Видно, я в рубашке родился...

Александр Петрович Никулин в данный момент болен: не может ходить. Он прекрасный рассказчик и очень артистичный человек: поведал мне эти истории красочно и «в лицах». Я спросила его: «Как и где для вас началась война?». И он начал:
- 22 июня было, воскресенье. Ну, пошел я по городу походить. Смотрю, идут мой брат и зять. И хохочут. Я прошу объяснить мне причину их веселья. И зять рассказал историю, как он ехал в поезде, где напротив него присел пассажир и спрашивает его: «Вы за границей были?». Зять отвечает: «Нет». Тогда пассажир всплескивает руками и восклицает: «Ну, надо же, какое совпадение. И я тоже не был».
Они смеялись потому, что в то время о загранице нельзя было даже думать, не говоря уже о чем-то другом. Александр Петрович перевел дыхание и продолжил:
- Пришли мы к брату, сели за стол. Прибегает соседка и говорит: «Сидите тут, ничего не знаете. Немец-то всю нашу границу разбомбил!» Мы включили радиоприемник, передают выступление Молотова: «Сегодня, 22 июня 1941 года, в 4 часа утра немецкие войска нарушили «Договор о ненападении». Немецкая авиация бомбит наши города: Киев, Одессу, Севастополь, Каунас...».

В армию его взяли не сразу, нужен был в тылу. К тому времени он работал начальником телеграфа в районном городке Кемеровской области. Он не стал настаивать на отправке на фронт, потому что недавно вернулся домой со службы в кадровых войсках.
На передовую он прибыл в 1943 году, когда линия обороны продвинулась дальше Смоленска, и зачислили его радистом в 76 дивизию 207 полка. В его задачу входило обеспечение бесперебойной связи  между батальоном и полком. У командира  батальона, к которому его определили, было два телефониста. В случае обрыва телефонного провода, Александр должен был наладить связь через радиостанцию.

Представьте себе картину: траншея, в которой на бруствере лежат солдаты и готовятся отражать возможную атаку противника. Рядом с ними находится и Александр с автоматом в руках и рацией за спиной.
- Да, я был радистом на переднем крае. Через меня во время боя командир полка передавал распоряжения батальону.
А еще раньше он был телефонистом, и когда из-за взрыва повреждалась связь, таскал за собой катушку с проводом. А еще в его обязанности тогда входило: постоянно сидеть у аппарата и через каждые пять минут подавать о себе сигнал словами: «Проверка связи».
- Как-то сидим мы в обороне. Приходит командир роты и начинает по телефону вызывать соседний батальон. Нет ответа. Тогда он говорит: «Давай, Никулин, сходи, может, провод оборвался». Я беру провод и иду, перебирая его в руках. Но вот провод кончился. Надо искать другой конец. Я долго шарил по земле руками. Нашел, зубами зачистил, соединил. Все, связь восстановлена... Но тут я посмотрел вокруг. Ночь, темно, и передовая – вот она. По спине поползли мурашки. Подумал: «А что, если это немцы специально провод отсекли, чтобы беспрепятственно языка взять. Я пришел, меня бы хвать и... утащили. Видно, в рубашке родился...

На вопрос о драматическом случае на войне Александр Петрович ответил:
- Этот случай я буду помнить всегда. Дело было в Польше. Мы тогда были в обороне. После прошедших боев нас из 1000 человек осталось около 100... И вот, сидим в траншее. Впереди – поле, а дальше, метрах в 200 – лес. Внезапно оттуда выбегает мальчик лет 12-ти и идет вдоль окопов. Вскоре после того, как он ушел обратно в лес, на нас обрушился шквал огня. Оказывается, в лесу-то засели немцы, это они послали мальчика в разведку. Иди, мол, посчитай, сколько их там осталось. А нас всего-то в траншее 12 человек... Из пулемета стреляют, да так, что и головы нельзя поднять. Потом гляжу: немцы из леса показались, в наступление пошли. Слева и справа солдаты начали выпрыгивать из окопа. Отступают. А мне и выпрыгнуть-то трудно: за плечами рация, на груди автомат. Но все же справился, кое-как перевалил через брусвер. Бегу, рядом со мною товарищи. Один солдат завалился на бок. Убили. Меня не задело. Спустились под горку, там командир полка стоит и кричит, останавливает нас:  «Стойте! Занимайте оборону!» Но тут на пригорке показались немцы. Тогда и сам командир полка побежал вместе с нами. Недалеко была речушка, мы ее вброд перешли и взобрались на высокий берег. Смотрим: а там подходят наши свежие войска и сразу же занимают оборону вдоль всего берега.

Я попросила Александра Петровича рассказать какой-нибудь забавный случай из фронтовой жизни. Ведь тогда они были молодыми, и не может быть, чтобы им не хотелось, хотя бы для разрядки, посмеяться и пошутить. И потом, судя по его первому рассказу, с чувством юмора у него все в порядке.
И он поведал мне историю, которая произошла с ним в Белоруссии, под Могилевом. Тогда они наслаждались бесценными минутами затишья. Устали не только наши, но и немцы:
- Один раз немцы кричат нам по-русски: «Рус, давай сегодня не стреляй!» И целый день тишина на фронте стояла. Они не стреляют и мы тоже. А сзади нас картофельные поля неубранные стоят. Ребята пошли, накопали картошки на глазах у немцев, разложили костры, для того, чтобы ее испечь, наелись вдоволь.

 Александр Петрович рассказал еще об одном «удобстве» на фронте:
- Наш сон охраняли самолеты - кукурузники, так называемые «ночные бомбардировщики». Если в небе над нашими позициями летает такой самолет, то ложись и спи спокойно. Если немцы по нему начнут стрелять, то он их тут же накроет бомбой. Немцы этого самолета очень боялись.
Заметив, что Александр Петрович с трудом говорит и иногда касается рукой шеи, я спросила о причине у его супруги Риммы Гавриловны.
- У него проникающее ранение в область шеи, которое даже и оперировать нельзя.
Вот что вспоминает об этом сам Александр Петрович:
- Это было уже под Берлином. Вели оборонительные бои и перестреливались из пулеметов и автоматов. Мы с младшим радистом сидим в окопе. Вдруг слышу: «Никулин, развертывай радиостанцию!» Для того чтоб это сделать, мне надо было установить антенну. Возле окопа стояла березка, я потянулся к ней, чтобы набросить антенну на нее... Рядом разорвалась мина. Взялся рукой за шею – кровь. Помощник оказал мне помощь. Командир отправил в санбат. А там приказали: «Срочно эвакуировать в тыл».

Никулин  Александр  Петрович, 1916 года рождения, старшина 2-й статьи. Радист 207 стрелкового полка. Награжден орденами Отечественной войны II степени, Славы III степени, Красной Звезды, медалями.


Рецензии