Не все посильно волшебству

В зеленой и цветущей долине жил один старик. Каждый день он выходил на поле, чтобы кетменем (мотыгой) вскапывать землю, ухаживать за хлопчатником, поливать его из ближайшего озера, собирать урожай, какогда придет сезон. В жару, прохладу, дождь, в любое время суток старик без устали и отдыха занимался своим делом. Однако не приносил ему богатства его труд – все отбирало начальство и местная знать, и лишь жалкие гроши доставались семье дехканина. Поэтому не было достатка в его доме, не радовались дню дети и внуки, прозябающие под дырявой крышей и ходящие в лохмотьях.

Шел однажды старик к полю, смотрит – в силках запуталась чудо-птица Семург. Бьется она, хлопает крыльями, щелкает клювом, звонко кричит, однако не может освободиться. Увы, попадется она на ужин удачливому ловцу, тому, кто не смотрит на Красную книгу и охотится в заповедных местах. А такое позоляют себе те, кто приближен к трону или обслуживает здешнее начальство.
- Помоги мне, старик! – молит Семург. В ее глазах светится надежда, что встретила она доброго человека. И не ошиблась.

В свою очередь, не удивился старик человеческому говору птицы. Знал он, что Семурги – это волшебные создания, приносят они удачу и счастье. И пожалел он ее, освободил от пут.
- Лети к себе, чудо-птица!  - сказал он ей, взвалил на плечо кетмень и пошел дальше. Работы на поле было еще много.
Однако птица не хотела остаться неблагодарной. Взлетела она и приземлилась впереди старика, крылом останавливая его путь.

- Проси, чего хочешь – все исполню, - сказала Семург. – Не пристало нам, чудо-птицам, оставлять без внимания своих спасителей. Отплачу я тебе добром. Хочешь стать богатым – так дам я тебе сундуки, полные золота и серебра, сапфиров и бриллиантов!
Старик махнул рукой:
- Зачем мне богатство – разве в них счастье? Сундуки с драгоценностями отнимет или сам эмир, или его нукеры, или просто разбойники с дороги. Богатство следует зарабатывать трудом, а не брать его незаслуженно...
- Правду молвишь, старик, - согласилась птица, удивленная мудростью старика. – Тогда хочешь быть знаменитым? Я могу сделать тебя великим мударисом или поэтом – слава к тебе придет, а с ним и уважение, и богатство...

И тут старик имел иное мнение:
- К чему мне слава на старости лет? Почет и уважение добывается тоже трудом, не нужно мне пятиминутной славы – оно быстро приходит и также быстро уходит...
Щелкнула клювом Семург, соглашаясь с этим мнением человека. Однако отступать не желала, не в ее принципах было не платить добром за добро.
- Может, хочешь стать бессмертным? Я могу продлить тебе жизнь до бесконечности... И ты увидишь правнуков и их правнуков, и правнуков тех правнуков...
Усмехнулся старик:
- Все в этом мире имеет начало и конец, не может быть рождения без смерти. Не вмешивайся в волю Аллаха, сколько мне отмерено им, столько я и обязан прожить на Земле. Таков порядок, и его ломать не следует...

Семург немного рассердилась:
- Старик, ты мудр, но дай мне шанс отплатить свое спасение...
Тогда тот, немного подумав, произнес:
- Хорошо. Я прошу тебя об одном: дай совесть эмиру, чтобы он не мучал нас налогами и не угрожал казнями, если мы с ним не согласны; дай честность бекам (губернаторам), чтобы не грабили они нас пошлинами и не вымогали взяток, а управляли справедливо; дай ответственность казиям (судьям), чтобы судили они по закону, а не по указанию вышестоящих инстанций; дай порядочность стражникам, чтобы не занимались они вымогательством, а защищали народ от преступников... Тогда у меня будет и богатство, и слава, и долголетие...

Вздохнула Семург:
- Я могу погасить Солнце и зажечь новую звезду, повернуть вспять реки и осушить океаны, поднять горы и занести пустыню снегом. Но не могу я изменить человеческую природу – никакое волшебство не способно сделать из лжеца честного человека, из убийцы – миролюбивого гражданина, из взяточника – порядочного чиновника... Прости, старик, но я бессильна.
Сказала птица, взмахнула крыльями и взлетела, чтобы больше не прилетать к людям, не внушать им несбыточных надежд...

Вот и сейчас она с герба одного восточного государства печально смотрит на то, что твориться в стране, осознавая невозможность вмешаться и сделать народ счастливым. Даже волшебники не всесильны.
(24.10.2009, Элгг)


Рецензии
Какая мудрая и красивая, даже напевная, легенда. Спасибо Вам.
С уважением, ТБ.

Татьяна Безменова   25.10.2009 02:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, за Ваше оценку.
Я писал это под рубрикой "Восточные сказки", то есть хотел описать то общество, где раньше жил.
Желаю Вам удачи.
С уважением,

Алишер Таксанов   25.10.2009 11:46   Заявить о нарушении