В поисках любви

1



Жила была женщина добрая. И был у нее сын. Растила его она одна. Отец его погиб в деле ратном, когда мальчик был совсем маленьким. Всему смогла научить сердце сына женщина: и доброте, и отзывчивости, и терпению, но не зажгла огня любви в нем.
Вырос мальчик, превратился в доброго молодца. Все друзья влюбляются, а наш юноша не понимает, что это за чувство такое. Пришел он к матушке своей.
- Что такое любовь? – спрашивает.
- Никто не ответит тебе, сынок, на вопрос этот, - отвечает та. – Только сам человек может найти ответ на него.
- Тогда, матушка, и я попытаюсь, если ты отпустишь меня.
- Не могу удерживать тебя. Вырос ты. Многому я тебя научила: добру, трудолюбию, ты не предашь, не соврешь, не позавидуешь. Не смогла только зажечь любовь в сердце твоем. Виновата я, видно, перед тобой, сыночек. Иди, даю тебе свое материнское благословление. Пусть хранит оно тебя в минуты трудные. Помни завет мой: от работы не бегай, помогай страждущему, болеющему и всем, кто попросит помощи твоей.
Поклонился сын в пояс и пошел.
Долго ли, коротко ли шел наш юноша, и полем шел, и лесом, через селения разные и большие, и малые. Захотелось ему есть, а пропитание, что взял из дому, закончилось. Как раз в это время проходил он по улице городка маленького. Увидел он вывеску «Хлеб». Дверь дома открылась, и вышел пекарь в белом фартуке, весь в муке.
- Куда путь-дорогу держишь, юноша?- спрашивает.
- За любовью иду, - отвечает тот.
- Дело стоящее, но не спешное. Останься, помоги мне. Получил я заказ большой. Сразу десять свадеб собираются играть в городке нашем. Нужно хлеб испечь свежий да сладкий и, главное,  вовремя. Муку закупил, привезли ее, а помощника нет у меня.
Вспомнил юноша наказ материнский.
- Почему не помочь делу хорошему, - говорит.
Стал парень помогать пекарю, и муку разгрузил быстро, и в кладовую отнес, и порядок там навел образцовый. Испекли хлеб к сроку. Пришла пора расставаться.
- Хороший ты работник. Выдам дочь свою за тебя с радостью. Может, останешься навсегда?
- Спасибо, хозяин, за слова  добрые и лестное предложение. Не могу остаться, зовет меня дорога дальняя.
- Ну, что ж, вольному воля. Вот возьми подарок мой, - говорит пекарь и протягивает хлеб круглый в полотенце завернутый. – Хлеб этот не простой. Рецепт его от отца к сыну передается в роду моем. Не съедай его весь сам, делись с другими. Тогда и он не уменьшаться будет, а прибывать. Так и с добротой человеческой происходит. Чем больше делишься ею с другими, тем больше ее в тебе становится. Да, еще есть правило одно. Не съедай весь хлеб сразу, каким бы голодным не был. Половину оставишь, наутро хлеб целый будет.
Поблагодарил юноша пекаря, с поклоном принял подарок щедрый, да дальше пошел.
Хлебом делился и с путниками, и с птицами, половину съедал, а наутро хлеб свежий ждал его в полотенце вышитом. Не раз поблагодарил парень пекаря в мыслях словом добрым, здоровья и благоденствия пожелал.


2


Привела дорога юношу к кузнице. Вышел к нему кузнец.
- Куда путь-дорогу держишь?- спрашивает.
- За любовью иду, - отвечает тот.
- Дело стоящее, но не спешное. Останься, помоги мне. Заболел помощник мой, руку повредил, а у меня заказ срочный. Косы ремонтирую, новые делаю. Травы, смотри, поднялись какие. Не уберут крестьяне траву, скот без кормов останется.
Вспомнил парень наказ материнский и согласился. Семь дней работали они день и ночь, но заказ выполнили.  Пора пришла уходить.
- Хороший ты работник. Нет у меня сына, кому бы мог дело свое передать. Оставайся, будешь мне сыном, - обратился к парню кузнец.
- Спасибо, хозяин, за слова  добрые и лестное предложение. Не могу остаться, зовет меня дорога дальняя.
- Ну, что ж, вольному воля. Вот возьми подарок мой, - говорит кузнец и протягивает меч. – Меч этот не простой, меч устремленности и воли. Переходил он из поколения в поколение в роду нашем, от отца к сыну. Да, видно, пришла пора послужить ему. Пусть поможет тебе любовь свою найти.
Поблагодарил юноша кузнеца, с поклоном принял подарок щедрый, да дальше пошел.
 Долго ли, коротко ли, но увидел он перед собой лес густой. Стал сомневаться парень, идти ли дальше или вспять повернуть. Смотрит, навстречу ему из лесу выходит лиса рыжая.
- Куда идешь, добрый молодец, куда путь держишь? – спрашивает она человеческим голосом.
- За любовью иду.
- Глупости это, нет ее. Есть сила, есть хитрость, есть желание. Зачем тебе любовь? Возвращайся домой, не ходи в лес наш. А я награжу тебя хитростью. Из любого положения выход сможешь найти, как я. – Говорит, а сама к парню приближается. – Давай меняться, ты мне – хлеб добрый, а я с тобой хитростью поделюсь.
- Ты есть хочешь? Я тебе сейчас отломлю кусочек.
- Нет, мне весь хлеб нужен.- Говорит, а сама все ближе, вот- вот выхватит его из рук парня.
- Не могу отдать тебе хлеб, чем же я делиться с голодными буду.
- Глупости это, делиться. Я сама хлеб съем, стану великаном, потом тебя съем и стану бессмертной. 
-Ах, вот ты как! – выпалил парень и отсек мечом ей голову.
Вместо лисы голубь сизокрылый появился, сел ему на плечо.
- Это ты не лису, а сомнения свои убил, - сказал он. – А я твоя надежда и буду теперь с тобой всегда.


3


Углубился юноша в лес. А он все гуще, все темнее. Солнечные лучи почти не проникают в чащу. Страх стал заползать парню в сердце:
- Неужели вся жизнь уйдет на поиски?
Вдруг солнце совсем померкло. Закрыли его крылья огромные. Зашумело все вокруг, ветер поднялся, деревья затрещали. Побежал парень, куда глаза глядят. А голубь впереди летит, дорогу показывает, да подбадривает:
- Сюда, сюда. Смотри вот и свет.
И, действительно, выбежал парень на поляну большую, солнцем освещенную. Но вновь свет померк. Поднял юноша голову и видит змей трехглавый, огнедышащий, на поляну опускается, расправив крылья огромные.
- Куда идешь, добрый молодец, куда путь держишь? Почему тревожишь меня в лесу моем? – спрашивает он человеческим голосом, огнем дышит.
- За любовью иду.
- Глупости это, нет ее. Есть золото, есть деньги, есть власть. Давай меняться, ты мне – хлеб добрый и надежду, а я с тобой богатством поделюсь. – Говорит, а сам все ближе. Уже волосы юноше опалил. – С хлебом добрым и с надеждой великой стану я властелином мира!
 Видит юноша, одна голова змея к хлебу тянется, вторая -  к голубю сизокрылому, а третья – его самого вот-вот проглотит.
-Ах, вот ты как! – выпалил парень и отсек мечом все три головы змея. Вместо змея собака появилась, подошла и у ноги парня села.
- Убил ты страхи свои, а я - твое бесстрашие и буду теперь с тобой всегда.

Устал юноша, отдохнуть решил. Стал место искать. Видит, на краю поляны шалаш стоит, перед ним костер горит. Девушка прекрасная на нем еду готовит. Увидела парня, рукой машет, к костру приглашает.
 - Куда идешь, добрый молодец, куда путь держишь? – спрашивает его, когда вместе с друзьями подошел он.
 - За любовью иду.
- Глупости это, нет ее. Есть вино, есть вкусная еда, есть удовольствия. Оставайся со мной, будем вино пить, есть, танцевать, - говорит девушка, и бокал вина протягивает.
- Не пей вина! – воскликнул голубь, - забудешь, зачем в дорогу собрался.
- Пей, не слушай птицу глупую, -  говорит она, а сама подносит бокал к губам его.
Тогда верный пес поднялся, прыгнул и выбил бокал из ее рук. Вино на землю вылилось, зашипело, в пар зловонный превратилось. Собака стала лаять на девушку, а та в старуху страшную превратилась, палку схватила, и давай собаку бить.
-Ах, вот ты как! – выпалил парень и только меч поднял, чтоб зарубить ведьму старую, как она растаяла в воздухе, вроде ее и не было.
 Стала собака раны свои зализывать, а голубь вновь опустился на плечо юноши и говорит:
- То соблазны твои были, ни убить их совсем, ни убрать человек не может. Всю жизнь они его сопровождают.
- Что ж, ни убить, ни убрать соблазны нельзя, но и поддаваться им тоже не должно, – улыбнулся друзьям парень.
Пока суд да дело, вечер наступил. Поели друзья хлеба доброго, испили водички из ручья, что протекал на краю поляны, да спать легли.
 «Утро вечера мудренее. С бесстрашием, да надеждой обязательно найду любовь свою», - подумал парень и заснул.


4


Назавтра проснулись друзья, когда солнце было уже высоко. Пошел юноша к ручью умыться, да водицы набрать во флягу дорожную. Видит, девушка юная сидит на пеньке и плачет. А рядом башмаки ее стоят, прохудились совсем.
- Что, милая, плачешь? – спрашивает он.
- Долго шла, все спешила, дороги не выбирала, вот башмаки и не выдержали. – Сказала  девушка, да на парня посмотрела.
 Слезы вмиг высохли на глазах ее, щеки румянцем полыхнули, похорошела она несказанно. Не увидел он перемены этой, башмаками был занят.
- Не плачь, девушка. Горе это, не беда. Починю  башмаки твои. Давай воды наберем, да позавтракаем с друзьями моими. Потом и за работу взяться можно будет.
Поели они хлеба доброго, запили водой ключевой. Достал парень инструмент нехитрый и за работу принялся. Голубь сизокрылый на плечо к нему сел, да говорит тихо:
- Ты спроси у девушки, куда идет. Может нам по пути, вместе веселее.
- Сам и спроси, видишь, я занят.
- Не могу я с ней разговаривать, только ты меня понимаешь, - возразила птица умная.
- Ладно, уж, уважу тебя. – Повернулся парень к девушке и спрашивает:
- Куда путь дорогу держишь, может, вместе пойдем, все веселее будет?
- Далеко отсюда живу я. Сирота. Унесла болезнь проклятая сначала отца, потом матушку. Приютила меня женщина добрая, соседка наша. Жили мы хорошо. Да тоска стала одолевать ее. Сына она ждет, не дождется. Ушел любовь свою искать, весточки не шлет. Стала мать его от горя чахнуть, стареть, да болеть. Вот я и пошла, по свету его искать. Люди добрые дорогу мне указали: сначала пекарь, потом кузнец. – Замолчала девушка, на парня смотрит.
- Неужели, это моя матушка заболела? Надо домой возвращаться. Спасибо,  девушка, за весть. Вот обувка твоя, починил, как мог, думаю, до дома дойдем.
Собрались они и двинулись в обратный путь.
 Долго ли, коротко ли, но пришли к кузнице. Вышел им навстречу кузнец и говорит:
- Здравствуй, добрый молодец. Вижу, нашел ты любовь свою, поздравляю.
«Почему он так сказал?» - удивился юноша:
- Вот, кузнец, возвращаю с благодарностью меч чудесный. Помог он мне обрести устремленность и волю, надежду и бесстрашие, не поддаться искушению. Пусть теперь другим послужит. -  Поклонился юноша в пояс и протянул кузнецу меч.
Принял тот меч, попрощался с путниками, пожелал счастливого пути домой.
 Долго ли, коротко ли, но пришли они к пекарю. Вышел он к ним навстречу и говорит:
- Здравствуй, добрый молодец. Вижу, нашел ты любовь свою, поздравляю.
«Почему он так сказал?» - удивился юноша.
- Вот, пекарь, возвращаю  с благодарностью хлеб добрый. Помог он мне обрести устремленность и волю, надежду и бесстрашие, не поддаться искушению. Пусть теперь другим послужит. - Поклонился юноша в пояс и протянул пекарю хлеб.
- Рад я, что хлеб добрый пригодился тебе, - отвечает ему пекарь. – Не возьму его обратно. Закваска добрая есть  у меня, а ее, как и добра, чем больше отдаешь, тем больше становится. Иди домой с любовью и добром, не забывай наказа моего, и все в твоей жизни наладится.
Поклонились путники пекарю и дальше отправились.
 Долго ли, коротко ли пришли они к родным берегам. Ноги усталые быстрее пошли, силы прибавились. Казалось юноше, что деревья ему кланяются, птицы песни поют, трава под ноги стелется. Рассмеялся он и пошел быстрее. Девушка еле поспевала за ним. Юноша так торопился, что и привала делать не стали. Шли без остановки и день, и ночь. А утром к реке подошли. Все здесь знакомо юноше. Вспомнил он, как мальчишкой рыбу на берегу ловил, купался в воде хрустальной. Нашел он тропинку заветную. Привела она его к дому родному.
Видит, на скамеечке сидит женщина пожилая, сгорбленная, старушка почти, из-под платка волосы седые выглядывают. Сидит, пригорюнясь, лицом к тропинке.


5


-Здравствуй, матушка, - обращается юноша к женщине.
- Как назвал ты меня хорошо. Давно так не звал меня никто, - горестно отвечает она. – Здравствуй, путник, зайди, отдохни.
Смотрит юноша на женщину, смотрит и с трудом узнает в ней красавицу матушку свою, так постарела она.
- Что печалит вас, матушка, - спрашивает он и в первый раз чувствует, что сердце его живое, сжалось оно от боли.
- Сына жду вот уж много лет. Пошел он любовь искать. Не могла удерживать его. Без любви нельзя жить на свете. Не знаю, где мальчик мой, здоров ли. Вот, все слезы выплакала, ожидая его, и свет потух в глазах моих. Каждый день выхожу сюда и жду сына.
Сердце юноши заболело еще сильнее.
- Мама, мамочка, это я, сын твой, вернулся. Ты прости меня, - юноша бросился к матери, припал к груди ее и заплакал.
- Сынок, сыночек, радость, какая. – И смех, дивный, переливчатый материнский смех прозвучал и обласкал юношу. И горячая материнская слеза, слеза ее радости упала на голову сына, проникла в сердце его. И вспыхнуло сердце любовью сыновней, затрепетало. И свет ее яркий, чистый, зажег свет в глазах матери, потухших от горя.
- Не за что прощать мне тебя. Ты пошел искать судьбу свою. Такая доля у всех матерей, растить сыновей и отпускать в мир. Только трудно матери без любви сыновней, чахнет она, стареет без времени.
- Больше не покинет вас, матушка, любовь моя. Горит она в сердце моем. И, даже, если буду далеко от вас, она будет рядом. Не нашел я любви на чужбине, но обрел устремленность и волю, надежду и бесстрашие, не поддался искушению. А любовь ждала меня дома. Видно, сердце мое было не готово вместить ее, ведь любовь так огромна, любовь к матери, к родной земле…
 Вдруг голубь сизокрылый взмыл в небо, стал кружиться и кувыркаться над юношей, привлекая его внимание. Пес верный стал толкать его носом, заскулил жалобно.
Обернулся парень. Видит, стоит попутчица его, и смотрит на них, не отрывая глаз. И они светятся такой любовью и радостью, верностью и нежностью, что сердце юноши еще расширилось.
- Любушка, моя! – позвал он и распахнул объятие широкое.
Долго ли, коротко ли, но на радость матушке, сыграли они свадьбу веселую.

 
И я на той свадьбе была,
Позабыла про все дела.
Хлеб добрейший вволю ела,
Танцевала, песни пела,
Любви свадьба не венец,
Ну, а сказке здесь конец.



 


Рецензии