Монастырь. Часть 13

 А в тайне той поведано ему было, что только по достижению сорокалетия, сможет Марфа получить книгу ту, и, стать настоящей колдуньей. А почему, собственно до сорока, а?! Да потому, что как полагала бабка Марфы, к сорока годам Марфа достигнет состояния, должного для познания маги, или, говоря современным языком, должна Марфа дойти до определённого созревания психосоматической конституции.  А как ускорить сроки сии? Как?
Можно лишь, дать знать книге, что Марфе уже сорок лет и пора являть себя на свет Божий! Вот и встала сия задача неразрешимой. И трудно сказать, сколько бы ещё бился над решением её Устин, если бы не одно событие. Издавна, ещё со времён средних веков идёт по Руси легенда – не легенда, а слух: будто как началось крещение Руси Киевской, так многие русские волхвы ушли с Руси да укрылись в далёких лесах да горах сибирских. Основали там тайные поселения и, будто до сей поры живут там и развивают тайное знание своё. Дошел сей слух и до Устина. Он не долго думая, провёл магический обряд, в котором и сказано ему было, что информация верная – живут-де волхвы в далёких землях на Восток от Волги-матушки, далече за Урал-Камнем. Вот и решил Устин податься в Сибирь поскорее, к местам заветным, резонно полагая, что в Сибири сможет он отыскать для себя новое знание. Бросил всё, что имел на родине, лишь бы найти волхвов славянских.
Сказано – сделано! Собрал Устин пожитки свои, прихватил с собой денег да драгоценностей, что боярыня подарила изрядно. Уговорил боярыню с боярином отпустить его, мотивирую своё направления в Сибирь страстным желанием приводить к вере христианской народы дикие, и был таков. Кстати,- подмигнул Иосиф,- боярыне он обещал, что возвернётся к ней, а чтобы она не скучала, нашёл ей другого молодого любовника, тоже только оперившийся попёнок был приставлен к домашней церкви боярского семейства Войковских. С тем и отбыл Устин в края наши. Блуждал он недолго, а сразу, как пересекли Волгу и потянулись густые леса, он с одним из многочисленных обозов дошёл до Тюмени, а там уже перебираясь от острога к острогу, от городка к городку, начал Устин уходить всё дальше вглубь земель неизведанных. Так и добрался он до Саян, где прожил пять лет, обучаясь у тамошних  шаманов да кое-кого из крестьян, что после раскола уже начали переселяться в те места, ну и принесли с собой древнерусскую магическую традицию. Самих волхвов он не нашёл, но знаний все-таки поднабрался, в местах Силы частенько бывал, в общем, поездка его в Сибирь окупилась сторицей.
- И затем, он оказывается в нашем Холмореченском монастыре! – продолжила Наталья, увидевшая ситуацию в ретроспекции.               
- Да, всё верно! – подхватил Иосиф. – Устин приезжает в наш монастырь, решив, по-видимому, здесь обосноваться. Возвращаться ему уже не хотелось, да и кто знает, как его приняли бы там, на Псковщине? А тут, как ни крути, а всё равно он уже кое-какое богатство накопил, знаний поднабрался, веру проповедовал христианскую средь сибирцев, так, что, в общем, и целом, можно сказать авторитет он уже приобрел.
- Да, но чем его привлёк именно наш монастырь?! – Наталь уже называла Спасо-Преображенский монастырь «нашим». От Иосифа это не ускользнуло, но Натали это говорила часто, а потому делать особенный акцент не имело смысла. 
- А вот че-е-ем?...-  нараспев протянул священник. – Вот это вопрос ещё более интересный, чем прежние!.. – загадочно улыбнулся, вновь покружил  вкруг стола, остановился за спиной  Натальи: - Дел в том, что издревле, у сибирцев, наши холмы – те, на которых стоит наш город, почитались за священные места! – выдержал паузу. – Понимаешь?! – и чуть склонился над женщиной.
- А-а-а, ну, тогда всё становиться понятным! – понимающе протянула Наталья. – Уж во всяком случае, более-менее!- и вернулась к сосредоточенному изучению ретроспективной информации.
- Да! Именно предания об их священности, да плюс к тому, же, ещё и легенды, связанные с ними и привели сюда отца Устин! Он решил, проверить, а вдруг, какая-то доля истинны, всё же кроется в них? Вдруг, что удастся извлечь из этой поросшей лесом длиной гряды?!
- И не ошибся! – продолжила повествование Светлоярова. – Устин, как только прибыл сюда, сразу почувствовал силу этих мест, что и укрепило его, в решении приблизится к монастырю.
- И снова верно! Натали, ты сегодня у нас молодец, мы с тобой просто стремя в стремя идём! – посмялся монах. Светлоярова усмехнулась:
- Приходиться! А как иначе? За тобой нужно успевать, Сережа!
- Спринтером станешь!- хохотнул Иосиф. – Ну, да, ладно, продолжим! Итак, на чём мы остановились?
- На том, что Устин понял силу наших мест и получил подтверждение своей правоты! – Наталья продолжала считывать информацию. – Вот,  вижу, как он слезает с повозки, перекидывает через плечо мешок тёмно-серого цвета, и стоит… осматривается…  вот… осмотрелся и пошёл по дороге… да, он идёт по дороге, скорее его к монастырю..
- Да, он идёт к монастырю, я видел эту сцену,- услышала Наталья голос Иосифа.   
- А сейчас, я уже вижу его у ворот монастыря… они открыты, в них идёт внутрь народ… через них же проходит и Устин…
Наталья почувствовала, что Иосиф опять кивнул.
- А теперь он говорит с монахом…
- Это настоятель!- подсказал Иосиф.
- Да, это настоятель… теперь я знаю это… Он просит принять его в монастырь…. Да, согласие получено…
Тишина воцарилась в библиотеке. Оба человека молчат, Наталья считывает информацию, а Иосиф молча стоит за её спиной, заложив руки за спину.
- Хочешь досмотреть всё до конца? – поинтересовался монах.
Через несколько секунд последовал ответ:
- Да, пожалуй…. Но и ты продолжай рассказывать… можешь помочь мне этим… 
- Хорошо! – священник продолжил рассказ. – Итак, Устин прибыл  в монастырь, и довольно скоро прижился в общине, стал совершать службы.… И там-то, он и познакомился с отцом Никодимом!.. М-да, Никодим сразу понял, что за фрукт перед ним и принял все меры для того, чтобы отдалить Устина о себя! Нет, Устин вовсе не был злодеем, коварным колдуном из стародавних фантазий, нет! Устин – да, типичный чёрный маг. Который и познанием занимался, и мошну набивать не забывал, мог и исцелить болящего, и из беды человека выручить, а мог и могилу свести! Но к последнему средству Устин прибегал крайне редко, крайне! Как-никак, а даже чёрные маги прекрасно знают, что без нужды губить человека накладно будет, потому, как тяжкий грехом почитается и супротив самого мага, впоследствии обернётся! А, потому видя специфику Устина, Никодим и решил ни при каких обстоятельствах не посвящать его в тайну подземной кельи-лаборатории, а отослать его, как можно дальше! И нужно сказать, что сие удалось, притом наславу – несколько раз Устин отправлялся из монастыря по делам церковным вглубь земель ещё неосвоенных, по стародавней надобности – приводить к вере Христовой дикие народы!.. И уходил он надолго, порою на два-три года, а однажды его с обратным обозом даже до Казани отправили!  – священник хохотнул. – Да-а-а!.. постарался Никодим, слов нету! Но, нужно сказать, что действия заклинаний Никодима, отправлявшего Устина подалее и подольше, прекрасно совпадало с намерениями самого Устина, который хотел ещё поболее обрести  драгоценной пушнины в разъездах по тайге, заручится поддержкой лихих людей, начавших промышлять золотым песком, да исподволь богатевших на неравной торговле с сибирцами!..  Да, и о духовном не забывал Устин – как-никак, а всё же, маг потомственный! А Сибирь – она же, почитай вся излучает – мест Силы здесь не счесть! То для шаманов и колдунов русских, что тогда с Сибирью соприкасаться начали кладезь неисчерпаемый! Вот и наш Устин из таких оказался – умело сочетал в себе духовные поиски с материальной наживой! Типичный русский авантюрист того времени! Хотя нет, не типичный! – поправился отец Иосиф,- не типичный! Типичные-то, они из породы лихих людей происходили, как тогда именовали всех искателей приключений –  казаков, решивших сменить уже давно обжитее территории Дона, Запорожья и Волги, на бескрайни просторы сибирских лесов; из беглых стрельцов, бросивших нелёгкое военное тягло; из беглых крестьян, спасающихся из господской неволи; из староверов, надеющихся обрести Беловодье; из купцов, почуявших несметные богатства, да и ещё из многих других. Ну, ты сама, знаешь, как формировалось на первых этапах население сибирского региона, и как он осваивался!...
- Вот он!.. – перебила Наталья вошедшего в азарт Иосифа. – Службу ведёт.… Причём уже не первую….  А, поняла – это я вижу, его служение в монастыре,  общую информацию.… А, вот в тайге он опять.… Да, ты прав Сережа, всё верно, он много раз уезжал из монастыря. Вот я вижу пути его… Они выглядят схематично, линиями от монастыря расходятся в разные стороны…
О, да Устин всю Сибирь объездил, всю излазил!... Вот молодец! - невольно завершила Светлоярова свой комментарий к увиденному.
- Да, он заслуживает уважения, что ни говори! Отважный первопроходчик!... Смелости ему было не занимать,  лез к чёрту на рога, участвовал во многих авантюрах местных поселенцев!!..- Пауза. – И надо сказать, не без пользы для себя!... Он год от года, богател, в каждую свою поездку, а вернее поход, он набирал мех, практически задаром у туземцев, а после перепродавал приезжим купцам втридорога…  А, однажды, судьба особенно улыбнулась ему: Устин с очередным поисковым отрядом, в одну из своих авантюрных вылазок нашли-таки осыпи самородного золота на берегу маленькой речушки, где-то далеко на северо-восток отсюда, ближе к побережью Охотского моря. Нашли и, как водиться, разбогатели!.. И притом, весьма быстро!….
- Я вижу драку,- вновь встроилась в рассказ Светлоярова. – похоже на драку, ссориться они… И лес вокруг…
- Да, умница! – подхватил Иосиф. – Однажды чуть не поссорились, как частенько бывает в подобных компаниях, а особливо при золотом промысле… А Устин их усмирил словом заветным!... Так его ещё больше уважать стали!...
- Да, я вижу…. Вижу, как он руки воздел вверх, в правой крест и кричит что-то!...
- Да, имя их успокаивает… - подтвердил Иосиф. – Ну, наверняка и заклинание какое, по ходу шепнул, не без этого!... 
-Да, я вижу свет… Свет, исходящий из его левой руки… В павой крест, а левая излучает…
- Да, конечно, так и было! – охотно подтвердил отец Иосиф. – Только свет тот, конечно же, незрим был для людей! Это мы с тобой видим поток на тонком плане!...
- Я вижу, как Устин приносит часть своих сокровищ настоятелю… Они в каком-то полутемном помещении, на столе ярко горят три свечи в подсвечнике, настоятель сидит за столом, а Устин высыпает на стол пригоршню камней… Нет, это не камни, это золото…. Золотые самородки!....
- Да, Устин делился добытыми сокровищами с монастырём!... Во-первых, в маленьком городке, где все друг у друга на виду, трудно что-либо сокрыть, а во-вторых, делая столь дорогие подарки, Устин закреплялся при монастыре, что ему и было нужно!.... Конечно, можно было с успехом пресечь всяческие слухи о своём богатстве при помощи магии, да и настоятелю нашептать о своей необходимости монастырю, можно было, конечно….  Но зачем к магическому искусству прибегать, коли есть возможность решить всё обычными средствами?! Так и решил Устин, и не прогадал: регулярно отчислял треть доходов вырученных от продажи мехов да золота!... В общем, сложилось обоюдно выгодное сотрудничество – меха и деньги от их продажи, золото да церковная жизнь – это Устин всё для монастыря определил, а другую часть доходов плюс свобода передвижения, причем надолго – это Устин для себя составил! Всем оказалось выгодно такое положение дел – у монастыря прирастает казна, диким язычникам проповедуется христианство, всё чин по чину! Сам же настоятель не полезет в глухомань за пару тысяч вёрст?! А Устин с радостью, его авантюрный склад характера во многом ему помогал! Устин службы вёл исправно, никого не подсиживал, ни на чьё место не метил, словом, образцовый монах, православного монастыря, да и только!
- Да, я вижу, как периодически возникают слухи и сплетни в отношении  отца Устина, вот они видны чёрным змейками… Но они не долетая до него самого, тают…


Рецензии