566 километр. Баку. Съездили называется

В продолжение темы предыдущей главы.
«Бичи» начали ездить, а мы что хуже? Тем более в магазине припасы заканчиваются. Надо ехать в Эвенск. Поехали на вездеходе ГТСке (ГАЗ-71) механик водитель по прозвищу Белый, зампотех Комаров, кто-то еще, сейчас не помню и дальник из моего призыва Орест Пигель (зубы у него, видите ли, разболелись).

  ГТСка - убитая, механик-водитель – ленивый и криворукий. До Эвенска они добрались – потек радиатор. Чего-то там паяли – вроде заделали. Затарились продуктами в магазин, яйцами в столовую, почту взяли и обратно. До Орбиты (спутниковая станция в нескольких километрах от Эвенска) доехали – потекли снова. Вернулись, чего-то подлатали, поехали. На пол дороги снова потекли. Хорошо, зампотех не растерялся – приказал залить в радиатор яблочный сок из банок. На нем до части и доковыляли. Пигель подавил кучу яиц, потом месяца полтора мы яиц по воскресеньям не видели – списывали бой. Все замерзли, особенно Пигель в шинели. Проклинал он эту поездку, а зубы все равно болели.

Вспоминает Александр Рязанов, инженер-энергетик "Баку", 86-90 г.:
Вездеход на фото другой. Тот списали почти сразу после этой истории. А история эта была гораздо "круче". Поехали мы тогда в Эвенск. Состав был такой, вездеходчик, не помню кто тогда вездеходчиком был,  зампотех Комаров, начальник 1 смены Иванов, я, фельдшер Гриднев, жена автотехника, Ирка Колупаева и Пигель. Размещение было такое: Комаров с Ивановым в кабине втроем, с вездеходчиком, Ирка с Пигелем в внутри, в салоне, я и Гриднев на крыше. До поселка доехали нормально. Ну раз 5 разувались, но для того уже полностью уделанного вездехода, это совершенно нормально. Приезжаем в поселок, время уже позднее. Звоним командиру части Егорову, что остаемся до утра. Егоров дает добро. Ночуем в поселке. Наутро Гриднева с Пигелем в больницу, а сами в РайПо. Одна из целей поездки была получить магазин. Ирка как раз только что стала там продавщицей, после Давыдовой. Приезжаем в РайПО, договариваемся, а с РайПО были отношения очень хорошие, начальница дала нам "режим наибольшего благоприятствования", поехали на склад выбирать товар. И вот тут Комаров и сделал стратегическую ошибку. Он оставил Ирку одну с вездеходчиком, а мы втроем пошли по другим делам. Договорились где встречаемся. Свои дела все сделали, ждем вездеход. Ждали долго. Подъезжает вездеход, лодка просевшая чуть не до земли. Смотрим в салон, там места вообще нет. Ирка постаралась, взяла все, что только могли дать. Там было тонны две, не меньше. Комаров в ужасе, орет на вездеходчика..."Ты идиот куда смотрел, она не понимает, но ты то дебил должен был думать..." Но уже поздно, обратно товар не сдашь. Поехали на сопку. Движок визжит из последних сил, выезжаем из поселка, пуржить начинает. Едем медленно. Чуть не доезжая до Гарманды, двигатель кипит. Смотрим, радиатор потек. Надо возвращаться, но как, воды нет. Достаем паяльную лампу топить снег. А пурга уже хорошая. Час пробуем разжечь лампу, бесполезно. Ветер такой, что сразу тухнет. Вот тут Комаров и говорит..."Давайте сок зальем, ну скинемся потом, Ирке отдадим". Чего там, копейки, при наших то зарплатах. Ладно, выливаем ящик яблочно-красносмородинового сока в радиатор, едем. Мы с Гридневым на крыше, вонища из радиатора дикая. Но кое-как, ели-ели, едем. Доезжаем до Орбиты. Ночуем там. Запаяли радиатор, часов в 12 выезжаем. Пурга уже вовсю. Видимость метра два, но дорогу видно по следам. Мы с Гридневым наверху, все в снегу, но от вентиляторов тепло, Пигеля с Иркой с трудом запихали в салон, между ящиками. Доезжаем до Гарманды, спускаемся вниз, начинаем подыматься, перед нами стена. Снега намело, сугробы метра три высотой, вездеход перегруженный в раза два, проваливается и не едет. Достаем лопаты, начинаем "бить проход". Часа два-три рубим в снегу дорогу. Пробили трассу метров тридцать. Задолбанные в усмерть, грузимся на вездеход, трогаемся, метр проезжаем, начинаем крутиться на месте. Обрезало правую бортовую. Вездеходчик начинает орать..."нам п...ц, мы тут замерзнем". Комаров пару раз бьет его по лицу, истерика прекращается, разбираем бортовую, загоняем туда гвоздь, собираем. Комаров говорит, если не рвать, должны доехать. Опять грузимся, вездеходчик пробует запустится, что-то как будто щелкает, и со всех щелей валит дым. Видимо пока делали бортовую, снег забился во все щели, а очистить его никто не подумал, коротнула проводка. И выгорела полностью. Тут уже все. Приехали точно. Ладно. В километре от нас, на другом берегу Гарманды первая пурговая будка. Жраты навалом. Набираем консервы и пошли в будку. Приходим. В будке печка, дрова, чайник. Растапливаем печку, кипятим чай, открываем консервы. В общем пожрали, чай попили, укладываемся спать. Только стали засыпать, шум вездехода. В будку вваливается ментовский вездеходчик. Приехал за нами. Ленка Комарова подняла тревогу, сначала наезжала на Егорова, который уже был командиром. Но он командовал всего неделю, еще ничего не знал и не понимал, да и сам по себе несколько вялым был. В общем она поняла, что от него ничего не добьешься, стала звонить в поселок, подняла на уши всех. Ментовский вездеход отправили нас искать. Вот он нас и нашел. Дальше полчаса Комаров уговаривает вездеходчика отвезти нас не в поселок, а на сопку, тот соглашается за четыре пузыря водки. Цепляем наш вездеход, потащились. А наш то груженый. Короче мат-перемат, через каждый километр..."я сейчас отцеплю это ваше уе...ще". Но в результате дотащил его до Вархалама. Там уже ясно, что надо отцеплять, через реку не потащишь. Но это уже около сопки, пусть стоит. Переезжаем через Вархалам, тут новая проблема. Вода высокая, а ментовский вездеходчик не часто через Вархалам ездит, брод не знает, а слушать никого не хочет. В результате заезжает в реку дальше брода, и течением относит на камень. Камень слегка цепляет лодку, не пробивает ее, но вездеход висит на камне. Мы начинаем раскачивать вездеход, в салоне прыгаем синхронно с борта на борт. Полчаса таких прыжков, наконец срываемся с камня. Приезжаем на "Баку", картина Репина...в части только наряд, смена и Егоров. Все люди и вся техника в тундре. "Спасают" нас, спасают наших спасателей, спасают спасателей наших спасателей и т.д. Егоров, неделю пробыв командиром, ни разу еще даже не выехав в тундру, не зная что это такое, испугался так, что последовательно отправил за нами всю технику и всех имеющихся в наличии людей. Ему объясняли, что это бесполезно, что даже трактора в октябре не пройдут. Что трактор может ездить летом и зимой, по оттаявшей или замерзшей тундре, но осенью, в условиях полузамерзшей тундры, они вязнут. Бесполезно. В общем, вся техника была расставлена по тундре, от ручья под сопкой до первого озера. Трактора, бензовозы, водовозка. В части остался только старый "мормон", ЗиЛ-157, и то только потому, что никто кроме Колупаева его не мог запустить, а Колупаев сидел на увязшем Т-130 в районе первого озера. Потом еще эпопея была как эту технику доставали. Просили приехать совхозный трактор из Гижиги, вытащили сначала сотку (Т-100), потом вдвоем Т-130, а потом уже наши трактора таскали машины.
 

На фото: Тот самый злополучный вездеход, правда фото 90 года. Второй слева - нач склада, второй слева - старшина . Фото из архива http://www.trrlsever.org/SEVER/trrl_sever.html

Читать:
предыдущую главу http://www.proza.ru/2009/10/22/392
следующую главу http://www.proza.ru/2009/10/27/723


Рецензии
Вездеход это не тот. Тот списали почти сразу после этой истории. А история эта была гораздо "круче". Поехали мы тогда в Эвенск. Состав был такой, вездеходчик, не помню кто тогда вездеходчиком был, Комаров, Иванов, я, фельдшер Гриднев, жена автотехника, Ирка Колупаева и Пигель. Размещение было такое: Комаров с Ивановым в кабине втроем, с вездеходчиком, Ирка с Пигелем в внутри, в салоне, я и Гриднев на крыше. До поселка доехали нормально. Ну раз 5 разувались, но для того уже полностью уделанного вездехода, это совершенно нормально. Приезжаем в поселок, время уже позднее. Звоним Егорову, что остаемся до утра. Егоров дает добро. Ночуем в поселке. Наутро Гриднева с Пигелем в больницу, а сами в РайПо. Одна из целей поездки была получить магазин. Ирка как раз только что стала там продавщицей, после Давыдовой. Приезжаем в РайПО, договариваемся, а с РайПО были отношения очень хорошие, начальница дала нам "режим наибольшего благоприятствования", поехали на склад выбирать товар. И вот тут Комаров и сделал стратегическую ошибку. Он оставил Ирку одну с вездеходчиком, а мы втроем пошли по другим делам. Договорились где встречаемся. Свои дела все сделали, ждем вездеход. Ждали долго. Подъезжает вездеход, лодка просевшая чуть не до земли. Смотрим в салон, там места вообще нет. Ирка постаралась, взяла все, что только могли дать. Там было тонны две, не меньше. Комаров в ужасе, орет на вездеходчика..."Ты идиот куда смотрел, она не понимает, но ты то дебил должен был думать..." Но уже поздно, обратно товар не сдашь. Поехали на сопку. Движок визжит из последних сил, выезжаем из поселка, пуржить начинает. Едем медленно. Чуть не доезжая до Гарманды, двигатель кипит. Смотрим, радиатор потек. Надо возвращаться, но как, воды нет. Достаем паяльную лампу топить снег. А пурга уже хорошая. Час пробуем разжечь лампу, бесполезно. Ветер такой, что сразу тухнет. Вот тут Комаров и говорит..."Давайте сок зальем, ну скинемся потом, Ирке отдадим". Чего там, копейки, при наших то зарплатах. Ладно, выливаем ящик яблочно-красносмородинового сока в радиатор, едем. Мы с Гридневым на крыше, вонища из радиатора дикая. Но кое-как, ели-ели, едем. Доезжаем до Орбиты. Ночуем там. Запаяли радиатор, часов в 12 выезжаем. Пурга уже вовсю. Видимость метра два, но дорогу видно по следам. Мы с Гридневым наверху, все в снегу, но от вентиляторов тепло, Пигеля с Иркой с трудом запихали в салон, между ящиками. Доезжаем до Гарманды, спускаемся вниз, начинаем подыматься, перед нами стена. Снега намело, сугробы метра три высотой, вездеход перегруженный в раза два, проваливается и не едет. Достаем лопаты, начинаем "бить проход". Часа два-три рубим в снегу дорогу. Пробили трассу метров тридцать. Задолбанные в усмерть, грузимся на вездеход, трогаемся, метр проезжаем, начинаем крутиться на месте. Обрезало правую бортовую. Вездеходчик начинает орать..."нам п...ц, мы тут замерзнем". Комаров пару раз бьет его по лицу, истерика прекращается, разбираем бортовую, загоняем туда гвоздь, собираем. Комаров говорит, если не рвать, должны доехать. Опять грузимся, вездеходчик пробует запустится, что-то как будто щелкает, и со всех щелей валит дым. Видимо пока делали бортовую, снег забился во все щели, а очистить его никто не подумал, коротнула проводка. И выгорела полностью. Тут уже все. Приехали точно. Ладно. В километре от нас, на другом берегу Гарманды первая пурговая будка. Жраты навалом. Набираем консервы и пошли в будку. Приходим. В будке печка, дрова, чайник. Растапливаем печку, кипятим чай, открываем консервы. В общем пожрали, чай попили, укладываемся спать. Только стали засыпать, шум вездехода. В будку вваливается ментовский вездеходчик. Приехал за нами. Ленка Комарова подняла тревогу, сначала наезжала на Егорова, который уже был командиром. Но он командовал всего неделю, еще ничего не знал и не понимал, да и сам по себе несколько вялым был. В общем она поняла, что от него ничего не добьешься, стала звонить в поселок, подняла на уши всех. Ментовский вездеход отправили нас искать. Вот он нас и нашел. Дальше полчаса Комаров уговаривает вездеходчика отвезти нас не в поселок, а на сопку, тот соглашается за четыре пузыря водки. Цепляем наш вездеход, потащились. А наш то груженый. Короче мат-перемат, через каждый километр..."я сейчас отцеплю это ваше уе...ще". Но в результате дотащил его до Вархалама. Там уже ясно, что надо отцеплять, через реку не потащишь. Но это уже около сопки, пусть стоит. Переезжаем через Вархалам, тут новая проблема. Вода высокая, а ментовский вездеходчик не часто через Вархалам ездит, брод не знает, а слушать никого не хочет. В результате заезжает в реку дальше брода, и течением относит на камень. Камень слегка цепляет лодку, не пробивает ее, но вездеход висит на камне. Мы начинаем раскачивать вездеход, в салоне прыгаем синхронно с борта на борт. Полчаса таких прыжков, наконец срываемся с камня. Приезжаем на "Баку", картина Репина...в части только наряд, смена и Егоров. Все люди и вся техника в тундре. "Спасают" нас, спасают наших спасателей, спасают спасателей наших спасателей и т.д. Егоров, неделю пробыв командиром, ни разу еще даже не выехав в тундру, не зная что это такое, испугался так, что последовательно отправил за нами всю технику и всех имеющихся в наличии людей. Ему объясняли, что это бесполезно, что даже трактора в октябре не пройдут. Что трактор может ездить летом и зимой, по оттаявшей или замерзшей тундре, но осенью, в условиях полузамерзшей тундры, они вязнут. Бесполезно. В общем, вся техника была расставлена по тундре, от ручья под сопкой до первого озера. Трактора, бензовозы, водовозка. В части остался только старый "мормон", ЗиЛ-157, и то только потому, что никто кроме Колупаева его не мог запустить, а Колупаев сидел на увязшем Т-130 в районе первого озера. Потом еще эпопея была как эту технику доставали. Просили приехать совхозный трактор из Гижиги, вытащили сначала сотку (Т-100), потом вдвоем Т-130, а потом уже наши трактора таскали машины.
Александр Рязанов, инженер-энергетик "Баку", 86-90 г.

Алексаднр Рязанов   21.05.2010 12:48     Заявить о нарушении
Эта возня Егорова по "спасению" мимо меня прошла. Вот что значит на смене сидеть. Отдежурил и спать.

Виктор Ковтуненко   21.05.2010 13:12   Заявить о нарушении
Вездеходчика Белько звали.

Виктор Ковтуненко   21.05.2010 13:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.