Романтика. Ч 4. Аннабель-Ли. 6. Похмелье
Когда Степан Трофимович узнал, а это произошло в воскресенье утром, что его сын приглашал Нину в кино, то у него задергалась не только правая щека, но и весь правый бок.
– Идиот! – заорал он. – Что ты делаешь, дубина стоеросовая?!
– Что я делаю?!
– Хочешь, чтоб тебя ее мужик исколотил? У него взгляд убийцы!
– Да уж...
– Да уж! Партнерша накроется, ты об этом подумал?! Найдешь красотку, вторую Зойку...
– Зойку ты мне нашел!
– ...или вроде нашей мамочки, будешь всю жизнь азы вколачивать! Сгниешь в передвижках, как я сгнил! Тут само, готовенькое, в руки плывет, а он по кинам приглашает! Не вздумай к ней лезть!
– Я сам с усам.
– Я тебе дам!
Разругались насмерть. Степан Трофимович схватился за сердце, а сын ушел во дворец культуры, где его уже ожидала нетерпеливая Нина.
– А дядя Степа где?
– Он не придет.
– А почему? Мы одни будем? – Нине не хотелось репетировать вдвоем. Игнатенко промолчал.
С утра близкие родичи брачующихся заткнули и перекрыли все дыры вокруг цирка-шапито, а на центральном входе неукоснительно сдирали с прибывающих гостей по входному трояку. Музыканты, полюбившиеся всем, прошли беспошлинно, уселись за стол, истово и вдумчиво опохмелились и плотно позавтракали холодным кроликом в сметане. Через часок гости разогрелись и свистопляска пошла по второму кругу. Какой-то огромный толстый мужик натянул на себя платье и засучил штанины: он изображал невесту, женихом нарядили крохотную бойкую полупьяную женщину. Еще несколько гостей вырядились цыганами и когда поддали еще, и еще, и еще немного, то выволокли тяжеленную металлическую тачку для ковра и вздумали прокатить на ней родителей новобрачных. Но у тачки не полагалось днища и у перепившего папы жениха провалилась в проем нога и папа взвыл страшным голосом, когда его нога как-то очень хитро подвернулась. Папу объединенными усилиями выдернули, как редиску, из тачки и положили скучать на барьер, с которого он свалился в опилки и с опилок уже разглядывал блестящую никелированную рамку воздушных гимнастов.
Тачку, ввиду ее опасности для жизни, выбросили, а вместо нее использовали дверь от фасада: дверь сорвали с петель и привязали к ней веревку, изрядный кусок которой оттяпали от чьей-то лонжи. На дверь посадили мам жениха и невесты и с улюлюканьем поволокли вокруг цирка.
Когда мам вволокли обратно в цирк, на них уже красовались совершенно невозможные синие мужские трусы и майки, а на мирно созерцающего философа (папа жениха продолжал созерцать Алкину рамку) натянули драную женскую комбинацию. Потом созерцателя перевернули на пузо и совершили символическое омовение... Гм... В общем, намочили ему штаны.
Алик, Олег, Илья Николаевич вздыхали сквозь зубы, Пройдисвит ухмылялся: он этих свадеб перевидал на своем веку великое множество.
Первые тучи сгустились над толстостенным кумполом Тимофея Яковлевича под вечер. В восемнадцать ноль-ноль Сергей Александрович Пройдисвит надел колпачок на мундштук, покинул смертельно уставших друзей и со сладкой ухмылочкой подкатил к истомленной от счастья и трудов праведных новоиспеченной теще.
– Расчет. Наш гонорарий! Получить бы!
У тещи поползли на лоб выщипанные брови.
– Не понимаю вас.
У Пройдисвита поползла в направлении пупа нижняя челюсть. Перед наглостью, редкостной и непостижимой, сник и увял живучий и неувядаемый, как Хаджи-Муратовский репей, ресторанный цветок его души.
– Я... мы... с Тимофеем Яковлевичем... домовилысь...
– Тимофей Яковлевич сказал, что вы играете за так, из уважения.
– Гони гроши!!! – вдруг заорал Пройдисвит и налился нехорошим бордовым цветом.
Подкатило Тимофее-Яковлевичево брюхо и таранило Пройдисвитов саксофон.
– Подведомственное! Мне учреждение! Гм! Из уважения! Работаете у меня! Да! Зарплату!
Но Сергей Александрович уже очнулся от шока.
– Товарищи! Граждане! – завопил он. – Договаривались честь по чести – триста рублей, а не хотят платить! Надувайлы! Не заплатите – не будет вашим молодым счастья!
Произошла смута, кто-то пробовал надвинуться на саксофониста, но он, вне себя, замахнулся, как дубиной, своим «Сельмером», противник струсил и попятился.
– Я по всему городу растреплю! В каждой подворотне узнают про вашу крохоборскую свадьбу!
Поднялся гвалт, на помощь Пройдисвиту поспешили Алик и Илья Николаевич, вернее, они попросту оттащили его в сторону, чтоб не наделал в умоисступлении какой-нибудь уголовщины. Олег с мрачным любопытством наблюдал вакханалию угроз, криков и оскорблений.
– Йэху! Остров доктора Моро! – громко крикнул он, но на него не обратили ни малейшего внимания.
– Извините, ребята! – в голос рыдал до глубины души потрясенный саксофонист. – Договорился! По рукам! За триста! Вот суки, вот какие суки! Я вам свои заплачу!
– Не ерунди. Ты-то здесь причем?
– Увольняюсь! Завтра же заявление пишу!
– Зямочкина пожалей.
– Себя пожалею лучше! А с такой паскудой работать... Уволюсь!
Дальше – больше. Утром Тимофею Яковлевичу позвонили из, так сказать, сфер и с грозной сдержанностью осведомились, почему его артисты являются с жалобами и грозятся не выйти на работу. Со страху полторы извилины, имевшиеся в мозгах шефа, разветвились штук на шесть и он довольно бойко растолковал в трубку, что дуроломы разъелись, стали излишне культурными и по сей причине сделались легкой добычей диверсантов из Би-Би-Си. Собеседник на другом конце провода на какое-то время лишился дара речи, а затем, изо всех сил стараясь не позабыть о своем высоком сане, популярно разъяснил директору, что бунт актеришек имеет не политические, а отчетливо ассенизационные мотивы и что если он, директор, не вычистит и не отмоет свой затрюханный шатер, то ему, директору, прибудет на орехи. На грецкие. Или на кокосовые.
Тимофей Яковлевич рысью поперся на конюшню и убедился – да, не политика виновата. Не Би-Би-Си. Гм. Да. Нечто совсем другое. Гости, гости дорогие, чтоб вам повылазило...
– Убрать! – попробовал было он напереть на смурно блукающую, поредевшую шоферню и униформу, но те тоже успели где-то наблатыкаться по части культуры и разбегались от него, как тараканы от электрического света. Твердая почва под ногами шефа поколебалась, он засуетился.
– Филипыч! Гм! Что же это? Как же это? Организуй! Да?
Но Филипыч оскорбился. Мало того, что лазит под юбку к его жене (черт с ним, пусть лазит, жалко, что ли?), так еще вон чего надумал!
Осталась последняя надежда – пойти на поклон к сушеной ящерице, Игнату Флегонтовичу.
– Игнат, гм, Флегонтович...
Заместитель позвонил в милицию, предложил на любое представление недели всю целиком директорскую ложу и через час в цирке появились пятеро мелких хулиганов, остриженных под нуль, и молоденький милиционер.
– Куда идти? – спросил милиционер Федю, который прилаживал на фасаде оторванную дверь. Федя по закоренелой привычке съежился и ощерился на ненавистного мусора, бочком проводил когорту арестантов на конюшню и исчез из цирка. Дверь доделал викинг-шапитмейстер.
Явился Пройдисвит, окруженный отчаянно кудахчущим маэстро Зямочкиным.
– Ни, – упрямо мотал башкой саксофонист. – Нехай верблюд пашет на вашего шефа. Мэни нэ трэба. Ни. Ни.
Позади, руки в брюки, топал Левка и с почти чувственным наслаждением глумился:
– Грузите апельсины бочками! Бочками, говорю вам, грузите! Гонорею вам, а не гонорарий!
Когда-то в Чимкенте он дал Пройдисвиту заработать на первомайской демонстрации и теперь жестоко обиделся, что его не пригласили в свадебный оркестр, и вот – есть бог на небе! – Иуды наказаны.
– Грузите апельсины...
– Заткнись, Лева! – возрыдал маэстро. – Сергей Александрович...
– Ни. Нэ трэба.
Акт увольнения совершился с изумительной, царской быстротой. Шеф руку приложил. В считанные минуты подписано заявление, сделана запись и пришлепнута печать в трудовой книжке, выдана зарплата и отпускные. Сергей Александрович тщательно проверил запись, еще более тщательно пересчитал деньги, спрятал все это во внутренний карман пиджака и во все горло, со смаком, с чувством, с толком, с расстановкой сказал директору:
– Ты! Вот, ты, – ты старый, дырявый и очень вонючий презерватив!
– Как!.. Сметь!.. – что-то чирикнуло в обычно луженой глотке Тимофея Яковлевича.
– Тебе поганую метлу дать, двор подметать, а ты искусством командуешь, чурка!
– Как!.. Сметь!.. – хрипел и задыхался шеф.
– Имел я в виду и тебя и подведомственное тебе учреждение. Пошел вон, коровья морда.
Зямочкин и Шерман смылись из кабинета после первых же слов изысканного диалога, но это не значит, что они ничего не слышали – они притаились неподалеку. Иначе им пришлось бы присоединяться к Игнату Флегонтовичу, который вяло вступился за униженного и оскорбленного:
– Как вам не стыдно, товарищ Пройдисвит...
Наташа усиленно печатала на машинке, кассирша и бухгалтер стояли растопырив зубы. Саксофонист еще раз прошелся поперек шерсти шефа, закрутил спираль, смахивающую не то на туманность Андромеды, не то на молекулу дезоксирибонуклеиновой кислоты, и навсегда сгинул с циркового горизонта. А Николай Викторович поплелся транспонировать наиболее ответственные теноровые партии для гомосаксофониста Роберта Фурсова, единственной оставшейся надежды.
Тимофей Яковлевич до вечера сидел в одиночестве в своем кабинете и предавался тихой ностальгической грусти:
– Нет порядка. Гм. Порядка нет. Да. Раньше был порядок. Да. Гм. Был раньше порядок. Гм. Да. Порядок раньше был. Гм. Гм. Кгм. Да.
К вечеру Кушаков, Зыков и руководитель велофигуристов сочинили пространную жалобу на директора, подписали ее первыми, а перед представлением Кушаков обошел все вагончики и собрал прорву подписей. Расписались униформисты и шоферы, кроме Филипыча, разумеется, и плотника Феди; Федя вообще питал нестерпимую неприязнь ко всякой интеллектуальности и ее символу – исписанной бумаге. Затем бумага попала в вагончик музыкантов.
Маэстро даже вспотел, но подписал. Музыканты подписывали с шуточками и прибауточками.
– А ты что? – спросил Алик Олега.
– Я ничего не буду подписывать.
– Что-о-о?..
– Занимайтесь ерундой, если вам хочется. А мне не хочется.
– Басни Крылова читаешь?
– Басни Крылова читаю. Вам советую.
– Все не в ногу, один ты в ногу шагаешь?
– Это мое личное дело. Не хочу и все.
– Алик, в самом деле, зачем навязываться? – заступился за Олега Илья Николаевич. – Дело хозяйское.
– Ладно, черт с тобой, – Алик унес бумагу в вагончик инспектора манежа.
Нине пришлось таки сознаться, что всю субботу и воскресенье она репетировала с Игнатенко, а сознаться пришлось потому, что репетировать на сцене им пришлось и в понедельник – в цирке было не до репетиций. «Что за наказание, – стискивал зубы Олег, – уматывали бы поскорее в отпуск... Увезу Нинку в Зеленый Бор, буду на гитаре играть и детей растить... Гори они синим огнем все цирки и оперы!..»
Работали Нина и Игнатенко как одержимые – с восьми утра до пяти вечера, а в дни, когда было по два, три представления Нина жонглировала на конюшне. С четырьмя булавами она уже расправлялась не глядя, а с пятью уверенно выбрасывала один темп. В манеже Игнатенко молчаливо признал ее методику занятий и подчинился, зорко приглядываясь и прислушиваясь. Конечно, у нее талант жонглера, но было еще что-то, позволявшее ей тратить на отработку трюков намного меньше времени, чем ему самому, например. Все это шло, конечно, от ее мужа, кто бы мог подумать, что пилить на скрипке и бросать булавы можно по планиде?!
Олег совсем перестал ходить в цирк и целыми днями играл дома на гитаре и скрипке. Смотреть на занятия Нины и Игнатенко он не мог. Душа не терпела. После работы Нина робко и виновато жалась к молчаливому мужу. Ну, что прикажете делать? Ей так хочется в цирк, ее так манит огненный оранжевый кратер манежа... Она же вот не обижается на него за его музыку и за Елену Леонидовну? Чего он дуется на нее за булавы и за Юру? Подумаешь, раз в кино сходила... Да он и не знает совсем, что она была с ним в кино. И никто не знает. Никто не видел. Ему, небось, весело было на свадьбе, что, она должна скучать? Вон как в книжке про цирк Умберто написано: артисты ради искусства своей личной жизнью жертвуют! Она любила другого, он любил другую, а ради цирка поженились! И Алка говорила, еще давно: многие браки в цирке заключаются по принципу партнерства. Что ж делать? Тем более, она совсем не собирается покидать Олега. Если бы, конечно, не Олег, она бы вышла за Юру, но у нее есть Олег, так что говорить и не о чем. Он будет музыкальный эксцентрик, она будет пластический этюд работать и парный жонгляж с Юрой. Все будет хорошо. Вот только он бросил репетировать... Впрочем, ладно. Пусть пока на своей гитаре играет. У него уже на левой руке на концах пальцев желтые шапочки из мозолей наросли, постучит по столу – как костяшками.
И вот – свершилось! В первых числах октября, за неделю до закрытия цирка в Славянске, в воскресенье на двенадцатичасовом представлении в манеж вместо Степана Трофимовича вышла Нина.
Игнатенко работал в своем обычном костюме: в темно-синих брюках с белым поясом и в такой же водолазке с широким, белым, отложным воротником, а Нина ушила для себя костюм матери Игнатенко: короткое синее платье, расшитое блестками, тоже с белым овальным воротником. На ступнях голых ног красовались у нее белые тугие носочки и белые чешки.
Начали жонглеры с трех булав, ловко перенимая их один у другого. Затем разошлись и стали перебрасываться булавами, постепенно прибавляя по одной, пока не дошли до семи. После булав последовал каскад легких, но выигрышных трюков с кольцами и разноцветными обручами, а на финал Нина придумала номер синхронного жонглирования: она и партнер взяли по три булавы и исполнили, почти не нарушая симметрии, до десятка всевозможных трюков. Булавы вылетали из-за спины, из-под ног, взмывали в каскаде. Интересно, что в этом двойном соло два раза ронял булавы Игнатенко, а Нина его с улыбкой поджидала.
Аншлага не было, больше половины зрителей представляли собой ребятишки, остальную часть составляли их мамы, папы, бабушки и дедушки. Вся эта публика с нетерпением ожидала собачек, мишек и, конечно, Буратино – Рудольфа Изатулина, парный жонгляж интересовал ее мало и Нина отработала как на репетиции: ни одного завала.
Трясущийся сбоку форганга старший Игнатенко ахнул, Кушаков лишь руками развел, маэстро крякнул, Алик весьма неосторожно брякнул, что номер с участием Нины выигрывает в сто раз, но встретился со злыми глазами Олега и умолк. На конюшне Нину поздравили: очень искренне – Валя, она без тени зависти восхищалась подругой, недоуменно – Марат и Вадим Шамрай, они не понимали, зачем Нина связалась с Игнатенко, зачем Игнатенко связался с чужой женой, зачем Олег позволил это бессмысленное времяпрепровождение. Изатулины же совсем не отреагировали, и очень кисло поздравила Нину Алла: ревность застилала ей глаза. Она мечтала, что отрежиссирует Нине помимо этюда и номер соло-жонглера, а тут такая конкуренция ...
– Иван Иванович, – подсыпался к Кушакову старший Игнатенко, – пусть Ниночка и вечерние отработает с Юрой...
Инспектор манежа пожал плечами.
– Пусть. Не обижайтесь, но они смотрятся лучше, чем... с вами!
– Я не обижаюсь, – смиренно склонил голову Игнатенко, – против факта не попрешь. Может, пусть они до закрытия поработают?..
– Я не против. Потешится девочка – больше ей не придется.
Но тут старый жонглер замялся и завертелся:
– Э... это самое... мы в Коканд поедем. Отложим отпуск. Зайду в Главк, улажу, через Москву поедем?
– Отложите отпуск? – протянул Кушаков. – Из-за Нины?
– Э... гм... да, из-за Нины. Пусть репетируют. Юрке сроду такую партнершу не найти.
Кушаков не нашелся, что сказать.
Так же чистенько Нина отработала и трехчасовое представление, к ней даже потом подошли Валентин Афанасьевич Власов и Марк Захарович Динкевич, повздыхали, назвали принцессой цирка и сказали:
– Чудно как-то: считай, самая лучшая артистка в программе, а – не артистка!
– Все, кто ни сходит в цирк, спрашивают: а кто эта девочка, что так гнется?
– А меня примут, если я попрошусь на работу? – насмелилась спросить Нина. Власов и Динкевич замялись.
– С каучуком – нет...
– Юркиной партнершей – примут.
– Чепуха. Он себе холостую найдет. В Главке как рассудят? Возьми ее в штат, а она в декрет уйдет, партнер без работы, скандал, новая партнерша, новая возня. Или того хуже: сделали номер, а муж сбрендил – не дает работать...
– Вот если...
Далее последовали набившие оскомину рассуждения о музыкальном номере Олега и так далее. Нина поникла. Все это не то. Вот если бы поступить в артистки независимо и от Олега и от Игнатенко!.. Тогда бы она по-другому с ними разговаривала. Неужели придется заряжаться на два, три года в номер соло-жонглера?! Но, во первых, неизвестно, что у нее выйдет за номер и возьмут ли его, вдобавок, парный жонгляж легче, для нее, во всяком случае, и в тысячу раз интереснее, а в третьих – Олегу все это может надоесть (уже надоело, не видно разве?) и он увезет ее куда-нибудь в театр или, того хуже, в Зеленый Бор, к тете Маше. Слушай там его гитару да расти детей...
Артисты пошли по своим вагончикам, Марк Захарович не удержался и на прощанье воровски помял Нину за бочок. Червивый груздь, а туда же, за молодым рыжиком катится!..
Легкой грустной желтизной давала знать о себе осень. Красавицы-рябины украсили себя оранжевыми гроздьями ягод, глаз не оторвать от их стройных гладких стволов и перистых листьев. Нина гуляла в одиночестве и мысленно прощалась со своими любимыми ивами. Даже зашла под шатер той, своей первой знакомки и через густое переплетение сотен и сотен гибких тонких веточек бездумно глядела на тротуар и мощеную дорогу. Фергана – чинары, каштаны, арча, цветущий урюк, алые цветы граната, Фергана, заря любви! Чимкент не в счет, не в Чимкенте, в Фергане должен был Олег стать ее мужем. Глупые случайности... Уральск – тополя, тополя, тополя! Столько тополей! И старая яблоня у ветхого крыльца и кусты смородины у изгороди на огороде... Балашов – гора листьев и плетей дикого винограда, там, в сердце горы, был их сказочный грот... Славянок – кокетливые кудри рябин с красным цыганским золотом украшений и светло-зеленые косы плакучих ив. Как увидит она иву – так вспомнит о Славянске, как вспомнит Славянск – так очутится мысленно у прохладного толстого ствола вот этой ивы, где она сейчас стоит. Через неделю закрытие и – в Коканд. Что в Коканде? Какие деревья? Наверное, опять чинары и каштаны, только осенние, ведь Коканд там же, в Ферганской долине... А что после Коканда? Артисты говорят, что можно было бы поехать дальше – в Карши или в Термез, в Мары или в Кушку. Кушку она еще со школы помнит: самый южный город. Вот бы там побывать!..
В цирк перед третьим представлением она вернулась пораньше, еще даже не начинала густеть у входа зрительская толпа. Ворочались и мычали в клетках медведи, подтявкивали собачки, прошел с непроницаемым лицом Кушаков. Нина хандрила у своего пьедестала.
Из своего вагончика выглянул младший Игнатенко и обвел взглядом конюшню. Увидел Нину и поманил ее. Нина подошла и вопросительно подняла брови.
– Я палец поцарапал. Перебинтуй, ты умеешь.
– Сильно? Ты теперь работать не сможешь? – встревожилась Нина.
– Нет, чепуха. Можно работать.
Нина зашла в гримерную. На мизинце жонглера виднелся потек крови.
– Видишь? Ты ведь бывший медик!
– Какой я медик... С третьего курса училища в цирк сбежала. Где у вас аптечка?
– Здесь, в столе.
Нина смазала ранку йодом и ловко забинтовала. Ее пальчики еле заметно касались рук жонглера.
– В Москву хочется! – вздыхал Игнатенко. – Погулять бы, в театры походить!
В театрах Игнатенко бывал разве что в культпоходах, но на всякий случай подпустил турусов и о Большом, и на Таганке, и Образцова.
– Ты была в Москве?
– Никогда! – завистливо ответила Нина.
– В Коканд через Москву поедем, но мы раньше, надо в Главк зайти, чтоб дали доработать в этой передвижке.
И тихо добавил:
– Из-за тебя...
– К чему такие жертвы? – довольно сухо осведомилась Нина.
– Нина, – вдруг сказал жонглер и положил перед ней листок бумаги. Видимо, он долго носил его, но только сейчас решился отдать. – Это мой телефон, адрес, станция метро и троллейбус, каким ехать. Надумаешь – позвони, я тебя встречу.
Нина задумчиво улыбнулась, но к листку с адресом не притрагивалась.
– Это тебя ни к чему не обязывает, а вдруг надумаешь! – натужно настаивал Игнатенко и попытался вложить листок в сумочку Нины. Нина сумочку не давала и отступала от жонглера, но вдруг услышала, что кто-то начал подниматься по ступенькам. Тогда она, не зная как, сама выхватила листок и спрятала. В вагончик вошел Степан Трофимович.
– Ниночка! – а сам пытливо взглянул в раздосадованное лицо сына.
– Я вот подумал, вы бы недельку эту сами поработали, а я бы пораньше уехал и в Главке кое-что провернул насчет Нины...
– Успеем провернуть! – довольно резко оборвал его младший Игнатенко. – Просто уедем пораньше после закрытия и все.
А Нина ясно ощутила: между его возражениями и листком бумаги в ее сумочке существует прямая связь.
В вагончик заглянул Кушаков.
– Степан Трофимович, вы, пожалуйста, вечером выйдите в манеж. На случай, вдруг кто донос справит. Прохожан, например. Булавы там Нине подадите, пару колечек подбросите. Я же палку вам ставлю, а работает Нина.
– Может, я совсем не буду? – мучительно покраснела Нина и шагнула к выходу, но трое мужчин загалдели и замахали руками не хуже, чем на манер базарных торговок, и Нина ушла, совершенно утешенная и успокоенная.
Свидетельство о публикации №209103000450
Элла Лякишева 15.07.2018 11:03 Заявить о нарушении