Высшее Образование бесплатно?

Когда я был несколько раз в Англии (1993 – 1995 гг.), там уже не существовало бесплатного обучения в Университетах.

Потом я два раза по 2 месяца был в Коммунистической стране – Китае и там дебатировалось платное Высшее образование. Теперь оно внедрено, и я посылаю задание моему бывшему аспиранту, а теперь директору института, выполнить какую-то работу на приборах, которых у нас “днем с огнем”  не сыскать. Это значит, что университеты имеют деньги для покупки самых дорогих приборов.

В Китае эта проблема решена так: студент берет в банке ссуду на весь период обучения, а отдавать долг будет, когда закончит учебу и начнет работать и  получать зарплату. Поэтому он сразу ищет работу и проходит практику на этом предприятии.

Не кажется ли Вам, что логично, а наша система только плодит лентяев и нечестных студентов. Ну, скажите, как будет относиться студент к преподавателю, доктору наук, если последний получает в 2 раза меньше, чем студент подрабатывающий где-то…

Официальная зарплата заведующего кафедрой, доктора наук составляет восемнадцать тысяч рублей, а у доцента со званием - двенадцать тысяч рублей. Такую зарплату студент зарабатывает (в Москве!), не отрываясь от учебы, но при этом его знания тянут едва на тройку. Тем не менее, ему ставят повышенный балл, так как от этого зависит набор студентов сначала на факультет, а потом и в группы, выполняющие дипломные работы.

Студент прекрасно информирован, что на кафедре почти нет никаких приборов и оборудования. Как делать работу при отсутствии нужного оборудования?! Это предельно разбалтывает студентов и все из-за того, что кафедра не имеет собственных денег. Конечно, положение изменилось бы, если кафедры, которые выпускают студентов, имели свой бюджет.

То же относится и к общим кафедрам, уважаемые профессора и доценты которых пишут на старых досках мелом и вытирают их мокрыми тряпками как 50 лет назад. У них то же имеются лабораторные практикумы, которые требуют обновления, но это невозможно по той же причине отсутствия денег. На этих кафедрах также имеются дипломники и аспиранты, хотя не в таком большом количестве. 

Не нужно говорить об обязательности практик и не таких формальных, как сейчас, а длительных и эффективных. Но какой завод возьмется проводить такую практику, если ему не платят деньги.

Расходы на электричество, пар, воду, ремонтные работы и административный аппарат так велики, что Университет вечно не вылезает из долгов.

Как, например, могут химический или механический Университеты работать без стеклодувной мастерской и без механического отделения. Но ведь работают и еще как! Это не работа, а профанация. Одни персональные компьютеры. Неужели мы настолько умны, что нам уже не нужны механический и физический  эксперименты.

Чего же боятся Министерство и Университетские администрации, при переходе на систему тотальной оплаты за обучение.   

Министерство:

1. Боится, что его обвинят в потере “социалистического” способа бесплатного обучения.

Но разве плохое обучение не является преступлением? “Ломоносовы” могут рождаться и при платном обучении, когда возникнет экономическая конкуренция.

2. Оно боится того, что придется закрыть большую  часть ВУЗов, им же открытых недавно, и не просто так, а за определенную и не малую мзду.

Официально все это оформление ничего не стоит, но кто теперь будет делать бесплатную работу или за малую плату. Чиновники Министерства крайне заинтересованы в неофициальной оплате их труда. А свой труд они оценивают сами. Вот так и появилось – вместо 600 государственных ВУЗов – еще 1600 частных, зарплата в которых намного выше, чем в государственных. Вот только насколько легитимны выдаваемые дипломы.

Чего боятся в ВУЗах:   

1. Боятся конкуренции с другими ВУЗами    при наборе студентов. Ведь, если ВУЗ не наберет нужного числа студентов, его могут расформировать.

Должно сохраняться требуемое соотношение преподавателей и студентов. Вот и уменьшается это соотношение за счет уменьшения преподавателей. Освобождаемое число преподавателей не пропадает, а увеличивает штат административных работников.

2. Боятся резкогго сокращения административного аппарата и перераспределения затрат с этого аппарата на работающих людей.

Как правило, административный аппарат сильно и неоправданно раздут, раздуты и затраты на него.

И вновь, платная система приведет к автоматической регулировке численности преподавателей и административных работников. 

Итак, Высшее Образование не должно быть бесплатным. Исключение составляют особо талантливые личности, число которых вряд ли будет превышать 2 %.


Рецензии
Многоуважаемый Валери Таразо! Прежде чем дебатировать вопрос о нужности или нет платного образования, следует ответить НАМ всем на более общий вопрос, а какие СПЕЦИАИСТЫ нам нужны и будут ВОСТРЕБОВАНЫ обществом? Мне кажется, что мы стоим на пороге деградации общества (нашего, в первую очередь).Интерес к Высшему образованию опустился ниже плинтуса. Все рвутся получить только диплом! Резко сужен спектр специальностей , бывшие в большом почёте в СССР. Дежурные (врачи, педогоги) специалисты будут нужны, конечно, всегда, но кого и как лечить (учить)- тоже ПРОБЛЕМА!

Анатолий Фёдоров   18.11.2009 15:10     Заявить о нарушении
Анатолий! Спасибо!
Почти с каждым Вашим слом согласен.
Ведь я профессор и долго был завкафедрой. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ - важнейший вопрос, ибо промышленность разрушена и нужда в бухгалтерах ...милый мой бухгалтер ... истощилась. Полный .....ц. Но об этом чуть потом!

Валери Таразо   18.11.2009 19:12   Заявить о нарушении
Многоуважаемый Валерий Васильевич! Большое спасибо за быстрый отзыв, а за совпадение "частот"(я-радиофизик +матем +..) 0собенное!Жду!!

Анатолий Фёдоров   18.11.2009 19:51   Заявить о нарушении
Я физико-химик, работавший сначала на производстве. Мои изделия и летают и плавают под водой. Малогабаритные атомные реакторы. В "Тогда" об этом имеется глава. Ушел в науку - дхн, профессор, академик РЭА. Впрочем, этих академий до фига.

Валери Таразо   19.11.2009 10:51   Заявить о нарушении
Валерий Васильевич, рад за ВАС! Из меня, возможно, тоже получился бы неплохой конструктор самолётов или радиолокаторов ( я - иженер-радиотехник), но жизнь так плотно прижала к обочине, что ни о какой широкой и светлой дороге творчества и думать было надо позабыть. Только после 70 я получил относительную свободу распоряжаться собой и своим временем, что я лихорадочно и пытаюсь делат сейчас.Жить - то осталось всего-ничего!

Анатолий Фёдоров   19.11.2009 13:06   Заявить о нарушении
Анатолий! Мы почти одногодки. Мне 71,5. И плюс паралич, не какой-то легкий, а тяжеленный. Иногда я даже доволен (переживаю страшные боли) и все-равно доволен. Я остался на кафедре теоретиком. Все головы уже покинули не только кафедру, но и Университет Менделеева. Если бы Вы знали какое разорение и запустение.
У меня 2 аспиранта (горе с ними!), два дипломника (двойное горе! и 2 преддипломника). Рад, что не на кафедре (паралич не пускает). Думаю, что - ходил бы на кафедру - давно бы ушел к праотцам. Развал, развал.
ВТ.

Валери Таразо   20.11.2009 13:21   Заявить о нарушении
Валерий Васильевич, дорогой! Ну что это за напасть такая: хорошим людям Бог здоровья не даёт!У меня к ВАм была просьба относительно американских Экологов-ваших знакомых. Если не трудно, то сведите меня с ними. Молю Бога (я атеист!)о продлении (не мучительных) Ваших Дней.

Анатолий Фёдоров   20.11.2009 18:45   Заявить о нарушении