Любил ли Мастер свою Маргариту?
Суббота, 7 июля 2007 года
Сейчас, когда ты вдали от меня, мне хочется взорваться, чтобы к моменту твоего появления успеть собраться заново. Так безопаснее. За «бортом» моей «подводной лодки» уже не столько жарко, сколько душно. Я проснулась от раскатов грома, пушечными залпами приветствующего начало нового дня. Город отмыт июльским ливнем, наполнившим тротуары мутными лужами-озерками. Благодарные деревья, напоённые влагой изнутри, тянутся свежей зеленью листвы навстречу рассеявшим остатки туч лучам солнца. Я высунулась из окна и втянула носом воздух. Запах пряный, с острой озоновой ноткой, но уже сгущённый водными испарениями. Так пахнут твои волосы, намокшие под дождём…
Я помню все твои запахи. Детский запах спящего тела, чуть сладковатый, мирный и безмятежный. Липкий запах испарины в моменты волнения и смятения чувств. Едва уловимый аромат вздрагивающей от прикосновения кожи… Терпкий запах желания… запах женщины… И мои искусанные от нетерпения губы, мой обделённый, обездоленный язык, так мало пробовавший тебя на вкус. Я знаю обжигающий вкус соли на взмокшем от пота горячем лбу, солоноватых слёз с персиковых щёк… цветочно-лепестковый привкус тонкой кожи ушей… молочный - смуглых плеч… Даже вкус твоих многочисленных маек, рубашек, сквозь тонкие ткани которых я пыталась приникнуть губами к твоему телу. Вот и всё. Но это ведь поправимо, правда? Пусть для этого придётся выпить море твоих слёз, пропитаться ручьями пота, сотни раз ожечься о чёрный лёд колючих глаз, вновь и вновь гладить ладонью бёдра, одетые в джинсовую броню даже ночью… Падать духом, чтобы после воспрянуть. Отчаиваться и воодушевляться. Терять и обретать надежду. Чтобы однажды обретя тебя, суметь сохранить.
Алиса… Как много в моих строках тебя…
Любил ли Мастер свою Маргариту? Ведь он писал о Понтии Пилате, не о ней. Правда, он сжёг свою рукопись, когда её отказались публиковать все московские издательства. А Воланд пощадил уязвлённое самолюбие Мастера, вернув из небытия его труд, изрекая монументальную в своей утешительности для всех литераторов фразу: «Рукописи не горят». Или он пощадил Маргариту? Ведь иначе ей пришлось бы вечность утешать своего непризнанного гения. А вот Марго… Пожалуй, она его любила. В каморку-underground к нему ходила. Шапочку ему вышила… Заботливая. И не посмотрела на то, что он – псих. Стала ведьмой и выбила у Сатаны для своего возлюбленного покой. Любила, точно. Лис, ты как-то сказала: «Когда человек любит другого человека, то, прежде всего хочет для него покоя». Помню, я возразила тебе: «Да. Но бывают моменты, когда любимого нельзя оставлять в покое. Потому что он находится не в той «точке», в которой для него хорошо оставаться надолго».
Знаю, я нахожусь почти в той, нужной для меня «точке», которой следует остановиться. Мой поиск окончен. Выбор совершён. Но мне неспокойно. Ты знаешь об этом. Поэтому ты успокаивала меня прежде, чем уехать из города в эти выходные. Дала задания на эти резиновые два дня: написать статью, прочесть кое-что из Дягилевой, скачать литературу по режиссуре и сценарному мастерству, необходимую тебе для подготовки к поступлению в ОмГУ на факультет культуры и искусства. Лисёнок, я всё сделала. Статейка, правда, с претензией на минимализм, но суть я в ней раскрыла:
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА И ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ
«Ты слишком серьёзно к себе относишься, - медленно проговорил дон Хуан. – и воспринимаешь себя как чертовски важную персону. Это нужно изменить! Ведь ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу. Настолько важен, что можешь позволить себе развернуться и уйти, когда ситуация складывается не так, как тебе этого хочется. Возможно, ты полагаешь, что тем самым демонстрируешь силу своего характера. Но это же чушь! Ты – слабый, чванливый и самовлюблённый тип!»
Карлос Кастанеда. Путешествие в Икстлан.
Большинство наших небезупречных поступков продиктованы чувством собственной важности. Это чувство базируется на априорной предпосылке о том, что наша личность с её интересами и мировоззрением стоИт выше других личностей. В то время, как во вселенной нет ничего более или менее важного, и всё, что обладает осознанием, абсолютно равноценно. Обращаясь с миром с позиции собственного «превосходства», тем самым мы вредим самим себе, так как придавая первостепенную значительность своей персоне, не можем объективно, по-настоящему ощущать окружающий мир, воспринимая его сквозь призму своего непомерно раздутого, выпученного «Я». К тому же, необходимость защищать свою важность заставляет нас тратить всю свою свободную энергию на этот колоссальный по энергетическим затратам процесс. Каждый раз, когда мир не прогибается под нас, мы эмоционально реагируем не его «неподчинение» обидой, гневом, раздражением, упрёками, ненавистью, порой приводящей к мести, и предпринимаем в связи с этими эмоциями жизнеразрушающие действия, уводящие нас далеко в сторону от раскрытия своего замысла, потенциала, жизненного предназначения.
Как результат, мы представляем собой эгоистическое сознание, деформированное гордыней и высокомерием, для которого всё существующее в мире замыкается на себе.
Чувство собственного достоинства появляется лишь тогда, когда мы с одинаковым уважением относимся ко всем явлениям в мире, осознавая их равноценную значимость. Эго такого человека усмирено, потому что ему нечего больше отстаивать и защищать, и его незамутнённое эмоциями сознание способно на максимально близкое к подлинному восприятие мира. Энергия, освободившаяся в результате отказа от чувства собственной важности, теперь используется в созидательных, поддерживающих жизнь поступках, приближая к исполнению человеком своего предназначения. Человек, живущий таким способом, становится безупречным в собственных глазах, бережно и уважительно относясь к миру, он обретает настоящее смирение. Ощущая себя таким образом, человек обретает и собственное достоинство.
Остановимся подробнее на том, какие последствия влекут за собой действия, совершаемые человеком, исходящим из чувства собственной важности.
Для того, чтобы поддерживать в себе это чувство, человек нуждается в одобрении и признании своего превосходства в глазах окружающих. В тех случаях, когда он этого не получает (а не будем забывать, что подавляющее число этих самых «окружающих» обладают не меньшим чувством собственной важности и потому ревниво и завистливо относятся к чужим успехам), под удар попадает его представление о себе, падает самооценка, ведь она не основана на чувстве собственного достоинства, которому не нужны подтверждения своей безупречности в глазах других. Человек с уязвлённым самолюбием, не способный смириться с поражением и признать, что является таким же глупцом, как и окружающие, потерпев фиаско, впадает в депрессию, меланхолию, конфликт с не признавшим его миром и самим собой. Находиться в состоянии дисгармонии ему невыносимо и, чтобы реабилитироваться и вновь повысить зыбкую, зависимую самооценку, ему необходимо переложить ответственность за свою неудачу на обстоятельства или людей, взяв на себя роль жертвы. А затем, возможно, в свою очередь ударить по чувству собственной важности тех людей, которых он «назначил» виновниками своего поражения, чтобы хотя бы восстановить статус-кво, «принизив» их до своего уровня.
Многие действия человека изначально обречены на неудачу, многие планы остаются не исполненными только из-за чувства собственной важности, которое толкает на сомнения по поводу успешности своих начинаний из страха потерпеть очередное фиаско. «Как так, Я, такой умный и замечательный, не смог сделать то-то и то-то ?! И что теперь станут думать обо мне остальные?!»
Отсюда вытекает ещё один аспект – человеку приходится постоянно поддерживать своими действиями тот образ, который он создал для себя и для окружающих, благодаря которому он может чувствовать себя важным и значительным. Если для решения поставленной перед ним задачи ему необходимо отклониться от этого образа, чувство собственной важности не позволит ему этого сделать. Поэтому набор «инструментов» для достижения своих целей у такого человека ограничен.
Человеку безупречному, осознающему собственное достоинство, нет необходимости сверяться в своих действиях с оценками окружающих людей, снимать с себя ответственность за поступки, он свободен от общественного мнения, поскольку не нуждается в его одобрении для укрепления своей самооценки. Он никогда не станет играть роль жертвы, а тем более, жертвовать собой ради благополучия другого человека, потому что это высокомерно – ставить значимость интересов другого выше собственных, как и ровно наоборот. У него нет необходимости кому-либо мстить, ведь он принял на себя полную ответственность за свою жизнь. Если он в чём-то не добился успеха, то спокойно проанализирует причины своего поражения, сделает выводы, обогатив ими своё знание о мире.
Когда человек, обладающий достоинством, ставит перед собой цель и рассматривает способы её достижения, при выборе безупречного способа он не заботится о том, как это «будет выглядеть со стороны», впишутся ли его действия в образ, имеющийся у окружающих его людей, так как он и не стремился создавать для них определённый образ себя. Поэтому он свободен и не ограничен в выборе своих действий и имеет все шансы на успех.
Свидетельство о публикации №209102800364