Такт
Все знаем, что "не укради", но если надо спасти умирающего, ребенка…
"Не возжелай" – а если любовь и взаимная…
Нельзя читать чужих писем и – уж тем более – дневников…
А если этот чужой – твой ребенок?
Много думала над этим вопросом: мы все давно уже позволяем себе читать личные записки умерших писателей, оправдываясь тем, что публичные люди даже в момент написания были готовы к тому, что они будут обнародованы (хотя кто-то вполне недвусмысленно просил уничтожить все дневники и переписку). Но действительно научились сдерживать любопытство, случайно натолкнувшись на чью-то заветную тетрадку или не нам адресованное письмо. Случай же с нашими детьми совсем особенный: они как бы доверены нам на время для воспитания и сохранения – а как исполнить свою миссию наилучшим способом, каждый решает сам.
Друг Есенина Мариенгоф, сын которого покончил с собой, прочел его дневник слишком поздно и пришел в ужас, поняв, что сделай это раньше, вполне бы смог предотвратить несчастье. И его автобиографическая книга заканчивается просто призывом читать дневники своих детей...
Все дело в такте и нашем умении реагировать на то, что нам открылось. У большинства из нас есть печальные воспоминания из детства или отрочества, когда наши родители обидели, оскорбили нас своим вмешательством в нашу личную жизнь, а мы почему-то повторяем и повторяем их ошибки. Умная мать никогда не обнаружит самого факта вторжения, но найдет, как повернуть общение в нужном направлении, сумеет разрешить проблемы ребенка, не открывая своего знания, и он ответит ей только благодарностью и б`ольшим доверием…
Очень хорошо помню, как расстроилась, обнаружив у своей девочки письмо поменявшей адрес подруги, в котором пятнадцатилетняя красавица делилась своим опытом общения с мужчинами и делала циничные выводы по поводу нелепых сказок про любовь. И как с души упал камень, когда через пару дней прочла начало ответа, в котором моя возражала, что это не так, просто надо уметь ждать… На какое-то время необходимость заглядывать в детские бумаги отпала… И вообще всегда было очень нелегко это делать (потому что все-таки нельзя!), и так трудно было ничем не выдать своего знания…
Мне кажется, что это единственное исключение из очень важного правила…
Свидетельство о публикации №209103000631