О смерти...

Нам всем знакомо состояние ожидания рождения чего-то или кого-то. Мы готовимся к этому событию. Мы волнуемся. Посадив семя, мы ждем всходов, и каждый раз умиляемся появлению нового листочка. Заметив, что наша кошка или собака ждет прибавления, мы тоже погружаемся в это ожидание. Если беременны мы сами или наши жены, наши дочери, невестки или внучки, то вся жизнь, все события, ощущения и разговоры вращаются вокруг темы ожидания и рождения. Все мы тем или иным образом включаемся в программу подготовки и привыкания к новому состоянию себя самого и всего окружающего.

Рождение человека, как было, так и осталось важным событием в жизни всей семьи. В разные времена и в разных культурах к рождению относились по-разному. Кто-то радовался, кто-то огорчался, кто-то питал надежды, кто-то с этими надеждами расставался. Тем не менее, новорожденного ждали и готовились к его появлению. Кто и как – это тема другая. Важно, что к рождению готовились.

Смерть не менее важное событие. Хотела написать «в жизни», но что-то меня покоробило. Сочетание, наверное, смерть – жизнь. Почему? Разве это взаимоисключающие понятия? Смерти не бывает без жизни, и, наоборот, жизни не бывает без смерти. Все нормально. И жизнь и смерть, как близнецы-сестры, сиамские близнецы, все время вместе и до конца. Какого конца? Жизни или смерти? Да, какая разница! Важно, что смерть – это СОБЫТИЕ! ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ!

А как мы готовимся к этому событию? И готовимся ли?
Увы, не готовимся. Отсутствие такого рода подготовки, в основе чего лежит страх смерти, характерно для большинства людей западной цивилизации. В восточных и африканских культурах, где смерти предшествует тщательная подготовка и существует школа умирания, дающая возможность узнать, что ждет нас за порогом, люди свободны от этого страха. Рассказы тех, кто стоял на краю могилы, свидетельствуют о том, что смерть может быть гораздо менее страшной, чем принято думать, и сам момент смерти может оказаться не катастрофой, а при должной подготовке превратиться в наслаждение.

Мы учимся бояться смерти. Нас учат бояться смерти. С детства. Мы привыкаем думать, что смерть это что-то страшное. Поэтому мы испытываем страх, когда видим смерть, когда думаем, что умрут наши близкие, когда думаем, что умрем мы. Но существуют всевозможные свидетельства того, что при соответствующей тренировке и подготовке мы можем полностью преодолеть этот страх. Для этого стоит обратить свой взгляд к культурам, которые учат умирать.

Наиболее полно и понятно даже для западного читателя искусство умирать описано в "Тибетской Книге мертвых". Это - свод универсальной практики, через которую должен пройти усопший, прежде чем быть духовно возрожденным. Тибетские тексты читали умирающему или тому, кто уже покоился на погребальном катафалке. Непосвященные доступа к книге не имели. Чтение помогало помочь усопшему или агонизирующему понять все этапы очередных переживаний и испытаний, которые выпадут на его долю. Предполагалось, что горе, любовь и молитвы близких только задерживают переход человека в иной мир. Произнесение текста, напротив, позволяло перейти в страну смерти освобожденным от земных тягот.
Существует более ранний своеобразный аналог тибетской книги - "Египетская книга мертвых", в которой собраны погребальные тексты, помогающие фараонам и высокопоставленным египетским чиновникам перейти в мир иной. Ее название буквально переводится как «приход из дня», а на древнем египетском это звучит как «Пер Хру». Они состоят из заговоров, заклинаний, гимнов, плачей, магических формул и молитв. "Книга мертвых" была следствием длительного развития религиозных верований и ритуальной практики. Многие из ее частей могут быть прослежены до ранних собраний погребальных текстов, высеченных иероглифами на внутренних стенах некоторых пирамид, расположенных в Сахаре. Они возникли между 2350 и 2175 годами до н.э., и являются наиболее древними памятниками письменности не только Египта, но всей истории человечества. Однако содержащийся в них материал указывает на еще более древние источники. А тексты, входящие в книгу, не являются одним целым, поскольку не принадлежат к одной исторической эпохе, охватывая, по-видимому, период в несколько тысячелетий.

Тибетская книга мертвых называется по-тибетски «бардо Тхедол», что означает «Освобождение путем слушания в посмертном состоянии». И так же как египетские жрецы читали статуе Осириса «книгу мертвых», так же тибетские ламы читают перед изображением умершего главы «Тибетской книги мертвых», так как обе книги являются по сути дела путеводителями для путешествующих в потусторонний мир.
Тибетская "Книга мертвых" была записана около VIII века. В ученых кругах Востока книга известна довольно давно, но открытие ее европейцами произошло только в двадцатом столетье. "Каждый человек должен уметь умирать правильно", - этому учит древний текст. Никто не в состоянии говорить о смерти, если он не испытал ее. Рождение – обратная сторона смерти. Люди, и это в известной мере удивительно, не помнят свои прежние смерти. Но ведь никто не помнит и собственного рождения.

Агония анализируется в тибетской "Книге мертвых" как своего рода процесс, в котором умирающий может проявить себя надлежащим образом или, наоборот, неискусно. Книга служит своеобразным учебником, помогающим уходящему из жизни не растерять своей духовности, предписываемой религиозной традицией. Она учит встречать смерть с ясным сознанием.
Умирая, человек последовательно проходит через множество ступеней, называемых бардо. Каждое бардо может быть либо ловушкой, либо выходом к свободе, в зависимости от того, как воспринять его. Бардо ревнивых богов, например, возникает как результат зависти, которую умерший испытывал в жизни. Напуганный этими внушающими трепет видениями обречен на свой собственный ад. Но тот, кто смотрит на них спокойно, просто как на порождения собственного разума, проходит через них легко.

Некоторые описание видений во время клинической смерти с точностью совпадают с текстами книги мертвых, хотя люди, переживающие, чаще всего даже не слышали об этой книге. Многие из описаний, переживаемых умирающими, с недавних пор начали получать неожиданное подтверждение в ходе современных клинических и лабораторных исследований. Возможно, что в не слишком отдаленном будущем эти постулаты будут заново сформулированы, но уже в терминах западной терминологии.


Рецензии