Несу-разное

Увы, основным, если не единственным источником знания о двух великих Учителях - Мастерах Молчания являются злые языки. Предполагаю, что это были бездарные и потому отвергнутые ученики, и, вероятно, завистники, а также обычный ограниченный люд, который сам на подобное не способен, и потому склонен видеть во всём только низкое и изнанку.

Нам же – не достигшим Молчащих Высот, на которые сумели подняться эти Мастера, остаётся, находясь у подножья, лишь слушать анекдоты о них и пытаться оттуда выудить след той рыбы, которая, будучи ими пойманной, некогда плескалась, в головах Учителей.

По общему мнению, Учитель Ал и Учитель Бел прежде, чем прийти к своему служению Мудрости, в молодости пожили в миру и много о нём узнали. Но, если Учитель Ал перепробовал все пороки и удовольствия, чтобы потом понимать заблудших, то Учитель Бел лишь наблюдал их, не соблазняясь.

Дальше мы вступаем в область злых измышлений. Версий – множество, среди них даже нелады Учителя Ала с законом, что послужило причиной ссылки (или бегства) его в пустыню, чему альтернативой являлась только тюрьма. Дело в том, что места, где оказался Учитель Ал, а впоследствии и Учитель Бел, были настолько дики и отдалённы, что считались не лучше темницы, и поэтому беглецы там не преследовались.

Есть ещё байка о том, что вследствие разгульной жизни в молодости -  единственным достойным Учителя Ала местом было сочтено – место пустынника, оказавшееся вакантным после вознесения предыдущего отшельника. В отношении Учителя Бела молва не менее зла. Недостойные узреть его тень уверенно заявляют, что у Мастера с рождения были не все дома, потому де он даже и не попробовал вкус порока прежде чем идти каяться.

Позднее Учитель Бел долго жил в пустыне один, разговаривая лишь со звёздами, солнцем и небесами, пока однажды к нему ни пришёл Другой, с которым он и стал беседовать, как с наиболее достойным. Его ученикам, когда они появились, оставалось только благоговейно внимать, вслушиваясь, а потом истолковывая. Правда, Мастер не принимал их толкований, а значит, его отшельничество продолжалось.

Чья-то глупая зависть сообщает, что, в сущности, то же было и в отношениях Учителя Ала со своими адептами «которые научились у него многому: добывать Мастеру пищу, готовить её и паломников… учить тому же более упитанных новичков, которые быстро сбегали, ибо прокормиться здесь можно было лишь нескольким». Оставался, - злобно шипит в заключение, вероятно, бывший ученик, - только тот, кто в миру жил ещё хуже.

Но даже враги не отказывали Учителю Алу в остроумии. Правда, они связывали это с тупостью и надоедливостью учеников, которые чувства юмора были лишены начисто и его шутки воспринимали, как загадки, откровения и высшую мудрость.

Рассказывали, что у Мастера Ала имелся один ученик, который беспрерывно лез к нему с дурацкими вопросами, а Учитель не знал на них ответов и потому время от времени посылал того далеко и надолго в чужие края, надеясь больше его не увидеть. Не тут-то было! Этот тип подозрительно быстро возвращался с ещё бОльшим ворохом вопросов. Мастеру казалось, что он уходил только для того, чтобы просто назло ему обзавестись новыми загадками. Мудрому Алу ничего не оставалось, как отшучиваться, а ученики запоминали его ответы, принимая их всерьёз.

Приведу пример одного такого диалога Учителя с вернувшимся любопытным:
- Учитель, почему женщины и девушки в тех краях закрывают лицо?
- Вечно ты спрашиваешь, не подумав. Скажите мне: в каких случаях у нас женщина прячет лицо?
- Когда ей стыдно?
- Если не хочет, чтобы оно загорело?
- От неприятного запаха?
- Чтобы не сглазили?
- Видишь, сколько бывает разных причин. Но все вы не назвали главную.
- ?..
- Чтоб не увидели какая она непривлекательная. До замужества – иначе не найти жениха, после – уже ему надо скрывать свой промах с женой.
- !!!...
- Но и некоторые старухи, не скрывая лица, закрывают бахромой рот, - не отставал любопытствующий.
- Эти боятся показать свою беззубость.
- А почему их вдовы носят чёрное помногу лет? – вновь подавал голос неугомонный.
- Как им иначе, не нарушая приличий дать знать, что они свободны?
- …

Однажды Учитель Ал испытал просветление. Но и передавая это, жалкие очернители используют такой слог:
«Мастер Ал ревновал к успеху среди паломников Мастера Бела, который в связи с безумием не питал к собрату ответного чувства. Жили они на разных краях пустыни, и, само собой, те странники, что находились ближе к одному из них, к нему и шли. Учитель Ал считал, что навещавшие Учителя Бела лишь зря теряют время, а главное, не приходят к Истине, каковою он себя скромно полагал.
Однако ж ему в голову пришла мысль, что бывало нечасто. Наверное, небеса захотели над ним подшутить.
- Люди глупые и ленивые идут к Белу, а те, кто понимают что-то – ко мне. Таким образом, Бел, не ведая того, работает на меня, отсеивая дураков хотя бы с той стороны пустыни.
После этого Учитель Ал преобразился. Он просиял и так сильно, что поражённые ученики чуть не ослепли. Они рассказывали, что тогда он достиг первой ступени просветления».

А вот как подаётся лжецами встреча двух посланцев Мудрости:
«Как-то Ал и Бел встретились и молча посмотрели друг на друга. Каждый из них ждал, что заговорит другой. Оба были переполнены мудростью и, уже зная свою, хотели, чтобы с ними поделились неведомой им, коли такая окажется. Молчание затянулось.
Они ведут мысленную беседу, - благоговейно шептали ученики, - слова могут лишь исказить смысл истинного знания.
Но вот мудрецы, не произнеся ни слова, поклонились. Ал подумал:
- Он преклоняется перед моей мудростью. За это ему можно простить даже её отсутствие.
Бел решил:
- Жаль, что ему нечего сказать. Бедные ученики.
При этом он взглянул на учеников Ала и пожалел их учителя. И тут он услышал Другого:
- Какой учитель - таковы и ученики.
И Бел поклонился этим словам, а те, кто следили за ними, но не видели и не слышали Другого, подумали – что Алу, который тут же сделал вид, что благословляет преклоняющегося перед ним Мастера. И все ученики Бела согнулись в низком поклоне Учителю Алу и его ученикам, после чего остались с ними, а бедный Бел побрёл дальше, продолжая разговаривать с невидимым собеседником, так и не заметив потери школы».

Мастеру Алу ещё приписывают такие слова:
- Избегайте учителей. Тому, кто их понимает, они уже не нужны, а кто – нет, тот и не поймёт никогда.
Говорят, что единственное внятное выражение Мастера Бела гласило:
- Невыразимое не нуждается в словах.

Попытавшись как-то истолковать воспоминания их учеников, я понял, что либо они ничего не уразумели в учениях великих молчальников, либо я по-прежнему придаю слишком большой смысл словам. В мире не бывает случайностей и всё наполнено смыслом – нам зачастую неведомым, если же мы его до поры не понимаем, что ж, тем хуже для нас.

Возможно, эти два мастера-антипода и были молчаливыми символами своего, да, пожалуй, и нашего времени. Один прикидывался жуликоватым сансэем, другой – показывал всем видом, что и юродивость отторгает сей мир, который безумен по-иному – жестоко и рационально.

Догадывались ли они о своей истинной роли? Подыгрывали ли друг другу, дурача остальных, для которых они и сегодня -  только клоун и ненормальный?..


Рецензии
Ал и Бел- это один человек?

Госса Светлана   08.07.2016 12:15     Заявить о нарушении
Не думаю) Хотя в одном человеке могут жить совсем разные.

Ааабэлла   08.07.2016 13:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.