Нравственная позиция автора и его героев в русской

Нравственная позиция автора и его героев в русской классической литературе (на примере произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова)

Нравственная позиция предполагает определенное зрелое отношение к чему-либо, совокупность знаний, чувств, поведения. Говоря о нравственной позиции, важно понять, что для каждого человека существует определенный нравственный идеал. К идеалу этому стремится автор в своих творениях, идеал этот ищет читатель. Случается и так, что нравственный идеал читателя совпадает с нравственным идеалом писателя, а, следовательно, нравственная позиция, нравственное отношение к поступкам, поведению у писателя и читателя, похоже. Случается это по разным причинам, прежде всего потому что, многие нравственные представления о любви, верности, долге, чести  могут совпадать с теми морально-этическими нормами, в культуре которых рос и писатель, и читатель. Интересно и то, что писательский труд воспитывает и самого автора. Многие идеи меняются под пером писателя и поэта, поскольку проходят путь от нравственного сознания до нравственного чувства.
Затрагивая проблему нравственной позиции автора и его героев, попробуем разобраться в том, одно ли и то же авторская позиция, и нравственная позиция автора. Авторская позиция складывается из мировоззрения автора, его опыта жизни, образованности, гражданственности, тех нравственных норм, которых он придерживается. Переживая определенные жизненные фазы любви, разочарования, ненависти, горя, радости, примирения, счастья, автор раскрывается как художник и философ. Но, только пережив все это, он бывает по-настоящему мудр в литературном творчестве. Писатель может быть художественно одарен словом, однако, талант этот можно безвозвратно потерять без определенного отношения к тому, что пишешь и зачем это делаешь. Автора можно подготовить, научить его писать, сделать мастером, ремесленником своего дела, но без авторской позиции к своему труду, никогда автор не состоится ни как писатель, ни как личность. Итак, без авторской позиции, произведение обречено на небытие. И все же, только нравственная позиция автора по отношению к себе, человеку, миру, и, наконец, к своим героям дарует художественному произведению душу.
Автор может не любить своих героев, а может быть равнодушен к ним, и тогда его авторская позиция неустойчива ко всему тому, что он делает. Не до конца понимая, что же происходит со своими мыслями и чувствами, автор ведет героев по каким-то лабиринтам несуществующих принципов, ложных исканий, произведение его может создавать впечатление недоконченности, недосказанности, а сама авторская позиция при этом обнаруживает незрелость.
Но не, то нравственная позиция автора! Автор может прекрасно понимать, что он говорит, и к чему ведет своих героев, а вместе с ними и читателя. Его авторская позиция в каждом абзаце, предложении, слове, точке, запятой. И вот здесь мы сталкиваемся с проблемой нравственности, нрава, безнравственности, поскольку при зрелой авторской позиции автор может быть безнравственен. В современной действительности приходится сталкиваться с тем, что люди выбирают для чтения книги, которые не соответствуют оценке выше среднего бала. Многие могут возразить: «Раз читают, значит, книга хороша». Трудно согласиться с этим. Именно к тому, что плохо, можно даже не приучать, тогда как книга, которая действительно имеет глубинный смысл и высоту слова требует кропотливой сложной работы ума, души, сердца. Цинизм, жестокость поступков героев, их страдания в современном литературном творчестве ничто по сравнению с тем, что происходит с душами тех, кто читает это, в ком понятия добра и зла смешались и размылись.
Безнравственность автора, и умение облечь явное зло в дорогую блестящую обертку, это уже небезобидная игра слов. Все это открытый вызов добру, общечеловеческим ценностям верности, дружбы, долга, чести, любви, заботы.
Но не, то же самое русская литература, которая складывалась на протяжении нескольких столетий. Нравственные идеалы российского народа всегда находили воплощение в его литературе: былинные герои – богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович (как образцы беззаветного служения Родине русского воина, его честь, достоинство, воля); «евангельские мотивы в творчестве Ф.М. Достоевского (темы покаяния, возрождения, сострадания, любви, поднятые в его романах). Идеалы эти всегда противостояли жестокости и агрессии, поскольку ценностные основания их строились на смирении, милосердии, всеобъемлющей любви, святости, сострадании, совестливости. Как отмечает заведующая кабинетом русского языка и литературы  ОМЦ ЮАО г. Москвы Л.А. Черниченко наша литература «говорит: «Не убий». А слишком много в нашей жизни (и в современной литературе тоже) как раз наставляет: «Убий». Она учит:  «Не укради». А слишком многое в нашей жизни (и современной литературе тоже) учит: «Уворуй». Она запрещает: «Не прелюбодействуй», а слишком много в нашей жизни (и современной литературе тоже) славит Содом».
Пройдя путь от древнерусской литературы до классики XIX века, лучшие представители ее шли по евангельским мотивам жертвенности и сострадания. Значительное место в русской классике занимает понятие «народ», литература о человеке и человечности обращена к людям чувствующим, мыслящим, милующим.
 XIX век стал расцветом русской литературы, и связан прежде всего с именем А.С. Пушкина, поскольку именно его можно по праву считать основателем нашей национальной литературы. Пушкин испытал свои силы во всех лирических жанрах, и  первый из всех авторов написал роман в стихах, назвав его «Евгений Онегин».
В романе «Евгений Онегин» отражается судьба автора, его развитие. За каждым героем мы ощущаем присутствие автора: «О чем бы ни рассказывал  нам поэт, - писал К.В. Мочульский, - о светской ли жизни своего разочарованного героя, о печальной ли судьбе «милой Тани», любившей Онегина, отвергнутой им и соединившей свою жизнь с нелюбимым мужем, о восторженном ли поэте Ленском с кудрями черными до плеч, о белокурой ли его невесте Ольге, вскоре утешившейся после смерти жениха, о старушке ли няне, в платке и длинной телогрейке, - всегда мы слышим его личный голос, биение его сердца».  Именно в этом романе нам открывается душа Пушкина, его авторская и нравственная позиция, как человека нежного, чуткого. Пушкин говорит о своих чувствах, однако нельзя отожествлять Евгения Онегина с Пушкиным, у Онегина своя судьба, хотя часто и поэт и герой мечтают вместе. Светский сноб – Онегин может чувствовать, страдать, но сам отвергает любовь нежной, милой Татьяны. Татьяна – одна из любимых героинь Пушкина. Он с умилением смотрит на нее, носит в себе «чистейшей прелести чистейший образец», в Татьяне Пушкин видит тот идеал, о котором так тоскует сердце. И все же для Онегина Татьяна безвозвратно потеряна. Нет, она не мстит, не играет с ним. Она пряма, искренна: «Я Вас люблю, к чему лукавить?» - признается Татьяна Онегину, и продолжает: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Это ее нравственная позиция, для нее есть что-то большее, чем ежеминутная страсть, это долг и честь. В этом нравственная красота Татьяны, женщины достойной уважения и любви, героине, которая вышла из-под пера Пушкина и зажила своей самостоятельной жизнью.
В основе пушкинской прозы простая разговорная речь. В большой исторической повести «Капитанская дочка» Пушкин создает традицию семейного русского романа на фоне исторической картины. Автор ставит своего главного героя Гринева в ситуацию выбора между долгом и чувством. Гринев отвергает предложение Пугачева служить ему верой и правдой, так как офицер присягает единожды, и он присягал государыне. Пушкину близок Гринев. И здесь Пушкин не оставляет своих героев, а развязка его счастлива, так как, в конце соединяются два любящих нежных сердца Гринева и Маши. Вообще многие произведения Пушкина проникнуты светом, безмятежностью, благородной грустью, и это во многом определяет мировоззрение поэта и писателя Пушкина.
Православная вера, ставшая частью сознания русских людей нашла отражения и в русской литературе. Например, тема свободы у Пушкина трактуется с точки зрения христианского мировосприятия, у зрелого Пушкина и тема любви звучит по-христиански. Христианские мотивы звучат и в произведениях Н.В. Гоголя.
Религиозность к Гоголю пришла через страх. Впечатлительный и неуравновешенный, он с раннего детства боялся смерти и возмездия за гробом. Первый успех, который принесли ему «Вечера на хуторе близ Диканьки» окрылил его. А далее его «Арабески», «Миргород» и др. Остановимся на «Мертвых душах». Поэма интересна тем, что в ней поднимается проблема живых и мертвых душ. Само название отражает авторский замысел поэмы. Мир «мертвых душ» страшен и уродлив. Автор ироничен к помещикам и чиновникам. Однако среди этих «мертвых душ» находятся души, которые еще не мертвы. Среди статичных героев поэмы можно выделить Плюшкина в его динамизме. Душа Плюшкина загрубела, но он еще жив! Душой обладает и Чичиков. По замыслу Гоголя Чичиков должен был переродиться во втором томе поэмы, ему Гоголь доверяет рассказать о мертвых крестьянах. Идеальный мир по Гоголю строится в соответствии с истинными ценностями культуры и веры.  Автор поэмы верит и возрождение России, и в возрождение русского народа.
Вообще судьба России волнует многих русских писателей. Судьба ее неотделима от народа. Но самая главная заслуга нашей литературы в том, что она оказывала и продолжает оказывать влияние на умы разных поколений и разных национальностей, сохраняя свою самобытность, национальные особенности героев,  исторические события минувших лет, литература эта наднациональная как вера и культура, как истина и красота. Герои русской литературы почти всегда находятся в духовном поиске, всматриваются в звездное небо, падают, ошибаясь и заблуждаясь, но оставляя в душе читателя сочувствие и сострадание. Образы эти настолько разные и противоречивые, от романтично-настроенных, до крепко стоящих на земле, они умеют любить, огорчаться, радоваться. Так, если взять чеховского героя, то мы поймем, что он спотыкается, но  спотыкается «потому что смотрит на звезды» (В. Набоков).  Более того, описывая чью-то жизнь, пусть незаурядную, а возможно духовно деградирующую, писатели обращаются через свое произведение к нам, они как будто хотят нам сказать: «Ты не будь таким!». Так в «Ионыче» А.П. Чехова, автор изображает своего героя доктора Старцева, как человека, имеющего свои идеалы. И здесь Чехов умело показывает влияние среды на человека. Старцев, попав, под влияние среды уездного города меняется. Нравственная позиция Чехова однозначна. По мысли писателя, вина его героя в том, что он ничего не пытается изменить. И как это важно попытаться что-то изменить! Да, невозможно изменить весь мир, но нельзя раствориться в среде, окружающую среду нужно преобразовывать, и это уже во многом зависит от нас, нельзя предавать идеалы!
Нравственная позиция автора не всегда совпадает с нравственной позицией его героя, а порой вступает в прямое противоречие с ней. Как видим на примере произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова герои нашей литературы могут и ошибаться, и совершать безнравственные поступки, но если герои эти по художественному замыслу авторов, все же не раскаиваются в своих ошибках, то сами авторы делают это за них. И мы читатели, принимая героя, любя его, принимаем те образцы, идеалы, на которые вероятно хотели бы быть похожи, любо отвергаем героев, только потому, что авторы сумели показать все безобразие, безнравственность их поступков. Читая русскую классическую литературу, мы вступаем в диалог с писателем и совестью.  Не оставляя к себе равнодушных,  русская литература  продолжает питать нас духовно на протяжении всей жизни.

Используемая литература
1. А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 10 томах. Л., 1978.
2. Б. Зайцев. Жуковский. Жизнь Тургенева. Чехов. М., 1994.
3. К.В. Мочульский. Великие русские писатели XIX века. СПБ, 2000.
4. От Пушкина до Замятина (опыт преподавания литературы в современной школе). М., 2009.


Рецензии