***

Два полета через Северный полюс

                Анатолий Орлов

18-20 июня 2004 года исполнилось 67 лет со времени выполнения экипажем в составе В.П.Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова беспосадочного перелета из Москвы в США через Северный полюс.
Расстояние в 8504 километра, из которых 4500 над водами и льдами Северного Ледовитого океана, было преодолено за 63 часа 15 минут на самолете Ан-25.
Труднейший взлет перегруженного самолета 18.06.37 года в 04.05 утра с одного из подмосковных аэродромов и дальнейший полет по 40-му меридиану через Кольский полуостров. По мере выработки бензина самолет постепенно набирал высоту. Форсированный режим работы мотора приводил к его перегреву и повышению температуры масла. Развивающаяся к полудню кучевая и мощно-кучевая облачность вызывала болтанку и дополнительные нагрузки на конструкцию крыльев большого размаха и удлинения. Мощную «кучевку» приходилось обходить.

18.06.37г. в 22.10 в районе Земли Франца Иосифа был скорректирован курс самолета по визуальным ориентирам, магнитному и астрономическому компасам и выставлен на гироскопический. Штурман Г.Ф. Байдуков еще раз определил направление ветра, путевую скорость и угол сноса, уточнил расчетное время пролета района дрейфующей полярной станции И.Д. Папанина, созданной специально для обеспечения полета В.П. Чкалова. Выход на точку Полюса должен быть по 60-му меридиану.
Началась сплошная облачность. Для выхода из области обледенения пришлось набирать высоту.
Прошло 20 часов полета. Уже полночь. Северный полюс прошли в сплошной облачности по расчетному времени. Вместо позывных радиостанции Кренкеля, радиста СП-1, в эфире от статической электризации слышен только треск и шорох.
От Полюса Земли полет продолжался по 120-му меридиану в район острова Принс Патрик, где должны были выйти на сушу Американского континента.

19.06.37г. в 23.25 арктическая природа дала экипажу шанс – в редких разрывах облаков смогли определить свое место нахождения при наличии своего несовершенного, а точнее – примитивного для нашего времени бортового навигационного оборудования и сомнительной точности полетных карт. Но определились точно – море Бофорта. Позади остались суровые льды и воды «Студеного» океана. Даже на современных высотных скоростных самолетах полет над океанами требует серьезной моральной подготовки и выдержки. А каково было летчикам одномоторного сухопутного самолета в 1937-м году?
Выход на сушу не принес облегчения, Началась обширная зона атмосферного фронта с плотной облачностью, выматывающей болтанкой и сильным обледенением, смертельно опасным для Ан-25, не имеющим эффективной противообледенительной защиты.

Лед на воздушном винте, маслорадиаторе, крыльях интенсивно нарастал. Аэродинамическое качество ухудшалось, вес самолета увеличивался, мощность мотора уменьшалась. Экипаж упорно по метру «наскребал» спасительную высоту, надеясь выйти из облаков. Если Икару Солнце растопило восковые крылья, то Чкалову вопреки аналогии должно было помочь освободиться ото льда.
С высотой температура понижается. Мерзнут руки, ноги, все тело. Меховая одежда не спасает от «собачьего» холода. На большой высоте начинается жесточайшее кислородное голодание. Баллоны пусты. В глазах временами темнеет. Кровотечение из носа. Даже мотор «скисает» из-за нехватки воздуха на предельной для него высоте.
Жизнь или смерть? – «Жизнь… жизнь» - усталое сердце тяжело толкает густую кровь в мозг летчиков. Воля людей «заставляет» мотор тянуть самолет вверх. «Еще метр, еще полметра, еще чуть-чуть» - приказывало мутнеющее сознание, помогающее раздирать слипающиеся веки усталых глаз. Нужна высота! Ведь впереди Скалистые горы с пиком в 6183 метра.

Все! Мотор больше не тянет. Только воздушный винт продолжает временами отрывать и сбрасывать куски льда, осколками бухающими по крыльям и хвостовому оперению, словно командуя «Люди – вперед!».
Стало светлее. Солнце, наконец-то, смирилось с несокрушимой волей авиаторов и стало своими лучами помогать бороться со льдом. Все! Вышли из облаков! Я не знаю, к кому обращался в мыслях экипаж. И обращался ли? Но характер у них был несокрушимый. И несгибаемая воля! Экипаж был из первопроходцев, из тех советских людей, что прославляют свой народ, делают погоду в своей области деятельности, а не составляют сомнительные прогнозы. И достигают цели!

20.06.37г. в 09.45 после пролета над Невольничьими озерами сквозь редкие разрывы в облаках мелькнула земная поверхность. Радиополукомпас «захватил» волну вещательной радиостанции Портленда. Разворот вправо на 90 градусов в сторону побережья Тихого океана. Через 4 часа полета долгожданный раздел воды и суши.
Как устали все мышцы, голова и сердце. Но экипаж  «приободрился». Даже загнанный на предельных режимах мотор стал ровнее дышать, выдерживать заданный режим. Но бензин… на исходе. Все против человека. Видимо, преодоление невозможного – это судьба сильных людей!
Снижаться. Снижаться. Вот и аэродром Ванкувера!
20.06.37г. в 20.00 московского времени (11.00 по времени Ванкувера) произведена посадка. Бурная встреча радушных американцев, изумленных силой человеческого духа.
И слава! Победа героев советского и американского народов, всего человечества, совершенная в борьбе с неизвестностью, непредсказуемостью и обстоятельствами!

В 1975г. Аэрофлот решил отметить 38-ю годовщину перелета и в связи с открытием монумента и парка в Ванкувере в честь легендарного экипажа полетом на самолете Ил-62 по чкаловскому маршруту.
После тщательного отбора, бесед, обсуждений был сформирован экипаж в составе командира Ю.И.Зеленкова, пилота И.И.Рязанова, штурмана В.К.Степаненко, бортинженера В.И.Кириллова, бортрадиста И.С.Клочко и бригады самых очаровательных стюардесс Шереметьево. Эти люди были гордостью международного управления, побывавшие во многих аэропортах мира, пересекавшие десятки раз Атлантику – «лужу» на сленге международных пилотов.
На борт самолета поднялись американские лидировщики: пилот и радист.

В качестве почетных гостей в юбилейный полет отправились Герои Советского Союза Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков и сын Чкалова – И.В.Чкалов, а так же большая группа шумных корреспондентов, снимающая все и вся. Ну, и, конечно, были нарочито спокойные, но очень внимательные, внешне приветливые люди из спецслужб.
В ангарах Шереметьево на самолете были проведены срочные работы по установке дополнительного навигационного оборудования.
Через Министерство иностранных дел совместно с американской стороной подготовлен протокол и программа встречи и пребывания почетных гостей и экипажа в Ванкувере.
Сопутствующей целью визита было устранение возникшего похолодания в отношениях между СССР и США.

В 70-е годы шло интенсивное освоение воздушного пространства самолетами и подводной акватории подводными лодками полярных районов Севера. Выполнялись контрольные полеты транспортных самолетов с аэродромов Европы на Аляску и Японию, минуя воздушное пространство СССР.
Вначале США разрешали выполнение юбилейного перелета по утвержденным трассам через Европу, затем по трекам через Атлантику, территорию США и в Ванкувер. Терялся весь смысл «чкаловской» идеи. С трудом, но в этом вопросе был достигнут консенсус.
Решались проблемы получения дипломатических разрешений на пролет территорий некоторых стран. «Добро» от Канады было получено в последний момент уже при запуске двигателей на перроне.
В районе архипелага Земля Франца Иосифа должен был постоянно дежурить в воздухе самолет-ретранслятор Ан-12.
Находящийся в эти дни в космосе экипаж полковника П.Климука был готов прослушивать частоту радиостанции самолета Ил-62.

Перелет возглавил Герой социалистического труда Заслуженный пилот СССР А.К.Витковский.
Все готово: самолет, экипаж, пассажиры, пресса. Миллионам людей в СССР и в США будет интересной встреча Г.Ф.Байдукова, А.В.Белякова и сына В.П.Чкалова с американцами. У всех народов мира выдающиеся проявления воли и героизма всегда вызывали уважение.
Полная заправка топливом. Но инженерно-штурманский расчет заставил экипаж предусмотреть из-за прогнозируемого встречного ветра запасной вариант продолжения полета после Полюса по 156-му меридиану, чтобы иметь минимально необходимый запас топлива в баках над Ванкувером.
Последние напутствия, гром оркестра, охапки цветов. Даже самолеты разных авиакомпаний, находящиеся в это время на стоянках Шереметьево, заглушили свои турбины в ожидании взлета лайнера Ил-62. Волнение членов экипажа скрадывалось деловитостью и высоким профессионализмом.
А.К.Витковский, заняв правое пилотское сиденье, скомандовал: «С Богом, друзья! Да осилит дорогу летящий!».

Трудный взлет с полным полетным весом. В пассажирских салонах все прильнули к иллюминаторам, провожая взглядами мелькавшие аэродромные строения и десятки самолетов на стоянках.
Спокойные и четкие команды Ю.И.Зеленкова, слаженная до автоматизма работа членов экипажа, точный вывод лайнера на курс следования по 40-му меридиану.
Над Баренцовым морем В.К.Степаненко доложил приятную новость, прогноз синоптиков не оправдался – ветер попутный.
- С таким ветром топлива нам хватит до Сан-Францизско, - обрадовался бортинженер В.И.Кириллов.
- Не торопи события, Володя, - посоветовал Зеленков.
Спокойный полет сверх облаков, в разрывах которых просматривалась темная вода Ледовитого океана и первые льдины, оторвавшиеся от ледяных полей. Устойчивая радиосвязь с Москвой. В салонах приветливые бортпроводницы угощали пассажиров прохладительными и горячительными напитками. Невольно закрадывалось в сознание мысль, что это обычный международный полет.

- Ну и что особенного в этом полете? Тот же коньяк, тот же кофе. Не летим, а парим в спокойном воздухе, – посетовал какой-то журналист.
- В авиации каждый полет всегда несет опасность встречи с непредвиденным, - ответил, было, А.В.Беляков.
- Не обращай внимания, Саша. Сейчас другая техника, другие люди, - успокоил друга Г.Ф.Байдуков.

- Можно?- открывает дверь в пилотскую кабину Г.Ф.Байдуков. Приветливые лица пилотов засветились дружескими улыбками. Американские лидировщики вежливо протиснулись к выходу, освобождая тесную кабину.
- Садитесь, Георгий Филиппович, на мое место, - не растерялся бортрадист И.С.Клочко.
- А, может, займете пилотское кресло? – предложил А.К Витковский, приподнимаясь с правого сидения. – Отсюда – прекрасный обзор.
- Спасибо, друзья, спасибо. Я постою рядом со своим коллегой. Меня интересует работа современных штурманов, ваше прекрасное навигационное оборудование. Волнуюсь немного. Где летим? Как ветер?
- Тридцать минут назад под нами была Земля Франца Иосифа, - доложил штурман Владимир Степаненко. – По прогнозу ветер давали встречный, а он нам помогает. Путевая скорость 950 километров в час.
- Это хорошо!
- Через 50 минут будем над Полюсом.

Через стекла пилотской кабины внизу просматривались белые массивы полярных льдов с большими разводьями черной воды.
- А над Полюсом какую погоду встретим?
- Рассчитываем на такую же.
- Мы в свое время «продирались» в плотных облаках. Пролет Полюса определили по расчету. Связь с Эрнстом Кренкелем, радистом Д.И.Папанина, установить не удалось.
- Нам как-то неудобно перед вами, Георгий Филиппович, за такой спокойный полет, за комфортность нашей кабины.

- Что вы, друзья мои! Ради этого рисковали мы и все испытатели всех времен. Человечеству присуще стремление к прогрессу. Тысячи людей работали и погибали во имя развития авиации, чтобы вы летали на таком прекрасном самолете, как Ил-62. А какое замечательное оборудование!.. Радиолокатор, навигационный комплекс, инерциальная система «Лоран». Я, как штурман, завидую вам. У нас основным навигационным прибором был магнитный компас, картушка которого в высоких широтах под воздействием земного магнетизма недоуменно крутилась, выдавая вместо курса «годы какой-то нецеломудренной бабушки». Астрокомпас был в облаках  бесполезен. Только гирокомпас не сдавался, хотя и накапливал большие погрешности в показаниях. Холод был «собачий» на высоте 4-5 километров. Унты, меховые перчатки, одежда не спасали… Так что, гордитесь своей принадлежностью к смелому племени авиаторов, помогайте развитию авиации и космонавтики.
- Вот сейчас радуется, наверное, Климук?
- А что, Климук?
- Его экипаж в космическом корабле прослушивает наши радиочастоты и готов придти на помощь.
- Сказка! Берегите авиацию!

Не знал и не предполагал еще тогда Байдуков, как и члены экипажа Ил-62, что через 15 лет такую высокотехнологичную и наукоемкую область деятельности человека, как гражданская авиация, появившиеся из ниоткуда «умники-теоретики» «расшинкуют» на мелкие авиакомпашки, заодно и авиапромышленность, и стройную систему безопасности полетов. Только Аэрофлот, родной Аэрофлот сохраняет свое единство и традиции.
- Как летим, Володя?
- Через 15 минут будем над полюсом!
Г.Ф.Байдуков молча смотрел вниз, словно выискивая что-то на ледяной поверхности Северного Ледовитого  океана. В кабине все тактично примолкли, тоже охваченные волнением легендарного «чкаловца».
- Полюс! – доложил штурман Степаненко. В кабине зааплодировали. В глазах заслуженного штурмана-генерала вспыхнули печально-радостные искорки.

А.К.Витковский по самолетной громко-говорящей связи ВСГУ обратился к пассажирам с приветствием и поздравлением. В салонах началось ликование. Все прильнули к иллюминаторам, стараясь разглядеть, запечатлеть в памяти, на фото- и видеопленке «точку Северного полюса». А повезет, так увидеть и белых медведей, «трущихся о земную ось».
- Какая видимость! Какой прозрачный воздух северных широт!
- Люди еще не разрушили экологию полярной области!
В кабину протиснулся один из американских лидировщиков, чтобы сообщить на командный пункт воздушной базы Эндрюс местонахождение самолета Ил-62:
- Президент США поздравляет Байдукова, Белякова, Чкалова и экипаж с успешным полетом. Американский народ готов к встрече с вами.

Затем добавил:
- Я много летал в высоких широтах, но впервые вижу при такой прекрасной погоде полярные льды.
Бортрадист Клочко послал радиограмму в адрес «Москва. Кремль. Леониду Ильичу Брежневу» с докладом об успешном пролете Северного полюса и готовности экипажа «выполнить любое задание Партии и Правительства».
- Смотрите, смотрите! Солнце и Луна вместе на небосводе!
- Это редчайшее явление увидеть можно только на Полюсе.
Взволнованный Г.Ф.Байдуков вышел в салон, где его встретили восторженными аплодисментами. Подошли, смущенные общим вниманием, А.В.Беляков и И.В.Чкалов с бокалами шампанского:
- Георгий, все поднимают тост за нас.
- За авиацию, Александр! За твоего отца, Игорь!
- За вас, Герои!

Через час полета в пилотскую кабину вошли Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков. Ю.И.Зеленков предложил:
- Отдохнули бы, товарищи.
- Не можем, друзья. Память не дает покоя!
- Где мы сейчас летим?
- Пролетели море Бофорта. Канада подтвердила свое разрешение на пролет ее территории и поздравляет вас.
- А что это за «клык» впереди по курсу?
- Гора Мак-Кинли высотой 6183 метра.
- Так вот чего мы опасались и лезли вверх из последних сил, задыхаясь от недостатка кислорода! Какая сейчас высота полета?
- 11000 метров.

В районе города Колумбия Степаненко дал команду изменить курс на 80 градусов для выхода на побережье Тихого океана.
- Что за причина, штурман?- заволновались «чкаловцы».
- Повторяем в точности ваш маршрут.
В разрывах облаков хорошо просматривалась береговая черта. Радист доложил об установлении связи с Сан-Францизско, Портлендом и Ванкувером.
Приступили к снижению. На высоте 500 метров сделали круг над аэродромом. Через 6 минут колеса мягко коснулись посадочной полосы. Автомашины-лидировщики почетным эскортом сопровождали Ил-62 к месту остановки.
Перрон, как море «барашками», волновался приветственными взмахами рук, букетами цветов, флажками с государственными символиками США и СССР.
К месту остановки лайнера шли губернатор штата, мэр Ванкувера с сопровождающими лицами. Военный оркестр был готов.
Второй перелет через Северный полюс из СССР в США был успешно выполнен за 10 часов 19 минут.

И был многодневный праздник встречи русских пилотов и американских граждан.
Беседы с бывшим мэром Ванкувера мистером Маршалом, в 1937-м встречавшим экипаж В.П.Чкалова после полета.
Участие в открытии мемориала и парка, куда от центра города приводила красивая авеню имени В.П.Чкалова.
Дружеские встречи в Клубе пилотов, созданном Ассоциацией пилотов-ветеранов.
Катания на катерах по рекам Колумбия в Ванкувера и Гудзон в Нью-Йорке. И тосты, тосты, тосты. Американский народ не забывает героев Земли. Национальная черта русских – широта души и радушие присуща и американцам. Ежедневные встречи с жителями Ванкувера растопили последние льдинки в душах людей. Расчувствовавшийся, а ранее очень настороженный и молчаливый радист-лидировщик, вдруг заговорил на чистейшем русском языке.

- Пол, а ты откуда знаешь наш язык?
- У меня папа – чех, а мама – русская.
- Что же ты все дни молчал?
- Я боялся, что вы – Ка-Джи-Би (КГБ).- ЦРУ и КГБ работали в то время по сходной методике, втискивая в души людей взаимное недоверие.
В главном офисе администрации штата был устроен большой прием. В канун Дня Независимости членам экипажа Ил-62 были вручены грамоты Почетных граждан города Ванкувер «За выдающийся вклад в развитие истории Соединенных Штатов Америки».
В заключение торжеств был совершен перелет с Послом СССР и губернатором штата на воздушную базу Эндрюс для беседы в Белом доме с Президентом США Джеральдом Фордом.
Затем – предполетный отдых и полет в Москву, Экипаж был взволнован возвращением в свой родной аэропорт Шереметьево. Готовился к докладу о выполнении почетного и ответственного задания.

Но доклад командира корабля Ю.И.Зеленкова Министру гражданской авиации чем-то не понравился, и вместо присвоения почетных званий заслуженных пилотов была объявлена только благодарность.
Прошел 21 год с того юбилейного перелета. Многое изменилось. Достойно проводили в вечное плавание по реке Лета Г.Ф.Байдукова, А.В.Белякова, Б.П.Бугаева, А.К.Витковского и других.
Оставшиеся в живых члены экипажа Ю.И.Зеленкова не порывают связи с родным Аэрофлотом.
И.В.Чкалов получил американское гражданство. Пилоты Аэрофлота встречали его в Сиэтле.
Просторы воздушного океана осваивают уже другие пилоты на более современных лайнерах, в основном, американского и западно-европейского производства. Кто-то пишет мемуары, иные продолжают работать в авиации.
Но осталось неизменным одно дорогое для российского и американского народов – память о величие духа и воли Людей Вселенной.
Февраль, 2004г.


Рецензии
Горжусь нашими людьми. Настоящими патриотами, людьми Неба.

Мурад Ахмедов   27.03.2019 09:15     Заявить о нарушении