Пестрая лента

Лето, в конце концов, кончилось, и Рома в школу пошел. Сидел он на уроках, слушал учителей в полуха, но учился без троек – способностями Бог его не обидел. Однако рассказ этот не о том, какой Рома замечательный ученик, а о том, как он в театральный кружок попал.
Пришел как-то в его класс долговязый парень из пятого «А», и предложил всем, кто хочет, в любительском спектакле участвовать. Он давно единомышленников искал: сначала среди своих одноклассников, потом в четвертых классах, потом в третьих, но никто на его предложение не откликнулся; у нынешних детей другие интересы – рокгруппы всякие да электронные игры. И тогда он решил второклассников в свой еще не существующий театр привлечь. И в Ромином классе ему, наконец, повезло; во-первых сам Рома этой идеей загорелся, во-вторых Коля Иванов, а в-третьих, Лена Краснова.
И вот после уроков все четверо в кабинет директора школы нагрянули. А директором с нынешнего года Нина Александровна Полякова стала – женщина еще молодая, энергичная и любые идеи учащихся готовая выслушать.
Мы, Нина Александровна, – сказал долговязый пятиклассник (его, кстати, Олегом Карповым звали),– есть труппа школьного художественного театра. И мы просим вас создать нам условия для репетиций.
–  Солидная у вас труппа, – усмехнулась Нина Александровна, – или передо мной только администрация театра?
– Мы и администрация, и актеры, и декораторы в одном лице, – ответил Олег, – главное не количество, а качество. Вы видите перед собой костяк будущего всемирно известного коллектива, и от вас зависит, как скоро мы сможем сказать свое слово в искусстве.
– Ну, я не против, – заверила Олега Нина Александровна, – репетировать в таком составе вам и в классе можно, а когда дело до спектакля дойдет, мы вам актовый зал предоставим.
– Актовый зал нам раньше понадобится, – возразил Олег, – декорации расставить, генеральную репетицию провести.
– Хорошо-хорошо, договоримся. Вы начинайте работать, а за мной дело не станет. А что за спектакль будете ставить, если не секрет?
– Я сначала на «Гамлета» хотел замахнуться, – ответил Олег, – но народу, как видите, не хватает. Поэтому мы поставим «Пеструю ленту» Конан Дойла. Там всего четыре актера и нужны
– Что же, желаю удачи, – улыбнулась Нина Александровна, – и не забудьте на премьеру пригласить.
– Не забудем,– пообещал Олег, – до свидания.

Теперь после уроков Рома не спешил домой. Он вместе с друзьями по школьному театру ре шал организационные и художественные вопросы. Сначала они, конечно, прочитали «Пеструю ленту» Конан Дойла, которую, кроме Олега, никто из них не читал. Потом Олег стал распределять роли.
Ты, Коля, – сказал он Иванову, – сыграешь Шерлока Холмса. Ты, Рома, ростом пониже, поэтому тебе придется играть доктора Ватсона. Лена Краснова, естественно, будет мисс Стоунер. Ну а я сыграю ее отчима, Рэйлотта.
    Потом стали решать насчет декораций.
– Декораций минимум, – сказал Олег, – камин из фанеры, фанерная стена с отверстием для змеи да кочерга.
– Кочергу-то мы найдем, – сказал Рома, – только как мы ее гнуть будем?
– Камуфляж сделаем, – объяснил Олег, – кочергу из проволоки сплетем и черной бумагой обклеим. Понятно?
– Ага. А змея?
– Из тряпки какой-нибудь скрутим, это самое простое. Ее ведь только чуть-чуть надо будет из отверстия в стене высунуть, и назад дернуть, когда Коля ее тростью шмякнет. Вот с костюмами действительно проблема. Но, я думаю, любые старые тряпки подойдут, никто ведь в Англии в прошлом веке не был. Только тебе, Лена, придется платье подлиннее надеть, мини-юбки раньше точно не носили.
– Надену мамино, – согласилась Лена.
Потом сценарий начали утрясать. Рассказ, конечно, сократить пришлось, дабы действие лишь в двух местах проходило – в кабинете Шерлока Холмса на Бейкер-стрит и в комнате мисс Стоунер.
Работали две недели: мастерили декорации, одежку подбирали подходящую, репетировали наконец.
И вот наступил день, когда снова вся труппа в кабинет директора завалилась.
А, артисты, – приветствовала их Нина Александровна. – Ну, как дела?
– Спектакль готов, – отрапортовал Олег, – пора декорации в зал вносить.
– Правда? А я думала у вас пороху не хватит, – созналась Нина Александровна. – Что же, вносите, проводите генеральную репетицию, а спектакль давайте на субботу назначим, на три часа. В субботу уроки как раз в это время у всех кончаются, поэтому больше народу сможет прийти. Только вы афиши расклейте, чтобы ребята знали, а учителя еще и в классах объявят. Хорошо?
– Хорошо, – с достоинством ответил Олег, – спасибо вам.

И вот наступил день премьеры. Задолго до начала спектакля были расставлены декорации для первого действия. Правда, декорации – это слишком громко сказано: на сцене стоял большой лист фанеры, раскрашенный в серый цвет, с отростком сверху и вырезом посередине, в котором с внутренней стороны были приклеены несколько лоскутов красной материи, изображавшей огонь. Отросток, естественно, изображал трубу, а все вместе – камин. Рядом с камином стояли два стула (по сценарию нужны были кресла, но их не нашлось).
Вот и вся декорация, не считая кочерги и скрипки, которую одолжили у Ольги Беловой, Роминой одноклассницы. На этой скрипке в самом начале спектакля должен был играть Коля Иванов (Шерлок Холмс). Но так как Коля на скрипке не умел играть, помочь в этом деле уговорили Женю Панкова, учащегося музыкального училища. Он должен был стоять в двери, ведущей со сцены в коридор и играть, а Коля лишь водить смычком над струнами. И еще одного человека привлекли в помощь – Пашу Шмакова. Его дело состояло в том, чтобы прятаться за куском фанеры (извините, камином) и суфлировать по мере надобности.
К трем часам зал был битком набит. Пришли не только ученики младших классов, но и некоторые старшеклассники. Да и почти все учителя присутствовали. А потому наши актеры даже как-то заробели. Но делать нечего – надо было начинать спектакль.
Так как занавеса в зале не было, то Рома с Колей просто вышли на сцену и расселись на стульях – креслах.
Коля сразу же раскрыл футляр со скрипкой и сказал: « Мне интересны, Ватсон, два вида искусства – искусство сыска и искусство игры на скрипке. Занимаясь сыском, я очищаю общество от преступников, а играя на скрипке, я очищаюсь душой».
Такой фразы в рассказе не было, ее Олег Карпов, он же главный режиссер, придумал и был этим ужасно горд. Впрочем, действительно, начало неплохое.
Коля приставил скрипку к плечу и положил на струны смычок, ожидая, когда Женя Панков запиликает на своей скрипке. Но Женю отвлек его одноклассник, который что-то пытался ему втолковать, и потому Женя вовремя не заиграл.
Коля ждал, поглядывая в коридор, но бесполезно – безответственный Панков стоял к нему спиной.
Что-то настроения сегодня нет, – сориентировался Коля, укладывая скрипку назад в футляр.
Но тут Женя спохватился и заиграл.
Коля быстро вытащил скрипку, но не успел взять смычок в руки, как музыка прекратилась – у Жени оборвалась струна.
Зрители в зале вовсю веселились, а Коля с инструментом в руках совершенно не знал, что делать дальше.
И тут Рома несколько исправил положение.
– Холмс, – сказал он, – это заколдованная скрипка, ты поосторожнее с ней.
– Да-да, – согласился Коля, – с такими вещами не шутят!
И он снова стал засовывать инструмент в футляр, но, очевидно с расстройства, уронил его на пол.
И тогда раздался гневный голос из зала:
– Я вам для того скрипку давала, чтобы вы ее ломали, театралы паршивые!
И Ольга Белова под гомерический хохот зрителей поднялась на сцену, забрала свою скрипку и гордо удалилась.
Полный провал! Казалось, ничего нельзя было уже сделать, чтобы спасти спектакль, но Коля все же нашел выход.
– Проклятые кредиторы! – воскликнул он. – Стоит с квартплатой промедлить, как тут же начинают имущество описывать. Ну, ничего, очередное дело раскрутим и новую скрипку купим.
И вот появился третий участник спектакля – Лена Краснова. В соломенной шляпке на голове и в маминой юбке до пола, она грациозно поплыла к сидящим у камина сыщикам. Но ее подвела длина юбки: наступив на подол, она с грохотом растянулась на сцене. При этом она так ушибла коленки, что чуть не заревела от боли.
Коля как истинный джентльмен тут же кинулся ей на выручку.
– Вы не ушиблись, мисс? – спросил он участливо, помогая ей встать.
Лена не отвечала, только шмыгала носом.
– Обопритесь на мою руку, сударыня, – продолжал Коля импровизировать, – садитесь, пожалуйста.
Затем он стал озираться по сторонам, куда бы самому присесть.
Увы, о третьем стуле никто до спектакля не вспомнил, хотя репетировали всегда с тремя.
« Что же делать?» – размышлял Коля.
А Рома сидел как ни в чем ни бывало, не думая о том, что в этой критической ситуации нужно уступить место главному персонажу.
– Экий тугодум! – подумал Коля и, разозлившись, выдернул из-под Ромы стул. Рома растянулся на полу с еще большим грохотом, чем Лена Краснова.
– Разрешите мне поговорить с клиенткой, Ватсон, – сказал Коля как ни в чем не бывало, и уселся на отвоеванный стул.
– Я с тобой разберусь после спектакля, – не разжимая губ, шепнул Рома и пристроился возле камина.
– Меня зовут Шерлок Холмс, сударыня. Я вижу, что вы очень продрогли. Разрешите предложить вам чашечку кофе, – сказал Коля.
На это Лена должна была ответить следующей фразой «Не холод заставляет меня дрожать, мистер Холмс, а страх». Но она лишь кривилась от боли, потирая ушибленное колено.
Коля помолчал немного и решил превратить диалог в монолог, пока Лена не оправилась от шока.
– Вы, я вижу, приехали утренним поездом? Не удивляйтесь, я заметил в вашей левой перчатке обратный билет. А потом вы долго тряслись в двуколке по скверной дороге. Я сделал этот вывод по вашему левому рукаву, забрызганному грязью. Дедукция! Ну а теперь, расскажите, что же привело вас ко мне.
Но Лена пока еще больше думала о больной коленке, чем о спектакле.
Тогда Коля встал, подошел к ней и, наклонившись поближе, прошептал:
– Говори что-нибудь, дура!
– Что-б вы провалились со своим театром! – ответила Лена.
– Ничего не поделаешь, сударыня, – сориентировался Коля, – весь мир – театр, и люди в нем актеры.
При этом он сделал два шага назад, и сел на   пустое место. Это Рома умыкнул у него стул.
– Видите, сударыня, даже знаменитый Шерлок Холмс не может просчитать все ходы наперед, – сказал Коля, поднимаясь на ноги и с ненавистью поглядывая на Рому, который верхом оседлал стул и не собирался его уступать.
– Трудно рассчитывать ходы наперед, когда пятишься назад, – ехидно заметила Лена, у которой наконец прошла боль в коленке.
– Так что же вас привело ко мне? – повторил Коля свой вопрос, и стал прохаживаться по сцене, ибо ему больше ничего не оставалось делать.
И Лена стала рассказывать:
– Меня зовут Элен Стоунер. Мы живем вдвоем с отчимом, доктором Рэйлоттом, мистер Холмс. Была у меня и сестра, которая умерла страшной смертью. И боюсь, что та же участь угрожает мне.
– Что же произошло с вашей сестрой?
– Она умерла за две недели до свадьбы. Я ночевала в своей комнате и вдруг услышала страшный крик. Когда я прибежала к сестре, она успела сказать лишь два слова: «Пестрая лента» , и тут же скончалась.
– Пестрая лента? Что же это могло значить?
– Не знаю, мистер Холмс, но в ту роковую ночь я слышала какое-то посвистывание и лязг металла.
– Вы уверены в этом?
– Абсолютно, хотя с тех пор и прошло около двух лет. А сегодня ночью я снова услышала те же звуки. В испуге я выскочила из комнаты и закричала. На мой крик прибежал отчим и, обозвав меня истеричной дурой, велел идти спать. Но спать я уже не могла, а утром отправилась к вам.
– Вы ночевали в своей комнате?
– Нет, в комнате сестры, в той самой, в которой она умерла.
– Почему?
– Отчим затеял в моей комнате ремонт.
– А вы не собираетесь замуж, мисс Стоунер?
– Да, я обручена.
– И когда об этом узнал ваш отчим?
– Позавчера.
– Кто распоряжается состоянием вашей семьи?
– Отчим, но лишь до тех пор, пока я не замужем.
– То есть он всего лишь опекун?
– Да.
– Хорошо, мисс Стоунер, езжайте в свое имение и ждите нас с доктором Ватсоном. До ночи вам ничего не грозит, а к тому времени мы приедем и попытаемся помочь.
– Благодарю вас, мистер Холмс, – сказала Лена Краснова и встала со стула. При этом она подтянула юбку почти до подбородка, дабы не упасть снова, и бодро зашагала со сцены.
– Какого вы мнения об этом деле, Ватсон? – спросил Коля, усаживаясь на освободившийся стул.
– Довольно темное дело, – ответил Рома.
– Я бы сказал, грязное дело, – возразил Коля.
    И тут, наконец, появился Олег, актер и режиссер в одном лице.
– Который из вас Холмс? – зарычал он страшным голосом.
– Это я, сэр, – ответил Коля, – а как ваше имя?
– Я доктор Гримсби Рэйлотт. Здесь только что была моя падчерица. Что она вам говорила?
– Что-то не по сезону холодная погода нынче, – ответил Коля.
– А, вы хотите отделаться от меня! Не выйдет! Горе тому, кто встанет у меня на пути! Смотрите!
Олег схватил кочергу и согнул ее пополам.
– Не попадайтесь мне в лапы! – предупредил он и ушел со сцены.
– Если бы мистер Рэйлотт подождал немного, то он бы увидел, что мои руки ничуть не слабее его, – сказал Коля, поднимая с пола кочергу и пытаясь ее выпрямить.
Но, увы, Олег сплел кочергу из толстой стальной проволоки, которую он, пятиклассник, мог запросто согнуть, а вот Коле это не удалось. Проклиная все на свете, Коля пыжился, пыжился, но безрезультатно.
«И что Олег на репетициях кочергу не велел сгибать, – с огорчением думал он, – берег ее неизвестно от чего, теперь вот сели в лужу!»
– Давай я помогу, Холмс, – предложил Рома.
– Давай! – согласился Коля.
Но и вдвоем у них ничего не получилось. Кочерга лишь вырвалась из рук и, под громкий хохот всего зала Рома отлетел в сторону, повалил «камин» и сам упал на него сверху. А снизу раздался дикий вопль Паши Шмакова, что подрядился работать суфлером.
Рома быстро вскочил и стал устанавливать «камин» на место, громко ругая мифических строителей. А обозленный Паша выскочил на всеобщее обозрение, готовый вцепиться в Рому с Колей.
–– Это кто такой? – спросил Рома, пихая Пашу локтем в бок.
– Это домовой, Ватсон, – не моргнув глазом, ответил Коля, – ты его прижал немножко, вот он и разошелся.
– Разве домовые за каминами живут? – спросил Рома.
– Нормальные домовые живут в кладовках, но у нас ненормальный домовой, – ответил Коля.
– Сами вы ненормальные! – закричал Паша, вырываясь из Роминых рук. – Сейчас как накостыляю обоим!
– Не срывай спектакль, балбес! – прошипел Рома, а вслух сказал. – Иди на место, домовой, видишь, я починил камин.
– Вот и лезь туда, а я ухожу в кладовку! – заявил Паша и убежал в коридор.
– Несчастливый сегодня день, Ватсон, – покачал головой Коля, – и домового обидели, и этот подлец Рэйлотт действительно оказался сильнее нас обоих.
– Ничего, Холмс, зато у меня револьвер есть, – сказал Рома.
– Это хорошо, не забудь захватить его с собой.
– Он всегда со мной, Холмс.
И сыщики покинули сцену.
Вместо них вышли Олег с Леной. Они утащили в угол «камин» и поставили вместо него другой лист фанеры, изображающий межкомнатную перегородку. Она была с дырой посередине и с куском веревки, свисающим вниз. Веревка была прибита к фанере рядом с отверстием. Около «стены» быстро поставили раскладушку (вместо кровати), а стулья оставили на месте. Вот и вся декорация для второго действия.
Олег юркнул за «стену», а Лена осталась. Она задумчиво прошла взад-вперед, затем расположилась на стуле, и сидела там до тех пор, пока со стороны коридора не послышался негромкий стук. Тогда Лена встала, вышла из поля зрения зрителей и вернулась уже с Колей и Ромой.
– Давайте осмотрим помещение, пока мистера Рэйлотта нет дома, – предложил Коля и, указывая на «стенку», спросил:
– Чья там комната?
– Отчима.
– Гм…Я так и думал. А что за отверстие в стене?
– Это вентиляционное отверстие, мистер Холмс.
– Я до сих пор считал, что вентиляционные отверстия проводят на улицу. А шнур, что свисает над Вашей кроватью, для чего он?
– Это шнур от звонка, – ответила Лена.
– А куда проведен звонок?
– В комнату прислуги.
– Итак, – задумчиво произнес Коля, – вентиляционное отверстие, шнур, свисающий на кровать…Все ясно, мисс Стоунер, остается только ждать.
    За перегородкой послышался звук открывающейся двери и чьи-то шаркающие шаги. Коля приложил палец к губам и застыл на месте. Рома с Леной также застыли истуканами. Потом раздался громкий скрежет металла, свист, и из отверстия показалась змея. Она была так похожа на настоящую, что в зале кто-то ахнул.
– Вы видите ее, Ватсон! – воскликнул Коля и ударил по «змее» тростью один раз, второй, а на третий пробил тонкий лист фанеры и засветил Олегу промеж глаз. Зрители этого, конечно, не видели, но зато услышали такой испуганный вопль, как будто Олега и взаправду укусила змея.
– Оставайтесь тут! – приказал Коля и юркнул за перегородку.
Оттуда послышалось какое-то неясное бормотание и звук оплеухи. Затем все стихло.
– Холмс, – спросил Рома, – что там?
– Все кончено, Ватсон. Это была болотная гадюка, самая ядовитая индийская змея. Я прогнал ее назад, и она напала на своего хозяина.
– Как же она могла напасть на своего хозяина, если голова до сих пор из дыры торчит? – спросил кто-то из зала, и все зрители рассмеялись.
Действительно, когда Олег получил палкой по лбу, ему было уже не до того, чтобы втаскивать «змею» обратно.
– Все очень просто, – быстро сориентировался Коля, – это же болотная гадюка: у нее две головы, а хвоста нет. Она может любой стороной кусаться.
– Так уберите ее отсюда, Холмс, – попросил Рома.
– А зачем? Она мертва.
– Не может быть, – послышался знакомый голос из зала, – сейчас очухается и схватит вас двумя головами.
– Если я говорю мертва, значит мертва, – ответил Коля, выходя из-за перегородки, – когда болотную гадюку лупят палками с двух концов, она умирает от разрыва сердца.
    Неугомонный зритель хотел еще что-то возразить, но кто-то из учителей шикнул на него, и он замолчал.
– Итак, мисс Стоунер, – продолжал Коля, – отныне вы можете спать спокойно. Ваш отчим был самым хитроумным убийцей из всех, мне известных. Он держал змею в сейфе, а когда его открывал, тогда и слышался металлический лязг. Затем свистом он выманивал змею и по веревке направлял через отверстие в вашу комнату. Оттуда она спокойно сползала на кровать и, разъяренная, так как он бил ее сзади тростью, нападала на первого попавшегося. Но сегодня не повезло ему.
– Я не знаю как вас благодарить, мистер Холмс. Сколько я вам должна?
– Ерунда, – отмахнулся Коля, – купите мне новую скрипку, и мы в расчете. Мою скрипку сегодня кредиторы конфисковали.
– Непременно, мистер Холмс, я куплю вам самую лучшую скрипку.
Тут из-за перегородки вышел Олег и объявил во всеуслышание:
– Спектакль окончен! Тем, кто не понял до конца сюжет, советую прочитать одноименный рассказ Конан Дойла, а также и другие рассказы о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе. Спасибо за внимание!
Все четверо актеров, взявшись за руки, поклонились и ушли со сцены.
Но уже в коридоре Олег набросился на своих товарищей с упреками:
– Устроили посмешище! – ворчал он. – Не спектакль, а бедлам! Нет, больше я не буду этим заниматься, хватит!
– Но мы не хотели, так уж получилось, – пытался оправдаться Рома.
– Не знаю, хотели или нет, а артисты из вас бездарные…
– Ребята, погодите! – послышался сзади голос директора школы.
Вся «труппа» быстро повернулась на сто восемьдесят градусов и приготовилась получать нагоняй.
– Ну, молодцы! – сказала Нина Александровна. – Никогда в жизни так не смеялась! А, скажите-ка, вы ведь нарочно все это подстроили, а?
– Естественно, – не моргнув глазом, ответил Олег, – немного юмора никогда не помешает.
– Это верно, но если уж за Шекспира возьметесь, давайте посерьезней. Шекспир – классика, а к классике надо относиться с уважением.
– Конечно, конечно, Нина Александровна, мы все понимаем.
– Ну и хорошо. Будьте здоровы!
И Нина Александровна отправилась своей дорогой.
Потом к ним подбежали толпы детей и потребовали записать их в труппу.
Олег был счастлив. Он так и светился самодовольной улыбкой, а между его глаз начинал светиться здоровенный синяк.
– А ты говоришь, бедлам! – упрекнул Олега Рома, когда они вышли из школы.
– Конечно бедлам, – назидательно сказал Олег, – но и бедлам иногда может быть полезен.
– Особенно когда кочергой промеж глаз! – сострил Коля.
И тут же ему пришлось улепетывать со всех ног, ибо Олег озверел не на шутку и гнался за ним до самого дома. Ладно, хоть не догнал…


Рецензии
Сергей! Чудесный рассказ!

Ольга Сангалова   04.05.2021 20:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга!

Сергей Сухонин   08.05.2021 09:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.