступают дьявольским.  Герой романа святой Матфей просит дьявола наградить героев вечным покоем, именно просит, что парадоксально и недопустимо.  Творец по определению не может, действуя через своего святого, просить чего-либо у сил зла, ведь Божественная природа всесильна. 
    Путаница существовала не только в современности, она имела место и во времена глубокой древности. Чтобы отличить мудрость Божественную от мудрости лукавой, сатанинской, несколько Библейских книг, посвящены именно мудрости и благочестию. Отношение к таким Библейским книгам у духовенства в основном позитивное, ведь они наставляют людей на праведный путь. А некоторые священнослужители говорят и о том, что лишь датировка, а не содержание этих разделов заставила поместить их в Ветхий завет. Книги эти призваны просветить верующих и даже неверующим. Их чтение пошло бы только на пользу, а не во вред. Человек, плетущий интриги, своими руками роет себе могилу.  Здесь осуждаются показное благочестие, как противоположность праведности, и хитрость, как противоположность истинной мудрости.
  Не только дохристианские народы и Библейские пророки интересовались той ролью, которую разум и мудрость играют в развитии человеческой личности. Свое понимание мудрости предложили многие восточные поэты и мудрецы. Это и персидский поэт Фирдоуси, автор многочисленных рубаи - выдающийся ученый и философ своего времени Омар Хайам, и один из крупнейших поэтов средневекового Востока, наследие которого одинаково широко ценится как национальное в Иране, Азербайджане, Таджикистане и Афганистане – Низами Гянджеви,  и многие другие мыслители и поэты.
В понимании разума Библейскими мудрецами и восточными мыслителями есть много общих и в корне отличных друг от друга черт. Для библейского понимания характерно более глубокое и детальное рассмотрение всех оттенков разума, отделение греховной мудрости от мудрости Божественной. Древневосточные деятели культуры предлагают свой особый взгляд на разум. Разум и мудрость понятия для Востока тождественные, при этом нет разделения мудрости созерцательной, теоретической от мудрости воплощенной в поступках, разум для восточного деятеля – совокупность действия и размышления, взаимодействие всех составляющих человеческой жизни. Коренное различие в понимании разума лежит в сфере теоретической, у восточных мудрецов существует некое представление о мудром человеке, как о человеке наделенном всеми положительными качествами, у библейских пророков такого понимания разума нет, и греховный человек может быть трезвомыслящим и расчетливым, и даже иногда умеет «мудрствовать лукаво».В библейском понимании грешники направляют свою разум на совершение греховных поступков, на уловление праведников в свои сети. Люди греха манипулируют своим разумом в корыстных целях и губят неокрепшие умы праведников. И лишь истинные праведники, смиренные душой способны найти настоящую Божественную мудрость, которой и устроен весь живой мир по представлениям «Книги книг» - Библии.


Рецензии