***

Спасение бельгийских исследователей

                Анатолий Орлов

                По воспоминаниям Сергеева В.М.

11.12.1958г. был получен сигнал SOS с бельгийской станции «Король Бодуэн». Радиограмма бедствия была продублирована австралийской станцией «Моусон». Бельгийцы обратились за помощью ко всем антарктическим экспедициям, кроме - советской.
Станция «Моусон» - наш сосед. Всего-то 1500 километров разделяют нас. Австралийцы сообщили в Мирный, что оказать помощь бельгийцам не могут. Станция «Король Бодуэн» от них в 1600 километров. Это расстояние непреодолимо для австралийских пилотов. Но они готовы дать советским полярникам бензин для дозаправки.
Получается, что общее расстояние 3100 километров. Есть над чем поломать голову. Но, кроме нас, бельгийцам никто не поможет.

Погода в Мирном была отвратительной. Пурга, глаз не открыть. Ветер сдувает с ног. Я получил команду от Виктора Михайловича Перова готовить самолет к вылету 12.12.58г. Назавтра обещали улучшение. Действительно, прогноз синоптиков оправдался.
12.12.58 экипаж в составе Перова В.М., Афонина В.В., Бродкина Б.С., Сергеева В.М., Меньшикова Е.Н., Зорина Н.Г. и переводчика Макушка В. вылетел на австралийскую станцию «Моусон», правда, не получив разрешения из Москвы. Мы медлить не могли. Светлое «окно» в погоде Мирного не давало возможности задерживаться с вылетом.
Но через два часа полета получили радиограмму из Москвы: «Полет разрешаем. Считать это правительственным заданием».
Маршрут Мирный – Моусон крайне сложный в метеорологическом отношении участок полета. Здесь постоянно можно было встретить очень неблагоприятные сюрпризы в виде различных метеокатаклизмов.
Через 6 часов полета произвели посадку на станции «Моусон», но продолжить полет до станции «Король Бодуэн» не удалось. На бельгийской станции разыгрался шторм. Мы отдохнули у гостеприимных австралийцев, и вылетели на законсервированную японскую станцию «Сева».

4 часа полета. Приземлились. Оставили в укрытии бочку бензина на обратный путь. Новая информация о фактической погоде позволила нам через 7 часов полета произвести посадку на станции «Король Бодуэн». Все было занесено снегом. Из-под снега торчали мачты антенн, крыши каких-то построек  бельгийской станции. С помощью дымовой шашки определили ветер. Это обычный прием полярных экипажей в подобных случаях.
Нас встретил заместитель начальника станции барон де Море. На вопрос Перова «Куда улетели Ваши люди»? от барона исчерпывающего ответа не получили. В числе пропавших были начальник станции де Жерлаш, летчик принц Антуан де Линь, механик Юльсаген и геодезист Леодго, которого русские уже однажды спасали.
После дозаправки бензином, не мешкая, отправились в первый разведочный полет, но возвратились из-за плохой погоды в районе поиска.
После небольшого отдыха, хотя мы бодрствовали уже почти сутки, вылетели к горе Трилинген Земли Королевы мод. Там был продовольственный склад зимовщиков и вертолет. Высота ледника над уровнем моря составляла 2500 метров.
От горы Трилинген на удалении 130 километров возвышалась гора Сфинкс, около которой наш экипаж обнаружил теодолитную треногу. Но людей в округе не было. Южнее Сфинкса был горный массив. Около черных скал была замечена ярко-красная точка прямо в центре массива. Когда снизились и пролетели над этим местом второй раз, определили, что это был маленький самолет, лежащий на левом крыле. Вокруг все было усыпано камнями. В целях безопасности произвели посадку на ледник километрах в 3-х от самолетика.

К самолету отправились барон де Море и врач бельгийцев Ван-Гомпела. Путь до места происшествия занял 2 часа. Было очень скользко.
При осмотре самолета обнаружено, что левая лыжа вместе со стойкой оторвана, поломано левое крыло. В кабинке записка, что 5.12.58г. на взлете в самолете находились летчик и механик, а двое других (начальник станции и геодезист) находятся в промежуточном лагере у горы Сфинкс, и о поломке самолета, конечно, не знают.
Летчик принц Антуан де Линь принял решение идти к лагерю. По нашим расчетам они за сутки могли преодолеть лишь 25-30 километров. В свою очередь де Жерлаш и геодезист Леодго решили идти к месту возможной посадки самолета, чтобы объединиться. Продовольствия у них на 5 дней.
Мы правильно разгадали план потерпевших идти до горы Трилинген, где есть продукты и вертолет.

Взлетев, стали внимательно прочесывать участок до горы Трилинген. Вдруг обнаружили брошенную палатку и др. имущество. Произвели посадку, но людей не было, хотя увидели следы 4-х человек, идущих в сторону продовольственного склада. Значит, они встретились. Но где бельгийцы теперь? Не понятно!
Перов принял решение вернуться на станцию «Король Бодуэн» для дозаправки. После 6-ти часового отдыха вылетели снова на поиски.
В этот день сильно потеплело, поэтому для уменьшения веса самолета решили оставить на станции лишних людей. Это 500 кг веса.
В районе поиска ходили галсами по 10 километров. На снежной поверхности были тени от высоких передувов. Видимо, проскочили нашу цель…. Обидно!

Вернулись на станцию. Забрали у бельгийцев все резервное топливо. По нашим подсчетам у бедствующих кончились продукты уже 15.12.58.
Взлетели, и стали выполнять галсы по 5 км, чтобы не просмотреть снова людей. Высоту выдерживали 200 метров, а иногда и ниже.
!6.12.58. Идут 5-е сутки поисков. Нервное напряжение на пределе. Физическая усталость накапливается свинцовым грузом. Бензина – в обрез!
Бог всегда помогает упорным! Сидевший слева за командиром де Море толкнул в плечо Перова, и указал пальцем под крыло. Трудноразличимое маленькое было замечено и нами. Перов приказал пилоту Афонину встать в вираж. Внизу – низовая метель. В таких условиях можно потерять с таким трудом обнаруженных людей. Заметили, что у палатки виден только один человек.
Сбросили дым-шашку, произвели посадку в условиях метели. Садились на ощупь, видимость – 300 метров. Поверхности земли не видно. Чтобы выдерживать направление на рулении, я открыл верхний люк, и, высунувшись по пояс, корректировал направление движения. Наконец, увидели бредущего нам навстречу человека.

Смертельно уставший человек оказался начальником станции де Жерлашом. Он сообщил, что остальные в палатке. Они окончательно ослаблены.
Высота места приземления 2500 метров над уровнем моря. Быстро выключили моторы, бросились к палатке. Началась трогательные объятия со слезами на глазах у всех участников поиска и потерпевших. Быстро была оказана необходимая помощь. Приготовленным спиртом растерли озябших до предела людей.
Для оценки площадки взлета отошли от самолета на 100 метров, и метель поглотила его. В таких условиях можно заблудиться. Палатку разобрали, погрузили в самолет. Де Жерлаш просил высадить их у вертолета, но Перов не согласился. Хорошо, была устойчивая радиосвязь с Москвой. В столице искренне обрадовались нашей удаче, и поздравили с выполнением задания по спасению людей.
Через полтора часа полета произвели посадку на станции «Король Бодуэн». Встреча была эмоциональной и очень трогательной. Действительно, физические силы спасенных бельгийцев были на исходе, ноги стерты до крови, лица обморожены. Люди упорно продвигались к цели. Еже 15.12.58. они смогли одолеть только 2 километра. В целом же они прошли полпути от горы Сфинкс до горы Трилинген.

По этому случаю, повар барон Ги приготовил праздничный обед. А мы, в свою очередь, украсили праздник килограммовой банкой красной икры в фирменной упаковке. Обед был обильный, обстановка в кают-компании - душевная. Бельгийцы высказывали слова благодарности и восторга за нашу помощь, работоспособность и мастерство. После такого стола не хотелось пробовать нашу однообразную самолетную кухню.
По просьбе начальника станции Виктор Михайлович Перов согласился отвезти де Жерлаша к вертолету у склада Терлинген. Но механик-бельгиец отказался лететь из-за плохого самочувствия. Пришлось лететь без него.
На взлете нас резко повело влево. Было очевидно, что об острые камни была повреждена подошва левой лыжи.
Мы со вторым механиком выкопали под лыжей траншею, и снизу отремонтировали обшивку. До Мирного можно было лететь. Бельгийцы были в восторге от нашей изобретательности. У них на станции подъемников не было.

Утром 17.12.58 мы распрощались и благополучно взлетели. Погода теперь благоприятствовала. Все нам в этот день помогало. Казалось, что природа тоже радуется нашему успеху. Ветер был попутным, и посадка на японской станции «Сева» нам не понадобилась.
 Через 7 часов австралийцы на станции «Моусон» устроили нам  шикарный банкет. Но командир Перов В.М. тепло поблагодарил гостеприимных гостей, и решил лететь домой. Тем более что прогноз в Мирном все более становился сомнительным.
После дозаправки к нам поползает вездеход с санями, на которых в скатерти были уложены термосы с разными закусками, а фирменные бутылки призывно манили своими этикетками. Австралийцы все это со словами благодарности и веселыми шутками погрузили к нам в самолет.
Мы взлетели с курсом на Мирный. Самолет Ли-2 казалось, что «плыл» в спокойном воздухе.

Бортрадист Зорин Н.Г. обрадовал нас известием, принятым по дальней связи. Москва сообщала, что за подвиг, проявленный при спасении членов бельгийской экспедиции, все участники Указом Президиума Верховного Совета СССР награждены орденами и медалями.
В Мирном нас очень торжественно встретили товарищи. Было много телеграмм из разных городов и из-за рубежа. Поздравило нас и наше руководство: «С неослабным вниманием следили за Вашими полетами. Горды. Жмем Ваши руки. Начальник Главсевморпути Афанасьев, начальник Полярной авиации Шевелев».
Из множества телеграмм приведу еще одну – от Королевы Бельгии Елизаветы: «Председателю Президиума Верховного Совета СССР Маршалу Ворошилову: Полная восхищения и благодарности, как все бельгийцы, за героическое спасение наших четырех исследователей. Я выражаю Вам, дорогой Маршал, мою глубочайшую благодарность и прошу ее от моего имени передать всему славному экипажу.  Елизавета».

По прибытии из Антарктиды после окончания 3-й антарктической экспедиции 27 апреля 1959 года в 10.00 мы были приглашены в Кремль для получения орденов. Указ о награждении огласил Секретарь Президиума ВС СССР Георгадзе М.П.
В этот же день состоялся прием нашего экипажа в Бельгийском посольстве. Посол Бельгии в СССР Вальтер Лоридан вручил нам ордена, которыми нас наградил Король Бельгии Бодуэн Первый.
Это была приятная церемония. На большом приеме присутствовало много приглашенных.

Позже, уже в апреле 1963 года, вышел широкоформатный фильм «Закон Антарктиды». Премьера состоялась в кинотеатре «Россия». Была встреча с артистами. Но, к сожалению, нам (мне лично) фильм не понравился. В дальнейшем он получил весьма скромную оценку общественности. Его закупила Франция и переделала музыкальное сопровождение.
Подобный кинофильм, ярко отображающий это событие, сделали австралийцы, но в России его пока нет. Обещают передать нам в 2008г. копию к 50-летию спасения бельгийцев.
Вот уже прошло полвека, когда это происходило. Следует отметить одно самое главное – Бельгия, бельгийцы, спасенные исследователи, простые члены экспедиции никогда не забывают об этой акции советских пилотов. Когда появлялась возможность быть в Москве с визитами, или в деловых командировках, официальные лица всегда обращались к нашим органам с просьбой организовать встречу с экипажем Перова В.М.
Советские руководители никогда не отказывали. Такие встречи организовывались на официальном уровне. Это было в 1966-м, в августе 1967-го.

Позже бывший начальник антарктической станции «Король Бодуэн» де Жерлаш возглавлял в Москве выставку одежды, и снова встреча состоялась. Это было важно для потепления международного климата и дружеских отношений между нашими странами. Очень наглядный пример, как Европа помнит добро. 15 ноября день рождения Короля – национальный праздник. И мы, экипаж, в полном составе ежегодно приглашались в этот день в посольство Бельгии в Москве, как Почетные граждане Бельгии. Эти письменные приглашения по поручению нашего правительства вручали руководители Министерства гражданской авиации. Регулярные встречи происходили ежегодно до 1990 года. «Перестройка» все это благополучно похоронила. Новым «демократам» чужда международная солидарность, готовность придти на помощь друг другу.
Жаль! Очень!
                Февраль, 2008г.


Рецензии
Люди всегда останутся Людьми. Н оглядываясь на политику и политиков

Мурад Ахмедов   27.03.2019 08:42     Заявить о нарушении