Высший пилотаж

Человек обладает вредной привычкой и хочет избавиться от нее. Каким образом он пытается решить проблему? Обычно, это полное отрицание самой вредной привычки и всего, что с ней связано даже косвенным образом. Например, человек курит и хочет бросить курить. Он пытается вытравить из памяти все привычки, жесты, ощущения, связанные с курением. Если этого не сделать, то даже незначительная активизация привычных связей, будет вновь и вновь возрождать привычку. На подавлении эмоционального опыта основано кодирование. «С корнем вырвать эту заразу…. Сигарета, это гадость, это онкология, это болезни…. Забудь про нее раз и навсегда»…. Логика обладает тем недостатком, что у нее односторонний подход к решению любой проблемы. Логика может быть лишь дополнением к разуму, но ни в коем случае не главной его составляющей. В чистом виде логика – враг разумы, так делает его консервативным, не гибким. Последовательность логического построения сильно проигрывает целостному охвату, как по скорости переработки информации, так и качественному ее осмыслению. А как же тогда быть? Курение вредит здоровью, это неоспоримый факт. И если не избавиться от связей, принуждающих все время повторять одну и ту же ошибку, то от вредной привычки не избавиться, это тоже факт. Значит, надо направить все силы на уничтожение вредной привычки, путем ее отрицания…. Как видим, доводы логики подкреплены «железными аргументами», которым нечего противопоставить. Теперь подойдем к решению проблемы с позиций видения – двустороннего мировосприятия. Всмотримся в проблему, не протаскивая мысли через крайность отрицания, или утверждения. Чувства, память нельзя уничтожать, их надо осмысливать. Осмыслил я, что курить вредно, дальше что? Если я начну вспоминать приятные ощущения от курения, то меня снова потянет к сигарете. Но ведь ты в данном случае не вишь, а представляешь, то есть, односторонне рассматриваешь ситуацию. А ее иначе и рассматривать нельзя. «Курение вредно»? «Вредно». «Ты хочешь бросить курить»? «Хочу». «Так для этого тебе надо отказаться от сигареты «раз и навсегда». Стоп. А почему именно в приказном порядке? Ты не отрицай в приказном порядке то, что тебя раздражает, а устойчиво видь. Именно в момент раздражения, прерывания мыслей. Ты должен руководить чувствами там, где в этом есть необходимость, а не они тобой. Ты главный. Попробую. Вспоминаю приятные ощущения от курения, но они меня не заводят. Теперь вспоминаю неприятные ощущения, и снова нет эмоциональной реакции, хотя помню все до мельчайших подробностей. Было и то, и другое, ну и что? Память должна хранить и воспроизводить все, но она должна быть под полным контролем разума. Когда чувства не подавлены, не возникает провалов в памяти, и мысль очень мобильна. Кроме того, поддерживается равновесие, гармония, и все желания у меня под контролем. Я их не подавляю, а контролирую для моей же пользы. Я трезво оцениваю последствия от своей несдержанности, и поэтому сам себе не позволю наносить своему здоровью вред. Мало ли, что от сигареты я могу получить кайф, но за него я заплачу слишком высокою цену. Намного больше удовольствия я получу, вдыхая свежий воздух, и при этом, без всяких побочных явлений. От того, что я сохраняю негативную память, меня это не травмирует, поскольку я не иду на поводу у раздражения. А сохранение в сознании такой памяти убережет меня от повторных ошибок. И я не упиваюсь прежними приятными ощущениями, иначе попаду к ним в рабскую зависимость. Не окажется ли, что я, таким образом, потеряю способность воспринимать мир чувствами? Наоборот, чувства тем более раскрепощены, чем более они защищены. Держа чувства под контролем, я чувствую мир, пронизываю его чувствами. В то же время, они находятся в состоянии покоя. Целостность восприятия позволяет ничего не уничтожать, а все осмысливать, сохраняя тем самым свою целостность. Описанный механизм применим к любым вредным привычкам. Выработка устойчивого внимания есть высший пилотаж в отношении нормализации психики. Надо не уничтожать, а осмысливать то, что раздражает, тогда не будет негатива, а будут трудности, с которыми надо справляться.


Рецензии