Романтика. Ч 1. Город судьбы. Гл 7. Концерт

                7. Концерт

Распелся ансамбль, распелись вокалисты, перетер в пюре все свои замысловатые балалаечные вариации Коля, из зала уже несся ровный мощный гул, то и дело разрываемый треском недружных нетерпеливых аплодисментов, а концерт не начинали.

Олег осторожно раздвинул занавес и выглянул в щелку. Зал был полон под завязку, лишь с первого ряда худрук и завхоз сгоняли вездесущую галдящую детвору и некоторых несознательных граждан постарше. Один гражданин оказался настолько несознательным, что пришлось звать на помощь дружинников и выволакивать гражданина из зала. Гражданин популярно при этом излагал свое мнение и о дружинниках, которые сами жрут, как свиньи, о дворце культуры, который не что иное, как хлев, об артистах, которые... Но тут гражданина вывели.

– В чем дело? – нервничала Инна Константиновна. – Сколько еще ждать! Пойду, узнаю.

И решительно, мужскими шагами, пошла со сцены. Через десять минут явилась обратно.

– Бригаду ждут. Коммунистического труда. Пока не приедет – концерт не начинать.

Вбежала запыхавшаяся Елена Леонидовна.

– Все! Ребята, начинаем!

– Приехала бригада?

– Приехала. Ансамбль, постройтесь перед занавесом. Готово? Я выхожу!

Но еще какой-то миг помедлила и пристально, словно в первый раз увидела, посмотрела на Олега. Олег не выдержал и торопливо раскрыл ноты. Нет, не взгляда Елены Леонидовны не выдержал Олег, – не выдержал он ее убийственного декольте. Кожа на шее Елены Леонидовны, на ее ключицах, на... Одним словом, кожа была белой, свежей, без малейших признаков увядания, смотреть на нее – сладость, но покой!.. но здоровье!.. А Елена Леонидовна выбрала себе платье именно имея в виду укоротить жизнь своему концертмейстеру!..

– Иоганнес Крейслер, вы готовы?

Олег поднял непонимающие глаза:
– Я?..

– Ты. Красивые глазки у вашей Юлии. Я выхожу!

– Ни пуха, Елена Леонидовна!

– К черту!

Елена Леонидовна раздвинула занавес и вышла на просцениум. Зал грянул аплодисментами. Женщины, возможно, аплодировали началу концерта, но мужчины наверняка аплодировали лично Елене Леонидовне, – она, в своем концертном платье, напоминала прекрасных актрис прошлого, какими их рисуют старинные фотографии и гравюры.

Более всех старалась передовая бригада. В грязных фуфайках и замасленных ватных штанах она расселась на первом ряду и не жалела заскорузлых ладоней. Со странной смесью презрительного высокомерия, восхищения и злобной тоски слушали они певучий голос артистки из Энска, их приветствующей и восхваляющей их трудовые подвиги.

Да, клёвая баба, можно посмотреть и даже профессионально прищуриться: дескать, во время оно, имели мы и таких и даже получше, но в глубине души точил червяк – ничего ты не имел, кроме своей визгливой, замученной и задавленной бесконечной работой жены. И зависть точила: где-то живут без лопат и навоза, без тракторов и солярки, чисто одеваются и лапают таких вот холеных баб и знать ничего не знают о грязи до подмышек.

Ну, и извечная вина всякого интеллигента перед всяким тружеником: ест, окаянный, чужой, незаработанный хлеб, да тебя же быдлом называет.

Все время, пока пел вокальный ансамбль, Нина с негодованием следила за Олегом. Он аккомпанировал одну, другую песню, аж взмок от напряжения, видно, боялся нафальшивить, но сам то и дело поглядывал на директрису. И Елена Леонидовна, какая бессовестная! Объявит песню и обязательно встанет за кулисами так, чтоб Олег мог ее увидеть из-за пианино! У нее же муж есть! Нина видела: такой важный, представительный – прямо министр. И директором завода вертит, как хочет, кто этого не знает?! А теперь еще Олешку у нее отбивает! Ну, так я вам покажу, будете знать...

И Нина прокралась за спину Елене Леонидовне и встала немного сбоку. Ага! Попался! Зыркнул на свою Елену Леонидовну, а потом ее увидел, а теперь глаз от нот не поднимает!

Вокальный ансамбль перепел свои песни, чинно поклонился и уплыл за кулисы.

– Олег Васильевич, берите гитару.

– Так сразу?! Елена Леонидовна...

– Не сразу. Сейчас я выступаю. Посмешу людей и объявлю вас.

Олег приглушил струны носовым платком и лихорадочно забегал пальцами по грифу.

– Олешка, сейчас ты выступаешь? – зловеще ласково спросила. Нина.

– Я, – виновато ответил Олег.

– Ой! Послушаю.

Пользуясь тем, что выступает в глухой провинции, Елена Леонидовна рискнула прочесть «Нервных людей», на всякий случай не упоминая при этом Зощенко, и ее вознаградили бурей оваций. Еле откланялась.

– Продолжаем наш концерт. Композитор Малатс! «Испанская серенада»!

Олег долго усаживался и устанавливал перед гитарой микрофон, подстраивал струны.

– Разводного ключа не надо? – насмешливо выкрикнул кто-то в зале.

– Давай тащи, поможешь, – ответил Олег. В зале засмеялись.

Гитаристы из ВИА свысока наблюдали за его возней, бас-гитарист довольно громко съехидничал:
– Послушаем, как звучит рондад на «Фендере»!

После первых же тактов острить оставалось только в собственный адрес. Когда зал зааплодировал Олегу, барабанщик подвел черту:
– Ребята, кочумайте. Человек играет, а вам рядом с ним ловить нечего. Только гитару его носить, если разрешит.

– Ловить нечего! – не сдавался бас-гитарист, особо невзлюбивший сегодня Олега. – Одно дело – классика, другое – джаз!

– Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала! – встряла в разговор Нина. – Олешка тоже в джазе играет, и на электрогитаре! Вот! Только не в самодеятельности, а в Московском цирке! Понятно?

И в доказательство полного своего презрения к обормотам из ВИА и восхищения искусством Олега, привстала на цыпочки и чмокнула его в щеку, когда он вернулся за кулисы.

Но надо же такому: Елена Леонидовна взяла и поцеловала в другую!.. В качестве административного или личного поощрения?..

У Нины от возмущения перехватило дыхание, а у Олега порозовели уши. Он кусал губы и глядел в пол, боясь повернуть голову в ту или другую сторону.

Пока Елена Леонидовна объявляла сцену из «Свадьбы в Малиновке», Олег пожал Нине запястье и на всякий случай ретировался с опасной позиции.

«Ревнует! – подумала Елена Леонидовна, мельком глянув в сверкающие глазки Нины. – Рассерженная кошечка...»

– Коля! – позвала она балалаечника. – Сейчас ваш номер.

Коля выволок Олега из-за экрана, куда новоявленный Буриданов осел спрятался от Нины и Елены Леонидовны.

– Сейчас нам играть.

– Тебе. Я то что? Ис-та, ис-та, тра-та-та! Давай на актеров посмотрим.

Виртуозное соло о Трандычихе вызвало гомерический хохот в зале, Олег и Коля тоже схватились за бока. Не смеялась лишь Елена Леонидовна: Яшкина «в ту степь» плясалась без музыки, и Елена Леонидовна сжимала кулаки и мысленно клялась самолично придушить пьяницу баяниста.

– Она руководит драматическим? – шепотом спросил Олег. Коля кивнул:
– Театральный институт закончила. Муж у неё какая-то шишка, не пустил работать в театр.

Появление на сцене балалаечника встретили шумом и оживлением. Молодежь насмешливо шушукалась, поколение отцов и дедов с интересом тянуло шеи.

– А ну, давай! – взвизгнул чей-то пьяненький голос.

Закаленный в подобных схватках с публикой, балалаечник спокойно сел и кивнул Олегу.

Игра его произвела впечатление разорвавшейся бомбы – никто и предположить не мог, что на зачуханной балалайке можно вытворять такое. Зал взвыл.

– Бис!!

– Браво!!

– Еще!!

Елена Леонидовна объявила «Светит месяц» и в зале мгновенно воцарилась тишина.

– Вот как играть надо! – укорил музыкантов из ВИА кто-то из певцов Инны Константиновны. – Без дураков! Без электроники! Не то, что ваша шатия-братия. Одно горлобесие.

Шатия-братия молча глотала пилюли. И откуда в их мутную лужицу заплыли два таких кашалота? Раскидали хвостами всю рыбью мелочь и не заметили даже учиненного разгрома!

Концерт шел без антракта, всю вторую его половину отдали на растерзание ВИА, а песенное однообразие ансамбля разбавляли три цирковых номера: сначала трио, через три, четыре песни – кольцо, Лариска, то есть, и на закуску, как грубовато острил Анатолий Иванович, – пластический этюд, чтоб мужичкам неспокойно спалось.

– На закуску? – чуть улыбнулась Елена Леонидовна. – Да... Красивая девочка ваша Нина.

– Ничего.

– В каком она классе учится?

В тоскливой надежде ожидала Елена Леонидовна услышать цифру восемь, в крайнем случае – девять.

– Что вы, Елена Леонидовна! – бодро возмутился Анатолий Иванович. – Ей замуж пора. И кава`льтер есть, пианист ваш. Каждый вечер провожает, там такая любовь, фу-ты нуты!

Анатолий Иванович резал по живому, без наркоза, Елена Леонидовна прикусила губу.

– Ребята, – обратилась она к ансамблю, – занавес закроем на минуту, чтоб мигом встали за инструменты. Все у вас работает? Ничего не сгорело?

– Работает.

– Начинайте.

Раз-два-три-четыре, сухо прощелкали барабанные палочки и разом взвыл электроорган, заревели гитары, загрохотала ударная установка. Стремительно побежал в стороны занавес (постарался Анатолий Иванович), молодежь в зале в телячьем восторге вытаращила глаза и развесила губы.

– Стиляги!! Волосатики!! – в пику ей вопила образцовая бригада. Кто-то даже засунул в рот два грязных пальца и засвистел.

– Деревенщина!! Заткнись!!

Классический конфликт отцов и детей с трудом притушило какое-то начальство: прошлось вдоль первого ряда и неизвестно чьим носам адресуя, потрясло кулаками.

Олег из-за кулис щурился на ансамбль, а молодые люди в узких белых брюках-дудочках, обвислых белых же пиджаках, со встрепанными шевелюрами, похожие на грибы-поганки, беспощадно и убого импровизировали, пели пронзительными голосами и неуклюже пританцовывали. Анатолий Иванович поморщился:
– Музыка для носорогов! Уши лопаются... Девочки, все здесь?

– Все, Анатолий Иванович!

Трио в черных купальниках с серебряными полосами наискосок груди и голыми ногами переминалось за кулисами, иногда мелко подпрыгивая на носках и встряхивая плечами. Анжела поглядывала на Олега с признательностью: Коля ей заявил, что если Олег останется в Энске, он на госэкзаменах будет играть только с ним, потому, что лучшего концертмейстера свет не видывал, у Нины до сих пор не выветрилась обида за возмутительный поцелуй Елены Леонидовны, Райка Олега не замечала. Он ее тоже, но, время от времени, когда Нина отворачивалась, окидывал взглядом аппетитные телеса и думал с некоторой злобой: «Показал бы я тебе, годен я к службе или негоден! Гусыня упитанная!»

– Девочки, пошли! пошли! Ваш выход!

– Идем! идем!

Под «Вишневый сад», за неимением помповой трубы исполняемый на электрогитаре, трио выплыло на сцену, смешно выставляя правые руки и манерно оттопыривая мизинчики. Р-р-раз! Трио крутнуло арабское колесо и тут же вышло на три, очень крутых мостика. Постояли, довольно синхронно задрали по одной ноге и через руки вышли на исходные позиции. В зале неуверенно зааплодировали. Голые женские ножки – это та платформа, где интересы не только отцов и детей, но даже дедов и прадедов полностью совпадали! Лишь какая-то бабка проголосила:
– Срам-то, срам какой!..

Бабку дружно обхохотали.

– Тебе понравилось? – счастливо улыбалась Олегу Нина после выступления. «Бог с ней, с Еленой Леонидовной! Пусть-ка наденет купальник да встанет рядом с Ниной! Небось, и целоваться расхочется!..»

– Понравилось?

– «Зачем тебе, Хрущев, вишневый сад...»

– Не понравилось!

– «...там кукуруза не растет!..»

– Конечно, у вас там в цирке... Не то, что мы...

– Понравилось.

– Будто я не вижу?

– Вот чтоб я сдох, – понравилось!

– А, ну тебя.

Нина убежала.

– Олег, – подошел Анатолий Иванович, – поможешь?

– Лариска выступает? Что делать надо?

– Как она сядет в кольцо и пристегнет лонжу, я ее подниму, а ты постоишь у веревок и подержишь их.

– А вы?

– Я под кольцом встану. Мало ли чего.

– Эдак вы будете бегать взад вперед. Я ее подниму и опущу.

– А сумеешь?

– Да уж как-нибудь.

– Тогда смотри. Будешь тянуть веревку, пока вот эти красные вязочки опять не сойдутся. Тогда обе веревки вот так скрутишь и держи, не отпускай до конца номера. И опускать будешь – смотри, не выпусти.

– Надо было штанкет правильно загрузить.

– Я тоже не первый день на сцене. Здесь все грузы разворовали солить капусту!

Олег опустил штанкет с кольцом, объявили номер Лариски. Лариска, рыжая, конопатая, лукавая и симпатичная в ярко-красном купальнике выскочила на сцену, стрельнула в зал широкозубой улыбкой и села в кольцо, подогнув одну ногу и вытянув носок другой. Анатолий Иванович пристегнул лонжу, Олег потянул веревку, Лариска плавно поехала вверх. Весила Лариска чуть больше курицы.

Олег держал переплетенные веревки и с интересом наблюдал за юной артисткой. А Лариска храбро и ловко выполняла свои трюки. Вот последний, «смертельный» трюк – обрыв, публика ахнула, какая-то женщина взвизгнула, Анатолий Иванович изобразил чрезвычайное волнение, Олег опустил штанкет, ВИА разразился реактивным ревом колонок.

– Обалдели! – плевался Анатолий Иванович за кулисами и вытолкнул сияющую Лариску на сцену, еще раз поклониться публике. Нина ревниво проводила Лариску взглядом.

– Олешка, вынесешь мне пьедестал?

– Вынесу.

– Бессовестная, – беззлобно укорил Анатолий Иванович. – Олег полконцерта провел на сцене – играл с ансамблем, с балалайкой, с певцами, на гитаре, Лариску тягал вверх-вниз, а теперь ещё твой пьедестал носи!

– Ой...

– Вынесу.

– Ой, не надо, Олешка!.. Анатолий Иванович, вы, ладно?

– Ладно уж!

Визгливая девица, солистка ВИА, пропела две песни, Анатолий Иванович с пьедесталом в руках вышел на сцену, Елена Леонидовна объявила номер Нины.

Электроорган заиграл «Маленький цветок» и безбожно при этом переврал мелодию, жадные, бегающие мужские взгляды впились в красиво изогнутое тело девушки, но Нина ничего этого не замечала, не замечала даже как работает: за кулисами Олег и Елена Леонидовна встали рядышком-рядышком, смотрят на нее и о чем-то разговаривают.

– Берите ее замуж, Олег Васильевич.

– Заботитесь о концертмейстере для Инны Константиновны? – сухо ответил Олег. Увы, он отлично знал, как относятся к таким, как он, «свободным художникам» родственники добропорядочных девушек.

– Хотя бы. Я думала, она школьница, а ей скоро восемнадцать.

– У нее есть папа с мамой, они как-нибудь сами приищут себе зятя. Посолидней, чем цирковой музыкант.

– При чем тут папа с мамой? Пригласи ее к себе и... осчастливишь девочку! Потом она уже никуда не денется, и папе с мамой некуда будет деться. Бедняжка об этом только и мечтает, ждет, не дождется, а ты ворон пересчитываешь.

– Елена Леонидовна, какой молоденькой балованной девчонке не хочется заполучить в поклонники такую... редкостную птицу, как ваш слуга покорный? Ради этого можно и самой вообразить себя влюбленною. Что это стоит для девицы семнадцати с половиной лет? А потом родители прицыкнут и – прощай любовь! Что делать там – в светлом, холодном, пустом небе? То ли дело – толстый, солидный у`жик-му`жик – тепло и сыро!

– Тебе бы писателем! Так складно мелешь! Ты слабый и робкий зяблик, поэтому и прячешься за своими бицепсами, за своей музыкой и книгами. Таких, как ты, на войне убивают в первые секунды: ты побоишься голову перед пулей наклонить. Все у тебя недоладом, вся жизнь!

Елена Леонидовна мрачно задумалась. Толстый солидный уж. Не вышла ли за такого и она? Пятнадцать лет назад? Нет, то был тогда одаренный интересный мужчина, это сейчас он матерый кособрюхий бюрократ, оглушительно равнодушный ко всему во вселенной, кроме своей утробы и своего логова, сквозь зубы цедящий слова всякому, кто хоть на ступеньку ниже его сидит на иерархической лестнице. Сразу уж рождается ужом, или птица перерождается в гада? Нет, птица остается птицей. Олег – птица. Феникс.

Нина отработала номер и, глядя в пол, хотела было прошмыгнуть мимо Олега и Елены Леонидовны, но директриса поймала ее за руку и заставила еще раз выйти на несмолкающие аплодисменты. «Твой, твой будет Олешка», – думала она, глядя на несчастное личико и вымученную улыбку девушки. А потом вновь поймала и толкнула к Олегу:
– У тебя очень трусливый кавалер: ты его целовала за гитару, а он боится!

Олег прижал немые губы к теплой щечке засиявшей Нины.

После концерта зав клубом произнес довольно бестолковую речь, адресуя ее спинам расходящихся и весьма непринужденно разговаривающих зрителей, вручил Елене Леонидовне грамоту и пригласил приехать еще раз. Нина жалась плечом к Олегу и радостно взглядывала то на него, то на сцену.

– Какая Елена Леонидовна хорошая, правда, Олешка?

«И врут все про нее и директора завода – видела она того директора! Морда свинцовая, глаза оловянные, под глазами мешки. А Елена Леонидовна – вон какая красивая! Одеть её в купальник, да поставить рядом с Ниной, небось, неизвестно, на кого больше глазеть будут!»

Олег нашел Нинины пальчики и легонько пожал. «Он какой-то грустный сделался и нервный, молчит... Ну, да то все пустяки!»

При погрузке в автобус у ВИА появилась целая рота помощников: все хотели побыстрее уехать домой и уже не давали советов, а деятельно трудились на грузчицком поприще.

В автобусе Нина притворилась очень усталой и требовательно положила голову на плечо Олегу. Тому пришлось сесть так, чтобы ей было поудобнее и пришлось даже обнять ее за плечи.

Ансамбль Инны Константиновны расшалился и всю дорогу до Энска горланил песни и дергал своего концертмейстера, приглашая присоединиться, но Олег отмалчивался.

Молчал он и провожая в первом часу ночи Нину. Лишь у подъезда, до боли сжал ей руку.


Рецензии
Николай! Все концертные перипетии, волнение - всё так реально живо, словно вместе с вашими героями едешь в этом автобусе, выходишь на сцену... И Елена Леонидовна - да-а-а, это штучка!!
Каждая глава как отдельное произведение со своим сюжетом и нервными срывами. Олег... да, он такой, он мужик! Настоящий, без флёра идеализации, без ангельских крылышек, но необыкновенно обаятельный! Ну, его образ - понятно - дорог вам, потому что он вторая половинка вашей души. Но Нина?!! Как вам (с вашим мужским менталитетом) удалось так психологически точно передать терзания, ревность, радость этой милой девочки?!! Как же переживаешь за них (Нину и Олега)! Как хочется, чтобы они были счастливы! С уважением и надеждой на счастливый финал - слава Богу, он ещё не скоро!

Элла Лякишева   09.07.2018 07:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.