***

Циклон «Луиза»

                Анатолий Орлов

Пилоты Аэрофлота выполняют рейсы во многие страны мира. И все увиденное оставляет в памяти неизгладимые впечатления от пережитого. Полеты в сложных погодных условиях, над безбрежным океаном, в государства с неустойчивой военной или политической обстановкой требуют от экипажа повышенного внимания, собранности.
В один из таких полетов мне с экипажем довелось прочувствовать на себе необузданную силу опасного явления природы.
Осенью 1986-го в Гаване по инициативе Фиделя Кастро собралась Конференция неприсоединившихся стран. Десятки самолетов и морских кораблей с представителями более чем ста государств проложили свой курс к берегам Кубы.

Приземлившись на аэродроме Хосе Марти, экипаж уехал на отдых в отель «Гавана Либре». Вечером по кубинскому телевидению транслировалась процедура открытия форума, выступления государственных деятелей, в том числе и пылкого Фиделя. Иосип Броз Тито, передвигающийся уже только в коляске, поразил своей нерастраченной энергией, конкретностью формулировок своих идей и принципов. Это было его одно из последних выступлений.
На следующий день, возвращаясь с пляжа Санта Мария, мы наблюдали из автобуса, как с внешнего рейда бухты Сан-Ласаро через узкое «горло» у старинной крепости Эль Моро во внутреннюю гавань медленно втягивались морские корабли.
- Как будто от шторма прячутся, - насторожился я.
На улицах Гаваны царила необычная суматоха. Спешно исчезали розничные торговцы, закрывались ставни и жалюзи окон, убирались стулья и столики мелких кафе.


- Что такое? Уж не война ли? – задумчиво произнес бортрадист.
- Американцы напали, - неудачно пошутила одна из проводниц.
- Типун тебе на язык, девочка!
Разговоры в старом скрипучем ЛИАЗике не смолкали. Только шофер Энрико, всегда веселый, сегодня молчал.
В холле отеля приехавших с пляжа встретил озабоченный представитель Аэрофлота Николай Васильевич Момот.
- На улицах города какая-то суматоха, - сказал я.
- Циклон надвигается, Смотрите телевизор. Все время передают штормовое предупреждение. Я уже связался с Москвой. Попросил сократить время стоянки вашего рейса в Шанноне. Командир, будьте готовы к срочному вылету. Ваш самолет приземлится раньше расписания. И ветер ему от берегов Европы попутный. Мы тоже здесь максимально сократим время стоянки. Служба контроля воздушного движения Нью-Йорка дала согласие на изменение плана полета. Рассчитывайте взлететь на 2-3 часа раньше расписания. А сейчас – ужин и отдых.


В дневных выпусках в перерывах между трасляциями из зала форума постоянно звучали предупреждения о движении циклона «Луиза». На экране телевизора проходили кадры разрушений на мексиканском побережье: крыши складывающихся под ветром домов срывало и уносило, как листы старых газет; выдавленные оконные стекла летели подобно новому оружию ниньдзя, грузовые авто переворачивало, легковые – отправляло в плавание по бурным водным потокам, морские суда выбрасывало на берег. В воздухе хаотично носились листы покрытий, рекламные щиты и многое другое, словно штормовой ветер опрокинул в воздухе гигантский мусорный контейнер.
- Вот это Луиза, вот это «дамочка», -  удивлялись ребята.
- Даже не слониха в посудной лавке, а ископаемая саблевидная тигрица, которой на хвост наступил динозавр.
- Да-а-а, уж. Не дай Бог встретиться с такой ведьмой на земле, – невесело добавил штурман Слава Кулюшин.
- А в воздухе тем более!


Утром позвонил представитель Аэрофлота:
- Подъем, Анатолий Петрович! Собирайтесь – автобус ждет. Рейс из Шаннона прибыл. Прилетевший экипаж до вашего приезда подготовит самолет к вылету. Мы собираем гаванских пассажиров. В аэропорту я вас встречу.
- Как циклон?
- От берегов Мексики изменил направление и движется к берегам Кубы.
Во время разговора я заметил, как поскрипывают большие, во всю стену, оконные рамы и мелко подрагивают стекла. Это пока еще осторожный ветер пытался незаметно найти себе щелку.

Проехали набережную Меликон. Пусто. Здесь обычно влюбленные парочки постоянно забывают о часах, удобно устроившись на гранитном парапете. Сейчас последние влюбленные спешили укрыться среди старинных, когда-то роскошных с вычурными архитектурными украшениями, жилых зданий. «Птицы мира» покинули собой обгаженные насесты на позеленевших от времени бронзовых фигурах конкистадоров и испанских королей.
На площади Хосе Марти в лучах прожекторов, освещающих громадный памятник первому латиноамериканскому марксисту, ветер гонялся за обрывками газет, пальмовыми листьями, катал бумажные пакеты для пива.
Приехав на аэродром, я со штурманом поспешили на метеостанцию, а остальные – на самолет. На экране обзорного метеолокатора четко просматривался циклон с увеличивающейся яркостью к центру вихря.

В предрассветных сумерках в воздухе висело густое, липкое чувство приближающейся опасности. Накрапывал дождь. В глазах людей сквозило тревожное ожидание чего-то непреодолимого, желание куда-нибудь спрятаться, исчезнуть. Не слышно всегда веселых голосов кубинцев. Таможенники как-то заторможено проводят досмотр. Две овчарки пограничников сидят, опустив головы с осознанной тоской в умных печальных глазах. Птицы затихли в густых кронах деревьев. Бродячие собаки надежно попрятались. На северо-западе у берегов Флориды сквозь облачность пробивались частые грозовые сполохи. Гнетущее безмолвие нарушалось только ревом спешно взлетающих самолетов. Пассажиров рейса Москва – Шаннон – Гавана – Лима уже вели на посадку.

Командир прилетевшего самолета Владимир Гаврилович доложил:
- Самолет исправен, подготовлен к вылету. Я садился при слабой болтанке. Но уже без локатора видно, что циклон недалеко. А тебе, Петрович, взлетать в сторону приближающегося вихря. Успеешь? Поспеши!
- Надо успеть, пока условия позволяют. И оставаться опасно. Но рисковать жизнью пассажиров я не буду. Многие самолеты уже поспешили на запасные аэродромы в Барбадос, Сан-Хуан, Никарагуа. Днем мы видели, как пароходы заходили в закрытую бухту у крепости Эль Моро.
- Счастливо, Петрович!
- Пока!

Пассажиры спешили занять свои места. Помощник представителя торопил погрузку бортпитания. Бортинженер Борис Борисович закончил предполетную подготовку и закрывал грузовые и технические люки.
На северо-западном побережье Кубы грозовые вспышки озаряли сквозь облака сонную еще землю. Пошел дождь, усилился ветер.
Погрузка закончена. Трапы отъехали, Экипаж занял свои места. Я предупредил бригадира бортпроводников очаровательную Таню:
- Пассажиры должны быть пристегнутыми ремнями. Проверьте. Сами займите свободные места. Возможно, на взлете будет сильная болтанка. Успокаивайте волнующихся. Счастливого полета, Танюша!
- Не беспокойтесь, Анатолий Петрович! Все будет сделано.
Дождь уже барабанил по фюзеляжу. Грозовые вспышки слепили глаза.

При запуске третьего двигателя обороты турбины «зависли». Пришлось его выключить:
- Борис, делаем холодную прокрутку и вновь запускаем.
- Федор, следи за информацией!
- Пока условия в пределах нормы, - доложил радист.
Запустили двигатели. Порулили на исполнительный старт. Ветер чувствительно бил по рулям управления.
- Рули расстопорим на старте! Жора, держи рули, чтобы качалки не сломало.
- Понял, командир! - второй пилот всегда наготове.
На взлетной полосе штурман доложил:
- До циклона 40 километров. Успеем взлететь?
- Успеем!
- Командир, ветер переходит на боковой. Порывы до 25 узлов, дождь, сцепление на полосе 4.
- В пределах допустимого… Жора, прикрывайся от бокового ветра элеронами!
- Понял! Сильно рвет рули!
Командир:
- Взлет разрешен! Всем двигателям взлетный режим!
- Есть!.. Двигатели на взлетном! Показания приборов в норме!
Голос штурмана на разбеге:
- Скорость 150! 200! 220! Скорость разгрузки переднего колеса!.. Средина полосы!
- Командир, ведет влево!
- Вижу, прикрываемся креном!

Бортрадист:
- Дождь усиливается, видимость 2,5 километра, ветер предельно боковой!
Штурман:
- Скорость принятия решения!
- Взлет продолжаем!
- Штурман:
- До конца полосы 500 метров!.. Отрыв!
После отрыва сразу же началась сильная болтанка. Дождь заливал лобовые стекла, «дворники» не справлялись. Штурвал вырывало из рук.

Штурман:
- Высота 5 метров! Увеличьте набор – впереди пальмы!
Второй пилот:
- Угол набора предельный – самолет загружен до предела!
После пролета над пальмами двигатели перевели на номинальный режим. На высоте 100 метров вошли в облака. Облачность ярко светилась от близких и частых вспышек молний.
Штурман:
- До внешней границы циклона 20 километров!

Командир:
- Выполняем правый разворот!
Штурман:
- Командир, рано! По схеме разворот на высоте 500 метров, за городом!
Второй пилот:
- А циклон?
Командир:
- Жора, правый разворот! Крен 20 градусов!
- Командир, помоги! - с натугой кричит второй пилот.
- Ничего-о, спра-а-авимся!

Самолет швыряло по высоте. Тяжелые крылья с залитыми в них 60 тоннами керосина испытывали предельную перегрузку. Любопытные пассажиры могли видеть амплитуду отклонений консолей плоскостей до полутора метров. Бортинженер работал РУДами (рычаги управления двигателями), чтобы сохранить обороты постоянными, не допустить «раскачки» и выдержать скорость.
Штурман:
- Выходим из разворота, курс 165 градусов!
Диспетчер:
- Взлет зафиксирован. Переходите на частоту дальней связи! Трудно было?
-Все хорошо! Мучо грасиас, компанеро. Эста лависта (Спасибо, товарищ. До свидания)!

После набора высоты 5000 метров болтанка прекратилась. Самолет после испытанных перегрузок умиротворенно урчал турбинами. У членов экипажа сходило напряжение. Физические нагрузки покидали занемевшие мышцы у пилотов:
- Как же летчики входят в «глаз бури» или грозу?
- На то они и летчики!
Условия полета сверх облаков радовали. Солнце быстро поднималось. К бухте Кочинос, где Фидель в свое время дал бой наемникам, набрали заданный эшелон полета. Вошла Таня с горячим густым кубинским кофе.
- Как, Танюша, пассажиры?
- Не спрашивайте, Анатолий Петрович! Я сама такой болтанки никогда не испытывала. В салонах слепило глаза от ярких вспышек молний. Пассажиры очень волновались. Бледные от переживаемого ждали своего судного часа. Мы всех успокаивали. Сейчас напряжение спало. Многие интересуются, когда принесем завтрак.
- Испытанное напряжение требует разрядки.


После суточного отдыха в столице Перу Лиме экипаж получил новую информацию о циклоне «Луиза». Аэродромы Флориды, Кубы, Багамских островов, побережья Мексиканского залива были закрыты из-за шторма. Монтего-Бей и Кингстон на Ямайке пока радовали хорошей погодой.
- Полетим в Кингстон, запасным аэродромом будет Панама, - решил я.
Интересный аэродром Кингстон, Намывная забетонированная взлетно-посадочная полоса длиной всего 2500 метров. Взлет и посадка на такую короткую полосу для Ил-62 представляла определенную сложность. Да еще это усложнялось утренними туманами, дневными грозами с ливнем и боковым ветром с близкого известкового плато высотой до 600 метров, по склону которого стайками взбирались домишки и хижины нищих окраин Кингстона.

Сам остров Ямайка, открытый Х.Колумбом в 1494г., ассоциируется с ямайским ромом, излюбленным напитком лихих флибустьеров, романтическими легендами о тайных пиратских кладах, с песней итальянского мальчика Робертино Лоретти.
После посадки в Кингстоне представитель Аэрофлота объявил пассажирам о задержке рейса из-за циклона на Кубе. Большинство пассажиров составляли артисты советского цирка, возвращающиеся на Родину после триумфальных выступлений на аренах стран Южной Америки.

Утром следующего дня члены экипажа и пассажиры после завтрака вышли на площадку перед отелем покурить, поговорить. Артисты цирка очень интересные люди, любящие шутку, юмор, дружеские подначки. Среди них выделялся артист – лилипут по имени Михаил Иванович. Он был душой компании. В светлом желтом костюме-тройке, в туфлях на высоком каблуке, держа руки под мышками по примеру известного человека, Михаил Иванович сыпал шутками, анекдотами, иногда довольно солеными, и важно прохаживался, гордо неся свое явно наметившееся пузцо во главе свиты высокорослых негров и мулатов, которые с широко открытыми глазами и белозубыми улыбками удивленно восхищались этим необычным человеком. Его очаровательная супруга мило улыбалась, наблюдая легкий кураж своего мужа.

Экипаж прогулялся по набережной, полюбовавшись игрой изумрудных волн Карибского моря. Сфотографировались на память всем коллективом.
 Слава предложил посетить местный базар, поискать маски-сувениры из черного дерева, попробовать экзотические фрукты Ямайки.
- Смотрите, небо уже затягивают облака. Как бы не попасть под дождь, - засомневался я.
- Ничего, отель близко, успеем добежать.
По центральной авеню мимо многочисленных банков (возможно здесь оффшорная зона для валютных операций), контор, офисов и магазинов поднялись вверх до рынка. Шумные торговцы мигом окружили новых покупателей, назойливо предлагая свой товар: пудовые гроздья бананов, ананасы, авокадо, папайю, манго и поделки из черного дерева, поделочных красивых камней, морских ракушек. Мы с шутками загрузились дарами Ямайки.

С первыми каплями дождя поспешили в отель. Не прошли и половины пути, как сильный ливень вынудил искать убежище в одном из магазинов, где хмурые здоровенные охранники вскоре свою профессиональную настороженность не замедлили сменить на радушные улыбки, наблюдая за вымокшими веселыми посетителями.
Небеса разверзлись теплым водопадом. Сверху по авеню дождевой поток нес базарный мусор и соединялся с меловыми водами известкового плато. Образовавшаяся «река» тащила все, что не могло тонуть мимо нашего отеля в сторону морской лагуны. Поток впечатлял своим содержимым: деревяшки и тряпье, овощи и фрукты, отходы человеческой деятельности, яростно извивающиеся змеи, отчаянно барахтающиеся крысы и самые невероятные объекты флоры и фауны.

- До отеля не добраться по такой грязи, - забеспокоились бортпроводницы.
- Ничего. Пройти-то метров триста,- успокоил бортрадист Федор.
Ждали часа четыре. Постепенно ливень перешел в дождь. Наступило время закрытия магазинов. Охранники с сочувственными улыбками предложили покинуть магазин. Делать нечего. Авто не ходят. С неподдельной брезгливостью пришлось входить в грязный поток.
- Парни, держите девочек, чтобы не унесло их в море,- приказал я.
– Пошли!
Взявшись за руки группами, чтобы не сбило и не унесло, осторожно вступили в поток. Воды было по колено. С трудом добрались до отеля. В холле отдыхающие пассажиры нашего рейса встретили любителей сувениров и экзотики шутками и безобидными смешками.

С трудом отмывшись от грязи, все собрались в моем «люксе». На экране «всезнающего ящика» показывали результаты прохождения циклона «Луиза». Впечатляющие разрушения на берегах Мексики, США, Кубы заставили умолкнуть самых говорливых любителей комментарий.
Вечером циклон краем задел Монтего-Бей на северо-западе Ямайки и продолжал двигаться в сторону Гаити. «Картинка» с аэродрома Кингстона вызвала у всех чувство жалости к своему самолету Ил-62, сиротливо стоящему в воде выше колес под безжалостным ливнем с понуро поникшей головой и опущенными плечами-крыльями.
- Ну, братцы, страшно попасть в объятия такой «милой» Луизы!
- Да уж, необузданная «леди»!


Двое суток ожидания благоприятного прогноза из Гаваны наконец-то закончились. Кубинская столица принимала наш самолет на военный аэродром Сан-Антонио.
Взлетели. Связь неустойчивая, видимо кубинцы не восстановили антенное оборудование. Через полтора часа полета вышли на маломощный радиоприводок Сан-Антонио. Диспетчер предупредил:
- Добрый день, Аэрофлот! Посадочная полоса в неудовлетворительном состоянии. По краям – толстый слой ила. В начале полосы швы нескольких бетонных плит размыты ливнем. Будьте осторожны и внимательны. Посадку разрешаю!
- Буено диас, компанеро. Вас понял! Мучо грасиас (спасибо) за информацию.
- Экипаж, садимся!

После посадки экипаж удивлялся виду и состоянию ВВП (взлетно-посадочной полосы). Размытые швы бетонных плит, некоторые края плит приподняты на 2-3 сантиметра, на обочинах валы мусора:
- Как на танковом полигоне – полоса препятствий!
Осторожно зарулили за автомашиной-лидером на стоянку. Всюду наспех собранные бульдозером завалы из ила, ветвей деревьев, деревянных и металлических обломков. Крыши складов, вспомогательных помещений, командной вышки разрушены.

Улетающий экипаж уже осматривал самолет.
- Ну, что тут у вас было? – поинтересовался я.
- Не спрашивай, Анатолий Петрович! – Командир сменного экипажа удрученно махнул рукой. – Я такого ада никогда не забуду! Что-то невообразимое творилось на улицах Гаваны. Шабаш ведьм. Думали, что наш отель «Гавана Либре» не выдержит ураганного ветра и рухнет. Но выдержал. Выстояли и другие высотные здания.
- Американцы строили. Как для себя.
- А что на аэродроме Хосе Марти?
- Беда! Три самолета Ан-24 компании «Кубана» затопило. К двум Ил-62, советскому и чехословацкому вода подступила под обрез фюзеляжей.
- Ну, счастливого полета, Владимир Гаврилович. Попутного вам ветра над Атлантикой!


Вот такое знакомство произошло осенью 1986г. С циклоном с нежным именем «Луиза»
Можно понять людей, которые с благоговением, осторожностью, а то и с языческим ужасом встречают катаклизмы природы: ураганы, тайфуны, торнадо, землетрясения, экологические катастрофы.
Это пока непреодолимо!
Пока?
                Сентябрь, 2003 г.


Рецензии