Московская биеннале современного искусства

Представьте себе , что рядом с вами останавливается ассенизаторная машина из Мытищ. Из нее выходит человек, который вставляет вам в голову  толстенный шланг, а потом -  включает напор на полную мощность. Замешательство на вашем лице сменяется шоком, когда вы ощущаете, как в ваш мозг сочной струёй бьет поток из самых затхлых и вонючих  помоев, которые только можно себе вообразить. Вот это и есть Третья Биеннале Современного Искусства в выставочном центре «Гараж».
После посещения данного мероприятия становится совершенно очевидно, что современное искусство представляет собой чан с помоями, которые пытаются за дорого продать уставшему современному человеку, несмотря на то, что он и так уже давно искалечен и почти раздавлен депрессией. Зачем? Это риторический вопрос.
Да, это искусство, оно вызывает чрезвычайно сильные эмоции. Страх и отвращение, доходящее до физического головокружения.
Итак, в contemporary art , таком, как оно представлено на биеннале, можно выделить три основные темы :  тело, старость, смерть.
1. Тело.
Первый постулат, который можно для себя вынести после просмотра выставки, звучит так: «Тело - это уродливое мясо». Тело в виде схемы. Тело наизнанку. На пленке подопытное тело исследуют, меряют, режут, препарируют. Мясо мечется в конвульсиях. Оно влажное и мягкое. Оно выделяет разные субстанции.
Попадались и забавные произведения этой тематики. Невозможно забыть  «шедевр» под называнием типа «межгалактическое лоно»: огромная разноцветная вагина, украшенная перьями. А рядом организаторы предусмотрительно расположили смежный по тематике объект: огромный кусок вазелина. Следуя наивной логике, я стала искать межгалактическую задницу, но её там не оказалось. Наверное, для современного великого творца это слишком банально. А то было бы чересчур предсказуемо.
2. Старость.
Восковые куклы стариков в каталках, перемещающихся по огороженной территории. Вольерчик с мертвецами в инвалидных креслах – это сильно и жутко. Когда я увидела эту картину,  сначала мне показалось, что они живые и их надо тот час же освободить, чтобы отпустить домой, к близким! Я думала, они настоящие и мучаются. А когда я поняла, что это восковые муляжи, меня обуял ужас. Мне трудно было представить себе человека, который создал это. Наверное, он и в правду великий художник и большая умница.
3. Смерть.
Фотографии трупов, наряженных в праздничные одежды – «Бренность бытия». Следы трупного разложения на руках и ногах. Гниющие ногти, язвы, заштопанная грудная клетка.
Чего от меня хотели при просмотре данного шедевра, чтобы я вот ощутила «бренность бытия» в полной мере и заворожено шептала: «Да, это гений»? Может, он и правда гений, но то, что в этот момент хотелось ему сказать, звучало бы приблизительно так: «Знаешь, лучше б ты работал на заводе, закручивал бы в двигателях гайки и получал себе зарплату. Хоть какая-то польза от тебя была бы людям! А так – хоть вешайся теперь после тебя! »
В целом, после просмотра экспозиции остается стойкое ощущение, что межгалактическая задница все же витала над шедеврами биеннале. Это – духовная жопа, в которую с космической скоростью летит вымирающая европейская цивилизация


Рецензии
Мне всё-таки кажется, что обобщение "европейская цивилизация" не совсем корректно: ситуация с современным нскусством в Лондоне, Берлине, не говоря уже про Нью-Йорк (который можно отнести если и не к европейской, то к западной цивилизации) коренным образом отличается от описанной вами с такой страстью гнуси и деградации.
Хотя, было бы странно, если б искусство в Москве процветало - каков поп, как говорится.

Валерий Бочков   22.05.2010 00:43     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.