Киношный театр

 Развлекаться человек начал с того момента, когда у него между охотой, дракой за кусок добычи побольше, погонями за особями противоположного пола и бегством от хищников и сородичей посильнее, а также коротким, тревожным сном, появился некий перерывчик. Кто-то, распахнув рот, уставился в небеса, любуясь облаками и звёздами, кто-то попытался попробовать на вкус цветы и камни, кто-то замычал что-то невразумительное, тряся немытой башкой и закатывая глаза, пытаясь таким образом выразить гнев, восторг, умиротворение и воззвать к неведомым силам природы с просьбой о жратве и самках…
А кое-кто, напялив на себя вонючие шкуры, взяв в руки кость и полый кусок дерева, устроил соплеменникам, приплясывая и завывая, первый в мире перфоманс. То бишь – представление.
Так появился на белый свет театр.
Соплеменники били в ладоши и гоготали, на несколько минут забыв о только что ухайдоканном мамонте. Но один из вкушавших духовную пищу вдруг презрительно сплюнул и запустил обглоданным мослом в голову первого в мире актёра.
Так одновременно с театром появился его критик и, соответственно – критика.
И с тех далёких времён люди делятся на тех кто играет чужие жизни, нередко по мысли Шекспира превращая собственную – в театр, и тех кто, поджав губы, цедит сквозь зубы о технических, стилистических, смысловых и других ошибках Мельпомены. Которых как известно, в любом театре хоть отбавляй.
У первой группы есть два отличительных признака, делящие её соответственно на две неравнозначные части. Это, первое – кто-то, выходя на подмостки зарабатывает этим себе на жизнь, а кто-то – нет. И второе – режиссёры и актёры, то есть те кто, собственно, и делают театр, создают спектакль, представление, действие, перфоманс, шоу – имеют за плечами профессиональное образование, либо – нет. Те кто такой подготовки не имеют исходят в своей работе из зрительского восприятия театра, не зная, а подчас даже и не подозревая о театральной кухне – его технологий, умений, правил и законов. То есть та же система Станиславского для них что-то неощутимо далёкое, не особо важное – «да мы и сами с усами». А собственные псевдотеатральные изыски при случае оправдывают поиском стиля и новой волны, походя низвергая устои и авторитет предшественников. И в кучу валится всё подряд, в том числе приёмы, методы и способы совершенно не свойственные, даже чуждые театру – это может быть кино самых разных жанров от мелодрамы до хоррора со свойственными ему спецэффектами, телевизионные латиноамериканские сериалы с их вычурными, показушными страстями, отсутствием работы актёров над ролью, ну и тому подобное...
Но театр – это не кино, это абсолютно обособленный вид искусства. Кино пусть родственный вид, но никогда не заменяющий и не подменяющий театр.
Вот как раз в среде таких театралов (не могу их назвать режиссёрами, так как они в принципе не знают как ими быть), разными путями попадающих к сцене и возникают дикие смеси из непомерных амбиций с одной стороны, и совершенно различных ингредиентов от нестыкующихся между собой видов искусства – с другой.
Эти смеси выливаются на головы зрителей такой мутью, что критикам становятся дурно, а критиканов обуревает гордость за профессию.
Детско-юношеская студия здесь как нельзя кстати – подрастающее поколение, развитие их творческого начала, разве плохо? Отнюдь.
Но это скрытое культуртрегерство лишь прикрыто благородными творческими идеями, но уж только не реальной театральной работой и не обучением актёрскому мастерству. Так как руководитель в своей «работе» в самую последнюю очередь исходит от требований театральных законов.
В Лосино-Петровский приехала из посёлка Чкаловский театральная студия «Весёлый ветер» со спектаклем «Долго и счастливо». Ну и нагнали веселья…
Народу было немного, максимум ползала. В основном дети и старшеклассники.
И показали нам киношный театр.
Идея спектакля благородна и необходима в воспитательном процессе подрастающих поколений – опасность и разрушительное воздействие на судьбу любого человека такой дряни, как наркота. Не поспоришь – надо.
Но перед действием с микрофоном на сцене появилась руководительница студии. Со скорбным лицом, трагическим голосом она потребовала от присутствующих полного внимания, так как «спектакль очень тяжёлый». А «кому не интересно, кто пришёл сюда не по своей воле, могут уходить»! Народ зашевелился, недоумевая – «даже так», послышалось… Но зрителям вполне хватило ума и выдержки не провоцировать, хотя почти всем было известно – по своей воле пришли ребята на спектакль или их «попросили».
Эти неприкрытые личные амбиции руководителя театральной студии, пафосность, высокомерие и манерность вполне объяснимы. Я не увидел спектакль, целостность и логичность действия. Основы системы Станиславского были просто проигнорированы, а скорее всего, неизвестны ни актёрам, ни «режиссёру».
Всё (по системе мэтра), что происходит на сцене – появление персонажей, события, действия, должно быть оправдано. Иметь начало, развитие и логическое завершение. В сюжете и работе актёров. А вместо этого…
Я увидел хаотичность передвижений, когда действие даже не подчёркивает, а скорее разрушает мысль и задачу мизансцены. Затянутость пауз, проходов, неумелая жестикуляция. Персонажи, мне иногда казалось, лишь проговаривают свой текст, не слыша ни себя, ни партнёров.
Услышал «кашу во ртах» у большинства и не услышал трети слов, а я сидел на первом ряду: голоса тонули в распущенных волосах, кулисах сцены, в музыке, а то и в «телефонных разговорах», которые шли почему-то в микрофон и несоответственно по громкости. Актёры не работали на ближних планах, а уходили в глубь сцены, пропадая в тусклом освещении.
Покоробила неумелая работа с реквизитом, пренебрежительное отношение к вторичному действию, когда актёр цепляет за кулису, отвлекая внимание от основного действия или, чего ещё хуже, кто-то из партнёров выглядывает в зал!
Меня оглушило музыкальное и шумовое сопровождение, нередко отвлекающие от мысли и разбивающие восприятие. Хотя в паре моментов оно было в тему, удачно.
И я почти не увидел глаз – самого главного, то, что в первую очередь и передаёт идею, мысль, чувство и состояние актёра. Потому что они не только отворачивались от зала, разрывая и без того жалкую ниточку возникающих связей, не только перекрывали в движении друг друга, не только «закрывались» жестами и реквизитом, но и (видимо – по замыслу «режиссёра») – закрывали лицо руками! Ах, сколько чувства, сколько страдания! Не верю.
Несколько мизансцен были типично киношными – либо затянутыми, с излишней музыкальной нагрузкой, либо «пустыми», без актёров, которые судорожно переодевались где-то за сценой, торопясь «выбежать и изобразить», либо с параллельным действием – когда под музыку актёры в разных углах изображали какую-то «собственную» жизнь, разбивая восприятие зрителя, у которого, как известно, пара глаз, но сознание - одно.
Это можно в кино, где меняется кадр, где с лёгкостью можно показать как ближний, так и любой другой планы – хоть панораму! Но театр – совершенно другое.
И теперь кратко по сюжету.
Я ни за что не поверю, что молодые люди (две девушки и юноша), живущие под одной крышей, не подвержены таким естественным проявлениям человеческой сущности, как влечение. То есть соблазна, по жизненной логике, в такой ситуации не избежать. Нет, «третий лишний» – одна из девушек выбрасывается из окна, потому что якобы подружка-наркоманка, «ломаясь», украла у неё деньги, отложенные на лечение младшего брата. То есть самоубийца, весь спектакль нам доказывая свою безраздельную любовь к родственнику, твёрдое намерение его вылечить, несмотря ни на какие трудности, утверждая единственный смысл своей жизни в его выздоровлении, предаёт его же, покидая в самый ответственный момент. Не верю.
Не верю в отношения главных героев, которые клянутся в любви друг к другу. Несмотря на псевдоэротическую сцену, молодой человек холоден, как рыба.
А вот в ломку наркоманки я верю. Это единственный момент, где я вижу глаза актрисы и верю огню, пожирающему её. Я не верю ей, когда она узнаёт о разводе родителей – с чего бы ей так психовать, если она и так живёт отдельно от них своей собственной жизнью и никак уже от них не зависит. Но так захотела «режиссёр»…
Сцена с демонами в балахонах удачна, но затянута.
Есть момент в котором просветительская, воспитательская цель спектакля переворачивается с ног на голову. А именно – юноша приглашает, пусть и неумело, девочку на дискотеку. А та его посылает в весьма жёсткой форме. То есть – такая грубость, при чём на пустом, в общем-то, месте – норма?
И вообще – спектакль несёт в себе колоссальный, мощнейший заряд негатива. Весёлый ветер, нечего сказать.
Выйдя из зала я понял: прежде всего, самая классная работа в мире – быть драгдилером, хоть убейте, теперь меня не переубедите, что это не так!
Акцент спектакля на неожиданном, неподготовленном для зрителя самоубийстве, просто неверен по своей сущности. На мой взгляд главный момент – когда наркоманка покупает дурь у драгдилера. В спектакле они в этот момент просто бегают на заднем плане сцены туда-сюда, закрывшись волосами и капюшоном. С паузами, когда девушка едва успевает переодевать за кулисами курточки.
Чисто киношный кадр. Даже близко к музыкальному клипу.
А надо было вывести их прямо к рампе, чтобы зритель видел в этот момент глаза продавца и наркоманки. Он приходит за деньгами – фальшивым символом успеха, а она – за иллюзией счастья, власти и свободы. Их объединяет полное отсутствие совести, того, чего лишают человека наркотики.
Вывести их как можно ближе к зрителям, чтобы мы слышали их дыхание. А не озвучку.
Если бы героиня на героине пырнула бы, в конце концов, кухонным ножом драгдилера в живот, сгорая от ломки, спектакль был бы логически завершён и оправдан.
Даже при таких неумелых актёрско-режиссёрских работах.


Эрнест Катаев - eryk@inbox.ru


Рецензии
Эрнест, спасибо за работу, разбор полётов, наверно, правильный.Наверно, потому что я спектакля не видел.Скажу свою боль и это объективно.Я писал сценарии, но проблема в режиссёрском ходе.Постановки были как непрофессиональные, так и более менее профессиональные.Хоть режиссёры и говорят, что в спектакле главное три вещи:сценарий, сценарий и сценарий, так чего его ломать или коверкать.А если и так, то это должен делать сценарист.Чужую руку видно сразу.Режиссёр думает, что он делает работу современной и вносит сиюминутные нотки и этим привлечёт зрителей,а на самом-то деле...Меня за всё время, только один раз просили приехать на читки и первый прогон, чтобы сделать поправки.Чехова всегда приглашали и он крепко выражался, когда режиссёры ломали его пьесы.В наше время всё не так или было всё не так.Заплатили за сценарий деньги и свободен.Режиссёр уже считает, что он волен делать, что угодно.В правовом отношение может и так?! А в художественном?У меня актёр был, а может и есть, профессионал, так он мне рассказывал, что при читках, классиков искажают на 50-60% и это считается нормой.Вот так.Успехов.С уважением! Анатолий Юнна

Анатолий Юнна   12.03.2017 08:15     Заявить о нарушении
А это вообще сейчас обычное дело, Анатолий. Реально чем круче раскрученный режиссёр, тем его небожительство очевиднее. куда уж нам, простым смертным, за полётом мысли владетелей душ зрительских. Здесь лишь смирение может помочь, не будешь же их отстреливать. И писать дальше, как можешь и видишь.

Эрнест Катаев   12.03.2017 09:14   Заявить о нарушении
Согласен на все сто.С уважением!А.Юнна

Анатолий Юнна   12.03.2017 10:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.