Круг
Сегодня я пришел на место, где старый развесистый дуб, который видел многое и многих, возвышается над обыденностью и, как старец, смотрит на этот бегущий мир и не понимает его «глухой» суетливости. Если прикоснуться ладонью к его коре, то можно почувствовать тепло, которое своей призрачностью напоминает картинки детства, с их надеждами и мечтами, с той неповторимой простотой, честностью, верой в доброе и хорошее. Этот дуб стоит на склоне над рекой, которая когда-то была сильной и широкой, и, словно, подсмеивается над ней, мол: «Ты уже не та, моя дорогая, а я вот до сих пор остаюсь монолитным и, год от года, моя мощь становится только более очевидной».
Наблюдая за этим немым диалогом, невольно задумаешься, о парадоксальности существования рядом двух абсолютно разных по характеру, стремлениям и устоям жизни людей.… Задуматься – задумаешься, но в слух этого никогда не произнесешь …
И вот в таком молчании идешь по миру и ищешь в толпе знакомый силуэт…силуэт той женщины, которую любил, ради которой совершал маленькие безумия и большое безрассудство. И от всего происходящего тонкое чувство печали и обманутости, потому что точно знаешь, что больше её не увидишь, потому что уже за гранью понимания твои воспоминания о тех минутах, когда вы были рядом и с каждым днем отчетливей начинаешь осознавать, что всё это более походило на сон. И чтобы убедиться в реальности существований данных отношений, машинально достаешь телефон из кармана, судорожно набираешь её номер и, не дождавшись первого гудка, нажимаешь на «отбой»…потому что «конец» пришел давно, и ты знаешь, что даже если она и ответит, то тебе от этого жить станет только сложнее и больнее.
А вот еще одна интересная особенность человеческой памяти, когда любишь, даже на расстоянии многих километров, можешь закрыть глаза и представить свою вторую половинку до мельчайших подробностей…вот её ресницы, глаза, вот её губы, вот её лицо в целом и так по всему телу…и все эти образы мягки и естественны. Потом по прошествии какого-то времени, после того, как ваши жизненные пути разошлись, эти воспоминания приобретают более жесткую форму, как будто выцарапано простым карандашом по картону, четкие строгие линии на сером фоне. Затем наступает следующая фаза, когда всё что с тобой происходило (в тех отношениях) приобретает образ сна или видения, и ты уже сам четко не можешь провести грань между тем правда это или игры твоего больного воображения. Ну, а потом всё зависит от вместимости твоей памяти, её прочности и, конечно, твоего желания помнить это.
«Сегодня понедельник. Ранее осеннее утро. На улице пахнет ночным дождем. И именно в этот день мне предстоит опять сесть за парту, забыв о том, кто я и кто ты… Еле заметный кивок головой – это единственно на что я могу рассчитывать, встретив тебя в узком коридоре. Для всех мы опять становимся незнакомыми. А впереди килограммы исписанной бумаги, бесконечное множество непрочитанных страниц и глобальное чувство бессмысленности и безысходности. Где взять сил, чтобы увидеть всё это в общем, без мельчайших деталей? Как научиться, не видеть тебя, глядя на тебя? Как найти пустые слова, когда вопрос, заданный тобой будет иметь несколько ответов (общественный и тот, который будет верным для нас)?
Еще пару дней назад была ты и была я, и мир останавливался, и время прекращало свой бег, когда мы были рядом… А теперь твой муж был бы не прочь меня убить, твой сын никогда не поймет того, что происходило эти полгода и только верный пес воспринимает тебя такой какая ты есть и меня такой какая есть я… И только этот лохматый не осуждает нас за те минуты, когда луна и звезды были нашими, когда весной природа оживала для нас, когда летом птицы пели песни наших душ… Как-то ты мне написала, что я заставила тебя вернуться в то время когда тебе было 18, но вот подошел миг, когда тебе снова столько сколько написано в паспорте и личном деле. А мне ничего не остается, как смирится с твоей социальной ролью и вернуться на свое место на последней парте… На последнюю парту не только кабинета, но и твоей жизни.
Забавно всё выходит в этом мире…совершенно чужой тебе человек может ворваться в твою сложившуюся жизнь, все перевернуть там с ног на голову и как ветер улететь из нее, оставив после себя только чувство полной растерянности».
Интересно перечитывать это так и не отправленное письмо, когда прошло уже достаточно много времени и, когда все что происходило тогда, померкло в памяти.…
И теперь только эти письма; написанные, но не прочитанные стихи подтверждают существование данных отношений. А еще о них напоминают номера автобусов и троллейбусов, которые, как будто были неотъемлемой частью тех отношений. Небо, которое бывает иногда очень-очень похоже на то, которое было над теми двумя людьми. И если присмотреться повнимательнее, то один из них был ты… Глупо и смешно всё это…теперь все чувства, мысли и переживания, которые были в то время, можно обозначить одним простым словом «опыт».
Ну, а в остальном люди везде одинаковые… Бояться, ненавидят, влюбляются, ценят, уважают, уничтожают и всё это называется нормальным функционированием в обществе…
Забавно, идешь по улице, сверху своим дождливым взглядом на тебя смотрит осень… Каждый год природа повторяет свой привычный цикл расцветание и увядания, но человек, который находится в природном окружении, как в коконе, очень редко может поднять голову и увидеть всю красоту и волшебство происходящего в данную минуту…
Если, идя после тяжелого трудового дня, домой, где ждет еще куча домашних хлопот, пережевывать и пережевывать всё произошедшее за день, или продолжать производить на автопилоте расчеты и писать планы, то можно пропустить чудо. А это чудо очень простое – если ты возвращаешься, когда на дворе стоит осень, то можно увидеть, как кленовый листок, оторвавшийся с ветки, кружась в каком-то только ему слышном вальсе, мягко опускается на землю. И эти несколько секунд могут «разгрузить мозг». А если еще заметить, как с кончика спицы зонта, срывается капля, а на её месте тут же начинает расти следующая, то можно порадоваться как минимум двум вещам. Первое – ты стоишь под зонтом и, на тебя не капает, второе – в мире всё течет, всё изменяется, а это означает только то, что завтрашний день принесет тебе что-то новое и даже позитивное. Хоть маленький кусочек позитива тебе точно достанется. Может это будет улыбка прохожего. Или ты наконец-то позволишь себе поспать «неположенных» 5 минут и, думая, что всё равно автобус, на котором ты обычно добираешься, уже ушел, неспеша, подойдешь к остановке и, глядя на часы, с удивление поймешь, что ты успел. Много маленьких прекрасных моментов, из которых мы ткем нашу жизнь, оказываются нами незамеченными или потерянными вовсе.
Моя учительница по русскому языку и литературе, когда я был в дурном настроении, сказала простую вещь: «Подними голову и посмотри вокруг». Как сейчас помню школьную тополиную аллею, от которой осенью веет сладко-горький аромат и как лучи сентябрьского мягкого солнца, пробиваясь сквозь ветки, откидывают на землю причудливый теневой узор…и ради этих моментов стоит жить.
Есть и другие, не менее значимые кусочки «жизни» маленьких эгоистов…
В судьбе каждого человека всегда присутствуют люди, которые просто в ней присутствуют до определенного момента…а потом играют в ней свою важную роль.
Это, конечно, педагоги, даже не так, это учителя. «Учитель, сколько нужно любви и огня, чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя?» А на самом деле сколько? Сколько нужно сил и терпения, любви к своему делу, уважению к тому, кого ты учишь, чтобы по прошествии многих лет тебя помнили, любили и уважали. Но как это не печально звучит, четко это можно увидеть только, на собственных похоронах.
Недавно давилось наблюдать подобный пример, когда у моей мамы умер классный руководитель…с тех пор, как они окончили школу, прошло двадцать пять лет и провожать свою классную пришли все, невзирая на работу и дела…все кто был жив, конечно. Двадцать пять лет уже и лет пятьдесят еще она будет жить у них в сердцах. «Человек, который учил не только своему предмету, но и жизни. Человек, который был всегда готов помочь. Человек, который знал, когда нужно похвалить, когда нужно поругать и как сделать это вовремя и правильно. Который не придавал и всегда отвечал за свои слова». И они, глядя на нее, стали теми, кем стали.
Но нельзя любить своих преподавателей, их можно только уважать. Раз переступив эту грань, теряешь её вовсе. Я раньше всегда считал, что педагог в первую очередь человек, а потом уже педагог…и соответственно относился ко всем своим учителям, как к обычным людям со всеми вытекающими из этого последствиями. Но только недавно осознал всю парадоксальность данного вопроса – общество расставляет роли и статусы, прикрывая человеческую душу, как раз не для того, чтобы подавить дух и уровнять всех, отнюдь. Иерархический строй наоборот призван сохранить человеческую личину в неизменном состоянии, т.к. каждый вошедший в душу (или в сложившийся жизненный устой другого человека) непременно там натопчет или переставит что-нибудь местами, создав тем самым дисбаланс в мировом масштабе. «Взмах крыла бабочки на одном конце света, порождает тайфун на другой». Соответственно стирая границу «ученик-педагог», ты стираешь грань «человек-человек», заходишь в душу и, от одного только твоего появления в ней, уже нарушается «стабильная» гармония. Это как, когда капля падает на гладкую поверхность налитого в граненый стакан чая, вначале появляются небольшие волны и с каждой новой каплей, жидкости становится больше, концентрация меньше и, наконец, достигнув краев стакана – любая последующая капля может оказаться последней. Из этого можно сделать следующие выводы: первое – чай уже безнадежно испорчен, т.к. концентрация «чистого вещества» резко снижена за счет примесей плацебо. Второе – каждая последующая капля может образовать лужу, а это точно никому не понравится и третье – ты не имел никакого права капать кому-либо в чай воду, даже если и считал, что так будет лучше, потому что каждый человек индивидуален и прекрасен в этом, у каждого свои критерии и концентрации. И последнее – больше 250 грамм в стакан не влезает! Но это только одна грань кубика - рубика.
Точно так же происходит и обратное взаимодействие «педагог-ученик», отличие только в том, что в ученика «накапать» можно больше.
Тогда невольно возникает вопрос: «Почему человек, сам того не замечая, открывает свою душу, позволяя кому-то там топтать и делать перестановки, и называет это развитием?» А после ухода очередного «гостя» долго наводит в ней порядок, стараясь отмыться, вспомнить, где что лежало, и называет это личностным ростом? Какое развитие? Какой рост? Если обезьяна возьмет палку в руку и начнет ей размахивать, как оружием, она всё равно не станет «воином советской армии», нацепив на неё костюмчик или платьице – вы всё равно не сделаете её человеком. И опять это всё о том – что каждому своё и нельзя менять данность – её необходимо уважать, принимать, любить и обязательно учитывать. Природа создала человека и мир вокруг…почему мир нас уважает, а мы его нет? Группа людей создала общество с его иерархией, законами, порядками, ролями и статусами…почему тогда сам же «создатель» всегда стремится нарушить и играть не по правилам? Почему чем больше знаешь, тем больше вопросов остается? И почему возраст 3 лет называют возрастом "почемучек"…Человек ведь задает себе этот вопрос всю жизнь и именно по этому человечество развивается и открывает новые горизонты для своих разрушений.
И почему в жизни так получается? Стоишь на берегу реки, вглядываясь в даль, и любуешься тем, как далеко-далеко за лугом, там где два маленьких леска расступились по человеческой воли, на тонкой линии горизонта небо сходится с землёй… И солнце, золотого диска которого уже не видно, окрашивает оранжево-красным небосвод, словно там развернулось кровавое сопротивление сил земли и неба. И думается в это мгновение почему-то о тех, о ком думать нельзя и мечтается о том, чему никогда не суждено сбыться...
Свидетельство о публикации №209102301209