Петух. Механика психотравмы

В шестилетнем возрасте самым страшным зверем для Вальки был хозяйский петух. Страшней даже дворовой собаки, действия которой ограничивала цепь и проволока, вдоль которой она бегала. Петух хозяйничал по всему двору и был агрессивен, особенно по отношению к Вальке. Наверное, потому, что тот его боялся, и петух это чувствовал. Едва завидя Вальку, начинал преследовать его, норовя запрыгнуть на грудь и клюнуть прямо в лицо. Когда Вальке надо было выйти на улицу, или наоборот, зайти в дом, он дожидался, когда петух оказывался в дальнем углу двора и опрометью пробегал в ту или иную сторону. При этом сердечко его бешено колотилось, и готово было выскочить из груди. Взрослыми его страхи не воспринимались. Однажды в садике, на уроке рисования, воспитательница попросила детей нарисовать какую-нибудь домашнюю живность. Одни начали рисовать курочек, другие – уточек, третьи – кроликов, а Валька ничего себе этого не мог представить, хотя курочки и уточки бегали по двору, где он жил. Все сознание сразу же заполонял страх перед ненавистным ему петухом. Валька старался не видеть, не помнить, не замечать не только петуха, но и всего, что хоть отдаленно было связано с ним, даже двор, со всей находящейся на нем утварью. И после того, как хозяйка зарезала петуха, Валька еще долго выходил во двор с оглядкой. Засевший страх застрял на многие годы, исказил мировосприятие, вытеснил память на травмирующее событие. Потеря памяти, это потеря части своего «Я», это уменьшение энергетики, оскудение чувств, более худшее понимание реальности, а значит, более низкие адаптационные возможности, меньшая степень выживаемости. И таких моментов  в жизни набирается очень много. Отрицание раздражителя (петуха) явилось вынужденной, защитной мерой, иначе мозг просто бы не выдержал перегрузки. Но сама травма никуда не делась, а вытеснилась в подсознание. Теперь придется все время убегать от нее, обходить, переключать внимание при столкновении с ней на что-то другое. Произошла поломка, сдвиг. Образовался сдвиговый ритм, делающий восприятие петуха (и не только его) прерывным, не целостным, так как все время приходится подавлять травмирующий момент. Кроме того, сдвиговый ритм перестраивает под себя работу всей нервной системы, всех внутренних органов. А можно ли вылечить психотравму, восстановить утраченную память, чувства, и надо ли это делать? Попробуем разобраться. Отметим сразу самое главное и обнадеживающее. Мозг постоянно стремится вернуть себе, нарушаемое под воздействием раздражений, равновесие. Надо только не мешать ему это делать. В основе восстановления нервной системы лежит глубокий сон. Именно он нормализует ее работу наилучшим образом. Но часто одного сна бывает недостаточно. Почему? Просмотрим механику возникновения сдвигового ритма. После зачатия, оплодотворенную яйцеклетку начинают атаковать раздражения, на которые она вынуждена реагировать и приспосабливаться к ним, чтобы выжить. Любая реакция на раздражение образует сдвиг, который мобилизует силы организма на решение данной конкретной задачи. Далее, обязательно должно восстановиться равновесие, пусть и с задержкой по времени, чтобы постоянно меняющуюся реальность можно было каждый раз воспринимать с нуля. В бодрствующем состоянии этого почти не происходит, потому что приходится реагировать на все новые и новые атакующие раздражения. А во время сна, накопленные фиксации разряжаются и осмысливаются, информация переводится в нейтральное состояние. Но даже при благоприятных условиях, полной разрядки не происходит, и накопление раздражений опережает их сброс. Почему? Неужели пластинка жизни запрограммирована на проигрывание только в одном направлении? Ребенок внутри матери вынужден подстраиваться под ее ритм. Так легче, безопасней, прогнозируемей, комфортней. После рождения он так же старается во многом подражать взрослым, в первую очередь родителям, так у него еще нет личного опыта, и он находится от родителей в большой зависимости. Доминирующим чувство является страх. Полноценной личностью человек становится, когда ему удается самоутвердиться и прочно стать на ноги. Но весь негатив, который он накопил в течение жизни, сидит в нем и продолжает свою разрушительную работу. А может это и не так, ведь человек внешне выглядит вполне благополучно? Тогда куда делась память на многие события, свежесть восприятия мира, острота ощущений? Откуда взялись всевозможные болезни? Все это следствие сдвиговой направленности психики, при которой равновесие не успевает восстанавливаться, и накопление раздражений опережает их сброс. Как затормозить маховик времени, разогнанный страхом, как повернуть время вспять и реставрировать изношенный организм? При сдвиговом мышлении происходит послойное истощение нервной системы. Подавленный страх не дает расслабиться в полной мере, так как сразу оживаю травмы и травмочки, накопленные в течение жизни. Это они не позволяют помнить многое из прошлого, особенно ранний, а тем более, внутриутробный возраст. А надо ли помнить то, что травмировало, ведь от неприятного вроде бы надо избавляться? Как уже было отмечено, мозг постоянно стремится обрести утраченное равновесие, а оно подразумевает баланс между «противоположностями», двустороннюю оценку реальности. Когда «противоположности» друг друга уравновешивают, реальность воспринимается напрямую, без искажений. В этом случае сдвиговый ритм теряет сверхзначимость и упраздняется. С исчезновением травмирующих моментов, полностью восстанавливается память на все события, начиная с зачатия. Можно даже проникнуть сознанием на эмоциональную память предков (на их ритм), чтобы, восстановив нарушенное у них равновесие, исправить первополомку, что позволит выправить всю вертикаль вашего развития. Вы останетесь тем же, и в то же время не совсем тем. Как если бы у вас была болезнь, вы мучились, страдали, а потом она исчезла. Ваше «Я» не изменилось, но изменилось мировосприятие, и вы, вместо страданий, начали радоваться жизни. Вы начинаете помнить все события в мельчайших подробностях, но они вас не травмируют. Ко многому начнете относиться с юмором. Чтобы комфортно себя чувствовать в этом мире, надо его в первую очередь понимать. А понимаем мы мир благодаря чувствам. Чем они раскованней (не распущенней, бесконтрольней), богаче, разнообразней, насыщенней, тем лучше понимаешь окружающий мир, в котором живешь, свое место в нем, свою ответственность перед ним. Появляется потребность все большего познавать его и обустраивать таким образом, чтобы жить с ним в гармонии. А устойчивое сдвиговое мышление по своей природе стремится только к получению удовольствия, без просматривания дальней перспективы. То есть – разрушительно.


Рецензии