Воспоминания. часть 43. отказ от плановой экономик

ОТКАЗ ОТ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ

1992 год стал годом отказа Правительства России от плановой экономики. Предприятия были брошены на произвол судьбы. Каждое предприятие должно было выживать само по себе. Со стороны государства наши товаропроизводители не были защищены от иностранных товаров. Государство отказалось от регулирования цен. В этих условиях резко выросла роль экономических служб предприятия.
Начал перестраивать работу планово-экономического отдела предприятия и я, под складывающие в экономике страны условия. Совместно с отделом сбыта более тщательно стали изучать рынки сбыта и проводить совместно с бывшими родственными предприятиями и потребителями ценовую политику. Совместно с отделом снабжения и отделом комплектации изучали рынки поставщиков с целью заключения договоров с более выгодными предприятиями. Также проводили с поставщиками ценовую политику.
С отпуском цен резко выросла роль бюро цен. Мною была поставлена перед ними задача – не допускать выпуска убыточных изделий. Следить, чтобы средние цены на нашу продукцию росли несколько больше, чем средние цены на материалы и комплектующие. Анализ роста цен на нашу продукцию и инфляция по стране ложились в наши предложения для руководства предприятия по повышению роста заработной платы. Кроме того бюро цен отдела разработал информационные листы для наших потребителей и поставщиков с целью сбора информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Бюро также отслеживало динамику цен по каждому потребителю и по каждому поставщику и их реакцию на проводимую нами ценовую политику.
С поставленными новыми задачи отдел успешно справился. Предприятию удалось сохранить устойчивое финансовое положение.
В целом проводимая правительством Ельцина и Гайдара «шоковая терапия» в экономике меня, как экономиста, не устраивала. Отказаться от государственного регулирования экономикой и сделать упор на саморегулирующую экономику – это говорит о том, что правительство не знает, как регулировать экономикой или это умышленные действия, направленные на развал экономики страны.
В это время я написал статью «Есть ли выход из кризиса». В этой статье выход из кризиса я видел в правильном применении объективных экономических законов развития общества. Это законы, которые действуют независимо от нас. Не знание этих законов может приводить общество к кризису, а знание этих законов помогает руководству страны избежать кризисов в обществе и избежать революционных ситуаций: когда верхи не могут управлять по-новому, а низы не хотят жить по-старому. Объективные экономические законы развития общества – это компас для руководителей.
Капитан корабля, управляя кораблём без компаса, в конечном итоге может привести корабль в назначенный порт, но на это может уйти неизвестно сколько времени. Блуждая в океане, кораблю предстоит пройти через многие штормы и другие невзгоды, а может получиться и так, что корабль и не выдержит всех этих испытаний и потерпит крушение, так и не дойдя до назначенного порта.
Другое дело, когда капитан имеет компас, он может точно вести корабль по намеченному курсу и прибыть в назначенный порт в назначенное время.
Вот так и руководство страны, не зная объективные экономические законы развития общества, ведёт общество через кризисы и потрясения.
Обидно то, что человечество открыло эти законы, а руководство страны игнорирует их.
 Этой статьёй я попытался сказать, что руководством страны взят не тот курс, который может вывести общество из кризиса. Но попытка опубликовать статью не увенчалась успехом.
В отличие от руководства страны, руководством предприятия было принято решение: чтобы лучше знать законы рыночной экономики и не быть слепыми котятами, направить руководителей некоторых отделов и цехов на учёбу по изучению основ рыночной экономики. С третьего марта по десятое апреля в высшую коммерческую школу были направлены начальник цеха по производству цветных кинескопов Соколов Анатолий Васильевич, начальник цеха по производству черно-белых кинескопов Антипов Юрий Михайлович, начальник финансово-сбытового отдела Сербул Вячеслав Григорьевич и я.
Высшая коммерческая школа находилась на окраине Москвы. Жили мы в гостинице. Я поселился в номере с Соколовым, а Антипов - с Сербулым.
Занятия проходили с утра до вечера. Обедали в ресторане. Преподаватели были не только с преподавательским опытом по рыночной экономики, но и с практическим опытом работы за границей в торгпредстве и иностранных фирмах.
Не все преподаватели поддерживали курс правительства на капитализацию общества. Один из преподавателей, который более десяти лет жил и работал в США, прямо сказал: «Пройдёт лет десять и вы поймёте, что жили в семидесятые и в начале восьмидесятых годов как при коммунизме. Не верьте пропаганде хорошего образа жизни при капитализме. На самом деле не всё так прекрасно у них».
Итогом подведения учёбы стала защита дипломной работы. Я выбрал тему: «Переход кинескопного предприятия на маркетинговую ориентацию». В этой работе основное внимание я уделил гибкой структуре управления предприятием в зависимости от стадии жизни товара на рынке сбыта. Так, если товар находится на стадии исследования рынка, то первым заместителем директора на этом этапе должен стать заместитель директора по маркетингу. Если товар находится на стадии освоения, то первым заместителем директора на этом этапе должен стать главный конструктор или главный инженер. На стадии увеличения спроса на товар и в связи с ростом объема производства первым заместителем директора необходимо назначать заместителя директора по производству. Таким образом, я предложил в зависимости от того, какие главные задачи стоят перед коллективом на данном этапе, на должность первого заместителя директора завода ставить одного из его заместителей, курирующего данный участок на определенном этапе. На этом этапе, ему как первому заместителю директора завода, обязаны были подчиняться все руководители, которые будут причастны к решению задач на данной стадии жизни товара на рынке сбыта. Предложенная система позволяла быстро перестраивать коллектив предприятия на спрос рынка и тем самым иметь устойчивое положение на рынке.
Защита дипломной работы прошла успешно. Я защитил дипломную работу на отлично. По окончанию высшей коммерческой школы нам вручили диплом. За четыре недели, которые мы учились в высшей коммерческой школе, я пополнил свои знания в области рыночных отношений. Многие полученные теоретические знания я в последствие применил в практической работе. Систематическое повышение знаний по специальности я считаю необходимо проводить регулярно. Полученные знания дадут толчок к повышению эффективности в работе специалиста, а значит и предприятия.
Первого июня 1992 года Президент России Ельцин Б.Н. подписал указ об акционировании предприятий. Этим  указом Ельцин продолжал рушить уже не только плановую экономику, но уже и базис социалистической экономики. Реформаторы капитализма прекрасно понимали, чтобы закрепить капиталистический уклад в экономике необходимо разрушить до основания общенародную собственность, как базу, на которой развивалась социалистическая экономика, и создать на её осколках частную собственность, как базу для развития капиталистической экономики. Ни кто не думал о народе, о трудностях, с которыми он столкнётся от этого акционирования. Реформаторы капитализма думали только о том, как можно быстрее создать класс собственников-богатеев.
Этим указом обязывали на каждом предприятии создавать комиссии по приватизации предприятия. Был утверждён перечень предприятий, которые в  обязательном порядке обязаны были быть приватизированы, т.е. акционированы.
Наше предприятие не входило в этот перечень, а значит, мы могли не проводить приватизацию. Но некоторые специалисты и даже заместители директора стали проводить работу с противниками приватизации, а самое главное с директоров завода о том, чтобы выйти в министерство с предложением о добровольной приватизации предприятия. Директор завода был против поспешности приватизации. Я поддерживал директора и считал, что коллективу не выгодно в данный момент идти на приватизацию. Для обоснования данной точки зрения были весомые причины.
Во-первых, предприятие не завершило реконструкцию производства цветных кинескопов, а на завершение требовались большие финансовые вложения, которых предприятие не имело.
Во-вторых, предприятию, для того чтобы удержаться на рынке сбыта цветных кинескопов, тем более с выходом на зарубежные рынки, необходимо было освоить новый кинескоп и обеспечить его качество на уровне мировых стандартов.
В третьих, производство чёрно-белых кинескопов из-за падения спроса шло на спад.
Хотя производство ещё было и рентабельным, но если не произвести реконструкцию завода, не освоить конкурентоспособную продукцию и выйти с ней на мировые рынки, то предприятию через несколько лет ожидало тяжелейшее финансовое положение. В этих условиях идти на приватизацию было не совсем разумно. Это понимал директор завода, а также из экономического анализа видел и я.  Но, к сожалению, переубедить сторонников приватизации мне и директору не удалось. Директор пошёл на приватизацию видимо из-за того, что нас было меньшинство и не захотел идти на обострение обстановки в коллективе. 
По заводу был издан приказ и разработаны мероприятия по проведению приватизации предприятия, также была создана центральная комиссия и рабочая группа. Я входил и в центральную комиссию по приватизации и в рабочую комиссию по подготовке материалов к приватизации предприятия.


Рецензии