Митраизм Статья из книги Этногенез и цивилизация

Статья из "Словаря терминов" в книге "Этногенез и Цивилизация".

МИТРАИЗМ. (религиозный и религиоведческий термин) Религиозное направление, смыкающееся во многих отношениях с христианством. Наряду с манихейством являлось одним из многочисленных вариантов раннего христианства. Митра (Мифра) – персидский бог света, культ которого проник в Рим и частично в Грецию. Митру иногда считают также и богом Солнца, а не только света.

     День рождения Митры – 25 декабря. Первыми пришли поклоняться ему пастухи. Он появился на свет в шапке-митре (ср. с фараонской митрой Верхнего Египта), с мечом и луком. (Заметим, что скифо-сибирские египетские гиксосы – это «пастухи» на конях с мечами и луками). Культ Митры был очень древним по Греко-римским меркам. Сохранился договор между хеттским царем Муршилом и правителем митаннийцев, содержащий обращение к Митре, как к свидетелю и покровителю договора (слово Митра означает на авестийском языке «договор», «согласие», хотя, в то же время, и "Бог-солнце").

      Царство Митанни – первоначальный оплот коневодства протоэтноса на Ближнем Востоке. Первые «кентавры» приехали сюда из низовьев Волги через проторенный путь – Дербент. Оттуда всадники-лучники распространились в Египет, Месопотамию, Малую Азию, а затем и в Грецию, Персию, Индию и др. В Китай, Монголию и Японию всадники попали из предгорий Алтая и Саян. В Европу всадники проникли с севера и породили кельтов и викингов, которые долго держали в страхе Рим, не имевший в то время лошадей. Митраизм проник в Рим не на лошадях, а вместе с рабами, захваченными легионерами Рима на Востоке.
В митраизме принято водное крещение, догмат бессмертия души, моральные принципы и символы, совпадающие с христианскими. Ежегодно Митра ловил и убивал могучего быка, который через год возрождался (параллель с культом убийства быка-Велеса в протоэтносе и египетским праздником ритуального убийства быка-царя Хэб-Сед).
Митра всегда помогал страждущим и нуждающимся, требовал чистой, воздержанной жизни, защищал от демонов зла. За соблюдение строгих моральных принципов Митра обещал своим приверженцам, которые называли друг друга братьями и сестрами, вечное блаженство на том свете (ср. с «братьями и сестрами» у Эхнатона и у Иисуса Христа). Он сопровождал души умерших в загробный мир (ср. с Осирисом). Там он предлагал им напиток из вина и крови убитого им быка, который обеспечивал им бессмертие (ср. с причастием). Заслуживших бессмертие он вел по ступенчатой лестнице к высотам чистого света (ср. с лестницей Иакова).
В Риме Митре было посвящено много святилищ, как правило подземных (катакомбы), приспособленных для совместных вечерних трапез верующих. Наиболее сохранившееся из них находится под апсидой храма святого Клемента на Латеране. Изабражения Митры и «митраистического» Христа приведены на рисунке.
……


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.