Этнос

Статья из "ЭТНОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ" http://proza.ru/avtor/atonement&book=1#1

Этнос. Этнос – это структурно- и государственно-образующая общность людей, которые способны выйти из РОДОПЛЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. Хотя для них семейные и клановые связи по-прежнему очень важны, но на первый план выступает идея САМОПОЖЕРТВОВАНИЯ ради «большой семьи» - фундаментальной общности людей, которую и называют «этнос».

     Самопожертвование возможно только в рамках существования «сакрального ощущения» – обычно это религия, или мифологическая система мироощущений или «пассионарность» (термин, введенный Л.Н.Гумилевым).

     Мы можем выбрать депутата или президента, уважать его и т. п., но он при этом не станет «сакральным». (Не путать сакральность и харизматичность!). Мы не выбираем себе родителей, детей, братьев – но они для нас сакральны, но, как правило, совсем не харизматичны.
     Откуда берется сакральность? Это понятие сродни понятиям "вера" и "инициация" (см. статью "Инициация сакральная"). Сакральность, как это ни странно, связана с понятием "диалектика природы" - древнейшей религии единобожия (см. ст. "Тенгрианство"), возникшей в самой первой и уникальной евразийской этнической цивилизации.

     Казалось бы, что инициация юношей и девушек (клятва на крови, очищение огнём, посвящение в материнство, через рождение нового человека, добровольное отдание девственности на алтарь замужества и т. п.) - чисто родоплеменные архаизмы. Но это не так только потому, что родоплеменная инициация направлена "против всех остальных" племён и народов. А инициация в этносе диктует связь племен через диалектику природы (тенгрианство). Заметим, что тенгрианство - это и славянские диалектические понятия Навь, Явь, Правь и др., а не только тюркские, как это принято считать некоторыми авторами (см. статью "Тенгрианство").

     В этом смысле, замена диалектического монотеизма догматическими религиями современности вернула человечество к родоплеменным отношениям. И это грозит человечеству скрьёзными опасностями.

     К сожалению, слово «этнос» часто используется журналистами взамен слова «национальность», что не позволяет обычному читателю почувствовать разницу смыслов этих слов. Но труды ученых по этногенезу уже написаны, так что журналистам надо бы немножко подучиться…

     (Этнография (культурология) – это совсем другое понятие, (см. статью). Этнология, этология, экология, этнография – звучит очень похоже, но понятия эти отличаются друг от друга столь же сильно, как слово «река» отличается от слова «рука».

      Статья "Этнос" не читается без понятия РОДОПЛЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, поэтому вынужден очень кратко дублировать эту статью здесь (в Интернете, но не в книге, которую можно листать). Иначе получается недопонимание этнологических вопросов.


РОДОПЛЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (социально-экономический термин [полную версию статьи можно прочесть в Словаре под этим названием]. Родоплеменные отношения – это система отношений на уровне первобытнообщинного племени или на уровне современной патриархальной деревни. До возникновения  человеческих общностей числом более 200 человек это была система взаимоотношений, наилучшим способом поддерживающая выживание популяции. При возникновении более крупных (государствообразующих) объединений, такие всем родные и близкие понятия как «наша деревня», «ваша деревня» стали требовать каких-то модификаций в своих структурных взаимоотношениях.

      Нормальные, привычные взаимоотношения стали превращаться в примеры социального эгоизма типа «мы и они», «наше племя – ваше племя», «наша диаспора – ваши человеческие и природные ресурсы» и т. п.

     Антиэтнос (родоплеменные отношения) в наше время успешно может существовать только примкнув к тому или иному этносу изнутри или снаружи и только пока существует базисное, созидающее, государствообразующее население. (см. ст. "Этнос"). Антиэтносы, основанные на догосударственных, родоплеменных узах легко внедряются внутрь того или иного этноса, но привносят в него свои уклады и традиции – клановость, кумовство (тайный групповой сговор), подкуп, торговля людьми, рабовладение и т. п. В результате со временем этнос может ослабнуть и даже разрушиться.
 
     Сказанное не означает, что самобытность народов и культур, образующих этнос сколько-нибудь ниже, чем у родоплеменных кланов. Напротив, - она существенно выше, так как ее самовыражению не мешает родоплеменная вражда. Самостоятельные родоплеменные государства, например в Африке и Аравии – влачат жалкое существование и истребляют друг друга и свою самобытность.

     Примерами этносов могут являться современные Германия или Китай. А вот Италия никак не может стать этносом потому, что внутри страны имеется устойчивый родоплеменной антиэтнос – южноитальянские мафиозные кланы. Дело доходит до того, что время от времени раздаются голоса о разделении Италии на Северную и Южную. При этом мафиозные кланы говорят по-итальянски, исповедуют ту же религию, что и этнос, свободно перемещаются по итальянской территории. Но родоплеменные отношения южноитальянских деревень берут верх даже над общей религией и общим языком.

     Я привел наиболее нейтральный пример родоплеменного антиэтноса, чтобы отсечь разговоры о религии, языке, национальности и т. п. как возможное указание на  предвзятость любого автора, который рассуждает на эти темы.


Рецензии
Род-группа родственников,ведущих своё происхождение по одной линии(материнской или отцовской)Род,внутри которого запрещены браки,не имеет существенного экономического значения,а по социальному значению намного уступает общине,где уже имеются обычаи,культы.Этнос[ethnos от греч.]-исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей,обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры(включая язык и психологический склад.Объединение происходит на основе объединения территории и экономической жизни.Признаки,опять таки обычаи,язык,обряды,традиции,нормы поведения,которые передаются из поколение в поколение(Г.Т.Тавадов.Этнология)Поэтому род-неоъемлемая часть этноса,который в конце концов на правовой основе складывается в "нацию".То что Вы называете "антиэтносом" по простому является лишь маргинальной группой[margo от лат-граница,край,окраина],которая принадлежит двум этническим культурам,двойственное самосознание,порождающее конфликты.К сведению,в этносах разрешены однородные браки.

Любовь Лерман Закатова   29.03.2012 23:23     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за комментарии. В принципе они очень сходны с тем, о чём я пишу. Вы пишете: "Объединение происходит на основе объединения территории и экономической жизни." - с этим нельзя не согласиться.
и то, что "род-неоъемлемая часть этноса,который в конце концов на правовой основе складывается в "нацию"." - тоже абсолютно верно. И многое другое. В общем я почувствавал в Вас эрудированного и думающего читателя, что редко встретишь на этом сайте, где собираются в основном "литераторы-биллетристы".
Но сайт предоставляет возможности и для таких, как мы с Вами.
Очень рад встретить единомышленницу.
И хотя я не увидел у Вас какой-либо серьезной критики (что тоже бывает полезным), зато увидел подтверждение того, что работаю над своим Словарем не зря. И хотя он называется "Этнологический" - в нём рассматриваются в основном вопросы связанные с возникновением и развитием человеческой цивилизации. И темы такие разные, что сам иногда не понимаю, как удаётся охватить настолько далёкие друг от друга вопросы.
С уважением.

Андрей Рюрик   29.03.2012 23:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.