Салям алейкум, палестинцы!

Согласно официальному сообщению, в Ташкент явился министр иностранных дел Государства Палестины Риад аль-Малки. Он пробыл тут 27-28 октября и посетил разные учреждения, в том числе музей темуридов, поклонился символам Сохибкирана, да-да, того самого человека, которые несколько сотен лет назад вырезал арабов в Сирии, персов в Иране, а также индусов, китайцев, афганцев и многих других. Впрочем, это не смущало палестинского министра, поскольку у него была иная цель – наладить связи с Узбекистаном (читай-ка на http://uza.uz/ru/politics/8246).

Риад аль-Малки принял участие в открытии нового посольства, поскольку старое здание располагалось на территории одного из махаллей и по внешнему виду не очень-то и напоминало дипломатическое учреждение. Новое, наверное, отстроено как надо. Вообще-то у меня несколько размытое чувство по отношению к Палестине. Нет, ничего против не имею, и за Израиль, являющийся фактически ее противником, не стою горой. Просто вспоминаю, что в 1988-1989 годах у меня на планово-экономическом факультете «нархоза» учился один палестинец (по-моему, его звали Дафер Мустафа), бездельник и лоботряс, а также хамло в квадрате, если не в кубе. Вместо того, чтобы учить статистику, он твердил, что я, как преподаватель, должен решать его бытовые и семейные проблемы, словно не было деканата и прочих структур. Через несколько лет, когда я уже работал в МИДе, повстречал этого горе-студента, который, к моему изумлению, работал третьим секретарем посольства Палестины в Узбекистане. Тогда я подумал, что если в таком ведомстве работают недоучки, то какие же отношения можно строить?

Видимо, строили, раз уж прибыл министр. О чем же разговаривал Риад аль-Малки с узбекскими коллегами и чиновниками? Заглянул на сайт «Регнум» и прочитал: «Во время переговоров стороны обменялись мнениями о состоянии и перспективах развития узбекско-палестинских отношений, а также по международным вопросам, представляющим взаимный интерес... в ходе встречи отмечалось, что отношения между двумя странами развиваются на основе принципов взаимного уважения, доверия и заинтересованности». (http://regnum.ru/news/fd-abroad/uzbek/1219484.html).

Взаимный интерес в международных вопросах – вот это что-то новое... Какой интерес может быть у Владимира Норова к Риаду аль-Малки? Интересно ли палестинцу наши тревоги за строящиеся в Таджикистане гидроэлектростанции или ему по-барабану (что, скорее всего, так и есть!)? Какие принципы взаимного уважения, доверия и заинтересованности могут складываться у этих стран? Да, есть общее – коррупция, недовольство населения текущим состоянием, спад экономики, репрессии... Но на этих принципах далеко не уедешь и дружбу не построишь.

Не скрою, хотелось бы мне знать о состоянии узбекско-палестинских отношений, поскольку нельзя скидывать с весов израильский фактор. А этот фактор является очень весомым, и вряд ли Тель-Авив обрадовался интенсивной дипломатии палестинской администрации. С другой стороны, израилетяне прекрасно осведомлены о реальном положении дел и знают, каково негативное отношение Ташкента вообще к арабским странам, в частности, к тем, откуда исходит угроза фундаментализма.
Нет, вы не совсем поняли меня.... Ислам Каримов любит арабские инвестиции и деньги, встречает шейхов и сам ездит на Ближний Восток, поскольку в Европу и в США его не зовут. Арабы – это временные друзья, которые могут обещать (и обещают – в этом им не отказать) большие капиталы. А большего Исламу Абдуганиевичу и не надобно, например, идеи революций, религиозные теории, концепции панисламизма, антисемитизма – этого он не приемлет. Не перетянуть им Ташкент на интифаду против Израиля. У того государства – деньги, мировое влияние, сила. В маленькой территории заключено то, чего нет у всего арабского мира – так что коней на переправе не меняют...

Так чего же хотел палестинский министр? Читаем: «Исходя из этого, стороны обратили внимание на необходимость дальнейшей активизации двустороннего торгово-экономического сотрудничества, а также расширения связей в сфере сельского хозяйства, образования и здравоохранения, а также в области туризма. В ходе переговоров также были обсуждены вопросы установления мира и стабильности на Ближнем Востоке и Афганистане, борьбы с терроризмом, экстремизмом и наркотрафиком».
Ха, какие торгово-экономические отношения могут быть Узбекистана с Палестиной? Что импортирует оттуда наша республика и чего нужно палестинцам от нас – хлопок, арбузы и машины «Нексия»? Или газовую трубу туда тянут? Высокие технологии нужны, например, как солнечный коллайдер или изготавливать туфли по новым методикам – о чем хвалится наша отечественная пресса?.. Любую торговлю Палестины контролирует Израиль, и мимо его бдительного ока ничего не провезешь. Если министр надеялся получить остатки вооружения советской армии, то ему ничего не светит здесь – все давно разворовано, не действует, да и не продаст Ташкент даже рванные сапоги и дырявые фуражки, учитывая озабоченность израильских «братьев».

Ах, да, вопросы сельского хозяйства, образование, туризм... Какой туризм – это узбекистанцы что ли имеют желание покататься в полуразрушенную, нищую, коррумпированную страну, и чтобы потом попасть в картотеку Моссад как подозрительные личности? Или палестинцам будет интересно тратить денежки в нашей стране? Неужели доходы у них такие высокие, чтобы позволить себе поездку в центрально-азиатские края? Не стоит забывать, что у СНБ особое мнение к Палестине, и вряд ли тамошние туристы получат быстро въездную визу. Да и узбекские турфирмы, которые начнут какие-либо контакты, тот час окажутся под горячим «утюгом» чекистов.
Сельское хозяйство – ох, не смешите мои тапочки... Учить что ли станем палестинцев, как гонять учителей, инженеров и школьников на хлопковые плантации? Тыквы и дыни начнем им поставлять? Научим их сушить яблоки и груши? Есть ли сейчас какие-то торговые отношения в этой сфере – где информация? Нет ее, поскольку и хвастаться нечем...

Образование, здравоохранение... Даже слов нет, чем можно тут сотрудничать. Наши коррумпированные насквозь вузы могут научить чему-то иностранцев, да и нужно ли им наше образование? Все арабы мечтают получить европейские дипломы, в частности, французские... Или, может, узбекские врачи станут лечить палестинцев? Или они научат наших хирургов, как вырезать аппендицит, делать проктологию?
Еще была на встрече министров тема терроризма... Мда, ХАМАС, признанная в мире как террористическая организация, ныне стоит у власти, а В.Норов (кстати, бывший милиционер) беседует с его представителем о борьбе с терроризмом – вот уж умора, вот уж комедия – типа, харакири себе делать... ХАМАС не брезгует ни чем: ни наркотрафиком, ни торговлей оружием, так как это хорошие с точки зрения финансов обороты, но вряд ли это интересно узбекской стороне, которая, конечно, тоже занимается подобными операциями, но делает это тихо, аккуратно, без лишнего внимания.

Вообще-то Риад аль-Малки мог подколоть узбекского министра, типа, а что там натворили израильские охранники в Ташкенте? Говорят в мае 2005 года подстрелили они безвинного гражданина Узбекистана – и чем все закончилось? Ай-ай-ай, как нехорошо... Наказали виновных, отстояли правду... или вам наплевать на то, что сотворили с вашим соотечественником? Тогда чем израильские стрелки лучше палестинских «шахидов»? Эти стреляют, те взрывают, итог один – смерть невинных...

Но, видимо, сдержался глава внешнеполитического ведомства Палестины, решил, что такие вопросы не к месту. Потому что в принципе мы похожи: и вы убиваете и сажаете в тюрьма недовольных, и мы этим занимаемся, так что мы по духу – террористы. И Израиль недалеко ушел от нас...


Рецензии