Душевная драма Катерины

Скажем несколько слов о религиозности самого Островского: практически все его предки( прадеды, деды, дядя) были церковнослужителями. Николая Федоровича, отца будущего писателя, также готовили к этому поприщу. Он закончил Костромскую духовную семинарию, а затем и Московскую духовную академию. Островский верил в Бога до последнего дня своей жизни: 2 июня 1886 года он отправил свою жену в Никольскую церковь в селе Бережки отслужить молебен о здравии, в этот же день и умер. Естественно, что и в творчестве проблему веры он не смог обойти стороной. «Гроза» тому доказательство.
Невозможно не заметить явную религиозность Катерины. Обратимся к эпизоду первого действия седьмого явления. Помимо этого обозначим ее стремление к полету и избалованность родными. Праведность- это то, к чему лукавый не может оставаться равнодушным, козни его известны каждому праведнику. Устоять в борьбе с ним(лукавым) очень сложно. Видя в Катерине чистоту( Катерина с греческого- «всегда чистая»), бес пытается ее смутить(явление 7): « …точно мне лукавый в уши шепчет…», вызывая протест против разящей перемены в ее жизни- несвобода ее угнетает. Гроза является для нее знамением, поэтому и пугает(тем более что перед  этим барыня пророчила : в огне гореть). Избавиться от страха помогает только молитва. Катерина  боится не смерти, а того, какой она предстанет перед Богом. Гроза- это и борьба в Катерине двух начал: мысли о Боге сменяются в ней лукавыми мыслями. Вспомним момент, когда ее еще девочкой обидели родители, и она на лодке отплыла от берега, и нашли ее только утром. Здесь- проявление ее горячности,  страстности. Страсти же от дьявола, им противостоит смирение, с которым героиня постоянно борется, желая обрести независимость. Не захочет она и не станет жить, в Волгу кинется. Она ищет помощника, но все больше в человеке, а не в Боге. В муже она разочарована, любовь- не жалость, а Тихон жалок. Настоящий мужчина- это глава семьи, опора, друг, чего  не скажешь о нем. Страстность натуры Катерины не позволяет ей совладать с чувствами, и она бросается в омут с головой, осознавая, что совершила грех, она ничего не может изменить. Она и молиться-то уже не может, так как в ней не ее воля, а лукавый ведет ее. Грех камнем ложится на ее душу, и Катерина перестает и думать о полете. Грех мучает ее(явление 2,действие 5). Бог не прощает самоубийц, потому –то и не молятся за таких. Катерина знает, что это так, но видимо, недопонимает , сам Бог запрещает молитву о предавших его таким способом. Она совершает страшный грех и неисправимый. Искушение лукавого взяло верх над ней. А может быть, все-таки Господь простит, ведь он Милостивый? Мы не можем сказать наверняка.


Рецензии
Прелесть!

Лили Ооо   23.11.2012 19:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.