Три богатыря. Екклесиаст

    Всё суета сует

   Я Екклесиаст, сын Давидов, царь Иерусалимский. Я прожил большую жизнь, много видел, много думал. Вот солнце всходит, солнце заходит. Человек рождается, человек умирает. Что было, то и будет и нет памяти о прежнем. И понял я – всё суета и томление духа. Я познал большую мудрость, видел и большую глупость. И понял, что во многой мудрости много печали и кто умножает познания, умножает скорбь.
   Решил я сначала познать веселье и увидеть добро. Построил дворцы себе, насадил сады, виноградники, услаждал себя вином, друзьями, музыкой. Собрал много драгоценностей, стал самым богатым. Но не увидел от этого пользы. Потому как что может сделать кто-то после того, что сделал я? Мудрый ходит в свете дневном, глупый ходит во тьме. Умрут же оба одинаково, потому как всё в руках Божиих.
   Всё в своё время. Время рождаться и время умирать, время убивать и время врачевать, время искать и время терять. Всё сделал Бог для человека прекрасным, хотя человек не может этого постигнуть. Что было, то есть и то будет. Всё в руках Божиих. У всех одно дыхание.
   Посмотрел я вокруг и увидел много угнетения. В руках угнетающих сила, у угнетённых утешителя нет. А блаженнее их обоих тот, кто ещё не родился, кто ещё не видел этих злых дел. Всякий же труд, всякий успех в делах производит зависть у тех, кто успеха не достиг. И глупый сидит, сложа руки.
   Одинокий человек не знает зачем ему богатство. И двоим лучше, чем одному. Кто-то из них упадёт, другой поможет встать. И вдвоём трудности преодолевать легче, чем одному. И лучше бедный, но умный юноша, чем старый неразумный царь, который не может уже принимать решения и советы.
   Не обещай впустую, потому что обещаешь Богу. Если пообещал, выполняй сразу. Не пресыщайся богатством. Вышел ты нагим из утробы матери, уйдёшь нагим в могилу. Много есть на свете того, что умножает суету.
    Доброе имя лучше дорогой карточной масти и лучше слушать обличения от мудрого, чем слушать восхваления от глупого. И мудрый делается глупым, притесняя других. Не удивляйся, что прежние дни были лучше нынешних, это не от мудрости. Мудрость даёт жизнь владеющему ею и делает мудрого сильнее любого властителя. Я сказал себе: буду мудрым. Но мудрость далека от меня. И суд над худыми делами совершается нескоро, потому и не страшатся люди делать зло. Хоть и не познал я мудрость, увидел я все дела Божьи и понял: сколько бы человек не трудился в исследовании, он не постигнет всех дел, которые делаются под солнцем. Всему и всем одно – и праведнику, и грешнику. Все смертны. Итак, ешь с весельем хлеб твой и пей в радости сердца вино твоё. Наслаждайся жизнью с женой, которую любишь, и да не оскудевает елей на голове твоей. Время и случай для всех. И слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина среди глупых. Слова мудрых как вбитые гвозди, а что сверх всего того, того берегись: составлять много книг – конца не будет. Это сказал я - Екклесиаст, царь Иерусалимский, и пора мне на покой. Всё суета сует.
   


Рецензии