Три богатыря. Пророк Даниил

Пророк Даниил и колосс на глиняных ногах.

В третий год царствования в Иерусалиме Иоакима, царя Иудейского, подошёл к городу с войском Навуходоносор, царь Вавилонский, и взял его штурмом. Иоакима взял в плен, Иерусалим разграбил. Меня, в числе немногих, собрал для изучения халдейских наук. Вместе со мной, потомком Иудиным, сына Израилева, были ещё Анания, Мисаил и Азария, тоже колена Иудина. Дали нам халдейские имена и стали кормить пищей с царского стола Навуходоносора. Я стал Валтасаром, Анания Седрахом, Мисаил Мисахом, а Азария Авденаго. И я, и мои дальние братья не могли за такое поругание нашей земли есть пищу царскую. Я обратился за помощью к Богу нашему. Сотворил молитву и получил ответ, мол, пищу не ешьте, я вам здесь помогу, но до поры до времени оставайтесь при царе, это вам нужно. Приставлен был к нам опекуном начальник царских евнухов. Когда он увидел, что мы отказываемся от пищи с царского стола, он с мольбами просил пожалеть его и его голову. Договорились так. Пусть десять дней он царскую пищу отдаёт своим рабам, а нас кормит одними овощами, потом сравнит как будем выглядеть мы, а как его рабы. По истечении срока выяснилось, что мы выглядим лучше, чем его рабы, наши лица круглей, волосы лежат лучше, глаза блестят. После этого наш опекун без возражений оставлял царскую пищу себе, нам же давал одни овощи.
Обучали нас всех три года. Другие воспитанники изучали такие же науки, получали царскую пищу, за непослушание наставники нас жестоко наказывали. Но вот пришло время предстать перед глазами царя. Наш Бог нам в науках помогал. Царь Навуходоносор нашёл, что Анания, он же Седах, Мисаил, он же Мисах, Азария, он же Авденаго, и я лучше других знаем халдейскую науку. Дали нам звание тайноведцев и отпустили до поры.
Прошло время. Небольшое время. Меня разыскал начальник царской охраны. «Вызывает тебя к себе царь. Пошли со мной». «Что, - спрашиваю, - случилось?» «Сон, - говорит, - ему приснился плохой. Никто из придворных мудрецов не может его растолковать сказали, что только ты можешь. Если не растолкуешь, и тебя казнят, и всех мудрецов придворных. Очень царь осерчал». Я предстал перед царём и попросил рассказать сон. В ответ услышал, что этот сон должен быть мне известен, поскольку я изучал придворные науки. И если этот сон я ему не расскажу, а потом не растолкую, велит он казнить всех мудрецов  в стране Вавилонской и меня вместе с ними. «Дай, - говорю, - время. Я помолюсь своему Богу, узнаю у него про твой сон». Наутро, после ночной молитвы, опять предстаю перед царём. «Сон, - говорю, - у тебя, царь, был такой. Снился тебе большой истукан. Голова его была из чистого золота. Грудь его и руки из серебра. Живот и бёдра его медные. Ноги частью железные, частью глиняные. И вот камень большой сорвался с горы, покатился, ударил этого истукана в ноги и разбил их. И истукан тот превратился в прах как на гумне. И ветер развеял тот прах. Так вот, царь! Золотая голова истукана – это ты. Тебе дана большая впасть над миром. После тебя восстанет другое царство – серебряное, потом третье – медное. Потом четвёртое царство – железное. Оно будет крепко как железо, всё будет крушить и дробить. А что ноги частью железные, а частью глиняные, так и царство то будет разделённое. Частью крепкое как железо, частью хрупкое как глина. И эти царства не смешаются через семя человеческое, так и останутся разделёнными как железо и глина. А то, что , ты видел, камень был отторгнут от горы не руками человеческими значит, что в дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое долго не разрушится и передано будет другому народу». Очень был благодарен царь мне за такое толкование и хотел меня поставить начальником над всеми мудрецами Вавилонскими, но я попросил его сделать это для Седраха, Мисаха и Авденаго, а меня оставить при дворе советником.
Повелел тогда царь Навуходоносор сделать истукана целиком из золота, высотой шестьдесят локтей, шириной шесть локтей. И отдал приказ по всей земле Вавилонской, чтобы все, кто на ней живёт, поклонялись этому истукану. Кто же не поклонится, будет брошен в раскалённую печь. Узнаю я, что Седрах, Мисах и Авденаго не повиновались царскому приказу. Их привели к царю. Такой был разговор: «Мне донесли, что вы не поклоняетесь истукану, которому, я приказал, все должны поклоняться». Они отвечают: «У нас, царь, есть свой Бог и мы поклоняемся только ему. А что ты бросишь нас в печь раскалённую, то мы этого не боимся. Наш Бог нам поможет». Рассердился царь и приказал всех троих бросить в печь. Я переживал за них, хоть и знал что наш Бог в беде их не бросит. Через время царь вместе с вельможами пошёл посмотреть, что стало в печи с иудеями. И видим все мы, что ходят по раскалённым углям четверо и один из них подобен сыну Божьему. И ни на ком даже следов огня. Изумился царь и повелел, чтобы поклонялись теперь только богу Иудейскому, а Седраха, Мисаха и Авденаго возвысил ещё.
Опять вызывает меня царь, сам рассказывает сон: «Видел я огромное дерево. В ветвях его много птиц гнездилось, у корней находили тень звери полевые, и сердце человеческое было у этого дерева. Но сошёл с небес Бодрствующий и святой и велел срубить это дерево. Но корень оставить, чтобы корень этот орошался росой и с животными будет часть его. Сердце человеческое у этого дерева пусть будет заменено сердцем звериным. Растолкуй мне, Валтасар, этот сон». Смутился я , но набрался храбрости и ответил: «Дерево это – это ты, царь. А птицы и звери – это твои подданные. Но тебя отлучат от людей и будешь ты с зверями полевыми и будешь травой кормиться и пить росу полевую. А что корень велено оставить, так то значит, что царство вернётся к тебе, когда познаешь власть небесную». Ровно через год был отлучён царь Навуходоносор от власти, ел он траву, тело его орошалось росой полевой, волосы и ногти выросли до больших размеров. Когда кончилась его аскеза, вернулся опять на трон и восхвалил Бога небесного. Но пришёл его час и упала голова истукана, что приснился ему когда-то.
На место Навуходоносора встал царь Валтасар, сын его, и опять вызывают меня. И вот что я узнал. Устроил царь пир для всех вельмож своего царства. Пили же вино из тех сосудов, что когда-то были в священных хранилищах царя Иоакима, которые Навуходоносор разграбил и увёз к себе в землю Вавилонскую. Пили и славили истуканов. Вдруг из стены чертога царского вышла кисть руки и напротив лампады на стене написала какие-то слова. Испугался царь и все вельможи испугались. И сказал он мне: «Знаю я, что ты, Валтасар, многими науками владеешь, умеешь толковать необъяснимое, знаешь тайные письмена. Я тебя щедро награжу, если ты прочитаешь и растолкуешь то, что рука написала на стене». «Не нужны мне, - говорю, - царь, награды. У меня всё есть. А написанное я прочту и растолкую сейчас. Твой отец Навуходоносор был великий и сильный человек. Но свержен он был с царского престола Божьей силой и отлучён от людей, пока не понял, что всесилен не он, а Бог небесный. И ты, Валтасар, хоть и знал всё это, не смирил сердца своего. А написано на стене, что твоя власть, Валтасар, взвешена на весах Божьих, очень легка» оказалась и разделено твоё царство будет между Мидянами и Персами. Меня царь за это наградил как и обещал, но в ту же ночь его убили и на его место, поделив его с Киром Персидским, встал Дарий Мидянин. Вот и грудь с руками у истукана Навуходоносора, что приснился ему, развалилась.
Меня и ещё двух князей Дарий поставил над всеми его сатрапами, чтобы они давали нам обо всём отчёт. Меня же он избрал для отчёта себе, как второго человека в царстве. И узнал я, что Дарий по наущению своих сатрапов подписал указ, по которому просить о чём-то можно только царя, но никакого Бога. Если кто этот приказ нарушит, того бросят в клетку к львам. Я пошёл в свою горницу и стал молиться Богу небесному. Вдруг приходят ко мне стражники одного из сатрапов и вызывают к царю. Когда царь меня увидел, он сказал: «Я не могу ослушаться собственного приказа, но знаю, что твой Бог силён. Он спасёт тебя» И бросили меня в клетку к голодным львам. Я же был чист перед царём, перед Богом, перед собой. Когда утром  царь с вельможами пришёл к клетке и увидел, что львы спят вокруг меня, повелел он мне выйти из клетки, а вместо меня приказал бросить туда тех, кто на меня наушничал царю. Голодные львы их сразу же растерзали.


Рецензии