Королев

                1.

Сергей Павлович Королев родился в январе 1907 года в Житомире, в учительской семье. Вскоре после рождения сына, его родители разошлись. Первые годы своей жизни Королев провел в Нежине у бабушки и дедушки. Когда мать Королева вышла второй раз замуж, семья переехала в Одессу. Здесь он пережил все бурные перипетии революционной эпохи. Первоначальное образование Королев получил дома, а в 1922 году поступил в двухгодичную строительную профессиональную школу.  В 1923 году началась его трудовая деятельность - он работал каменщиком и кровельщиком в восстанавливаемом после разрухи одесском порту. Тогда же началось горячее увлечение Королева планеризмом. Еще в 1923 году он вступил в Общество друзей воздушного флота и стал заниматься в планерном кружке - строил планеры и летал на них. В 1924 году он разработал  проект своего первого планера К-5, одобренный авиационно-техническим отделом Общества Авиации и Воздухоплавания Украины и Крыма. После этого его приняли без экзаменов  на механический факультет в Киевский политехнический институт, где он также активно занимался в кружке воздухоплавания и строил планеры.

    В 1926 году Королев перевелся на механический факультет  Московского высшего технического училища и переехал в Москву. Учился он на вечернем отделении,  днем работал в КБ одного из авиазаводов,  по ночам проектировал новые планеры. В 1927 году он впервые принял участие  в Всесоюзном слете планеристов в Коктебеле, а в 1929 году на VI Всесоюзных планерных состязаниях в Крыму выступил с планером своей конструкции СК-2 «Коктебель», имевшим размах крыльев 17 м. Пилотируемый самим Королевым, он продержался в воздухе 4 часа 19 минут. В 1930 году Королев привез в Коктебель планер СК-3 «Красная звезда», на котором пилот Степанченок впервые в истории воздухоплавания совершил три мертвые петли. Моторная авиация тоже увлекала Королева. В 1930 году он решил в качестве дипломного проекта сконструировать легкомоторный двухместный самолет. Руководителем дипломной работы стал известный авиаконструктор Андрей Туполев. (Позже Туполев писал о Королеве: «Он был одним из наиболее способных студентов Московского высшего технического училища, работавших над дипломными проектами под моим руководством…»). Вскоре самолет СК-4 был построен и показал хорошие летные качества.  (Трудно даже представить, когда успевал Королев переделать все свои дела: учиться, работать, заниматься планеризмом и конструированием. Как бы между прочим он сумел получить в эти годы пилотское свидетельство, закончив в 1930 году не только МВТУ, но и двухлетнюю Московскую школу летчиков. Не забывал Королев и о личной жизни - в 1931 году  женился на подруге  детства Ксении Винцентини). В последующие годы Королев совмещал занятия планеризмом с новым своим увлечением – ракетостроением. В 1934 по его чертежам был создан двухтонный пассажирский планер СК-7, снабженный небольшим двигателем, помогавшим самолету-буксировщику на взлете. Но наибольшую известность получил  планер Королева СК-9, привлекший к себе всеобщее внимание  в 1935 году на XI Всесоюзном слете планеристов в Коктебеле. После него Королев больше планеров не создавал.

                2.

Окончив МВТУ, Королев с 1930 по !933 годы выполнял обязанности старшего инженера ЦАГИ. В его жизнь постепенно входит новое большое увлечение – ракетостроение.  В 1931 году вместе с большим энтузиастом ракетного дела Фридрихом Цандером Королев основал Группу изучения реактивного движения (ГИРД). В мае 1932 он стал ее руководителем. Поначалу дело это держалось на одном энтузиазме, но Королеву вскоре удалось подвести под него прочное основание. Он сумел заинтересовать ракетной техникой зам. наркома обороны Тухачевского. Тот увидел в этом начинании перспективное оружие для РККА и обещал помочь. Вскоре работы ГИРДа  стало финансировать Управление военных изобретений. У группы появились станки, стенды, приборы. На инженерном полигоне в Нахабино гирдовцам разрешили оборудовать свой ракетодром. Здесь были проведены первые в Советском Союзе испытания жидкостных ракет.

   В 1933 году в ГИРДе был разработан первый опытный жидкостной реактивный двигатель ОР-2 с тягой в 50 кг. Он работал на сжатом воздухе и бензине. В августе 1933 г. в Нахабино состоялся пуск первой ракеты ГИРД-IX Тихонравова на жидком кислороде и сгущенном бензине. Имея вес 18 кг, она поднялась в воздух на 400 м. Весь полет продолжался 18 секунд.. В ноябре того же года старт взяла вторая ракета ГИРД-Х.  Ее полет оказался менее успешным. Впоследствии было выпущено шесть ракет класса IX. Некоторые из них достигали высоты 1500 м. Стоял вопрос об использовании этих ракет в военных целях, поэтому несколько пусков гирдовцы произвели под углом до 80 градусов. Однако оказалось, что без совершенной системы управления ракеты, как оружие для стрельбы по дальним целям, неэффективны.

   В сентябре 1933 года Тухачевский для форсирования работ по созданию ракетного оружия принял решение слить группу ГИРД с ленинградской Газодинамической лабораторией. На их основе образовался Реактивный научно-исследовательский институт во главе с начальником ГДЛ Клейменовым. Королев стал его заместителем по научной части.  В это время одним из главных направлений в работе института было создание и испытание крылатых ракет. Королев мечтал тогда создать реактивный аппарат для полетов в стратосфере. (В 1934 году он выпустил небольшую брошюру «Ракетный полет в стратосфере», удостоившейся очень высокой оценки Циолковского). Под руководством Королева создается целая серия крылатых ракет класса «Земля – Земля» и «Воздух – Земля» с кодовыми обозначениями «212», «201», «216» и «217». Внешне они представляли собой миниатюрные цельно металлические монопланы с крылом трапециевидной формы. При стартовом весе в 200 кг ракеты могли нести полезный груз до 30 кг. Первое испытание ракеты «212» состоялось в апреле 1937 года. А всего таких стартов до лета 1938 года было произведено 13.  Наибольшая достигнутая высота подъема составляла 1000 м, при дальности до 3000 м. Правда большой «послушностью» эти ракеты не отличались. Пролетев около километра, они начинали «петлять», делать самопроизвольные виражи, так что говорить о какой-то точности попадания пока не приходилось. Но молодой конструктор не терял оптимизма. «Несомненно, - писал Королев в одном из отчетов, - что при наличии хорошей, мощной и надлежащим образом отлаженной автоматики можно было бы достичь результатов, весьма  близких к проектным по дальности и высоте полета».

    Одновременно Королев думал над конструкцией ракетоплана. В 1937 году он установил жидкостной реактивный двигатель на свой планер СК-9, который в варианте ракетоплана получил наименование РП-318. Королев успел провести только его стендовые испытания. (Первый полет ракетоплана состоялся только в феврале 1940 года. Пилотировал его летчик Федоров. Это был первый в истории советской авиации полет реактивного самолета). Сам конструктор уже не мог присутствовать при испытании своего детища: в июне 1938 г. он был арестован, осужден по стандартному в те годы обвинению в шпионаже и приговорен к 10 годам тюремного заключения. В 1939 году НКВД разгромило Реактивный научно-исследовательский институт, прекративший после этого свое существование. Большинство его сотрудников оказалось в тюрьмах и лагерях.

                3.

Срок Королеву пришлось поначалу отбывать в закрытом ЦКБ-29, созданным при НКВД, которым тогда руководил Туполев, также осужденный как «враг народа». В 1938-1942 годах Королев числился здесь конструктором. В 1942 г. году его назначили заместителем Главного конструктора (им был его бывший сотрудник по РНИИ Глушко) в Опытно-конструкторское бюро в Казани, занимавшееся разработкой реактивных ускорителей для советских истребителей-перехватчиков. Целью этих работ было создание такого реактивного двигателя, который помог бы истребителю в критическую минуту боя резко увеличить свою скорость. Начиная с 1941 года ОКБ разработало целое семейство вспомогательных жидкостно-реактивных двигателей «РД-1», «РД-2», «РД-3» и их модификации. 

    В августе 1944 года Королева освободили и сняли с него судимость. Однако он продолжал работать в ОКБ вплоть до конца войны. Весной 1945 года его вместе с группой советских ракетчиков командировали в германский ракетный центр в Пенемюнде, где в годы войны шла разработка и производство немецкой баллистической ракеты «Фау». Советским инженерам, правда, не удалось заполучить ни одной готовой целой «Фау-2», но по косвенным данным и многочисленным свидетельствам представление об этих мощных ракетах было составлено достаточно полное. (Германия в то время была несомненным лидером в области ракетостроения. Немецкие ракетчики не только создали мощные баллистические ракеты, которые при стартовой массе 12700 кг могли доставлять полезный груз весом в 1000 кг на расстояние до  300 км, но и наладили их массовое серийное производство). После победы над Германией в странах-победительницах начались спешные работы по созданию своего ракетного оружия. Главный потенциальный противник Советского Союза – американцы – имели тогда перед нашей страной значительное преимущество: им не только удалось заполучить в свое распоряжение  несколько готовых «Фау», но и вывезти в США многих немецких ученых, в том числе руководителя ракетного центра в Пенемюнде Вернера Брауна.

    СССР пришлось догонять своих бывших союзников. Впрочем, Сталин, хорошо понимая важное значение нового оружия, не скупился на расходы. В августе 1946 года Королева назначили главным конструктором отдела НИИ-88 (позже ЦНИИ Маш в подмосковных Подлипках, ныне город Королев), занимавшегося созданием автоматически управляемых боевых баллистических ракет дальнего действия. Институт сразу получил значительные средства и всестороннюю государственную поддержку. К исполнению своих обязанностей Королев приступил в начале 1947 года, когда вернулся из Германии. В том же году на базе «Фау-2» была создана первая советская баллистическая ракета «Р-1». Этот первый успех дался с огромным трудом, так как при разработке ракеты советские инженеры столкнулись со множеством проблем. Советская промышленность не выпускала тогда необходимые для ракетостроения марки стали, не было нужной резины и нужных пластмасс. Огромные трудности возникли при работе с жидким кислородом, поскольку все имевшиеся тогда смазочные масла мгновенно загустевали при низкой температуре, и рули переставали работать. Пришлось разрабатывать новые типы масел. Общая культура производства также поначалу ни в коей мере не соответствовала уровню ракетной техники. Точность изготовления деталей, качество сварки долгое время оставляли желать лучшего. Испытания, проведенные в 1948 году на полигоне Капустин Яр, показали, что «Р-1» не только не превосходят «Фау-2», но и уступают им по многим параметрам. Почти ни один запуск не проходил гладко. Старты некоторых ракет откладывались из-за неполадок по много раз. Из 12 предназначенных для испытаний ракет с большим трудом запустили 9. Испытания, проведенные в 1949 году, дали уже значительно лучший результат: из 20 ракет 16 попали в заданный прямоугольник 16 на 8 км. Не было ни одного отказа в запуске двигателя. Но и после этого  прошло еще много времени, прежде чем научились конструировать надежные ракеты, которые стартовали, летели и попадали в цель. В 1949 г. на базе  «Р-1» была разработана  геофизическая высотная ракета «В-1А» со стартовой массой около 14 т (при диаметре около 1,5 м она имела высоту 15 м). В 1949 г. эта ракета доставила на высоту 102 км контейнер с научными приборами, который затем благополучно вернулся на землю. В 1950 г. «Р-1» была принята на вооружение.

   С этого момента советские ракетчики уже опирались на собственный опыт и вскоре превзошли не только своих учителей-немцев, но и американских конструкторов. В 1950 г. была создана принципиально новая баллистическая ракета «Р-2» с одним несущим баком и отделяющейся головной частью. По своим размерам «Р-2» была вдвое больше «Р-1», но благодаря применению специально разработанных алюминиевых сплавов превосходила ее по весу всего на 350 кг. В качестве топлива здесь использовались этиловый спирт и жидкий кислород.    В 1953 г. была принята на вооружение  ракета «Р-5» с дальностью полета 1200 км. Созданная на ее базе геофизическая ракета «В-5А» (длина – 29 м, стартовая масса ок. 29 т) могла поднимать грузы на высоту до 500 км. В 1956 г. были проведены испытания ракеты «Р5М», которая впервые в мире пронесла через космос головную часть с ядерным зарядом. Ее полет завершился ядерным взрывом в заданном районе Аральских Каракумов в 1200 км от места старта. Королев и главный конструктор двигательных установок Глушко после этого получили звезды Героев Социалистического труда. 

   До середины 50-х гг. все советские ракеты были одноступенчатыми. В 1957 г. с нового космодрома в Байконуре была успешно запушена боевая межконтинентальная  многоступенчатая баллистическая ракета «Р-7».  Эта ракета, длиной около 30 м и весом около 270 т состояла из четырех боковых блоков первой ступени и центрального блока с собственным двигателем, который служил второй ступенью. При старте все двигатели включались одновременно и развивали тягу около 400 т. После выработки топлива блоки первой ступени отбрасывались, а двигатели второй ступени продолжали работать дальше. Несколькими месяцами позже в октябре 1957 г. именно эта ракета вывела на орбиту первый в истории искусственный спутник Земли. С этого события началась эра космонавтики.

                4.

Первый спутник представлял собой  небольшой шар диаметром 58 см и весом 83,6 кг. (Внутри находилось два радиопередатчика и источник питания). Но уже через месяц, в ноябре 1957 года, в космос был запущен второй спутник весом 508,3 кг. На нем находилась герметическая кабина с собакой Лайкой – первым живым существом, покинувшим пределы Земли. В мае 1958 на околоземной орбите работал третий спутник, который можно было назвать уже настоящей автоматической научной станцией. Длина его составляла 3,5 м, диаметр – 1,5 м, а вес – 1327 кг, из которых на научную аппаратуру приходилось 968 кг. Устройство и конструкция этого спутника были проработаны гораздо тщательнее, чем двух первых. Кроме бортового источника питания он был снабжен солнечной батареей. (Благодаря этому спутник эксплуатировался  намного дольше, чем два первых – он находился в полете 691 день, и последний сигнал с него приняли в апреле 1960 г.). В это время в полном разгаре уже шло выполнение другой программы – исследования Луны. В январе 1959 года в сторону нашей соседки по солнечной системе ушла автоматическая станция «Луна –1». Как и первый спутник она представляла из себя «шарик», но весила почти в девять раз больше. Она прошла над  поверхностью планеты на расстоянии 6 тысяч километров  и стала первым искусственным спутником Солнца. В сентябре состоялся новый старт, на этот раз более успешный: «Луна –2» точно попала на поверхность планеты, доставив на нее вымпел с изображением Государственного герба Советского Союза. В октябре 1959 года старт взяла станция «Луна –3». Она облетела вокруг нашего спутника и сфотографировала его невидимую сторону, до той поры скрытую от глаз человека. В следующие годы состоялись полеты других автоматических межпланетных станций в сторону Луны, Марса и Венеры.
 
   От автоматических полетов Королев и его сотрудники подошли к новому важному этапу – стали готовить пилотируемый полет. Специально для этой программы была разработана ракета-носитель «Восток». Потом началась отладка систем одноименного корабля. Доставка его на орбиту уже не представляла сложности, но требовалось создать надежную и безотказную методику возвращения спускаемого аппарата обратно на землю. Понадобилось семь запусков «Востока» в автоматическом режиме, прежде чем все системы его были окончательно проверены. Первый в истории  полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. Космонавт Юрий Гагарин на корабле «Восток –1» совершил один виток вокруг Земли и благополучно возвратился на Землю (весь полет продолжался 108 минут). Так была открыта эра пилотируемых полетов. За это выдающиеся достижение Королев получил вторую звезду Героя Социалистического труда. Затем были новые старты. В августе 1961 года поднялся в космос Титов. Через год, в августе 1962 г. на орбиту было выведено сразу два корабля – «Восток –3» и «Восток – 4», пилотируемые Николаевым и Поповичем. В  июне 1963 года совместный полет на «Востоке – 5» и «Востоке – 6» осуществили Быковский и Терешкова. Пилотируемые космические полеты стали буднями. Однако в октябре 1964 года последовала новая сенсация –  на орбиту поднялся многоместный корабль «Восход -1» сразу с тремя космонавтами на борту, а в марте 1965 года  состоялась еще одна: в ходе полета «Восхода – 2» впервые в истории был осуществлен выход человека в открытое космическое пространство.

   Умер Королев в январе 1966 г. после неудачной операции.


Рецензии