Границы разума и непознанное

ООН, проводя всемирный опрос, задавала представителям разных стран
вопрос: "Выскажите, пожалуйста, ваше мнение
насчет нехватки продовольствия людям из других стран".
Во всем мире возникли проблемы с ответом на данный вопрос
по следующим причинам:
В Африке никто не знает значения слова "продовольствие".
В Западной Европе никто не знает значения слова "нехватка".
В Восточной Европе никто не знает значения слова "мнение".
В Южной Америке никто не знает значения слова "пожалуйста".
И, наконец, в США никто не понимает, что означает
"люди из других стран".
                Из Интернета



Границы разума и непознанное



Есть один очень важный момент, из которого следуют выводы стратегического характера. Этот момент обязательно нужно учитывать в практической деятельности. Состоит он в том, что человеку в его земном проявлении недоступно абсолютное и окончательное знание, а разум человека ограничен, не может охватить весь мир, просчитать все последствия и принять безупречное решение.

Хотя на глубинном уровне мы едины с Богом и знаем все, но временное забвение является условием нашего воплощения на земле. «Тебе было бы трудно играть в удивительную игру, какой является жизнь, если бы ты достиг полного осознания того, что происходит. …Если бы это случилось, - то «игра» бы закончилась! Процесс зависит от полноты процесса как такового, - включая отсутствие у тебя полной осведомленности на этой стадии» [52;107]. Осознание этого факта приводит к двум важнейшим выводам: необходимо, во-первых, учиться прислушиваться к высшей части нашего существа, ловить корректирующие сигналы из Непроявленного, а во-вторых, признать за миром право на Тайну.

 


- Доктор, у меня что-то болит где-то  тут иногда!

- Не беспокойтесь! Сейчас я вам выпишу какие-то таблетки!

Из Интернета


Сигналы Непроявленного

Чтобы понять, что имеется в виду под Сигналами Непроявленного, взглянем еще раз на нашу исходную позицию. С одной стороны, мы имеем систему, предоставляющую возможность творить свой мир по собственному усмотрению. С другой стороны, принимая решения, мы стремимся к сознательно поставленным целям, т.е. исходим из своего разума, а разум несовершенен и ограничен. В результате действие, которое, как нам кажется, приближает нас к цели, порой не только не приближает, но и отдаляет от нее. Не признавать такое несовершенство означает проявлять гордыню.

Этой темы мы уже касались на протяжении нашего изложения, в том числе затрагивали ее, когда обсуждали психологические методы. Но, в отличие от практической психологии, наша система может предложить средство, помогающее восполнить ограничения разума и избежать негативных последствий. Нам помогут Сигналы Непроявленного.

Откуда они берутся? Дело в том, что существует, условно говоря, «сфера высшей рациональности», которая сегодня мало кем ставится под сомнения. Понимают под ней разное – Бога, ангела-хранителя, коллективное бессознательное, собственное подсознание или что-то еще. Эта сфера свободна от ограничений земного разума. И у нас есть канал связи с этой сферой. Образно выражаясь, Бог видит все, и что было, и что будет, а поэтому вполне в состоянии дать нам мудрый совет и предостеречь от ошибки. Главное услышать этот совет и не пренебречь им, что люди делают довольно часто.

Сигналы Непроявленного бывают совершенно различны. Внезапно может прозвучать внутренний голос, появиться предчувствие, возникнуть неожиданное препятствие, обнаружиться случайная информация и т.д. Особого внимания требуют моменты, когда возникает так называемый «конфликт интересов»: разум стремится к одному, а Непроявленное – к другому. Приведу небольшую иллюстрацию, как это может быть.

Дело было в Москве. Я иногда курю, в том числе и за рулем. Подъезжая к перекрестку, я случайно сбил в пепельницу уголек с сигареты и она потухла. Таких вещей со мной не происходило никогда – сигареты были дорогие и хорошие, да и обращался я с ними аккуратно. То есть, произошла необычная вещь и хотя бы поэтому можно было отнестись к данному факту более внимательно. Но вместо того, чтобы это сделать, я подчинился привычке доводить  начатое до конца и вновь зажег сигарету. Через пару сотен метров я отвлекся на мгновение, чтобы стряхнуть пепел, а подняв глаза, прямо перед собой увидел двух девушек, которые внезапно вышли из кустов и переходили дорогу во-первых, не спеша, во-вторых, наискось, в-третьих, спиной к двигавшемуся потоку и не оглядываясь, а в-четвертых, в неустановленном месте. Я применил экстренное торможение, скрежет шин напугал дам, в результате чего, попытавшись обернуться, одна из них упала прямо на полосу, а вторая растерянно осталась стоять рядом. Тогда я догадался, что они были в ощутимо нетрезвом состоянии. Мне удалось остановить машину в непосредственной близости от них, а следующий за мной водитель, едва успел увернуться в другой ряд и не врезался в меня. Если бы это произошло, то моя машина отлетела бы вперед на пешеходов.

Несмотря на то, что в ситуации задействован целый ряд факторов, можно сделать однозначный вывод, что зажженная сигарета чуть было не сыграла в этом событии ключевую роль. Безобидная процедура стряхивания пепла оказалась небезобидной в экстремальной ситуации, когда дорожная обстановка изменилась за доли секунды. И если бы я не курил в этот момент времени, то на внезапное и неожиданное появление пешеходов среагировал бы раньше. А шанс не курить у меня был. Не зря я невольным движением потушил сигарету, как будто кто-то направил мою руку! Полагаю, это было не случайно.

Кстати, рациональный анализ присутствовал, но он оказался скорее вреден, чем полезен. Курение за рулем отвлекает внимание, поэтому если уж курить, то лучше в спокойных условиях – такова логика разума. Из этих оснований время для курения я выбрал совершенно правильно: движение там было спокойное, никакие пешеходы никогда не появлялись, никто не ходил, даже тротуар отсутствовал. По всей вероятности, дамы обпились пива у метро и забрели туда случайно, в поисках кустов – но об этом можно было догадаться лишь позже.

Я специально привел простой пример, где последствия неверного выбора наступают сразу же. Обратите внимание, что в жизни такая очевидность прослеживается не всегда, часто приходится анализировать ситуацию дополнительно. Но в любом случае, главный вывод понятен: не нужно насиловать реальность. Помните, что разум несовершенен, а гордыня вредит. Учитесь доверять своей высшей части – Непроявленному (Богу, бессознательному и пр.). Прислушивайтесь к сигналам Непроявленного. Если таких сигналов отмечено не было, все равно лучше оставить для Непроявленного лазейку, чтобы при необходимости оно смогло поправить вашу ошибку. Так, для людей, признающих Бога хорошо работает фраза «На все воля Твоя, Господи!», которую они говорят после заявления о своем намерении, давая таким образом согласие высшим силам на корректировку курса.

Наверное, здесь некоторых читателей может возникнуть вопрос: что же получается, по любому сигналу из Непроявленного надо отказываться от желаний, возникающих в сознании? Какой же смысл имеет тогда идея управления реальностью? Но не стоит слишком драматизировать.

Сказанное выше в большей степени справедливо для локальных вопросов. Речь идет не об отказе от своих желаний, а скорее, о более оптимальных способах их достижения. Как рассказывал один разведчик, их учили: если ты куда-то идешь, и вдруг почувствовал, что по этой улице тебе идти не хочется, то не ходи по ней. Иди к своей цели по другой.

А в вопросах судьбоносного характера иногда имеет смысл настоять на собственном выборе. Никто не может помешать нам добиваться того, что мы хотим. «Если нельзя, но очень хочется, значит можно». В отличие от стесненного обстоятельствами локального момента, стратегический выбор достаточно широк и вариативен. Во вселенной существует бесконечное множество путей, которые вам подходят. И вы просто выбираете еще один свой путь. Это ваше право. Как отмечал Вадим Зеланд, «вы не достигли бы этой вашей цели, если бы не совершили всех прошлых недочетов. С другой стороны, если бы вы их не совершили, опять же могли бы добраться до своей цели. Но это была бы другая цель. Ведь ваша цель не единственна. Вот так непостижимо, великолепно и щедро устроен наш мир» [15;157].





- Вы кто?
- Я мирный атом.
- А почему с топором?
- Вот видите, как мало вы знаете о мирном атоме!
-
- Из Интернета
-


Тайна в мире

Это второе следствие ограниченности человеческого разума и познаний. Любая разработанная им система будет теоретически (и практически) неокончательной и неполной. Этот тезис в полной мере относится и к нашей системе. А если вы когда-то встретите человека, который скажет вам, что разработал законченное и совершенное знание – лучше держитесь от него подальше. Уверенность в том, что владеешь абсолютной истиной – весомый признак заблуждения. В этой связи интересна мысль В.М. Межуева, который писал: «Что такое разум? Разум – это способность человека жить в мире относительной истины, не претендующей ни на какую окончательность, ни на какую всеобщность, общеобязательность и т.д. Разума нет там, где люди считают, что они обладают абсолютной истиной. Разума нет там, где люди ищут такую абсолютную истину, абсолютное решение проблем» [6;575]

Очевидно, если система понимания мира и взаимодействия с ним неполна, то в жизни нам будут встречаться непознанные и непонятные явления, которые не будут вписываться в известные модели, окажутся для нас необъяснимыми. Это и есть Тайна мира, которая, впрочем, придает определенный вкус нашему бытию, создает условия для дальнейшего совершенствования.

Говорить о Тайнах мира непросто. Раскрытая тайна перестает быть тайной, и даже простая систематизация непознанного уже не позволяет назвать его в строгом смысле непознанным – оно превращается в познанное, хотя бы по структуре. Но, тем не менее, есть совершенно определенный класс ситуаций, которые можно обсуждать. Движение от тайны к знанию происходит через следующие состояния: вначале таинственное нам совершенно недоступно, мы не знаем ни что происходит, ни как оно происходит. Затем ситуация проясняется – мы начинаем видеть непонятное явление, но еще не можем его объяснить. Познание тайны наступает тогда, когда ее удается вписать в свою картину мира, снабдив приемлемым (хотя и не окончательным) объяснением. Таким образом, глядя с позиций изложенной в книге системы, можно  назвать несколько вещей, которые уже могут быть зафиксированы, но еще не могут быть объяснены. Не пытаясь перечислить все явления такого рода, рассмотрим несколько иллюстраций.

Так, иногда случаются странные события, причем в совершенно обычных обстоятельствах, с виду ничем не напоминающих о таинственном. Например, такой случай. В то время я изучал английский язык, посещая утренние занятия. Одной из составляющих обучения было прослушивание аудиоматериалов. В то утро преподаватель поставила нам кассету с примерно следующей историей. Речь шла от лица человека «южной национальности», живущего в Англии. «Мы жили в Лондоне, и у нас была очень большая семья», - рассказывал он. «Люди мы были бедные. Мой отец торговал на рынке, около которого мы и жили. Мне приходилось вставать очень рано, чтобы помогать ему. Каждое утро я приходил на рынок, грузил и сортировал ящики с фруктами, а потом шел в школу, которую я все же кое-как окончил. А после, когда я вырос и женился, я бросил рынок и стал работать таксистом. Теперь я очень доволен и действительно могу про себя сказать, что живу именно так, как хочу!». Примерно такой был рассказ.

Утром того дня я не обратил на него особенного внимания. Мало ли какие придумают учебные материалы. Но эту историю мне пришлось вспомнить вечером. А дело было так. Вечером мне пришлось заехать на кафедру философии, где я работал. Несмотря на поздний час, я застал заведующего кафедрой в его кабинете, и мы с ним выпили сначала виски, а потом пива. Вечер пролетел незаметно.

Осознавая, что мной все же достигнута некоторая степень опьянения – тем более, что на кафедре не было никакой еды, кроме спиртного – в целях собственной безопасности я решил избежать поездки в метро. В предыдущие годы не один сотрудник нашего университета был избит и ограблен сотрудниками милиции, использующими формальный повод чтобы прицепиться (например, незначительное опьянение). Сопоставляя поступающую информацию, вполне можно прийти к выводу, что, по меньшей мере в Москве, вероятность нападения со стороны бандитов в форме существенно выше, чем простых уличных бандитов. Поэтому я решил воспользоваться такси.

Водитель был кавказского происхождения. Мужчина оказался разговорчивым. После того как мы познакомились, он решил рассказать мне свою историю. Когда он дошел до середины, остальную часть я уже знал – история полностью совпадала с той, что я утром слышал на английском – как он жил в большой семье рядом с рынком, как приходилось помогать отцу, который на этом рынке торговал, как приходилось рано вставать, таскать тяжелые ящики и т.д. Закончилась же история практически цитатой: «…но потом я стал таксистом и теперь очень доволен! Действительно могу про себя сказать, что живу именно так, как хочу!»

Случаи такого рода становятся особенно заметны, когда ведешь специальный дневник, где они фиксируются. Тогда со временем выстраивается целый ряд событий, смысл и значение которых неясен. Просматривая их, лишний раз убеждаешься в чудесности мира.

Но некоторые странные события удается классифицировать. В частности, для себя я ввел понятие «потока», облегчающее классификацию. Иными словами, существуют так называемые, потоки событий – когда событие одного типа без видимой причины происходит несколько раз подряд. События бывают любыми. Например, за одни день вас на улице более 5 раз спрашивают, как куда-то пройти, в любом заведение, куда бы вы не зашли, играет одинаковая мелодия и т.п. В моем дневнике много таких примеров.

Потоки событий, вероятно, связаны с так называемой цикликой или циклизмом. В отличие от потоков, в цикле события повторяются согласно какой-нибудь закономерности. Рассмотрением циклов занимается и официальная наука, которая исследует циклы в развитии общества, циклы в изменении климата, циклы в космических явлениях. Однако наука охватывает не все. Дело в том, что циклы бывают обстоятельственные и событийные: в первом случае повторяются обстоятельства, во втором – события. Наука оперирует только первыми, поскольку вторые объяснить не может (что, правда, открыто признает). Вот пример событийного цикла из университетского учебника: «28 июля 1900 г. на встрече итальянского короля Умберто с хозяином ресторана в г. Монза король с изумлением «обнаружил, что этот человек является его абсолютным двойником и носит имя Умберто. Мало того, скромный хозяин ресторана родился, как и король, в Турине и в один день с монархом. Супругу хозяина, как и королеву, звали Маргарита, а венчались двойники в один день. И еще: в тот день, когда один Умберто был коронован на престол, второй приобрел ресторан. На следующее утро король Умберто пригласил двойника в свой экипаж, чтобы вместе поехать на спортивный праздник. Но оказалось, что на рассвете тот был застрелен неизвестным грабителем. Через пару часов король Италии Умберто I был застрелен анархистом в городской толпе» [19;201].

Циклы – совершенно отдельная и очень объемная тема, требующая глубокого изучения. Мы ее здесь разбирать не будем и кратко скажем лишь о нескольких моментах.

В своей жизни, в числе прочего, я отмечал так называемые «короткие» циклы. Коротким циклом я называю своего рода шаблон дня – когда несколько дней подряд проходят как бы по одной схеме. Например, сегодня, как и вчера, дорога на работу была однотипной, оказалось свободным то же самое место для парковки, у входной двери встретился с тем же сотрудником (хотя в министерстве работают более тысячи человек), рабочий день начался с долгой беседы с руководством (чего обычно не происходит), и т.д.

Не всегда цикл характеризуется такими нейтральными событиями. Например, однажды, дни начали повторяться по шаблону, но в числе событий присутствовало неприятное. Утром, по пути на работу я едва не попал в аварию: безкультурный буржуазный элемент, выезжая из двора элитного дома на «Лексусе», не пропустил мой автомобиль, двигавшийся по главной дороге и мы едва не столкнулись. На следующий день, принимая во внимание предыдущий опыт повторяемости событий, я вообще не поехал по той улице, а свернул на параллельную и на всякий случай включил фары. Однако аварийная ситуация все равно произошла, хотя и не такая опасная, как накануне. Примерно напротив того же места, что и на вчерашней улице, и тоже с левой стороны, на меня вдруг выскочил черный Мерседес. На третий день я поехал совершенно другой дорогой, и такая же ситуация произошла прямо передо мной, но я в ней уже не участвовал – очередной жлоб на джипе вынудил резко тормозить и уворачиваться от него другую машину.

Нужно отметить, что с практической точки зрения важно развитие тенденции, проявляющейся в циклах. Так, в описанном выше примере каждая последующая опасная ситуация была все менее напряженной, поэтому были основания ожидать, что и постепенно все разрешится само собой. Хуже, когда тенденция обратная, или сами по себе события имеют большое значение – тогда нужно что-то срочно предпринимать.

Приведу пример на этот счет. Однажды я решил перечитать прекрасный роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это было незадолго до того, как в России появилась его широкая экранизация. В скорее после начала чтения у меня начали происходить странные и главное, неприятные вещи. Однажды вечером, вернувшись домой, я обнаружил, что дверь в квартиру не открывается, так как сломался замок. Ночевать пришлось у родственников. На следующий день «дверная» фирма замок открыла, но сломался замок на кухне, заперев там членов моей семьи. Причем сломался настолько серьезно, что пришлось выламывать дверь. Далее на этой же неделе сломался замок подъездной двери и я опять долго не мог попасть к себе в квартиру. На этом фоне переставший действовать электронный пропуск и севшая батарейка в брелке автомобильной сигнализации показались уже несущественными мелочами.

Поскольку такое развитие событий меня совершенно не устраивало, я обратился к ясновидящей. Когда мы вместе с ней проработали ситуацию, характер мистических событий изменился: события продолжили случаться, но перестали быть неприятными. Например, выхожу я из подъезда, а на багажнике машины сидит черный кот гигантских размеров, и т.п. Двери уже работали нормально.

Таким образом, сформировавшийся цикл поддается управлению, в том числе и самостоятельному. Хотя когда события развиваются подобно описанному выше, начинает казаться, что человек столкнулся с проявлениями несгибаемого внешнего мира, не стоит обвинять во всем внешний мир. Причина все равно в нас самих, хотя до конца она ясна не всегда, особенно в таких, коротких циклах. В более длинных циклах разобраться порой легче, в этом могут помочь даже средства обычной психологии – например, для случаев, когда события личной жизни все время развиваются по одному и тому же сценарию.

Что же касается циклов коротких, то ими можно управлять путем изменения частей цикла, поддающихся вашему контролю. Так, в примере с аварийными ситуациями я выбирал различные улицы для движения. Еще проще менять форму одежды. Это достаточно хорошо работает. Поэтому, если цикл мне нравится, наполнен хорошими событиями, то я продолжаю ходить в прежнем костюме и в галстуках одинаковой тональности и структуры. Если нет – то меняю костюм и окраску галстука – тем резче, чем сильнее хочу изменить ситуацию. Полагаю, для женщин такой инструмент открывает более широкое поле для творчества и эксперимента.

  В то же время, не стоит ожидать, что любое ваше действие сразу же изменит цикл. Нахождение в цикле можно сравнить с попаданием автомобиля в колею: вы движетесь в заданном направлении и изменить его нелегко. Но колею надо «прощупать», предпринимая постепенные попытки. Иногда она поддается сразу, иногда нет. Так и в цикле, нужно найти обратную связь, действуя плавно и последовательно. Ведь цикл – это все-таки непознанное. Здесь можно опять вернуться к метафоре с автомобилем: на своем опыте знаю, что достаточно резкими и решительными действиями всеродорожник можно быстро выбросить из колеи – но при этом его может развернуть поперек дороги…

Другой непознанной вещью являются так называемые «перетоки». Перетоками я называю явления, когда происходит необъяснимый переход воздействия с одного объекта на другой. Быть может, не очень часто, но такое явление встречается, и адекватного объяснения ему пока не найдено. Вот пример из письма в газету. От одной женщины ушел муж. Жизнь без мужа ей не понравилась и она не додумалась ни до чего лучшего, как обратиться к колдуну с тем, чтобы он приворожил мужа, заставив того вернуться. Колдун выполнил свою работу, получив обещанную мзду. Однако муж к этой женщине так и не вернулся. Вместо этого страстью к ней внезапно воспылал ее непосредственный начальник. Начальника ей не хотелось, таким образом назрел, так сказать, производственный конфликт, в результате которого этой женщине пришлось уволится с работы. Вот она и жалуется в газету – что такое, ни мужа, ни работы! Магический заряд в цель не попал, но сработал.

Другой пример. Одна компания, участником которой я был, практиковала коллективные выезды на природу с целью отдыха и возлияния. В этой компании был человек, к которому два других участника относились противоположно: один хотел его видеть, а другой нет. Последний пытался вытеснить того человека из компании, применяя парапсихологические техники. Но, вероятно оказавшись под защитой первого, этот человек никак не вытеснялся. Вместо него вытеснялись другие, и когда начиналось это противостояние, компания заметно редела – в самый последний момент у людей появлялись причины, вынуждавшие их отказаться от поездки.

Кроме того, очень похожая на перетоки вещь бывает, когда изменяется не объект воздействия, а время. Например, воздействие, которое должно было проявиться позже, в действительности проявляется раньше. Так, наблюдались случаи, когда человеку назначили сильнодействующее лекарство, он еще не начал его применять, но побочные эффекты уже начались. А после, за счет этого, адаптация к лекарству прошла легче.

Вообще, беседуя о непознанном, не нужно концентрироваться на негативе. Среди приведенных выше примеров значительная часть была связана с нежелательными ситуациями. Но это не потому, что таких ситуаций возникает больше, а потому, что иметь в виду неблагоприятные последствия часто оказывается весьма важно, так как это позволяет их избежать. Последствия благоприятные такого внимания не требуют.

Чтобы закончить этот параграф на оптимистичной ноте, приведу пример, иллюстрирующий, как Бог поощряет и подбодряет нас. Однажды днем я шел по Москве и мне захотелось зайти в храм, что я и сделал. Поскольку времени было в обрез, я купил одну свечку и, войдя в зал, слегка просканировал его на предмет, к какому именно образу мне лучше ее поставить. Дело в том, что иногда  возникает чувство, что хорошо поставить свечку именно к какому-то конкретному образу. Не пытаясь разобраться детально в механизме появления таких желаний, я обычно стараюсь им следовать – в конце концов, сделать это ничего не стоит. В данному случае я ощутил, что свечку нужно поставить к образу Божьей матери, держащей на руках младенца – Христа.

Когда я уже подходил к выбранной иконе, к ней же, опередив меня, приблизилась бабушка в черном, с весьма недобрым лицом, и стала неспеша выдергивать догорающие свечи, поправлять лампаду и т.п. Поскольку фигура бабки притягательной мне не показалась, я решил, что сегодня поставить свечу к иконе Божьей матери мне не судьба, и удалился в параллельный зал. В этом зале, я случайно оказался рядом с небольшой кафедрой, на которую священник кладет молитвенник. В тот раз на ней вместо молитвенника лежал большой красочный лист, похожий на плакат, на котором изображались иконы Божьей матери в различных видах. Каждая икона сопровождалась небольшим описанием. «Так!» подумал я. Как вариант можно поставить свечку около них. Вдруг взгляд мой упал на еще одну икону Божьей матери, которая висела в углу малого зала. Я подошел к ней и увидел, что чуть выше, на той же стене, закреплены десятки круглых образов в виде тарелок, в каждой из которых была изображена Божья матерь в том или ином варианте. Иными словами, я казался буквально окружен иконами Божьей матери. Если учесть мои начальные сомнения, обнаруженные при встрече с бабкой, то ситуация становилась комичной.

Поставив свечку, я покинул Храм, но урок этот мне запомнился. Это было своего рода демонстрацией Божественного изобилия, проделанной с чувством юмора. Как говорится, хотел Божью матерь, боялся, что не хватит – так получи в 50 экземплярах! С учетом контекста, в котором я находился в то время, с учетом тех жизненных проблем, которые я обдумывал, для меня это был очень показательный пример.



Завершить параграф об ограничениях разума хотелось бы следующими словами. Условием к дальнейшему познанию, совершенствованию и развитию себя является признание тайны в мире, неокончательности своего видения мира, готовности к обновлению своих представлений. Развивая в себе гибкость, восприимчивость к новому, мы восходим на новые ступени собственной эволюции. Вкупе с жаждой познания, это открывает чудесам дорогу в нашу жизнь.



РЕЗЮМЕ:

1. Разум и познания человека ограниченны и несовершенны. Поэтому любые рациональные расчеты и мировоззренческие системы всегда будут неполными.

2. Указанное несовершенство в практическом плане можно отчасти компенсировать, если научиться ловить сигналы из сферы Непроявленного – нашей высшей части, свободной от каких-либо ограничений и несовершенства.

3. Необходимо признать существование тайны в мире. Признание тайны означает готовность к постоянной модернизации собственных представлений, открывает путь к дальнейшему развитию.



Рецензии