Тигры и люди

Количество поверий, примет и религиозных воззрений, связанных с тигром, намного уступает количеству суеверий и фольклорных мотивов, вызванных к жизни образами лося, северного оленя, волка или медведя. Это и не удивительно - тигр заселяет гораздо меньшую площадь земной поверхности, нежели перечисленные выше древнейшие тотемы человечества. И к тому же он гораздо малочисленнее.

Естественно, самое большое влияние тигры оказали на верования тех народов, которые соседствовали с тиграми - китайцев, корейцев, монголов, жителей Индостана и загнанных в леса Дальнего Востока потомков чжурчжэней - нанайцев и удэгейцев.



«Господин» Кореи и Китая

По тотемическим воззрениям древних корейцев, тигр, наряду с медведем, был одним из предков корейского народа. При этом медведь считается гораздо более разумным и, соответственно, более «человекоподобным» существом. Исходя из сравнительной оценки поведения этих двух видов животных, с этим можно согласиться. Но древние жители страны Когурё (это старинное самоназвание Кореи) придумали в объяснение этому факту следующую легенду.

«Хванун, сын Небесного правителя Хванина, страстно желал для себя земной жизни и хотел быть среди людей. Отец узнал о желании сына. Взглянув с небес на земли Самви и Тхэбэк, он понял, что его сын может принести людям много пользы. Тут же он вручил сыну три знака Небесной власти и отправил его на Землю. Хванун, спустившись на Землю, встретил медведя и тигра, которые жили в одной пещере и часто молились божеству Уна, прося превратить их в людей. Тогда божество дало им по одному пучку чудодейственной полыни и по двадцать головок чеснока. Божество сказало: «Съешьте это и не смотрите на солнечный свет в течение ста дней и тогда получите человеческий облик». Медведь и тигр взяли полынь и чеснок и съели их. Избегали солнечного света до трижды седьмого дня. Медведь превратился в женщину, а тигр не смог избегнуть солнечного света и не стал человеком».

Особое отношение к тигру в Корее пошло с самого установления государственности на полуострове. Изображение этого животного встречается на древних воинских стягах корейцев. Войска, охранявшие корейского правителя, именовались за храбрость «войсками тигра и дракона». А в 1988 году тигрёнок Ходори стал символом Сеульской олимпиады. В Южной Корее принято гордится прозвищем «азиатский тигр», которое страна получила за неожиданный экономический взлёт. Даже в географических контурах Корейского полуострова корейцы углядели тигра на задних лапах.

Один из древнекорейских народов,  Вэй, живший в центральной части Корейского полуострова, поклонялся тигру как божеству. В более поздний период тигр почитался в Корее как Хозяин гор или как его первый помощник.

Жителям древних китайских государств, отличавшимся утончённым и весьма причудливым мировосприятием, тигр виделся как один из четырёх символов сторон света наряду с фениксом, мифическим зверем цилинем и черепахой. Тигр, по их мнению, был царём зверей. На его лбу, считалось, изображён знак «Ван» - «царь», «могущественный владыка». Он якобы был способен изгонять демонов всех болезней и потому почитался патроном здоровья, что на беду нашему герою нашло широкое отражение в традиционной китайской медицине.

Тигр и его изображения очень популярны в китайском искусстве: тигров вырезают из бумаги, вышивают на ткани, его скульптурами украшают комнаты, дома, площади и парки, его образ присутствует на новогодних сувенирах. Одно из самых ранних изображений тигра не только в Китае, но и во всём мире, было найдено в древних захоронениях, раскопанных в 1971 г. в провинции Хэнань. Оно было изготовлено из мелких речных раковин и представляло собой две фигурки зооморфных существ, напоминающих тигра и дракона. Считается, что племена западных районов, граничащих с Монголией, поклонялись тигру, в то время как восточнокитайские народности обожествляли дракона. Впоследствии дракон очень сильно потеснил тигра в китайском пантеоне. Культурологи полагают, что это произошло тогда, когда основным видом хозяйствования на всей территории Поднебесной стало оседлое земледелие. Как тотем, «отвечающий» за погоду, дракон был важнее для крестьянина, нежели тигр, который в большей степени «влиял» на жизнь охотников и скотоводов-кочевников.
Постепенно дракон воцарился в Китае как символ императорской власти, а тигр, по мнению значительной части исследователей, «оставался ближе простым людям». Не знаю, насколько низы выигрывали от такой «близости», но постепенно они стали использовать его образ в качестве защитного тотема и символа удачи. Например, на китайский Новый Год очень распространена открытка «Тигр на охране дома». В начале очередного календарного цикла люди помещают его изображение над входной дверью, чтобы тигр защищал семью и приносил мир в дом в течение всего года.

Также тигр способствует заключению крепких брачных уз и стимулирует деторождение. В некоторых провинциях Китая невеста вносит в ворота дома жениха двух тигров из теста. Украшения в виде стилизованных полосатых хищников вешаются и над кроватью новобрачных. В той самой провинции Хэнань, где было найдено древнейшее в мире изображение тигра, проводится «храмовая ярмарка», и тогда сделанные из различных материалов тигриные фигурки продаются повсюду. Многие родители молятся в храме за своих детей, а затем приносят домой игрушечных тигров. Каждый такой оберег состоит обычно из двух зверей, символизирующих мужское и женское начало.

Легенды Китая рассказывают о тиграх, которые выкармливали человеческих детей, подобно тому, как известная италийская волчица спасла Ромула и Рема. Одним из таких «тигриных выкормышей», по поверию, был великий философ Конфуций, чьё учение на тысячелетия вперед определило развитие китайской государственности.
Влияние тигра как духа и повелителя на жизнь народов Маньчжурии описал Николай Байков в своей монографии «Маньчжурский тигр»:

«…полудикие обитатели дремучих лесов Дальнего Востока, подавленные грозною силою и величием зелёной стихии, ещё более суеверны, чем китайцы и корейцы. Сознавая своё бессилие перед могучим хищником и видя бесполезность борьбы с ним, эти наивные дети природы создали особый культ тигра, восходящий к древнейшим временам. Этот культ сохранил свою первоначальную чистоту в охотничьих юртах бродячих инородцев и в лесных фанзах маньчжур-звероловов. Добыванием титров в пределах Маньчжурии занимается только пришлый элемент из внутреннего Китая, отчасти утративший уже этот культ и не знакомый с мировоззрением местного населения. Коренные же маньчжурские звероловы и охотники, находящиеся под обаянием грозного «царя тайги», не только не помышляют о добывании его, но всячески охраняют его от пришельцев, китайцев и русских, видящих в нём только лишь выгодный объект охоты. Старый маньчжур-зверолов избегает даже называть тигра его именем, и старается выразиться иносказательно, веря, что сказать слово тигр, по-китайски «лао-ху, лао-мао-цзы», опасно и может навлечь гнев самого «хозяина» и «властелина». Если тигр съест человека, то звероловы говорят, что человек этот в прежней жизни, наверное, был свиньёй, так как хищник этот узнал это по запаху; если же не свиньёй, то, во всяком случае, собакой, иначе тигр его не тронул бы».

В древнем Китае тигр ассоциировался с подземным миром и западом (той стороной света, где солнце опускается под землю). Особую роль играло тигроподобное чудовище дао-дай («пожиратель»), упоминания о котором относятся ещё к эпохе династии Хань. Изображения дао-дай встречаются, как правило, на предметах похоронного культа, и порой сама погребальная урна выполнялась в форме тигра. Таким образом, тигр символизировал землю, пожирающую мертвецов и дающую пищу живым. Как указывает Э. Уайнбергер в своей статье «Бумажные тигры», в системе геомантики фэн-шуй противоположностью тигра считался зелёный дракон, носитель мужского начала Ян. Только позднее, в буддизме, тигр и зелёный дракон поменялись местами: иероглифом «Ян» стали обозначать мужественное благородство тигра.



Тело тигра - лекарство и оберег

Джеймс Фрезер в своём монументальном труде «Золотая ветвь» говорит о традиционной вере в переход к человеку физических и моральных свойств животного, происходящий при поедании его тела, и при этом в качестве одного из субъектов такого поедания указывает на тигра:
«Народность мири, живущая в Ассаме, превозносит мясо тигра как пищу, придающую мужчинам силу и мужество. Но оно не годится для женщин; отведав его, они стали бы слишком решительными. В Корее кости тигров, как средство внушить доблесть, ценятся выше костей леопарда. Чтобы набраться храбрости и свирепости, некий китаец, живущий в Сеуле, купил и съел целого тигра».

Во многих странах части тигриного тела использовались не только как лекарство, но и как амулеты.

Н. Байков рассказывает:
 «Тигровый коготь носится, как амулет и, по поверью, предохраняет обладателя от дурного человека и дурного глаза. Кости тигровых пальцев передней лапы приносят удачу во всяком деле, как бы оно опасно и рискованно ни было. Засушенный тигровый глаз помогает видеть то, что скрыто от человеческого глаза. Тигровая шкура уничтожает злую волю, действующую извне, и успокаивает нервы лежащего на ней человека. Подобных суеверии о влиянии тигра на человека можно было бы привести много, но это заняло бы целый том. Все эти поверья указывают только на то обаяние и значение, которыми пользовался хищник, и на ту роль, какую он играл в жизни и миросозерцании народов южной и восточной Азии».

Ч. Майер пишет о том, как происходила разделка тигра на Суматре:

«Усы тигра были осторожно вытащены. Их продают малайским и китайским докторам, которые жгут их и золу употребляют как лекарство. Внутренности также сохраняются: их сушат, и китайцы считают их хорошим лекарственным средством; зубы берут на амулеты.
У туземцев был свой порядок, как делить добычу. Всё обошлось вполне дружелюбно. Я взял себе когти, для них всегда есть сбыт: суеверные люди и в Европе и в Азии употребляют их как талисманы. Тот, у кого на часовой цепочке висит тигровый коготь, может быть спокоен, что он застрахован от бед!

…Но один предприимчивый малаец нашёл нетронутым одно ухо. Он отрезал его. Абдул сказал мне, что хоть он и не всем талисманам доверяет, но одно несомненно верно: если ухо такого свирепого тигра высушить и носить как амулет на поясе, то ни один живой тигр не осмелиться напасть на человека, у которого такая надёжная защита».
Тигр до сих пор очень ценится в дальневосточной народной медицине. Лекари использовали для своих нужд буквально всё тигриное тело. Прежде всего, конечно, мясо, которое якобы помогает работе пищеварительных органов человека, в особенности селезёнке и желудку, а также улучшает так называемую энергию «ки» (кит. "ци").

Корейцы верили, что когти тигра нормализуют работу сердечно-сосудистой системы. Использовали их и для лечения гангрены.

Коренные зубы тигра употребляли для лечения кожных болезней мужских яичек. Зубы нагревали на огне и измельчали в порошок. Давали это снадобье также тем больным, у кого слабо работает желудок и селезёнка, «под ложечкой горит огонь» и тем, кто после еды ощущает рвоту и тошноту.

Кости тигра корейцы наделяли жаропонижающим и противовоспалительным свойствами. Ими лечили ревматизм, артрит. За один приём предлагалось использовать 8–30 граммов костных тканей хищника.

При артрите в качестве лечебного средства применялись ножные мышцы тигра. Его почками лечили жар и боль в горле у детей. Глаза тигра наделялись свойством «прояснять зрение», ими снимали помутнение роговицы. Это же средство действовало и против «испуга с сильным сердцебиением у младенцев». Корейцы полагали, что жир тигра помогает при геморроидальных кровотечениях и рвоте. Им же смазывали и прыщи, язвы и большие пятна на голове у детей. Желчный пузырь тигра излечивал беспокойство и детские обмороки. При падениях, ушибах, побоях, от которых пострадавший «находится на грани смерти и не может есть», употребление желчного пузыря тигра, по мнению народных целителей, способствует быстрому исчезновению кровоподтёков и скорому выздоровлению.

На протяжении веков природная медицина была единственным средством, на которое мог рассчитывать кореец в случае заболевания. Её опыт интересен, однако была она далеко не столь действенна, как это представляется нам сейчас - недаром в начале XX века в среднем кореец доживал лишь до 28–30 лет.



Тигр в календаре и астрологии

Согласно связанному со знаками зодиака буддистскому календарю, однажды под Новый год Будда созвал всех животных мира. Он пообещал, что те, кто придут к нему выразить своё уважение, будут наделены подарками и в знак отличия и чести получат по году, который впредь будет называться их именем. Но звери отнюдь не спешили явиться на зов. В итоге их собралось только двенадцать. Они прибыли в следующем порядке: мышь, буйвол, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, петух, собака и вепрь. Получив во «владение» по году, животные передали им свои типичные черты. По японским поверьям, люди, рождённые в соответствующий период 12-летнего цикла, приобретают и характерные особенности своего «патрона». Кроме того, в Китае и месяцы последовательно связывались с крысой, волом, тигром, зайцем, драконом, змеёй, лошадью, овцой, обезьяной, петухом, собакой и свиньёй (в варианте Тибета и Монголии - с мышью, коровой, тигром, зайцем, драконом, змеёй, лошадью, овцой, обезьяной, петухом, собакой, свиньёй).

Согласно этой концепции, олицетворяющий мощь земли Тигр чувствителен, эмоционален, способен на глубокие размышления, сильную любовь. Обычно он уважаем, но часто конфликтует со старшими по возрасту или по положению. Его обычно оценивают выше, чем он того заслуживает. Тигр может отступать перед принятием важного решения вплоть до того момента, когда становится уже поздно. Ограниченный, он не доверяет никому. Тигр отважен и настойчив, но вместе с тем и эгоистичен, и упрям, и не всегда заслуживает доверия. В Азии, и особенно в Японии, год Тигра считается благоприятным для рождения ребёнка, тем более мальчика. Человек-Тигр в семье поможет сохранить дом от трёх несчастий - воров, пожаров и злых духов.

Первая и третья фазы жизни Тигра спокойные и лёгкие. Во второй ему приходится решать всевозможные проблемы, которые если не будут разрешены, то дадут о себе знать и в третьей фазе. Счастливым для Тигра будет любовный союз с Лошадью и Драконом. Очень неудачно могут сложиться брачные отношения Тигра с Буйволом, Змеёй или Обезьяной.



Тигр: табу, тотем и оборотень

Любопытно отношение к тигру в древней культуре Индостана – древней земли, где эти звери были во все времена многочисленнее, нежели где-либо ещё. На ранней стадии развития культуры в городах долины Инда изображения тигров встречаются часто. При этом непонятно, носят ли они культовый, тотемический или чисто декоративный характер. На остальной территории Индии фигурки и изображения тигров не были в ходу вплоть до воцарения Великих Моголов. Возможно, этот факт объясняется тем, что образ этого, без сомнения, самого опасного хищника джунглей был табуирован в раннем индуистском пантеоне, хотя впоследствии следы запрета перестали прослеживаться.

А. Брэм замечает, что «…в некоторых областях Индии тигр считается божеством, и жители, говоря о нём, употребляют различные описательные наименования, а по имени не называют», к сожалению, не уточняя, к каким именно областям относится это наблюдение. О подобном отношении к тигру у народов Юго-Восточной Азии пишет и Д. Фрезер:

«…Другим опасным зверем, которого первобытный человек предпочитает не трогать, чтобы не возбуждать враждебности его сородичей, является тигр. Никакими уговорами нельзя вынудить жителя Суматры ранить тигра или взять его в плен. Он поступит так только в целях самообороны или сразу же после того, как тигр разорвал его товарища или родственника. Известно, что, когда европейцы расставляли ловушки на тигров, жители окрестных селений ночью приходили в эти места и разъясняли животным, что ловушки поставлены не ими и не с их согласия. Обитатели холмистой местности близ Раджамахалла (в Бенгалии) испытывают отвращение к убийству тигра, который не задрал никого из их родственников. В противном случае, чтобы убить тигра, они устраивают охоту. При удаче они кладут на тушу убитого тигра лук и стрелы и призывают бога в свидетели того, что этого зверя они убили в отместку за потерю родственника. Совершив этот акт мести, они дают клятву не нападать более на тигров, если не представятся подобные же обстоятельства».

По наблюдению Э. Уайнбергера, «в индуистской иконографии встречался, разве что тигр, на котором восседала наводящая ужас богиня-разрушительница Дурга. Нет упоминаний о тиграх и в «Сокровищнице Видьякары» (знаменитой антологии санскритской поэзии), где жизнь индийца описана достаточно подробно». Согласно древнему брахманскому ритуалу, при восшествии на престол царь наступал на шкуру тигра и на золотое блюдо; на ногах у него были туфли из свиной кожи. Зато у примитивных племён, населявших джунгли, тигрица олицетворяла собой пожирающую и плодоносящую мать.

Широко распространены мифы, связанные с культом тигра у тибето-бирманцев. Уже при расслоении патриархальных общин и образовании первых государств Шу и Ба в западной части восточноазиатского региона возникли легенды о происхождении людей от тигров и о победе героя в противостоянии с полосатым зверем. Отражением почтительного отношения к тигру как к племенному тотему является этноним одной из народностей Индокитая – лаху, что означает «Тигр, съеденный сообща».

Мистическое поклонение тигру ещё совсем недавно было развито и у малых коренных народов Уссурийского края - нанайцев, удэгейцев, тазов.

Как рассказывает Н. Байков, «инородцы Восточной Сибири, гольды, орочоны и тунгусы, а также бродячие охотничьи племена Маньчжурии - солоны и манегры, не только почитают тигра, как существо высшего порядка, но воздают ему божеские почести и приносят ему жертвы в виде своей охотничьей добычи. Ещё в недавние времена, если тигр был особенно дерзок и умерщвлял людей, ему приносили человеческую жертву по указанию высших духовных лиц - шаманов. Обречённую жертву привязывали к дереву, стоящему у тигровой тропы, при чём, если это был ребёнок, его пеленали. Если зверь принимал жертву и съедал её, дерево это считалось священным, и на нём прохожие охотники оставляли лоскутки своей одежды. Такие деревья, почитаемые местным населением, сохранились в лесных районах Маньчжурии ещё до сих пор, и прохожие, по старой памяти, вешают на их сучьях и ветвях длинные лоскутья своей одежды».

Должен сказать, что и сегодня, при общении с представителями международных экологических организаций местные жители, соревнуясь за получение грантов, часто рассказывают о том, что среди них сохранилось традиционное отношение к тигру как к духу гор и божеству. Но, как заметил участвовавший в подобной беседе местный охотинспектор Владимир Шибнев: «Первую шкуру тигра, которую пытались продать китайцам, я изъял у удэгейцев».

Не обошло тигра и древнее поверье, что сильный и опасный зверь может оказаться оборотнем подобно волку у народов восточной Европы. Тигр-оборотень встречается в легендах и поверьях жителей Юго-Восточной Азии - в Таиланде, Лаосе, Аннаме, Малайе и на островах Индонезии. Но этот образ по частоте упоминаний и по приписываемой ему вредоносности не идёт ни в какое сравнение с такими классическими оборотнями, как волк, лисица, барсук и западноафриканский леопард.



Тигр в античной традиции

В Библии тигр не упоминается. Также образ тигра отсутствует и в ранних греческих источниках. Неарх, полководец Александра Македонского, привёз в ставку своего царя тигриную шкуру, полученную на Инде. Самого зверя Неарху увидеть не удалось, и преподнёсшие этот подарок туземцы имели возможность дать полную волю своей фантазии. Из индусских россказней эллину больше всего запомнилось, что тигр - зверь величиной с большую лошадь, превосходящий все другие существа своей силой и быстротой. На первый взгляд, это говорит о том, что, несмотря на широкое распространение на территории державы Ахеменидов туранского тигра, у Царя Царей он не пользовался большой популярностью, и первые свидетельства существования полосатого зверя македонские завоеватели получили из Индии. Хотя, вполне вероятно, греки встречались с этими животными во время своей постоянной наёмной службы при дворах персидских царей.
Считается, что греко-романская цивилизация впервые столкнулась с живыми тиграми только в эпоху диадохов. Наиболее ранние сведения об этом относятся к подарку, преподнесённому около 305 г. до н.э. основателем государства Маурьев царем Сандрокоттосом (Чандрагуптой) Селевку I Никатору. И только Страбон, живший на рубеже эр, говорит о тигре несколько подробнее.

Рассказывая о тигре, А. Э. Брэм пишет, что «римлянам он был вовсе не известен до Пунических войн. Когда же они распространили свое владычество в Азии, парфяне доставляли им тигров. Плиний пишет, что Скавр первый показывал римлянам тигра в клетке в 743 году от основания Рима, то есть в 10 году до новой эры. Император Клавдий уже имел четырех тигров, и начиная с этого времени они довольно часто появляются в Риме; Гелиогабал запрягал их в свою колесницу, когда изображал Вакха».

По сведениям, приводимым Н. Н. Непомнящим в его книге «Колесницы в пустыне», в середине III века н. э. при императоре Филиппе Арабе однажды на арене было убито 22 слона, 10 оленей, 10 тигров, 10 гиен, 70 львов, 10 жирафов и 10 диких лошадей, 30 леопардов, 1 носорог, 1 бегемот и 20 зебр. Но в целом в императорском Риме тигр был скорее дорогой диковинкой, и за просто так его убивать не давали - например, их не выпускали сражаться с гладиаторами, а только натравливали на безоружных пленников.

Если в греко-романской литературной традиции тигр - символ неукротимой ярости, страсти и чувственности, то в геральдической интерпретации ему «не повезло». Трудно представить себе что-то более непохожее на животное-прототип, чем геральдический тигр (его называют tyger в отличие от тигра настоящего, именуемого tiger), вымышленное существо с волчьим телом, львиными гривой и хвостом и клювообразной верхней челюстью.

Некоторые позднеантичные авторы подчеркивали в тигре женское начало. Так Клавдиан описывал следующий способ ловли тигрят: котёнка нужно выкрасть, и, унося его, разбросать за собой осколки зеркала. Тигрица, обнаружив пропажу, тут же, конечно, бросится в погоню, но женское тщеславие её столь велико, что она непременно остановится перед зеркалом, чтобы полюбоваться своим отражением, и совершенно забудет про детёныша. В древнеримском искусстве изображали обычно не тигра, а тигрицу. В паре с ней, как правило, мы находим льва - в качестве противопоставления. Тигр олицетворял страсть, а лев - разум. Как тут не вспомнить отождествление тигра с женским началом Инь в Китае!
Интересно, что привычка таёжных жителей Уссурийского края применять в отношении тигра «женские» грамматические категории, о чём я многократно упоминаю в настоящей книге, носит характер некоего возвращения к этимологическим корням этого слова. Дело в том, что в античный период существительное «тигр» (от лат. tigris; греч. ;;;;;;) было именно женского рода, и в латинской поэзии имело дополнительное значение «стрела».

Примечательна и этимология слова «амба», имени, под которым тигр известен приамурским племенам аборигенов. На маньчжурском диалекте «амбань» значит «генерал», «господин», «великий», что соответствует положению тигра в сложной дальневосточной системе мироздания. Необходимо также вспомнить, что «Амба»




Тигр: слова и литература

Образы тигра в литературных произведениях и его трактовка многоплановы и разнообразны. Конечно, первое, что приходит в голову - это знаменитые строки Уильяма  Блейка:

Тигр, о тигр, светло горящий
В глубине полночной чащи!
Чьей бессмертною рукой
Создан грозный образ твой?


Они привлекают внимание, прежде всего, необычностью и в тоже время неестественностью сравнения. Ранее говорилось, что сложно разглядеть тигра в его очень эффективной камуфляжной окраске среди многоцветья джунглей и дальневосточной тайги. Так что выделяться цветовым пятном тигр может только на фоне мрачного убожества зверинца или будчи брошен в виде шкуры на пол каминной залы. В таком качестве его, скорее всего, и наблюдал поэт.

Не менее интересна и древнекитайская метафора, в которой разрушение общества сравнивается с охотой тигра «Инь» в бамбуковой роще «Ян», что можно трактовать как беспрепятственное распространение Тьмы, вторгшейся в в область Света.

В европейской культуре начало восприятия тигра как носителя угрозы и разрушительного начала положил Вергилий, у которого погрязший в пороках Рим назван «пустыней, тиграми кишащая». Здесь, правда, великий поэт античности очевидно путает тигра (лесного жителя) со львом (обитателем саванн и полупустынь).

Пожалуй, один из лучших литературных образов абсолютно враждебного человеческому племени тигра был создан Р. Киплингом. Его Шер-хан носит в себе черты мифологического злого духа мусульманского мира, что, впрочем, неудивительно, если вспомнить, что формирование Киплинга как писателя произошло именно в мусульманском регионе Индии. Наверное, не случайно его тигр-людоед носит имя афганского узурпатора индийского престола, свергнувшего в 1540 году второго правителя из династии Великих Моголов - Хумаюна. Для усиления сходства его со средневековым вождем мятежников-суров в «Книге Джунглей» неоднократно подчёркивается, что тигр ведёт себя так, будто на него не распространяется Закон Джунглей - почему и терпит в итоге поражение в борьбе с «лягушонком» Маугли и стадом буйволов.



Тигр в Японии

В японскую культуру почитание тигра, который, судя по всему, одновременно с человеком никогда не обитал на островах Японского архипелага, пришло из Китая. Здесь в средневековье считалось, что если человек даже просто умылся водой, в которой когда-то отразилась голова тигра, то дух его укрепится и храбрость повысится. Кроме того, подобная процедура должна была защитить его от болезней.

Доблестный и добродетельный самурай зачастую отождествлялся именно с тигром, что можно объяснить лишь недостаточной осведомлённостью японцев об особенностях поведения зверя. Дело в том, что такие «тигриные» качества воина, как смелость, владение боевыми искусствами и ярость в бою, по кодексу Буши-до должны подчиняться чувству долга и преданности господину - даймё. Но осознание своего долга и преданность у тигра, как у хищника-индивидуалиста – не самые развитые черты характера… Тигр как символ безумной храбрости (или, как скажут некоторые, агрессии) до такой степени укоренился в сознании японцев, что даже условный сигнал о неожиданном нападении на Пёрл-Харбор они закодировали его именем. И в достопамятное утро 7 декабря 1941 года в эфир, нарушив радиомолчание, полетело теперь уже всемирно известное, торжествующее «Тора! Тора! Тора» («Тигр! Тигр! Тигр!»).



«Военные» тигры

Начав говорить о тигре как об устрашающем военном символе, мы не можем пройти мимо многочисленных случаев использования этого слова в обозначения самых мощных образцов военной техники. Именем тигра был назван один из первых пароходо-фрегатов Британской империи. Этот «Tiger» в 1854 году, во время Крымской войны, неосмотрительно подошёл близко к берегам Крыма, сел на мель и был расстрелян русской артиллерией. Другой «Tiger» - один из знаменитых линейных крейсеров адмирала Джона Фишера - был заложен в 1912 году и какое-то время даже считался самым крупным военным кораблём мира. В 1916 году он вместе со всем соединением адмирала Дэвида Битти участвовал в Ютландском морском бою.
В этом ряду необходимо упомянуть также и тяжёлый танк гитлеровской Германии «Тигр», или Panzercampfwagen VI, который, по мнению многих экспертов (в том числе и российских) был лучшим тяжёлым танком Второй мировой. Здесь интересно заметить, что в германской «кошачьей номенклатуре» более поздняя модель, известная как «Королевский тигр», обозначалась как Panzercampfwagen VI B, или «Tiger-B». «Королевским» же «тигром» он назывался только союзниками по антигитлеровской коалиции.

От танков эстафету грозного имени полосатого хищника приняли боевые вертолёты. Сегодня на вооружение европейских стран – членов НАТО принят штурмовой вертолёт «Тигр».
Из армейских подразделений наибольшую славу среди «тигров» снискала южнокорейская дивизия «Свирепый тигр», которая воевала на стороне американцев во Вьетнаме. Сегодня имя «тигров» носят спецподразделения Индии, Парагвая, Сальвадора. Правда, в латиноамериканских странах под словом «тигр» чаще имеют в виду ягуара. Но ведь гордое название от этого не меняется!

От спецподразделений не отстают и террористические организации. У всех на слуху шри-ланкийская сепаратистская организация «Тигры освобождения Тамил-Илама».
В любом случае, что бы ни символизировал образ тигра - страсть или ярость, отвагу или крадущееся Зло, - он всегда значил Угрозу. Явную или скрытую.


Рецензии
Михаил! Работа Ваша понравилась, насыщена множеством фактов. Но у меня возник вопрос. По словарю Даля получается, что Уссурийского (Амурского тигра) звали бабром. В чем я лично очень сомневаюсь. Мне бы хотелось, чтобы Вы подтвердили мои сомнения, либо их развеяли. Дело в том, что реально в Якутии тигра называли бабром, но почему именно Уссурийского. Ведь туда, скорее всего, и зоологи это подтверждают, заходили тигры из Китая, это было гораздо ближе. И потом, вряд ли якутский житель отличал какой тигр-бабр к ним зашел. И так же вряд ли в Уссурии местные жители тигра называли бабром, там как известно у него было совсем другое имя, например, амба.
С уважением! Владимир.

Владимир Гасельник   05.01.2014 17:00     Заявить о нарушении
Насколько я понимаю, что под Иркутском (в Якутии тигров не было) было зафиксировано несколько заходов тигров. И бабром там звали просто тигра, не обязательно, уссурийского. Сейчас трукдно сказать, откуда заходили именно те тигры - расстояние как с ближайших мест обитания тигра на Амуре, так и из Прибалхашья, так и с Тарима - примерно одинаковые.

Михаил Кречмар   05.01.2014 18:31   Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил! Буду считать, что Даль к этому вопросу подошел слишком прямолинейно)))))

Владимир Гасельник   05.01.2014 20:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.