Наурыз дань предкам Великой степи

«Предшествует слава и почесть беде,
Ведь мира законы – трава на воде.
Во времени блеск и величье умрут,
Сравняются, сгладившись, башня и пруд…».

(стих VI века).

Многое изменилось в нашем мире, многое ушло от нас безвозвратно. На протяжении двух тысяч лет в Великой степи менялись государства, религии, даже части Света. Европа, обозначенная Геродотом, за это время продвинулась до Уральских гор. Подчас сложно разобраться в народах населяющих Евразийские степные просторы, точнее в их названиях. Исторические сведенья о степняках, дошедшие до нас, противоречивы: греки (Византия) называли их по-своему, арабы – тоже. Китай порой добавлял к названию племен немыслимые окончания или менял их в корне. Как же разобраться во всей этой путанице? Обычаи народа и его праздники – вот верный путь в лабиринтах истории прошлого. Одним из таких неопровержимых доказательств и является, древний праздник – Наурыз.

Появление Наурыза, на степных просторах, имеет две версии: первая – он пришел к нам из Ирана от огнепоклонников персиян. Вторая – он был в степи со времен энеолита, и с Ирана пришло только его название (в переводе с персидского «нау» – новый, «роз» – день). Я сторонник второй версии. Почему все, что имеет народ, должно откуда-то приходить? Не лучше ли поискать истоки праздника у себя дома? А не заглядывать к соседям? Наурыз пережил столько народных бед и несчастий! Чужое не хранили бы столь бережно и не донесли бы до наших дней.

Чтобы осознать всю глубину праздника Наурыз, надо вернуться назад, на две с половиной тысячи лет. Вот что писал, отец истории Геродот о скифах населяющих степь: «…кочевые племена обитали в Азии. Когда массагеты вытиснили их оттуда, воинской силой, скифы перешли Аракс и прибыли в Киммерийскую землю (Причерноморье)». Греческий историк так же повествует: «Скифы, как и другие народы, упорно избегают чужеземных обычаев, притом они сторонятся не только обычаев прочих народов, но особенно эллинских…». Сторонятся обычаев, значит, придерживаются своих?

К сожалению, в рукописях Геродота, ничего не сказано об Наурызе, скорей всего он имел другое название (какое – неизвестно). Доказательством служат: проводы Марены у сколотов и Масленица у славян. Прародители славян – сколоты, жили очень тесно со скифами. Греки их считали одним племенем, и только Геродот сумел увидеть различие и разделил их, по образу жизни, на два племенных союза: земледельцев и кочевников.

Наурыз нельзя назвать чисто мусульманским праздником, он древней Ислама. Обычаи народов намного старше любой из ныне существующей религии. Для примера приведу вам один факт: поедание свинины для правоверного недопустимо, это известно всем. А теперь послушайте, что пишет Геродот за тысячу лет до появления Ислама: «Свиней они (скифы) не приносят в жертву и вообще не хотят разводить этих животных в своей стране…». Вот вам, как раз тот самый случай, когда религия только принимает обычаи народов, а не образует их. Почему же, когда-то единый праздник Наурыз-Масленица, стал не только двумя праздниками, но и принадлежит совершенно разным религиям? Чтобы это объяснить, надо просмотреть более полутора тысяч лет. Ну что же не будем терять времени и начнем.

В III в. до н.э. племена сарматов с верховьев Дона вторглись в Причерноморье. Скифы и сколоты, не смогли, оказать «гостям» достойной встречи и им пришлось покинуть плодородные земли лесостепной зоны. Часть скифов ушло на Каспий, часть на побережье Крымского полуострова. Сколоты, подались во Фракию (Балканский полуостров) и леса выше по Днепру (будущая Киевская Русь). С этого самого момента пошел необратимый процесс приспособления к новой окружающей среде. Природные условия, в которых пришлось им жить на протяжении пяти веков сарматского ига, изменили народы. Ко II в. н.э. сарматы ослабели, ассимилировались с соседями (славяно-сарматские и скифо-сарматские браки). В итоге образовались новые племенные союзы: сколоты, стали славянами, скифы – хазарами.

Последующие два века, названные Трояновыми (от имени римского императора Трояна), отмечены общим процветанием, торговли с Римом. Но нет ничего вечного под луной: началось переселение народов. Великая степь закипела, выплескивая в Европу все новые и новые племена: гунны (IV в), булгары (V в), авары (VI в), мадьяры и печенеги. Хазарам (скифам) в силу природных условий (болотистое прикаспийское побережье) удалось удержаться как этнос, не раствориться в себе подобных.

Тем временем на Алтае и Семиречье, сямбийцы (одно из племен древней Монголии) во главе с ханом Ашином, объединяют тюркские народы. Уже к середине VI в. хан Тумын (тюркское имя – Бумын) рода Ашина возглавил новое государство – Тюркский каганат. Младший брат Тумына хан Истеми, уходит с войском на запад, к Дону и берегам Каспийского моря. Хазарам в эпоху постоянных войн нужны были храбрые воины, Истеми стал их главой. В раннем средневековье это было обычным делом, вспомните Аскольда и Дира, пришедших править Киевом. В результате союза с Ашинами образовался Западный Тюркский каганат, более известный как Хазарское ханство. С помощью тюркских воинов, хазары расширили свои владения на Кавказ и славянские земли (славяне, большей частью, стали союзником Хазарии против печенегов).

Последующие двести лет, Восточный и Западный каганаты составляли Великую империю тюркитов: от Алтайских гор до Дона. Западный каганат потеснил гуннов на Каспии, заставил мадьяр уйти на запад, где они основали государство – Венгрию. Следом за ними отправился на Дунай и Аспарух – хан булгар, с большей частью своего племени, где слился с Придунайскими славянами (Болгария). Остальные поднялись вверх по Волге до Камы и основали город Булгар. Торговля Хазарии с Византией, в основном шелком, идущим из Китая через всю Тюркскую империю (Великий шелковый путь) и помощь греческих архитекторов, позволили хазарам выстроить великолепные города: Семендер (Дагестан), Итиль (устье Волги) и Саркел (Дон).

Начало VIII века ознаменовалось новым потрясением: арабы, захватив Грузию и Армению, вторглись на территорию Хазарии. Воина развернулась вокруг Дербента. Набеги обеих сторон друг на друга шли с переменным успехом почти сорок лет. Наконец в 736 г. арабский полководец Мерван вышел к Волге (город Итиль) и напал на хазар. Кагану Хазарии, потерявшему в последней решающей битве более семи тысяч воинов, пришлась подчиниться халифату. С условием, что хазары примут Ислам, Мерван вернулся в Закавказье. Порабощение длилась недолго. Уже к 750 г Ашины свергли арабских наместников. Прошло еще двадцать лет, и хазары снова стали представлять немалую угрозу арабским халифам. Хазарское ханство просуществовало до 963 г, когда от руки киевского князя Святослава с дружиной пали все ее города.

Вот здесь, я остановлю поток истории, и вернусь к тому, ради чего все это сказано. Как я уже говорил: сколотов-пахарей и скифов-кочевников связывали добрососедские отношения, переходящие порой в родственные. Эти связи сохранились и у славян с хазарами. Чтобы понять их достаточно привести в пример скифских богов, отожествленных со славянскими божествами: Папай (Зевс) со Стрибогом, Гойтосир (Аполлон) со Дажьбогом и Апи (Гея) с Макошь. Богиня-мать, для казахов, даже не нуждается в переводе. Особенно яркая фигура в верованиях обоих народов – бог Хорс (второе имя, Ярило), причем у скифов он был не только богом солнца, но и связан с культом священного предка (Аруах – дух предков). У сколотов – Коло-ксай (солнце-царь). Отголоски верования, в духа предков, у славян (я уж не говорю о казахах!) остались и после принятия христианства. Вспомним русские былины:

«Во славном, во городе Киеве,
У Солнышко-князя, у Володимера,
Как было столование – почестен пир…»

(«Стар Годинович»).

Спутником Хорса всегда был грифон Симаргл (крылатый волк). Я думаю, не стоит перечислять, всех русских сказок связанных с серым волком (выступающим почти всегда в роли верного друга и помощника), а вот легенду тюркитов, пожалуй, стоит упомянуть.

Род Ашина (основателей Тюркского каганата) по приданию ведется от хуннского царевича и волчицы. Само слово волк на тюркском языке звучит: бури или каскыр, а вот по-монгольски – шино\чино. «А» – в китайском языке уважительная приставка. Следовательно: Ашина – «Благородный волк». Ни правда ли, интересное совпадение? В славянском пантеоне (перечень богов), составленном князем Владимиром в 980 г, Хорс занимает второе место (после Перуна), что показывает особое почтение.

Такое единодушие в вере (язычество) ни могло, не отразится на политике славянского и тюркского этносов. На протяжении многих веков, Русь не только дружила со Степью, но и помогала, чем могла. Арабские источники, сообщают о большом количестве пленных «сакалиба» (так арабы называли славян) из Хазарии. Русичи с арабами не воевали, откуда же славянские пленные? Можно конечно предположить: хазарский каган откупился от полководца Мервана своими данниками со славянских земель. Но послушайте дальше: пленники, придя на место, подняли бунт, убили поставленных над ними людей и бежали на родину. Несомненно, это были воины-профессионалы. Война против вторжения арабов в Хазарию велась общими усилиями.

Вы спросите, почему же так безжалостно поступил с хазарами князь Святослав два столетия спустя? Просто языческой Хазарии, под руководством тюрков Ашина, к тому времени уже не было. В силу многих причин появилось новое государство: Иудея-Хазария. Поменяв вероисповедание, она перестала быть для русичей родной. Кстати, в войске Святослава было много тюрков-язычников. Такую параллель можно провести и у Камских булгар. Принятие их ханом Ислама, привело к очередному расколу. Часть племени осталось язычниками, и ушло в леса, образуя новое племя, – чуваши. Киевская Русь во времена язычества придерживалась старой дружбы со Степью (во многих исторических источниках ее называли «Киевским каганатом»). Назову вам несколько слов считающихся в народе исконно русскими, но имеющие степные корни. От Хорса нам достались: «хорошо» (тепло, солнечно), «хоровод» (солнечный круг). От скифов: «топор», «собака» и м.д. Но пришло время, и устои отцов пошатнулись на берегах Днепра. На Русь пришло Православие.

Принятие Христианства, на земле русичей, совпало с приходом к ее границам, нового племени из бескрайней степи – половцев. Половцы название русское, сами себя они называли – куман-кыпчаки. Во времена повсеместного арабского вторжения (VIII в.) Восточный каганат Ашинов пришел в упадок. Его сменил другой (Голубые тюрки), но правление второго каганата было недолгим. Узы (огузы – древнее тюрко-язычное племя) входившее в состав каганата, под предводительством Огуз-хана, покинуло Семиречье и ушло к Аралу, в низ по Сырдарье. Образовалась Огузкое государство (IX-XI вв.). Племена куманов, на рубеже тысячелетий, снова сумели объединить распавшуюся степь, новая империя  стала называться Дашт-и Кыпчак (Кыпчакская степь).

В русских летописях (христианского толка) половцы выглядят злейшими врагами древней Руси: бесконечные набеги кочевников со стороны степи и ратные походы русских витязей в Дикое поле. Но давайте вспомним Хазарию. Хазары тогда стали врагами славян, когда изменили веру. Теперь же ситуация была наоборот: русские стали христианами. Далеко не секрет, что не все князья на Руси приняли Православие как должное. И на протяжении двухсот лет шла не только междоусобная, но и религиозная война, в которой половцы (огнепоклонники) принимали активное участие, на стороне князей-язычников.

Владимир Мономах, покоритель Половецкой земли, в этих событиях выглядит больше как примиритель двух братских народов, чем как завоеватель. Достаточно упомянуть о многочисленных русско-половецких браках. Венцом многовековой дружбы русских с тюрками стала битва на берегах реки Калки. Когда, забыв обиды, русичи и половцы встали плечо к плечу в широком поле, против нового общего врага – могучих орд Чингисхана.  Полегли все. И было общее горе, как когда-то общая вера в богов и аруахов – духов предков.

Не знаю, благодаря монгольскому нашествию или вопреки, но язычество (шаманство) в Великой степи сохранилось до XIX века. Ученый и писатель, сын казахского народа Чокан Валиханов, в одном из своих очерков писал: «Мусульманство пока не въелось в нашу кровь и плоть…». Великая степь придерживалась культа неба – Тенгри. «Вначале было голубое небо, а в низу темная земля; появились между ними сыны человеческие…» – гласит древняя тюркская надпись на камне, в Орхонском могильнике хана Кюль-Тегина. Голубое небо – Кок-Тенгри (Тенкри). Тенкри – бог тюрков. Основным жертвенным животным являлся баран. Вход в могильник хана охраняют два мраморных барана.

Вот здесь мы вернемся опять к празднику Наурыз. По Восточному календарю новый год начинается с Овна (барана), солнце входит в созвездие Овна 21.03. Наурыз наступает в ночь на 22.03., вот вам дословно – новый, первый день. Это единственное, весомое различие с языческой Масленицей (новый год у древних славян связан с другой фазой солнца). В народной мифологии тюрков барану уделялось много места (джаурунчи – гадатели по бараньей лопатке). Культ животных у кочевников преобладал и в летоисчислении (мушел – двенадцатигодовой цикл). Надпись (дата захоронения) в могильнике хана Кюль-Тегина звучит так: «Год обезьяны, седьмой месяц, двадцать седьмой день». Каждый двенадцатый год жизни у казахов и сейчас имеет большое значение.

Я не зря начал статью стихами VI в., история Степи пострадала от времени еще больше чем Российская. От великих былых государств, почти ничего не осталось. Только память в подсознании народа – ее стереть невозможно. Западная Европа гордиться своими средневековыми замками, уличая Степь в былом варварстве и дикости. Замок в степи не построишь, да и не к чему. Его не перенесешь на другое место. Дом кочевника  всегда в дороге и когда на западе, одеяния из шелка носили только короли, он с любовью обтягивал им свою юрту (дань Китая за храбрость).

В раннем средневековье китайский поэт Бо Цзюй-и посвятил юрте прекрасное стихотворение:

«Шерсть собрали с тысячи овец,
Сотни две сковали мне колец,
Круглый остов из прибрежных ив
Прочен, свеж, удобен и красив.
В северной прозрачной синеве,
Воин юрту ставил на траве...».

Женщинам в степи оказывали неслыханный почет, девушки меж собой заключали союз (количество человек не меньше 9-ти). Цель союза – делиться будущим мужем с подружками. Обычай назывался: «отведать невесту», поскольку себя они считали женихами.

Праздник Наурыз, - день Весны, Солнца и Нового года, лишь маленькая толика того огромного наследия Великой степи оставленного нам аруахами, душами предков. Не знаю, удалось ли мне рассказать о них в День весеннего солнца в созвездии Овна, но я старался. Закончить статью хочу словами тюркского хана Тюньюкука, обращенных к потомкам, на камнях Орхонского захоронения: «Я был предводителем войск, я не спал по ночам, не имел покоя днем, проливая красную кровь, проливал черный свой пот, я отдавал народу работу и силу...».


Рецензии
Сергей - джи, читать Ваши статьи познавательно, сколько еще нового поведаете нам!!! Спасибо за Ваш труд.
С уважением,

Ирина Ману   18.07.2011 13:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.