Магия Шутов и шутки Магов окончание

7.
     Влияние архетипа Шута в деятельности мышления можно сравнить   с   влиянием   на   сознательный  разум  структур подсознания (или всё же надсознания?) – формации, на первый взгляд,  хаотической и  стихийной, выхватывающей из окружающего мира всю без исключения информацию, укладывающей похищенные сведения в память и могущей выдавать их, по сигналу разума, наружу в виде конкретных  образов. То есть, проще говоря, наш разум кидает своего трикстера в океан подсознания, откуда сумашедший ("с сумой – шедший"?) возвращается, принося с собой не всегда то, что лицеприятно, но всегда то, что истинно. Неча, мол на зеркало пенять...
     Он ведет себя как вор. Но вор, посланный от всевышнего для него Мага.

     Буква Т,  чей  символ  соответствует символу греческого солнечного  креста-стауроса, стоит  в  алфавите на равном расстоянии между М и Ш.  Написание всех трех букв может быть сходным.  Вспомним: по бокам от Спасителя претерпевают казнь двое  воров-разбойников. Собственно, крест и есть орудие позорной казни именно для воров. Один из них, (Гестас или Геста), согласно Евангелиям, снисходит в землю, другой (Дисмас или Дижман) – поднимается вверх, в Царствие Небесное...

     Наш невидимый герой идет по цепи Арканов-архетипов. Его низшей и самой дальней точкой, как мы уже говорили, является САТ "Повешенный", олицетворяющий полнейшее воплощение исходной идеи. Его мученическая кончина – залог дальнейшего возвращения. Номера Арканов 12 и 21 противоположно
Симметричны, зеркальны друг другу. Так же, только по горизонтальной оси симметричны  и  знаки  букв: "W" (одна  из  разновидностей древнего иероглифа,  изображающего звук "Ш") и – "М". Если в
свой  путь он отправляется в качестве посланца богов, то возвращается в образе блудного сына.  Его посох (бывший  жезл Мага, жезл предыдущего круга) – не что иное, как ствол Древа Жизни,  вертикаль креста Спасителя, основа мироздания. Он будет надставлен сверху новым жезлом Мага, являющим  собой квинтэссенцию содержимого ноши Шута: меча, пантакля, чаши и посоха. Маг вновь приступит к раскрытию тайны Девы из Аркана 2, чтобы вновь возродиться в Аркане 3 – в виде  Одина-Локи, или Тота, или Гермеса, или Иисуса... Для того, чтобы вновь и вновь посылать самого себя в вечные скитания по замкнутому кругу...
 
   Если Маг – сама прямизна, Шут – кривизна. Если Маг – правда, то Шут – кривда?  Но правда – ещё  не истина, хотя кривдой подчас именуют ложь. Видать, эта синонимизация нуждается в пересмотре.  Хотя, и самую явную истину можно преподнести так, что она покажется оскорбительной. Не зря же
асы точили зубы на Локи. Очевидно, не все и не всегда можно говорить другому и даже – самому себе.  А меру эту должен знать уже Маг...

      Может быть, дело в том, что если Маг – герой,  в чью роль  входит  способность  объективной оценки событий – то Локи обречен оценивать окружающее чисто субъективно, всякий раз с какой-либо одной точки зрения? Его имя и подразумевает некую л о к альность в умении выносить верную оценку чего бы то ни было...
     А может, дело в том, что "не смеется он, а плачет" – как сказал  поэт? Только ли болтуном и охальником предстает в скандинавских мифах пересмешник Локи? Или, в сказаниях народов   Северного Кавказа – Сырдон, издевавшийся  над гордецами-нартами и потому жестоко ими проученный? Или в знаменитых суфийских притчах – тот же Ходжа Насреддин? Или – Уленшпигель? Зурба? Эдшу? Мало ли страданий и боли за людскую недалекость в их шутовских проделках?
 
     "Жил-был человек – кривенькие ножки. И ходил он целый век по кривой дорожке," – это о Шуте, о трикстере, живущем в каждом из нас. О неотъемлемой части каждого из нас, делающей нас людьми, а наше мышление – истинно человеческим.

     Старая программа, подобно светоносному Бальдру, (который, согласно мифу, погибает от стрелы, изготовленной Локи), стирается, чтобы возродиться в обновленном состоянии в начале очередного цикла творения.
     Вспомним теперь, какая участь ожидает другое светоносное  божество  в  пантеоне   богов   совсем   другой страны...


     8.
     Напомню (вкратце!) содержание  мифа. Брат-близнец бога Озириса, завистливый и властолюбивый Сет хитростью завлекает его в ловушку, убивает и, разрубив тело на 14 частей, разбрасывает  по  всему  миру. Исида, безутешная сестра и супруга Озириса, с помощью других богов-неферов все же отыскивает и собирает куски тела. Ненайденным остается только фаллос,  съеденный какой-то глупой рыбой. Тогда  бог Тот (архетипически тождественный, напомню, Гермесу, Одину, Магу...) изготовляет новый фаллос – из дерева.
     Оживив на время Озириса, неферы добиваются того, чтобы произошло зачатие бога Гора,  который должен отомстить Сету за убитого отца...
     И т.д. Вряд ли, разумеется, можно принять единственно верной живописную  картинку, где Тот подобно папе-Карло выстругивает ножичком из поленца пенис подходящих  размеров. Речь идет  отнюдь не о простой древесине, но о материале символическом, составляющем Мировое Древо.
     Оно – которое,  как  мы  имели возможность убедиться, периодически наращивается жезлом Мага –
предмет свойства информационного. Это – сама информация; та самая база, без которой становится  невозможным дальнейшее строительство Вселенной.
     Потому и Тот изготавливает не просто фаллос (жезл!), но – информационную копию мироздания.
     То есть, действует в полном соответствии с архетипом собирателя и накопителя информации...
 
     Озирис – бог регуляции, размеренности и порядка. Египтяне нередко определяли его как бога реки Нил, смешивая с другим божеством-нефером – великим Хапи.
     В Таро факту разлива Нила посвящены конкретно два Старших Аркана, 17 и 14, "Звезда" и "Умеренность" ("Время"). Первому из них астрологически соответствует Знак Девы. В древние времена, когда Солнце находилось в этом созвездии, Нил приобретал  наивысший  уровень. В течение следующего Знака Весов (14-й Аркан) уровень воды в реке  начинал  понижаться, и Нил  постепенно  входил в свои берега. Это отражают рисунки Арканов, где в "Звезде" мы видим деву (андрогина),  которая изливает из двух кувшинов воду, а во "Времени" – женоподобную фигуру, так же держащую в руках два кувшина, но поворачивающую их горлышками друг к другу, так что струя теперь не изливается наружу.
     Озирису противостоит Сет, о котором известно, что его цвет – ярко-красный (весьма нелюбимый  египтянами), что на плечах его – голова странного животного (окапи? или фенека – лиса пустынь?) и что он бог хаоса. Это – довольно странная фигура. С одной стороны, его вполне  можно было бы сопоставить с Диаволом (САТ 15). С другой – он предстает все-таки то как брат-близнец,  то  как
вообще неотъемлемая часть, тёмная сторона самого Озириса!
     В принципе, этот факт можно было бы, с достаточной степенью убедительности, сопоставить с архетипами Одина и Локи. Однако, куда же в этом случае пропадает Тот?
    
     Тот – древнеегипетский бог информации, писец богов. Нам известно,  что существовали две ипостаси этого образа: Тот с головой  ибиса и, как считается, более поздняя – Тот с головой собаки или,  что точнее – собакоголовой обезьяны, павиана.
     Выходит, что мы и здесь способны выделить пару архетипов. Высшим из них, тождественным Озирису или Одину, или Магу, можно признать Тота-Ибиса,  которого египтяне, не без доли юмора  окрестили прозвищем "Носатый". Низшим, тождественным Сету или Локи, или Шуту, будет, следовательно, Тот-Собако(-Обезьяно?)- головый. 
     Известно, что символисты тех времен обозначали одним и тем же иероглифом как обезьяну, так и затылок человека. В финикийском письме этот знак (в виде круглого зеркала на длинной  ручке)  именовался "коф", его потомками являются древнегреческая "коппа", и далее – латинская буква Q –
средневековый символ тайных наук, а именно – алхимического учения о квинтэссенции.
     Что же получается? С одной стороны – недвусмысленный Нос, с другой – Затылок?
 
     Полноте, да не намек ли это снова на две стороны мироздания,  видимую и невидимую, светлую  и
тёмную? Так же как и на две стороны мышления или познания: явную и тайную?
     Тогда... выходит, что в среде древнеегипетских богов существовали уже не одна, а по крайней мере –
 две в принципе тождественных друг другу архетипических пары?
     Противоречие разрешается просто.
     Тот – это тот, кто копирует. Он копирует Озириса, не может не скопировать (снять информацию) и с  Сета. В результате первого опыта выходит Тот с головой ибиса, в результате второго – он же с головой павиана. Или собаки (символического спутника Гермеса, между прочим). Или Анубиса, с кем его позднее привыкли сливать воедино (в образе так называемого Германубиса).
     Черный охотничий  пёс или шакал Анубис, в отличие от скорее наносного оккультистского Тота-Собаки, действительно – одно из древнейших и самых почитаемых божеств Египта. Проводник в царстве мертвых, хранитель тайных знаний, один из его владык и судей...  В сцене Страшного Суда на египетский манер ему противостоит Амамат – крокодилоголовое страшилище. Между ними – фигура человека и весы, на которых взвешивается сердце… Вспомним каноническое изображение карты Шута, вспомним рисунок Колеса Фортуны в колоде Папюса…
     Являясь,  согласно  мифологии, порождением скрытницы-Нефтиды, (супруги злобного Сета), и Озириса (сам Сет, в силу своей хаотичности, детей иметь не мог), Анубис в то же время явно уходит от  образа тёмной силы, отнюдь не являя собой источника зла.

     Но кто же в таком случае Гор? "Сын мой,мститель мой..." – как намекают на его первоочередную жизненную задачу тексты папирусов.
    Как и Озирис, сокологоловый бог Гор – божество светоносное. В своей наивысшей форме он может  сравниваться с самим Ра – также сокологоловым богом Солнца; во всяком случае и того, и другого египтяне рисовали сходно. По некоторым же легендам, он способен также становиться богом и Птахом – одним из древнейших, творцом всего сущего...
   
    Пойдем по цепочке архетипов. Если Маг – это Озирис, то Гором может быть тот, кто рожден в  Аркане 3. Однако, по предыдущим  исследованиям, в Аркане 3 рождается Меркурий, Гермес, а «по-египетски» – Тот!
     В то же время, изображение орла или другой хищной птицы на щите будущей матери есть намек на будущее рождение именно Гора (сокол делит с орлом большую часть его солярного символизма).
     Но в виде сокола же, согласно скандинавской мифологии, спускался на землю Один! Более того – это, оказывается, еще и один из образов Локи,  связанный со стихией огня!
    
      В последующем за описанными выше событиями бою между Гором и Сетом первый теряет...  глаз, что определенно приближает его к одноглазому Одину. А одним из имен Одина оказывается Хар, что созвучно с "Хор", то есть – Гор... (*9)

     Гор... Тот...  Уж больно  часто  ходят  рядом  эти  два имени; где одно, там,глядишь, другое...

     Что же  выходит?  А получается весьма интересная штука.
     Гор и Тот оказываются двумя равноправными составляющими... одного  и того же Озириса. Правда, в несколько разном качестве.

     Вероятнее всего, Гор – это начало энергоносное, дающее информационному началу возможность       стать энерго-информационным. Оно связывает меж собой все возможные аспекты единого Бога,  в египетском пантеоне представленные образами неферов. Символическими аналогами его могли бы
послужить, например, Аполлон (с которым его сравнивали греки), Бальдр, или Святой Дух.         
      Энергетическое  начало способно проявляться как в виде обособленного архетипа, так и будучи по  сюжету мифа связанным с каким-либо иным архетипическим образом. Например, Тотом или  Гермесом, осененным духом Свыше... Или – Шутом, энергично посланным на поиски приключений вольной рукой Мага...

     Являя собой квинтэссенцию (и вновь это слово!)  четырех предыдущих архетипов, Гор, в свою очередь производит на свет четырех сыновей. Один из них несёт на плечах голову человека, второй –
 птицы (сокола), третий – шакала, четвёртый – иногда павиана, иногда крокодила. В принципе, мы
смогли бы и здесь без большого труда найти закономерности, связывающие этих новых четырех с уже  имеющимися Озирисом, Тотом, Анубисом и Сетом...
     Однако, не будем и далее утомлять себя многочисленными доказательствами и привязками.

     9.
     Итак, герой мифа, если он присутствует в единственном числе, как правило, хочет – не  хочет, но  несёт в себе архетипические особенности одновременно как Мага, так и Шута. В основном – это эпические фигуры, не имеющие при себе "оруженосцев-попутчиков" – непосредственных  исполнителей ролей трикстеров.
     В других мифах персонажи предстают перед нами уже в виде пары героев, борющихся или   сотрудничающих, но однозначно – взаимодействующих друг с другом.
     В более сложных мифологических конструкциях  количество архетипов  вновь  увеличивается.  Половину из них составляют главные герои,  роль других персонажей – сохранять о них информацию.  У главных героев при этом высвобождается время на совершение подвигов и других славных дел.
     Образовавшаяся четверка божественных сущностей не может жить без единого энергетического начала. И оно возникает – в виде светоносного, солнцеподобного, пятого архетипического героя. Пятое начало, в свою очередь, способствует обновлению каждого из предыдущей четверки, но – на качественно новом уровне. И т.д.
     Говоря об архетипах Мага и Шута, мы символически связывали их с работой человеческого мышления, с сознанием и подсознанием. Однако, что будет, если мы, оглянувшись на Египет, удвоим количество персонажей?
    
     Роль Сета, очевидно, возьмут на себя инстинкты. Роль Озириса –  та, наиболее  высокая ступень   сознательного мышления, которая в современной психологии именуется термином осознание.
     Осознание – работа мысли, рассудка, то есть состояние, в котором человек способен именно думать,
внимательно, объективно и рационально оценивать  обстановку.
     Осознание подразумевает в своей работе, в частности, периоды озарения, вдохновения,  пробуждения самостоятельной творческой мысли... и т.д.
     Четыре начала – это четыре угла при основании пирамиды, четыре части Сфинкса, четыре знака мастей на столе Мага. Подготовляя возникновение  пятого, энергетического начала, предыдущие четыре готовятся к самообновлению. (*10)
     Не универсальная ли это программа развития? И – развития не только мышления? Что стоит за нею?

     Когда оно состоится, очередное Посвящение?

                ------------------
               
     Примечания
     ==========
   
     1 - См.  А. Платов, "Трикстер  или  обратная  сторона монеты", - альманах "Мифы и магия индоевропейцев", № 4.
     2 - См.   примечание   3.   
     3 -   Каббалистическое  Древо Сефирот,согласно канонам,   имеет  три  ствола,  средний  из
которых (идентичный символически древку жезла Мага и  посоху Шута) расценивается как изображение библейского Древа Жизни, а  два  боковых  (символически – узелок,  котомка  Шута  и
навершие  жезла Мага) – как изображение Древа Познания Добра и Зла. Сходную  с  этим  картину,  -  человеческую  фигуру, помещенную меж двух столпов мы видим, например, в рисунке 2-го САТ.
     4 - Успенский П.Д.,  "Символы Таро",  СПб,  1917.
     5 - Н.  Чижевская,  "Торот,  цыганское  тайное искусство гадания...", М., 1992.
     6 - Имя Тота (Гермеса) в более точной транскрипции этого «огреченного» имени (у египтян было «Джхути») звучит как "Таут".  Буква  "А" (угол вершиной вверх)  в  Алфавитно-Символическом Таро России связывается с ветхозаветным Древом Жизни, "У" (угол вершиной вниз) - с  Древом  Познания  Добра  и Зла. Изображенное графически как:
                А 
                Т Т
                У 
(две "колонны Т и два угла, вверх - А и вниз - У,  оно изобразит два пути, верхний и  нижний в процессе странствий души от одного пункта  ("Т") до  другого пункта  ("Т").  Получается,  что  архетипу  Мага
более  соответствует верхняя дорога,  в  то  время  как  Шут выбирает нижнюю.)
     7 - Греческое  "сюмболлон"  =  "мечем  вместе".
     8 - Тоже своеобразным типом трикстера!
     9 - См.,  например:  Кэрлот Х.Э.  - "Словарь символов", REFL-book,   1994;   Ранк  О.  -  "Миф  о  рождении  героя", REFL-book,1997;  Бейли  Г.  -  "Потерянный  язык  символов", "Золотой век",  М.,1996; Лосева И.Н. и др. - "Мифологический словарь",  "Феникс",  1996; а также многие иные справочные и исследовательские труды по символике и мифологии.
     10 - Знаменитый Тетраграмматон \"четырехбуквенник"\ или Неизреченное  Имя  Господне записывается буквами иврита как: Точное   прочтение   этого   слова
неизвестно,  обычный перевод его - "Яхве" или "Иегова". Если в середину этого сочетания букв вставляется буква "шин",  то оно должно читаться как "Иешуа" или "Иегошуа", то есть - имя
Иисуса.  Позволю  себе  предположить  возможность  несколько иного прочтения Тетраграмматона,  а именно:  "д-х-у-х" или – "дух".  Второе слово (Имя) в этом случае может быть прочтено как "д-х-ш-у-а"  или - "душа".  Посему Имя Неизреченное есть имя Духа Святого,  а Имя Спасителя обозначает Душу,  которая есть  воплощение  этого  Духа в теле человека,  каковым,  по смыслу, и является Сын Божий.)

                ------------------


Рецензии