Романтика. Ч 3. Дорога. Гл 16. Шантрапаниада
Полина Илларионовна уехала через два дня. Она бы погостила дольше, будь ее зять забулдыгой, грубияном, хамом, или куражился бы над ее дочерью. Увы! Их взаимная нежная привязанность удручала, а инквизиторская вежливость и внимание к персоне самой Полины Илларионовны приводили в коматозное состояние. Есть ли более невыносимая разновидность зятя, чем зять, которого абсолютно не за что шпынять?!
Проводили Полину Илларионовну утром, Нина поплакала, пошмыгала, но на обратном пути утерла глаза и нос и деловито объявила:
– В цирк. Репетировать.
Но в цирке, к удивлению и ужасу Олега, Нина вооружилась ведром с водой и тряпкой и принялась деятельно протирать разноцветные скамьи амфитеатра.
– Олешка, – виновато смеялась Нина, – я работать устроилась!.. У нас совсем денег мало и мне совестно: ты работаешь, а я...
– Знаешь что?!
– Да знаю, знаю... Я с Иваном Ивановичем посоветовалась, он говорит это мало времени займет. Я сама на сережки заработаю.
– Сережки, сережки... Будут тебе сережки! Пятьдесят рублей осталось за концертино! Зачем я его купил...
– Вот еще. Ты уже так хорошо играешь. Мне нравится. Олешка, ты меня потом научишь. Я обязательно научусь на концертино.
Олег махнул рукой. Его это неприятно задевало, но вскоре он убедился, что на стороне Нины решительно все.
– Знаешь, кому стыдно черной работы? – наступала Нина. – Кто больше ничего не умеет! А только пол подметать! Потому что они лодыри или бездари и ничему больше не могли научиться и им стыдно. А кто по необходимости – тем не стыдно. Вот.
Олегу оставалось лишь склонить голову перед разумницей женой.
Нина перетерла все скамейки, забралась на оркестровку, там подмела пол и стерла пыль со стульев, пюпитров и пианино. Лишь после этого вынесла в манеж свой реквизит.
Занималась долго. Алла отрепетировала и ушла домой поспать. Поспала и вернулась в цирк. Олег и Нина трудились в пустом манеже. Алла посидела в первом ряду и вдруг вскочила.
– Нинка! А ну, давай!
– Чего?
– Показывай. Весь жонгляж. Помнишь, как выходить, как руки держать?
– Помню! Сначала три шарика...
Олег учил Нину только трюкам и технике работы над ними, очень сходной с техникой работы музыканта, и понятия не имел, что Алла выстроила номер Нины режиссерски. И хотя его подруга не бросала более четырех булав и пяти колец, номер смотрелся очень хорошо – красота и гибкость тела артистки делали свое дело. Олег даже растерялся от неожиданности.
– Пять колец у меня – как семечки, скоро шесть пойдут! А пять колец – с балансом отрепетирую! А с мячиком у меня немного уже четыре получается! А один темп на пять булав – запросто! Еще полгодика поработаю – и все!
– Быстрая сильно... – слабо возражал Олег.
– Ну – год! Подумаешь.
– Талант! – воскликнула Алла. – А я в училище даже плакала от этих побрякушек. Дай попробовать!
Алла перепрыгнула барьер и схватила четыре кольца. Все четыре после первого же броска попадали на ковер и раскатились в разные стороны.
– Нет, я тупая.
– Не тупее меня. Просто у тебя не было учителей, таких, как у меня.
– Каких учителей?
– Тебя и Олешки. Без вас обоих я бы ничему не научилась. Я вам так обязана! Я вас так люблю!
На минуту воцарилась неловкая и сентиментальная тишина, когда любящие и дружащие люди неосторожно пробалтываются о своих чувствованиях, чего делать не следует.
– Подождите меня немного, – Олег выбежал из цирка.
Вернулся он с большим букетом красных и розовых гладиолусов, разделил его надвое и протянул обеим. Подруги заулыбались от удовольствия, Нина даже не вспомнила о потраченных на букет деньгах. Такие красивые цветы!
– А Вале? – лукаво спросила она.
– Пожертвуйте немного, будет и Вале.
– Ага! Как в сказке! Мачеха – неродным дочкам по яблоку, а родной, говорит, дайте все по половинке!
Тем не менее, букет заново переделили на три части и после работы, на зависть местным и цирковым франтихам, Нина, Валя и Алла шли домой важно прижимая цветы к лицу.
– Девки, пойдемте к нам чай пить. Со смородиной. Я в Уральске целую трехлитровую банку перетерла!
Электрический свет на чаепитие забраковали, зажгли свечу, а после чая потушили и ее: ярко светила полная луна. Девушки уселись на кровать, а Олега посадили посреди комнаты перед собой.
– Играй и пой! «Утро туманное»!
–...Теперь «Бубенцы»!
–...Про Баядерку!
–... «Цыганку-молдаванку»!
–... «Гори, гори, моя звезда»!
Олег играл и пел, Алла прижимала руку к сердцу, Нина вздыхала, а Валя сидела так тихо и неподвижно, что, в конце концов, перепугала изысканное общество.
– Валька, ты чего?
– Мне домой пора... Поздно уже...
– Да, надо разбегаться. Спасибо, Олешка!
– Спасибо! До свидания!
– А цветы? Цветы возьмите.
– Пусть у вас стоят. Да не вздумайте провожать.
Подруги ушли, а Олег положил гитару на стол и опустился на круглый вязаный коврик у ног Нины. Нина перестала болтать ногами, голым коленом подцепила подбородок Олега и довольно бессердечно заломила ему голову. Олег вывернулся.
– Джиу-джитсу на муже репетируешь?..
Нина засмеялась и повторила жестокую забаву. Тогда Олег схватил подол платья и задрал его весьма высоко. Уткнулся лицом в сомкнутые бедра, обнял и целовал, целовал душистую атласную плоть.
– Пусти... – тихим чужим голосом сказала Нина. Олег в отчаянии сжал ее еще сильнее.
– Пусти... Кому сказано!
Нина толкнула Олега так, что он чуть не упал, а сама прикусила губу, боясь застонать от нетерпения. Расстегнула платье и стащила через голову, сорвала лиф и крошечные белые плавки. Упала на не разобранную постель, черные волосы рассыпались на белой подушке, блики луны дрожали на тугой груди и мускулистом животе – легкий ветер колыхал снаружи плети винограда, в изголовье неподвижно светились гладиолусы. Не выдержала глаз Олега и, как рыжая красавица Джорджоне, заслонила ладонью свои прелести.
– Олешка, ты меня любишь?..
– Люблю!..
– Очень любишь?..
– Очень люблю!..
– Очень-очень-очень любишь?..
– Очень-очень-очень люблю!..
Луна полночи подглядывала на растерзанные, раскиданные по полу постели, на нагую, с бессильно разбросанными руками девушку – она лежала, чуть живая, поперек возлюбленного, он прижимал ее сомкнутые ноги к своей груди и временами пьяным движением головы дотягивался до них и целовал.
В первый же выходной после открытия в городе Балашове акции Сержа Шантрапановского на бирже человечества (не всего населения земного шара и даже не всего Союзгосцирка, а всего лишь той его крохотной частицы под названием цирк-шапито) неизмеримо возвысились. Серж вдвинулся в Историю. Под фундаментами египетских пирамид, а может быть и под самим Сфинксом, еще отыщутся писания балаганного Исаии или Михея, а писания цирковых Иоаннов и Марков будут читать наши внуки, а мы пока что засвидетельствуем по мере скромного таланта события великого дня.
Проснувшись Серж Шантрапановский почесал свой жесткий джинсовый зад, чихнул, надел черные очки, умылся и позавтракал половинкой брикета каши. Прикинул, много ли недостает до стоимости «Волги». Недоставало много. Да еще подорожает, подлая, как пить дать, подорожает! В связи с недостачей и грядущим подорожанием предался аристократичному сплину. Сплин заедал, как блоха уличного кобеля и Серж поперся в цирк. В цирке было пусто, лишь на конюшне Колесников шпарил на скрипке муторную ре минорную партиту Баха, а на оркестровке Алик выколачивал на барабанах суперсложнейшие, еще более муторные ритмические узоры. Тоска, то бишь, сплин. Серж прошествовал в зал. В манеже жонглировала Олегова Нинка, лицо у нее осунулось и вспотело от напряжения. Серж через черные очки воровато ощупал ее тело и ему сперло дыхание. Везет же некоторым... Попасть бы с ней на пару на маленький необитаемый остров... Чтоб пальмы бананы и пляж. Хе-хе! А жрать чего? Одни бананы? А чтоб там был амбарчик с консервами и колбасой, а как иначе? Хе-хе... Вот была бы житуха! Пусть бы еще Козлова и Зыкова на тот остров, хе-хе... Но насчет Козловой и Зыковой сумнения: больно крутые телки, с ними не поцапаешься. Жанка! Нинка, Жанка и он на необитаемом острове и амбарчик с колбасой! Ах, черт его возьми, черт его возьми! Где же тот остров, где пальмы и пляж, где амбарчик с колбасой, где бананы?!
На конюшне послышалась возня и голос Олега:
– Съедят вас за трамплин. Прохожана не знаете?
– Подавится. Гы-гы-гы!
На манеж вывалила кодла: Аркаша, Рафик, еще два униформиста и молодой шофер. Предводительствовал кодлой Сашок, Сашок как мог, поносил Шамрая и его педагогическую методу и похвалялся выполнить с трамплина сальто планшем, которое беспардонно именовал «бланшем», и похвалялся выучить тому «бланшу» остальных «студентов цирка». Молодые люди поставили трамплин на примятые опилки, по очереди влезали на барьер и прыгали, весьма коряво переворачиваясь затем в воздухе. Прыгнул и Аркаша, впервые в жизни перевернувшись через голову. На этот случай у Сашка хватило ума опоясать его обрывком веревки и вдвоем с Рафиком спассировать в полете. Сам Сашок исполнил свой самоклепный «бланш», что и подтвердило его притязания понукать и подначивать остальных. Нина с опаской оглянулась и отошла подальше, Алик бросил барабанить и посоветовал:
– Вы бы поставили трамплин на место, пока шею никто не сломал.
– Сиди, помалкивай! – грубо ответили ему Сашок. – Барабань в свои тарелки, а к нам не лезь.
– Прости им господи, ибо не ведают, что творят... – и вновь погрузился в замысловатый барабанно-тарелочный ритм.
Но странное, поразительное, гипнотическое очарование возымел на Сержа Шантрапановского самый вид трамплина и неуклюжих прыжков горе-акробатов. Он ерзал, гомозился, подпрыгивал, даже снял очки и затолкал в нагрудный карман. Вообразить невозможно – Серж Шантрапановский без черных очков!..
– Не так! Не так! Не так! – чирикал он.
Обманчивая легкость прыжка с трамплина застила Сержев разум, или что там заместо него, и Серж, как кролик, сам полез в пасть удава – перескочил через барьер и рысью помчался к трамплину.
– Пустите! Я! Я!
Удивленная Нина, обалдевшие прыгуны, разинувший рот Алик последовательно запечатлели в памяти образ Сержа, стоящего на барьере, Сержа, прыгнувшего на край трамплина и взлетевшего в воздух, Сержа, в воздуха перевернувшегося, дрыгнувшего ногой и, наконец, воткнувшегося в опилки под углом в семьдесят пять градусов. Серж приманежился не на затылок, не на лоб, Серж приманежился на нос. Секунды полторы его стрекозиные мощи неподвижно торчали в этом положении, затем с сухим шорохом растянулись горизонтально.
– Хана!.. – выдохнул кто-то, но «штатский вариант» поднялся, ошалело огляделся и пошел от трамплина, но пошел не прямо, а как-то боком, в сторону. Потряс головой и сделал зигзаг на другой румб, но опять-таки боком. Тогда Серж еще раз потряс головой, надел очки и пошел прямо. И очень молча. Нордически молча!
Молва о смертельном прыжке Сержа распространилась со скоростью гриппа. На Сержа ходили смотреть. И как не посмотреть! Ведь если абсолютно неподготовленный субъект не моргнув глазом лезет исполнять сальто с трамплина, то либо это человек необычайнейшей храбрости, либо дурак редкостной набитости.
Вадим Шамрай, например, почтительно обошел пару раз вокруг Шантрапановского и, причастившись благодати, удалился на цыпочках.
– Гигнулся Шантрапановский, скажут про Шантрапановского после следующего прыжка! – восхищался Алик. Но Алик – это змея известная, Серж лишь пыхнул сигаретным дымом и обернулся к нему профилем.
– У него экстерьер субтильный, иначе свернул бы шею, – еще один паломник, Марат, изучал великого акробата, переводя взгляд от непомерно толстой платформы туфлей до черных очков и обратно.
– Опилки были мягкие, – возражал Миронов. Он тоже спешил налюбоваться Сержем.
– Опилки!.. – обиделся за «варианта» Алик. – Он ест на пятьдесят копеек в день, на «Волгу» копит, где ему разбиваться! Божий одуванчик!
– Много накопил? – полюбопытствовал Марат.
Шантрапановскому вопрос крайне не понравился, он блеснул черным огнем очков и отодвинулся от любопытствующих.
Ворвался на конюшню пораженный тысячеустой молвой Колесников, он, во-первых, рвал на себе белую рубашку, а во-вторых – прорывался через ряды зевак к «штатскому варианту» и всхлипывал:
– Пропустите меня к нему! Я хочу видеть этого человека!
Но это все пустяки, цветочки. Лев Шерман, – вот истинный бард, менестрель, трубадур и миннезингер шантрапановского прыжка! Левка, кое-как проспавшийся к началу представления, объявил Сержа никем иным, как Мистером Иксом, о чем и написал мелом на синей жести музыкантского вагончика. «Икс» Левка обозначил не словом, а латинской литерой и вот из-за этой литеры воспоследовали различные неудобства. Требовалось, например, охранять надпись от всякого рода злоумышленников:
– Знаю я вас, сволочей! – нещадно клял Левка собутыльников. – Только зазевайся – сейчас дорисуете!
Приходилось также заниматься правильной интерпретацией надписи, для чего каждого, кто проходил мимо, Левка ловил за рукав и долго, нудно, с подробностями разъяснял, что литера «икс» – это именно слово «икс», а не какая-то там дрянь, которую вы по своей глубокой испорченности себе воображаете, и что «икс» в сущности, не есть «икс» абстрактный и тем более не вышевоображаемая вами гнусность, а «икс» – это Серж Шантрапановский, совершивший гениальный прыжок.
– Балашов переименуют в Шантрапановск! – орал Левка. – Междупланетный шахматный конгресс по прыжкам с трамплина!
Еще немного и остался бы оркестр цирка-шапито без пианиста: у Шантрапановского от Левкиных экивоков появились признаки олигофрении.
Спас Шантрапановского маэстро: он перетрусил расхристанного Левкиного обличья и его разглагольствований, ущемляющих дух и букву.
– Брось трепаться! Переименуют в Шантрапановск... Ты соображаешь?!
– Я все соображаю... – завелся Левка, но маэстро завизжал, как свежекастрированный кабан:
– Сотри с вагончика!! Сейчас же!! Алкоголик!!
– Я не алкоголик! Я еще только учусь!.. – облился слезами Левка, подчинился и уничтожил пасквильную наскальную надпись.
Вениамин Викентьевич, истинный гурман, облизывался и потирал руки: какую жирную кляузу состряпает он на порядки, царящие в этом богом забытом шапито! Хватать их трамплин! Нет, Иван Иванович, это тебе не пройдет. Вылетишь ты из Союзгосцирка, вылетишь.
– Вениамин Викентьевич, зайдите в вагончик, – сухо пригласил Кушаков руководителя акробатов-вольтижеров.
Прохожан победно расселся на стуле, инспектор молча жевал губами.
– Не знаю, как быть, Вениамин Викентьевич, не хочется писать на вас докладную, но как быть?
– Что?!
– Как вы могли оставить на конюшне без присмотра опасный для жизни реквизит? А если бы этот дурак сломал шею? Вас под суд!
– Меня?!
– Не меня же. А если бы дети баловались? И покалечились?
У вольтижера отвисла челюсть. Противный холодок побежал по спине.
– Ладно, не буду жаловаться. Возьму грех на душу. При случае угостите коньячком.
Вениамин Викентьевич бесшумно исчез.
– Куда же вы смотрели, когда этот остолоп полез на трамплин?! – набросился Кушаков на Сашка` и остальных перепуганных прыгунов.
– Мы и охнуть не успели! Выскочил откуда-то и сразу – чух! носом в опилки!
– Идиоты... Аркаша, дай первый звонок.
– Шеф сам себя командировал в Москву, – сообщил музыкантам Алик между двумя номерами.
– Чего он там забыл?
– По вопросам маршрута. Гм. Да. Кгм.
– Для этого надо в Москву мотаться?
– А почему не смотаться на казенный кошт?
– На казенный – конечно. Мне бы съездить.
– Выкуси. Не хочешь?
– Пошел ты...
– Маэстро, – торжественно возвестил Алик следующую новость. – Шантрапановский поэму пишет.
Музыканты навострили уши.
– «Шантрапаниада»!
– Кому там помешал Шантрапановский? – сквозь ехидные смешки прорезался скрипучий голос Сержа.
– Начинается так: «Шизоида моей жизни...»
– Сам дурак! – у Сержа заворочались лопатки и позвоночник.
– И эпиграф: «В этот мир явился я котом метаться очумелым под шапито у бытия!»
Музыканты ржали, маэстро кисло скривился:
– Шуточки у вас...
– Почему я в тебя такой влюбленный?.. – очнулся от похмельной летаргии Левка. – Сережа, он же врет! Я знаю: Шантрапановский номер делает. Колесников, слышишь? Выметайся с манежа. Значица, так – подкидные доски...
– Игде? – меланхолично икнул Илья Николаевич.
– Игде, игде... На оркестровке, соображать надо. Шантрапановский вылетает в манеж...
– С оркестровки?
– Чахотка, отлипни. Следом за ним вылетает рояль...
– «Стейнвэй»!
–...Шантрапановский его ловит на копфштейн...
– Прекратите хулиганство! – взвизгнул маэстро. – Попала шлея под хвост! Полез в акробаты, балда!
– Но, но! Ша!
– Ша! Ша! Поехали! Прохожана объявляют!
После представления Олег спросил Нину:
– Чего это ты повадилась в антракте толкаться на фасаде?
Нина густо покраснела. Выступала она в первом отделении и зрители узнавали в ней артистку, вот она и не могла удержаться от искушения лишний раз насладиться успехом.
– А я... контролершам помогаю!
– Обманываешь, наверное? Ладно, помогай.
Николай Викторович получил персональное замечание от инспектора манежа:
– Маэстро, когда вы в последний раз репетировали?
– Завтра! – брякнул прошибленный холодным потом дирижер.
– Хотите неприятностей?
– Завтра в двенадцать репетиция! – срочно повысил Николай Викторович голос на музыкантов.
– На фиг она сдалась... – проворчал Чахотка.
– Полегче! Кто не придет... – маэстро выкатил глаза.
– А нам? – спросил кучерявый балашовский саксофонист.
– Местным не надо. Но если очень хочется...
– Им не хочется.
– Лева Шерман, заткнитесь.
– Заткнулся. А вы, маэстро, в каких казармах воспитывались?..
На репетицию собирались кто с зубовным скрежетом, кто с тупым равнодушием. Олег с сожалением оглядывался на брошенную в манеже катушку,
Последним примчался Алик.
– Чуваки, директор приехал!
– Это еще не повод, чтобы опаздывать... – завелся маэстро. Алик хотел было что-то возразить, но махнул рукой и пробрался к ударной установке.
– На Украину едем, в Славянок, – прошептал он Олегу.
– Ну и что? – не понял Олег трагизма ситуации.
– А из Славянска в Коканд. Кока-анд! Узбекистан! Нравится?
Олег тихонько свистнул.
– Из нормы не вылезем, это железно.
– И на норму еще будем репетициями натягивать, помяни мои слова. А это голая ставка, без совмещения.
– Инвалид умственного труда...
– Ему Игнат говорил – двинем в Вольск, оттуда потихоньку на юг, в Азию...
– А он ездил собственный маршрут выбивать?
– Ну.
– Эх, где-то сейчас Геворкян загорает! Хорошо, если не в тюрьме...
– А ведь свои же и написали на него вонючку – много гребет! Не дай бог, кто-то на копейку больше меня заработает... Сами же потом и мотали сопли.
Осведомленным оказался не только Алик – Илья Николаевич тоже о чем-то бубнил, его слушали на третьем и втором ряду, даже маэстро раскрыл рот.
– Закроют нас за нерентабельностью... – скулил Левка. – Сделают передвижку сезонной! Сколько их осталось круглогодичных? Буду другую работу искать...
– Разнылся.
– Разнылся? Всю зиму Лазаря петь? Без работы? Без башлей? На милость дирижера? Даст вызов или нет? Спасибо.
– Ладно вам. Еще ничего не известно, – обернулся Олег.
– Тебе ладно. Тебя с твоей скрипкой в любой оркестр схватят, а нам, алкашам, куда? В похоронное бюро?
– А теперь самое интересное, – видя, что Николай Викторович почти позабыл о репетиции, Алик торжественно поднял обе руки. Все умолкли.
– В Славянске у шефа племянница, а в сентябре у племянницы свадьба, Едем на свадьбу.
После этого сногсшибательного сообщения дальнейшее обсуждение личности шефа не подлежит воспроизведению: автор не варвар и не желает уродовать литературной обработкой множество блистательных оборотов богатой и гибкой русской словесности. Словесность густым потоком переливалась за борта оркестровки и в форганге сделалось склизко:
– Эй, там! На шканцах! Нельзя полегче?
Загудело, заиграло веселое шапито: все ругались и возмущались, предлагали написать в Министерство культуры коллективное письмо с жалобой на самодурство начальства, но как-то так получилось, что никто первый не брался за перо и бумагу. Как бы чего не вышло. Вот подписаться номером сорок восьмым, – куда ни шло...
А шеф сохранял олимпийское спокойствие и безмятежно таращил кабаньи глазки на смешную метушню растревоженных муравьишек – винтиков подведомственного ему учреждения. Он свое дело знал.
До Нины тоже дошли тревожные вести и она приуныла. Ей мечталось навсегда остаться при родной передвижке: здесь отрепетировать номера, здесь и просмотреться, здесь же и работать. Разве может быть на свете что-нибудь лучшее, чем их шатер, их цирк-шапито?!
– Олешка, а если... цирк закроют, что нам делать?..
Олег безмятежно махнул рукой и даже радостно, как показалось Нине, улыбнулся.
– Поедем в Зеленый Бор. Тетя Маша одна осталась, зовет не дозовется Девки замуж повыскакивали. Поживем у нее годик, слепим свои каучуки и эксцентриады, поедем в филармонию.
– Зачем? – Нина подозрительно глядела Олегу в глаза.
– Обкатаем номера. Потом в Союзгосцирк подадимся, раз тебе так хочется.
Нина молчала.
– И распишемся, наконец. Мне надоело околачиваться в незаконных мужьях.
– Ах, надоело?!
– Я сказал – в незаконных, – Олег поцеловал Нину.
– А в законных не надоест?
– Ни в жизнь! – и поцеловал еще раз. Потом еще.
Но Нина не утешилась. Уезжать из цирка? Помилосердствуйте!..
Свидетельство о публикации №209102901241
Полюбила, полюбилась - тут и шах тебе, и мат!
Он Ол 21.09.2016 12:31 Заявить о нарушении