Отцовская родословная. Бабушка Рая

Попов Иван, казачий род.
Его сыновья: Филипп и Серафим.

Сыновья Филиппа: Василий (отец папиной матери, Раисы Васильевны и ее сестры Натальи Васильевны) и Андрей (его дочери – Ульяна, Анна, Ирина, Агрипина – «Большаков Степан, в Волгограде, ее сын. Его брат Александр затерялся во время финской войны»).

Сын Серафима – Александр Серафимович Попов – писатель Серафимович (двоюродный брат папиного деда. Папе – двоюродный дед, нам, его детям, двоюродный прадед). О нем дед Василий, которому писатель приходился двоюродным братом, говорил что, мол, зазнался – стал образованным, знаменитым, забыл родню… Дед Василий известен еще фразой, которую папа часто повторял: «Бог-то бог, сам будь не плох!». О Серафимовиче читайте отдельную статью - ниже.
Серафим Иванович Попов – отец писателя – простой казак, 16-летним ушел из станицы в полк. За многолетнюю службу на Кавказе был награжден двумя Георгиями и произведен в офицеры. 30-летним вернулся на Дон и вскоре женился на своей одностаничнице Раисе Александровне Дубовской. В январе 1863г. у них родился сын Александр, затем дочь Липа, сын Вениамин, сын Сергей. В 1875г. умер отец, Серафим Иванович, затем – мать.
 
Раиса Васильевна Попова, мать нашего отца, наша бабушка – родилась в хуторе Минаев, сейчас это Чернышковский р-н Волгоградской обл. Ее отец – дед Василий (так папа его называл) и его брат Андрей – оба пришли в Минаев «в зятья». Бабушка папы – Евдокия, была «бедовая». Папа вспоминал (зима 1991г.): «Был случай – «полез» Паршиков Николай на деда, так она ему врезала. Бабушка почти никогда не спала, некогда было – хозяйство большое – свиньи, куры, две пары быков, коровы две-три. Пойдет в Чепурьев (хутор в семи км от Минаева) и спит на ходу…».
 Вторая их дочь, Наталья Васильевна,  наша двоюродная бабушка Наталья, которую мы все очень любили. Бабушку Раю я помню мало, она умерла, когда мне было 5 лет (в Карелии, в г. Лахденпохья, где мы тогда жили). Помню, что я очень плакала, когда ее в очередной раз увозили в больницу, откуда она уже не вернулась. У нее был порок сердца. С бабушкой Натальей я познакомилась, когда мы в 1963г. переехали на юг, в г. Суровикино Волгоградской области, где жила она и все три ее сына – Александр, Алексей и Илларион с семьями.
.
Дочери Андрея Попова, двоюродного деда папы:  Агрипина (Большакова Степана мать), Ирина (Улесова), Анна (Губарева,  муж Ананий Алексеевич), Ульяна (Дуварова), Нина (Самохина – к ее дочери и внукам мы заезжали с папой в х. Сафронов, когда я ездила туда по заданию редакции Котельниковской районной газеты, где работала в 90-х г.г).
Улесов – родом из х.Балабанова (или Березки –они были почти вместе). Выселили – вода (Цимлянское водохранилище) подошла вплотную, как в Жирнове.
Борис Генералов (муж бабушки Натальи)  - с Березок. «Вся их порода – «потемкинская», откуда Василий Генералов».

Примечание от Анатолия. Бабушку Раю я практически не помню. Врезалось в память воспоминание, как я, трехлетний малыш, узнав, что бабушку повезут хоронить на машине, решил, что можно прокатиться. Понятия «смерть» для меня еще не существовало. По рассказам мамы бабушка Рая меня особенно любила, как казачка. Сын у казаков не только предмет гордости, но и ценное приобретение: и помощник и защитник. Сын, женившись, остается жить у родителей, следовательно, и родители, состарившись, живут у сына.

Татьяна живет в Волгограде, поэтому чаще общается с донскими родственниками. Мы некоторое время жили в городе Суровикино, где жила двоюродная бабушка Наталья и трое ее сыновей: Александр, Алексей и Илларион. У Александра - трое девочек: Тая, Ира и Тома. Татьяна часто общается с Ириной, проживающей сейчас в Суровикино, вот строчка из ее письма (ноябрь 2009 г.): "Вчера читали Родовую книгу вместе с Ирой Генераловой - была у нас в гостях вместе с внучкой Сашей. Славная девочка 5,5 лет, праправнучка бабушки Натальи". Кстати, бабушку Наталью в просторечьи мы звали бабушкой Нотой - очень необычная трансформация имени. Я у нее часто бывал, потому что ее домик был рядом с рекой Чир, куда я ходил купаться и рыбачить. Она любила меня угощать взваром (иногда я слышал название: узвар) из груш с вермишелью, что-то вроде супа, а также черными грушами, сладкими и вкусными.

Следующая часть: http://proza.ru/2009/11/11/22


Рецензии