Сага о виде на жительство
История эта началась 1 ноября 2002 года. Именно этим днем датируются два судьбоносных для героя этой саги Постановления Правительства Российской Федерации - № 789 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации» и № 794 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство». Именно Постановлением № 794 был утвержден бланк вида на жительство лица без гражданства серии 80, по которому, кстати, можно свободно выезжать из РФ и въезжать в РФ.
В 2003 году Гознак напечатал бланки вида на жительство лица без гражданства.
Чтобы упорядочить весь процесс, Министерство внутренних дел РФ выпустило приказ от 14 апреля 2003 года № 250 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство». Пункт 2 приказа разъяснял порядок выдачи новых бланков и прекращения выдачи старых бланков: «Бланки видов на жительство, выдаваемые иностранному гражданину и лицу без гражданства, имеющиеся в распоряжении органов внутренних дел Российской Федерации, используются до получения бланков, изготовленных в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 794…»
Иванов Николай Васильевич, коренной астраханец 1950 года рождения еще не подозревал, что все эти постановления и приказы коснутся и его лично. Он, вышедший из гражданства РФ в 2000 году в виде протеста, в то время ходил вообще без законного документа, удостоверяющего его личность, потому что паспортно-визовая служба в мае 2000 года изъяла у него советский паспорт и выдала справку произвольной формы. Чтобы получить вид на жительство лица без гражданства Иванову надо было сдать целую кучу справок, в числе которых и справки об отсутствии опасных инфекционных заболеваний, чего Николай Васильевич делать не хотел, так как считал, что все эти справки должны сдавать мигранты – люди, приезжающие в Россию из дальнего и ближнего зарабужья, а не он – коренной россиянин.
Негражданин Иванов не хотел обращаться в суд, считая всю систему, окружающую его, враждебной ему, но другого выхода просто не было, так как все другие варианты исчерпали сами себя.
Он написал жалубу в Советский суд и, когда его пригласили, явился без опоздания на судебное заседание. Его противники из Паспортно-визовой службы не явились.
«Обойдемся и без них», - пробормотал кто-то из судейских. Решение суда целиком поддержало позицию Николая Васильевича. Через три месяца, согласно этому замечательному решению Иванову выдали вид на жительство серии БГ…
«Почему БГ?! – должны в этот момент закричать читатели. – Почему не серии 80?!»
Николай Васильевич тоже должен был возмутиться, но не стал, потому что ничего не знал о приказах и постановлениях, уже известных моим читателям сегодня. Он прожил с устаревшим видом на жительство до декабря 2008 года, когда направился к своим неприятелям, сменившим вывеску своего ведомства: теперь на их табличке справа или слева от входных дверей красовалась надпись «Управление Федеральной миграционной службы по Астраханской области». Трудно сказать, чем не понравилась в Москве «Паспортно-визовая служба». Николаю Васильевичу, например, всегда казалось, что лучше заменять негодных людей, а не вывески у входа. Но пока меняют только вывески.
Областные миграционники заявили негражданину Иванову, что ему следует не продлять старый вид на жительство, а получить новый документ лица без гражданства.
Познав пять лет назад победу на судебном поприще, Николай Иванов смело бросился в бой, подав судебный иск на своих обидчиков. Перед этим он очень кстати покопался в Интернете и узнал о ранее неизвестных ему постановлениях и приказах, связанных со ставшим ему родным видом на жительство. Быть русским негражданином в России, кстати, очень здорово: нигде не берут на работу, но зато все, что происходит вокруг, уже как бы не касается негражданина. Ему-то что – пусть заботятся о своих проблемах граждане этой страны!
Так вот, во всеоружии бросившись в судебные баталии, Николай Иванов считал, что победа у него в кармане. Но он ошибался!
Миграционники, выступавшие в Кировском судилище у судьи Имполитовой в роли ответчиков, поклялись всем святым, что бланки видов на жительство серии 80 пришли из Москвы только в июле 2004 года, тогда как Николай Иванов получил свой «БГ» в апреле 2004 года. Вот если бы он получал на три месяца позже, – то всё было бы в порядке! В подтверждение своих слов миграционники представили накладные, но не на получение из Москвы, а внутриучрежденческие -на получение со склада. Показали они и книгу о выдаче бланков, которая якобы подтверждала, что новые виды на жительство стали выдаваться только с июля 2004 года. Книга была прошита, но на бумажечке, наклеенной на кончики прошивки, не было печати, да и сама книга, «работающая» с 2004 года, в 2009 году казалась совершенно новой. Николай Иванов попытался сказать об этом судье Имполитовой, ведшей судебное заседание, но та сделала вид, что не слышит. Тогда Иванов понял, что без достаточно веских доказательств лжи, он ничего не достигнет и письменно отказался от своего иска.
Но ему, как это ни печально, все равно надо было получить вид на жительство. Но миграционники, не ставшие от переименования ни умнее, ни добрее, опять требовали со старого россиянина для получения вида на жительство все справки, требующиеся с мигранта, приехавшего в Россию из Киргизии или Таджикистана.
Николай Иванов обратился с жалобой в свой родной Советский суд, где легко выиграл подобное дело пять лет назад. Но Советский суд 2009 года резко отличался от Советского суда 2004 года. Теперь здешняя судья Юденкова вынесла решение в пользу миграционников, как бы говоря несчастному Иванову:
«Раз ты лицо без гражданства, то поступать с тобою должны как с последним мигрантом!»
Раздосадованный неудачей Николай Иванов подал кассационную жалобу в областной суд, где пытался доказать разницу между коренным жителем страны, никогда не покидающим ее пределов, и залетным мигрантом, но зловещая для Николая Иванова тройка – Игнатенко, Конышева и Беляков, составляющая судебную коллегию, была неумолима в своей поддержке позиции миграционников. Они как бы хором кричали из-за своего судейского стола:
«Лицу без гражданства – жизнь мигранта!»
А надо сказать, что негражданин Иванов тем временем не пил с горя (он вообще пьет только чай, молоко и очень редко лимонад), а копался в Интернете в поисках правды. И где только можно рассказывал о своей горькой судьбинушке человека без документов. Каким-то образом одна из его слезливых жалоб пришла по электронной почте в саму Федеральную миграционную службу РФ, что в столице государства Российского, а там попала на стол генерала-майора Аксенова А.А., который, даром, что генерал, а понял горе Николая Иванова и всю нелепость требований к нему миграционников неистовых. Как общался генерал с астраханскими блюстителями миграционной законности – не известно, но только вскоре после судилища областного впадший в отчаяние Николай Васильевич получил письмецо от своих обидчиков из УФМС. Приглашали они Николая Васильевича ласково получить вид на жительство безо всяких справок и проволочек, что и было выполнено!
Но тем временем Иванов Николай продолжал искать правду-матку в густой прокурорской среде.
Прописал он одно письмо в прокуратуру областную с вопросом простым: когда получены бланки видов на жительство серии 80 астраханскими паспортно-визовиками? – Ответ пришел: в 2004 году, но указаны были накладные не московские, а местные.
Написал Иванов еще одно письмо областным прокурорам бдительным, с тем же вопросом. Ответ пришел еще хлесче первого: мол, уничтожены все документы по бланочкам этим давным-давно по срокам хранения. Опять не поверил Николай Васильевич ответу прокурорскому, еще написал письмо в прокуратуру областную. – Опять пришел ответ еще нелепее прежних, но в таком же параметре – с июля 2004 года выдаются виды на жительство новые…
Не стерпел тогда Николай Васильевич – написал письмо в Москву столицу-матушку, в Прокуратуру Генеральную. Как там дело было, никому, кроме прокуроров, – не ведомо, но пришло указание из Прокуратуры Генеральной разобраться с вопросами Николая Васильевича по-серьезному, а не по-прокурорскому. И провела Прокуратура астраханская проверку-выверку у миграционников и добыла-таки правду-матушку, и отписала-таки по этому поводу письмецо Николаю Васильевичу. А в письме том приветливом сказано наконец было, что пришли в Астрахань бланочки видов на жительство серии 80 аккурат в сентябре-вересене года 2003, а совсем не 2004.
Ой да неправду говорили миграционники, ой да обманывали Николая Васильевича, ой да вводили в заблуждение органы судебные, ой да не выполняли приказов Министерства федерального!...
Ах, как мне нравится этот стиль изложения – писал бы и писал. Но суровая правда жизни заставляет перейти на язык криминальных сводок.
Могли ли милиционеры не выполнить приказ № 250 своего министра Грызлова? Тем более, что утаить невыполнение этого приказа никак нельзя. Ответ однозначен: не могли.
А может быть, формально приказ и не нарушали? Предположим, что в сентябре 2003 года в Паспортно-визовое управление одной из областей великой России поступили новые бланки видов на жительство, по своему статусу не отличающиеся от загранпаспортов. В то же время на складе Паспортно-визового управления полным-полно видов на жительство старого образца, которые здесь же и будут уничтожаться.
И кто-то очень умный предлагает: а давайте, всем лицам без гражданства выдавать вместо новых образцов старые? Потом по разным причинам, да еще за доплату, примем этих лиц без гражданства в гражданство российское, выдадим паспорта российские, а виды на жительство изымем и уничтожим. Кто разберется - какой вид уничтожили: новый или старый? А новенькие незаполненные виды на жительство, к примеру, продадим людям ловким и денежным с пользой для себя. Что с того, если эти бланки попадут в руки преступников?... Расчет такого проекта шел на то, что все лица без гражданства мечтают о гражданстве. Все забыли всего об одном человечке, который вышел из гражданства и не думал туда возвращаться. Так от какой-то мелочи срываются великие замыслы… Но это слишком фантастично! На самом деле астраханские миграционники ярые служаки. Они беспрекословно выполнили министерский приказ № 250 от 14 апреля 2003 года и сразу после получения новых бланков вида на жительство начали их выдавать азербайджанцам и киргизам, таджикам и узбекам, туркменам и итальянцам, армянам и англичанам…
Но, когда настал момент выдачи вида на жительства Иванову Николаю, ему был вручен старый образец вида на жительство.
«Получай, изменник Родины, - мысленно говорили ему миграционники, - земля будет гореть у тебя под ногами за то, что посмел ты отказаться от гражданства российского, за то, что имел наглость сопротивляться произволу нашему! Ведь мы – чиновники – настоящие хозяева страны! Все должны покоряться нашей власти! Все должны покоряться и платить нам! Ты думал, что победил нас, но мы тебе еще дадим! Мы тебе еще покажем кузькину мать! Ведь такие же чиновники сидят и в суде, и в прокуратуре! Они всегда будут на нашей стороне! И мы всегда будем победителями!» - так, возможно, говорили мысленно враги Николая Иванова, вручая ему старый вид на жительство и мечтая еще не раз помучить его в своих кабинетах, набитых дорогущей оргтехникой и сплитсистемами. Но ошибались они: есть в России руководители совестливые. Они есть и в Москве, и в далеком русском городе Томске и, наверняка, есть они даже в и в Астрахани…
Конечно, Николай Иванов мог бы плюнуть на все и забыть.
«Если астраханские государственные чиновники так врут и изворачиваются по моему делу, - объясняет Иванов, - то как же они врут и изворачиваются по более серьезным делам? Им не надо давать спуска. С ядовитым змеиным клубком лжи надо бороться каждому человеку. Только тогда у нас наладится жизнь на всех уровнях. Кстати, к борьбе с коррупцией призывает и Президент Дмитрий Медведев. Вот дожму нечестных работников УФМС и попрошусь в гражданство России, потому что вижу, что Верховная власть в РФ занимается уже не привычной болтовней, а настоящим делом».
И обратился Николай Васильевич в Кировский суд с исковым заявлением о пересмотре определения суда по вновь открывшимся обстоятельствам, и снова дело его рассматривала удивительная судья Имполитова С.В.
Рассказ о судебном заседании очень напоминал эпизод из фильма «Место встречи изменить нельзя», где хороший милиционер Шарапов оказался на бандитской хате среди очень плохих уголовников. Только Иванов в отличии от Шарапова был самим собой, не выдавая себя за кого-то другого.
Тон на заседании задавали работники УФМС. Они очень возмущались поведением Иванова и сердились на него. В какой-то момент они даже пожаловались судье, что неведомый прокурорский работник сетовал на Иванова из-за его частых обращений в прокуратуру. Судья почему-то не сделала замечания по этому поводу работникам УФМС, но когда Иванов заявил, что работники УФМС пытаются сделать из него дурака своими заявлениями, сделала замечание Иванову, хотя он говорил только о себе.
Иванов долго ждал, когда судья задаст работникам УФМС главные вопросы, но так и не долждался и был вынужден задать их сам. Вот два из них:
1. Почему работники УФМС 31 марта заявляли, что новые виды на жительство поступили в Астрахань в июле 2004 года, тогда как они поступили в сентябре 2003 года?
2. Почему работники УФМС трижды обманывали работников областной прокуратуры о действительных сроках поступления новых видов на жительство?
Вразумительного ответа получено не было, но это совершенно не волновало судью Имполитову. Главная задача этой служительницы Закона было, вероятно, отфутболить Иванова. Судью не насторожило вранье работников УФМС. Действительно, если они в своей деятельности неукоснительно следуют нормативно-правовым документам, зачем им было врать на судебном заседании, предоставляя ложные сведения?
Хорошего милиционера Шарапова из грязных лап уголовников вырвали его друзья-сослуживцы. Николай Иванов вышел из здания Кировского суда без посторонней помощи, но с опухшими от выслушанного вранья ушами.
Дешево отделался. Его могли ведь и пристрелить, так как представитель УФМС Ахмеджанова прибыла на судебное заседание с табельным оружием.
С Николаем Васильевичем Ивановым астраханские чиновники в очередной раз сыграли в футбол. Роль мяча неприятна. И все же он будет продолжать свою игру, но только в качестве нападающего.
Пожелаем ему удачи!
Свидетельство о публикации №209102900198