1. Магический квадрат Дюрера

*

Не иди впереди меня — я могу не успеть. Не иди позади меня — я могу завести не туда. Просто иди рядом со мной и будь моим другом! АЛЬБЕР КАМЮ.

*


- Пр-р-риветствую Великого Магистра Ордена Искусств!
 
Ну что мне с ним делать? Опять пьянствовал!

- Только не рычи! Да, выпил немного. Наставник мой бывший – Кузьминский Федор Андреевич – подполковника получил! Одиннадцать лет майором проходил, в рот всем компот! Самсоныч, такие события грех не обмывать!

Показательно молчу, делая вид, что его позднее появление в непотребном виде не мешает мне изучать альбом с божественными творениями Тициана.

- Самсоныч, пивка со мной треснешь?

Когда-нибудь он разобьет мое стариковское сердце!

Что за дурацкая манера «догоняться»?

И что за фамильярное обращение – Самсоныч? Имей уважение к моим сединам!

Я верю, Тоша, что в твоем состоянии трудно выговорить мое имя и отчество полностью, но я не виноват, что всех мальчишек в нашем роду принято называть Самсонами. Так что, будь любезен – Самсон Самсоныч! Еще не хватало мне докатиться до какой-нибудь пошлой клички, вроде твоей! Компот! Ужас!

А ведь какое красивое имя получил при рождении – Капитон. И подходит оно ему. Голова у него шестидесятого размера. Содержимое требует шлифовки, но это дело наживное. Молодой еще.

Правда, меня, по началу, смущала его фамилия. Он по паспорту… хм,… Самсонов.

С его точки зрения, это судьба – жить нам на одной жилплощади. У меня же устоявшейся точки зрения на это совпадение пока нет.

Честно говоря, фамилия его смущает меня не больше, чем его профессия. Я живу под одной крышей с сотрудником уголовного розыска.

- Так я не понял, ты будешь пиво или нет? У меня твой любимый «Miller»!

Умеет он подкупать!

Мертвого, негодник, уговорит!

Я отрываюсь от плавных форм «Венеры Урбинской» и бреду на кухню.

- Все альбомы по живописи рассматриваешь? Чего только ты в них нашел?

- Тебе, Тоша, не понять. С детства меня тянет к прекрасному. Созерцание творений великих мастеров прошлого позволяет на некоторое время забыть о нынешних перфомансах и инсталляциях. Спасибо отцу твоему, Илье Александровичу, царствие ему небесное! Отличную коллекцию собрал! Наследнику она «до лампочки», а мне отрада в старости.

- Тут с настоящим разобраться времени не хватает, а ты в прошлое ныряешь.

- Хорошо там, где нас нет. В прошлом нас нет, и оно кажется прекрасным. В будущем нас тоже нет, но оно кажется туманным.

Капитон отпивает пиво прямо из горлышка и о чем-то задумывается. Глядя в окно, произносит:

- Тут персонаж один объявился. Как раз из прошлого. Одноклассник мой бывший – Костик Зубов. Широко известен в узких кругах, как Зуб, он же Пантера. Ну, Зуб – это понятно, а пантера у него на левой лопатке наколота. Говорил – бабам нравится. Мы не виделись, поди, лет пять уже. Сам понимаешь, разные стороны баррикад и все такое. А сегодня позвонил, как ни в чем ни бывало. Ля-ля, три рубля…. А голосок-то встревоженный. Слезно умолял о встрече прямо завтра у него дома. Не знаю, идти, или нет?

- Ох, Тоша, Тоша! Ну к чему это кокетство? Я же знаю, даже если за тобой будут следить, ты сумеешь (как вы это называете) обставиться. А не пойти на эту встречу тебе помешает элементарное любопытство. Ты же любишь повторять: самое дорогое во всем мире и самое дешевое в нашей стране – это информация.

- Помню, в школе я у него постоянно математику списывал. Ты представляешь, по всем остальным предметам для него тройка лучшей оценкой была, а в математике сёк, что твой Лобачевский.

- Тоша, Лобачевский, вообще-то, не мой.

- Все время какие-то задачки решал, на математических олимпиадах побеждал постоянно. Мышление у него логическое очень развито, что и опасно, учитывая, кто он теперь.

Тоша снова делает глоток.

- Если в какой блудняк меня потянет, ему же хуже! Вспомнит он «школьные годы чудесные», в рот ему компот! Все-таки интересно, что ему из-под меня надо? Такие люди просто так к ментам не обращаются. Ладно, утро вечера мудренее. Пошли спать.

Он отправляется в кровать, а я возвращаюсь к прелестям «Венеры Урбинской».

*

TV. ПРОГРАММА КРИМИНАЛЬНЫХ НОВОСТЕЙ «ЗАКОНОМ ПО РУКАМ!»:
Сегодня утром сотрудники Центрального дома художника, что на Крымском валу, обнаружили пропажу из экспозиции всех скульптурных миниатюр работы Евгения Лансере, среди которых известные: «Святослав», «Всадник-бедуин» и «Тройка». Работы были представлены частным коллекционером, имя которого не разглашается. Обстоятельства совершения этого загадочного преступления выясняются. Наш компетентный источник в правоохранительных органах сообщает (цитата) Хрен его знает, как все это сперли! (конец цитаты). Ведется розыск преступников. В городе объявлен план «ПЕРЕХВАТ»! Специалисты заявляют приблизительную стоимость похищенного…

*

Ох, уж эти журналисты! Конечно, самое важное – это стоимость похищенного! Невежды, это же Лансере! У него не может быть стоимости!

Дело даже не в этом. Цифрами со множеством нулей репортеры прикрывают свою полную неосведомленность о времени и способе совершения преступления. А уж о личности преступника – и подавно!

И наверняка воры, милиция и журналисты понятия не имеют, кто такой Лансере.

Время воинствующих дилетантов! Везде и во всем!

Это разбивает мое стариковское сердце!

*

День провожу, смакуя «Пьяного Геркулеса» Рубенса. Мои восхищения тонким юмором художника прерывает возвращение Капитона.

Разбрасывает вещи прямо с порога. Значит, зол, как черт! Забывает даже поздороваться.

- Я чувствовал, что это какая-то лажа! Ввел-таки Зуб меня в блудняк! В рот ему компот! И пусть о покойниках плохо не говорят…

- О покойниках?

Тоша достает из холодильника бутылку водки, наливает себе треть стакана и залпом выпивает.

Он даже не морщится, а меня всего передергивает.

Садится на табурет. Закуривает.

Я терпеливо жду.

Посмотрев мне в глаза, продолжает:

- Прихожу сегодня к нему. Дверь открыта. Уже чувствую неладное. Вхожу. Вся квартира вверх дном. Такого бардака в жизни своей не видел. Аккуратно обхожу все комнаты и в спальне нахожу его…

Наливает себе еще.

- Его распяли, Самсоныч! Почти как Иисуса, нашего, Христа! Строительным пистолетом к стене пригвоздили за руки и за ноги. Только в финале не копье в бок, а выстрел в голову!

Выпивает. Глубоко затягивается сигаретой.

- А дом-то его на нашей территории! Звоню шефу. Сообщаю, так, мол, и так…. Тот поначалу в осадок выпал, потом примчался вместе со следственно-оперативной группой. Прокурорские подъехали с нашим высоколобым начальством, а у них на спинах – краса и гордость отдела собственной безопасности Фарид Гунеев, в рот ему компот! С ним двое подручных. Фаридка когда-то у нас в отделе работал, но быстро решил, что раскрывать преступления – не его стезя. Лучше ловить тех, кто их раскрывает. Беззаветно бороться за чистоту рядов, так сказать.

Очередная порция горячительного. Очередная затяжка.

- Как взяла меня в оборот вся эта 3,14здобратия! Как я здесь? Почему я здесь? Когда Зуб звонил? В какое время? Телефон отдай! Что в квартире искал? Что нашел? К чему прикасался? Пистолет отдай! Когда последний раз Зуба видел? Какие с ним дела вел? И под занавес - за что его убил?!

- Нелегко тебе пришлось.

- Под конец Горыныч, шеф мой, ты его знаешь, из себя вышел, послал всех к такой-то матери и сказал, что если есть ко мне вопросы, вызывайте повесткой. Нечего, мол, мурыжить его подчиненного попусту! Я его поблагодарил и сделал вид, что домой пошел. А сам навестил тут пару человечков. Информации по убийству ноль, но кое-какой прогресс, все-таки, имеется.

Тоша делает паузу.

- Самсоныч, мне необходимо найти женщину!

- Давно пора! Я понятия не имею, как убийство бывшего одноклассника навело тебя на эту мысль, но женщина тебе нужна несомненно. Может, в доме будет хоть одна чистая тарелка.

- Мне необходимо раньше всех найти подругу Зуба. Пока знаю только, что ее зовут Оксана и живет она на нашей улице в доме 15. Среднего роста, блондинка, стрижка «каре», голубые глаза и, говорят, ножки немного полноваты. Последнее проверим при визуальном контакте.

Если Компот начал говорить про чьи-то ножки, значит потихонечку отходит.

- Возможно, она прояснит, кто убил Пантеру и за что. Скорее всего, свои, но причина? И почему он так хотел меня видеть?

Наливает очередную дозу.

- Тоша, ты почти бутылку выпил!

Он на меня не реагирует.

Символично, что я заканчиваю день в обществе «Пьяного Геркулеса».

*

TV. ПРОГРАММА КРИМИНАЛЬНЫХ НОВОСТЕЙ «ЗАКОНОМ ПО РУКАМ!»:
Напоминаем, что вчера в своей квартире был обнаружен зверски убитый Константин Зубов, широко известный в криминальных кругах столицы. Наш источник в правоохранительных органах сообщает, что по данным следствия Зубов пал жертвой внутриклановой разборки, затеянной известным вором в законе Мишей Московским, правой рукой которого до недавнего времени являлся Зубов. Из источника, близкого к окружению Миши Московского, стало известно, что (цитата) он на все подозрения болт ложил (конец цитаты). В городе объявлен план «САМУМ-4»! Мы продолжаем следить за развитием событий…

*

Капитоша приходит не один. С дамой.

Если мои предположения верны, то он настоящий сыщик. Нашел, кого хотел.

И, как всегда, знакомство начинается с вопроса: «Девушка, а вы в курсе, что мы с вами в системе единой дислокации?» Пока она соображает, что имеется в виду, Компот идет в атаку и, как правило, побеждает.

- Тс-с-с, Самсоныч, я сказал ей, что ты – мой папа.

- Очень остроумно!

- Здравствуйте, Самсон Самсоныч! – говорит мне, улыбаясь, девушка в светлом плаще и протягивает  ладонь, - я Оксана.

Навязчивый аромат «Poison» и насчет ножек источники были правы.

- Очень приятно, сударыня!

Полагаю, что Капитон спел старую песню о том, что несчастную женщину ищут по обе стороны баррикад. А когда дерьмо попадает в вентилятор, лучшее укрытие – это его квартира.

Тоша проводит гостью на кухню. Быстро накрывает на стол. Достает из сумки полулитровую бутылку водки (для настроения) и литровую бутылку «Martini Bianco» (для получения важной информации).

Я тактично удаляюсь любоваться «Головой медузы» Караваджо.

Следует отметить, что преклонный возраст никак не влияет на мой слух, а любопытство – не такой уж и большой грех.

Творение итальянского живописца не может меня полностью отвлечь от разговора на кухне.

Проходит какое-то время и меня постигает некоторое разочарование. Нет, не работой Караваджо, боже упаси! Мне кажется, что Компот зря потратился на выпивку.

По мере уменьшения общего количества спиртосодержащих жидкостей Тоша все настойчивей расспрашивает о Зубе, а Оксана все увереннее рассказывает о себе. В ее речи все больше кокетства, в речи сыщика все больше раздражения.

Если опустить анекдоты, хихиканье, полунамеки, вздохи и театральные паузы, то получается следующее.

Оксана – давняя подруга Пантеры. Но она больше друг, нежели любовница. В интимных отношениях они состояли крайне редко, что безумно девушку расстраивало. Зуб же ей безгранично доверял, но при этом проверял.

Ликвидировать его могли только «шестерки» Миши Московского, но за что, она ума не приложит.

Зуб не посвящал ее в свои дела, так что о причинах его убийства можно только догадываться.

Оксане надо отдать должное – умеет вести беседу.

Очень плавно разговор переходит в русло: «А ты тоже видный мужчина…». Допускается даже фамильярное – Компотик.

Происходящее мне предельно ясно. В ближайшее время Тоша растает.

Видимо, содержимое полулитровой бутылки подходит к концу, поскольку Капитон произносит пламенную речь о том, что Оксане, несомненно, угрожает опасность. Как со стороны бандитов, так и со стороны зловредного прокурорского следствия. Поскольку ни те, ни другие с ней еще не беседовали, необходимо найти убежище за могучей спиной сотрудника уголовного розыска.

Осталось взмахнуть плащом, обнажить шпагу и поклясться в верности прекрасной даме хотя бы до утра, а может, до следующего понедельника.

В этот момент мне кажется, что «Голова медузы» слегка улыбается…

*

Утро встречает меня каким-то противным звуком. Телефон Оксаны, оставленный на тумбочке в прихожей, работает в вибро-режиме.

Она выбегает из комнаты Тоши и берет трубку:

- Да. Да, я. А который час? Да. Прямо сейчас? Попробую успеть. Я у подруги. А почему так срочно? Фарид, не интригуй меня. Какая информация? Хорошо, скоро буду. Пока.

Во время разговора я тактично отворачиваюсь и она меня не замечает.

Убегает обратно и через несколько минут появляется полностью одетая. Берет с вешалки плащ и достает что-то из кармана. Предмет мне не виден. Поворачивает голову в разные стороны, будто ищет, куда его положить. В результате, кладет его между книг на нижнюю полку стеллажа, расположенного в холле. Берет свой телефон, выключает и оставляет там же.

Дверь за ней закрывается почти бесшумно.

Заглядываю к Тоше. Спит «без задних ног». Оно и понятно…

Все к лучшему…

С кем бы ты ни засыпал накануне, просыпаться, все-таки, приятней одному.

Иду в холл посмотреть, что за «подарок» вместе с телефоном оставила нам девушка в светлом плаще.

*

TV. ПРОГРАММА КРИМИНАЛЬНЫХ НОВОСТЕЙ «ЗАКОНОМ ПО РУКАМ!»:
… в одном из мусорных контейнеров был обнаружен труп молодой женщины с множественными следами насилия и откровенных пыток. По свидетельству судебных медиков смерть наступила в результате пулевого ранения в голову. Никаких документов при ней не обнаружено. Из одежды присутствует только светлый плащ. Наш компетентный источник в правоохранительных органах сообщил, что (цитата) дело будет обязательно раскрыто, как только его поставят на особый контроль прокурор города и начальник ГУВД (конец цитаты). В городе объявлен план «ОПОЛЗЕНЬ-8»! Всех, кто обладает какой-либо информацией о личности убитой, просьба звонить по телефонам…

*

- Это Оксана, Самсоныч! Это она!

Он отрывается от  экрана телевизора и смотрит мне прямо в глаза.

- Она ушла, пока я спал, и даже записки не оставила!

- Тоша, она…

- Как я теперь узнаю, куда она направлялась? С кем встречалась?

- Тоша, я…

- Черт возьми, я даже адрес ее уточнить не удосужился. Сыщик хренов!

- Тоша, мне…

- Я виноват, Самсоныч, понимаешь? Я не должен был этого допустить. Парадокс, но для таких, как она, переспать с опером в первый вечер знакомства проще, чем выдавать тайны, которыми этот опер интересуется. Она, конечно, не Мата Хари и Зуб, наверняка ее использовал втемную. Но она, несомненно, что-то знала. Не могла не знать!

Его самоистязание и мои попытки что-либо объяснить прерывает звонок в дверь.

- Кто там еще, в рот вам компот?! – рычит он, открывая дверь.

О! Да тут у нас целая компания!

Несколько мужчин, одетых в стиле «обсоси гвоздок» и парочка наших соседей с нижнего этажа. В глазах мужчин суровая уверенность, в глазах соседей смущение и испуг.

- Самсонов Капитон Ильич?

- Совершенно в дырочку!

- Я – следователь прокуратуры Колесник. Со мной представители отдела собственной безопасности и понятые.

- Предусмотрительно…

- Вот постановление о производстве обыска в вашей квартире. Ознакомьтесь и распишитесь.

- И что вы собираетесь искать?

- Вещи и предметы, запрещенные к гражданскому обороту, а также возможные вещественные доказательства по делу об убийстве Зубова Константина Юрьевича.

- Да-да, их-то я, как раз, и храню, - усмехается Тоша, подписывая бумаги.

Один из представителей ОСБ, видимо старший, заявляет:

- Компот, хорош выдрючиваться! Мы знаем, что у тебя была подруга Зуба – Рыбак Оксана Васильевна – и даже провела здесь ночь. Лучше добровольно выдай все, что она тебе оставила и под протокол расскажи все, что она тебе рассказала. Тогда и бардака устраивать не будем.

- Во-первых, для тебя лично я не Компот, а Капитон Ильич! Во-вторых, никакую Оксану Васильевну я не знаю! В-третьих, выдавать и рассказывать ничего не собираюсь! И последнее – бардак, который ты собираешься здесь устроить, Фарид, все же лучше полнейшего бардака в твоей голове!

Так это и есть Фарид? Не скажу, что мне очень приятно. Люди невысокого роста вызывают у меня необъяснимую неприязнь. Мне кажется, что все они должны быть достаточно злыми и противными. Не из-за «комплекса Наполеона», нет. Просто, у них сердце близко к заднице!

А еще меня тошнит от сочетания розовой рубашки и розового галстука! И кто ему сказал, что лакированная обувь является повседневной?

После небольшой пикировки Тоши и Фарида начинается шоу. Невозмутимый следователь Колесник садится писать протокол, понятые пытаются провалиться сквозь землю, а Фарид с  андроидами методично превращает квартиру в помойку.

При этом глаза их светятся нездоровым блеском, а на лицах написано непреодолимое желание окончательно покончить с «оборотнями в погонах».

Я первый раз в жизни присутствую при обыске. Не могу точно определить, что я чувствую. Есть только жуткое желание взять и помочиться на лакированные ботинки.

Тоша ведет себя абсолютно спокойно, поскольку не знает главного. Я же заметно нервничаю от осознания того, что предметы, оставленные Оксаной, все-таки могут найти.

Разумеется, я их перепрятал. Она положила их на полку с моими любимыми альбомами, где им совершенно не место!

Андроиды как раз взялись за кладези прекрасного и возмущение мое доходит до предела! Кто позволял этим надутым индюкам наступать лакированными лаптями на «Апофеоз войны» Верещагина?!

Делаю движение в их сторону, собираясь как следует на них рявкнуть, но Тоша останавливает меня взглядом и отрицательно качает головой.

*

Свиньи не смотрят туда, где небо – у них просто нет шеи. СЕРГЕЙ МИНАЕВ.

*

- Что? – отрывается от протокола невозмутимый следователь Колесник.

- Нет, нет, ничего…

Ничего!

Они не находят абсолютно ничего!

Выражение лица Фарида красноречиво свидетельствует о том, что он, только что, по ошибке, наелся чьих-то фекалий.

- Ничего, у меня даже генералы в кабинете рыдали! – цедит он сквозь зубы.

- Если они рыдали, я, стало быть, обкакаюсь, - замечает Тоша.

Ой, Тошенька, обкакайся в его кабинете, пожалуйста, да поароматнее!

- Вам придется проехать с нами в прокуратуру для допроса, - заявляет невозмутимый следователь Колесник.

- Вещи брать? – язвит Тоша.

- Это будет зависеть от результатов допроса, - отвечает невозмутимый следователь Колесник.

Капитона уводят. На прощанье он бросает через плечо:

- Не скучай, Самсон Самсоныч, я скоро вернусь!

И сопровождающим:

- После вас надо бы квартиру проветрить. А что, наручники одевать не будете?

Все это когда-нибудь разобьет мое стариковское сердце!

Пытаюсь прийти в себя, углубившись в изучение затоптанного «Апофеоза войны».

Тамерлан в чем-то был прав…

*

TV. ПРОГРАММА КРИМИНАЛЬНЫХ НОВОСТЕЙ «ЗАКОНОМ ПО РУКАМ!»:
Нам стало известно, что известный вор в законе Миша Московский спешно покинул пределы Российской Федерации. Несмотря на введенный в международных аэропортах специальный план «СЕЛЬ-2», Михаилу удалось попасть на рейс в Тель-Авив, используя поддельный паспорт на имя Эзры Шмульевича Поппельбаума. Наш компетентный источник в правоохранительных органах отреагировал на отлет Миши Московского (цитата) Ну, и хрен с ним! (конец цитаты). Мы продолжаем следить за развитием событий…

*

Я рассматриваю предмет, оставленный в нашем доме погибшей Оксаной.

Это ключ на брелоке.

Ключ, как ключ, ничего особенного, а вот брелок интересный. Представляет собой плоский стеклянный квадрат в виде рамки, в которую вставлено изображение.

С одной стороны это не что иное, как гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия», а на другой стороне…

Что же это такое, на другой стороне?

А-а-а, кажется, я понял.

Гравюра известна тем, что на башне, расположенной за спиной ангела, Дюрер изобразил свой магический квадрат 4х4, состоящий из 16 клеток с цифрами, зашифровав в нем год создания гравюры – 1514-й. Две клетки в нижнем ряду содержат цифры 15 и 14.

Стоп!

Тоша упоминал, что Оксана живет на нашей улице в доме 15. Не означает ли это, что в квартире 14? Тогда, возможно, это ключ от ее жилища? Но зачем так витиевато шифровать свой домашний адрес?

Тут что-то еще.

Позвольте! Квадрат Дюрера более знаменит другим, потому и назван магическим.

Сумма чисел на любой горизонтали, вертикали и диагонали равна 34. Сумма цифр в угловых квадратах 2х2 равна 34. Сумма цифр в центральном квадрате 2х2 равна 34. Сумма цифр в угловых клетках равна 34.  И еще масса разнообразных комбинаций, в результате которых сумма будет всегда одинаковой.

34!

Что дает нам это число?

Пока непонятно…

*

Открывается входная дверь и появляется Тоша. Опять злой.

- Привет, Самсоныч!

- Тебя отпустили?

- Я этого Фарида… я его… в рот ему компот! Нет, не компот! Я ему…. Ну, ты меня понял.

- Неприятный человек!

- Связан он с бандитами, понимаешь?! И с этим делом связан! Печенью увеличенной чувствую! С каких это пор Фаридка так бегает и суетиться? Он без предоплаты жопу от кресла не оторвет! А тут такое потрясающее оперативное сопровождение уголовного дела! И все из-за того, что основной подозреваемый – сотрудник милиции! Хотели уже в камеру меня окунуть! Спасибо Горынычу! Опять скандал в прокуратуре учинил. Сказал, что если вина моя будет доказана, сам к следаку меня приведет. Отмазал, короче. А это что у тебя?

- Тоша, мне очень стыдно, но я спрятал подальше то, что Оксана оставила тебе утром. Правда, получилось, что не зря.

- Оксана? Это ее вещи? Она их оставила?

- Да.

- Ну, Самсон Самсоныч, примите искренние заверения в совершеннейшем к вам почтении! Хитрец-молодец! С меня пиво!

- Бросьте, Капитон Ильич. Не за награды служим!

Тоша улыбается. Берет телефон Оксаны и начинает копаться в меню.

Я его не тороплю.

- А вот это уже интересно, - произносит Тоша, увидев что-то в телефоне, - надо будет проверить.

Он берет в руки ключ с брелоком.

Перехватывает мой взгляд и, хитро улыбаясь, говорит:

- Не надо мне подсказывать. Я по твоим глазам вижу, что здесь шифр. Придется доказать тебе, что сотрудник уголовного розыска, сын доктора физико-математических наук, тоже на что-то годен. Так, у нас здесь Дюрер…

Рассматривает брелок.

Пять минут спустя, хватается за телефонную трубку:

- Горыныч, это Компот! Слушай, просьба есть необычная. Ты не мог бы потихоньку узнать адрес убитой Оксаны Рыбак? Зачем? Если можно, я потом объясню. Ага, жду на трубе…

Через какое-то время лицо Тоши озаряется и он смотрит на меня с гордостью.

- Дом 15, квартира 14, Самсоныч!

Благодарит Горыныча и отключается.

- Конечно, это все не Оксана придумала. Это покойный Зуб. Наш одаренный математик. Любил он такие штучки. Сделал этот брелок, наплел про какую-нибудь страшную тайну и сказал подруге – носи. Она и носила. А перед встречей со своими убийцами скумекала, что брелок и телефон нужно у меня оставить. Если бы встреча закончилась нормально, наверняка я бы услышал: «Ах, Компотик, я такая дура! Забыла у тебя ключ и мобильник!»

- Да, но это еще не все, - замечаю я.

- Осталось узнать, папа Карло, от какой двери этот золотой ключик и откроет ли нам кукольный театр основное число магического квадрата Дюрера - 34. Правильно?

Он хитро улыбается:

- Пойдешь со мной?

- Когда-нибудь, негодник, ты разобьешь мое стариковское сердце! Конечно, пойду! Любопытство, Буратино, – не такой уж и большой грех!

*

TV. ПРОГРАММА КРИМИНАЛЬНЫХ НОВОСТЕЙ «ЗАКОНОМ ПО РУКАМ!»:
Депутат от фракции «Единая Россия» Семипядий Волбуев, член комитета Госдумы по соблюдению законности и правопорядка, в беседе с нашим корреспондентом выразил недовольство работой правоохранительных органов по раскрытию кражи в Центральном доме художника на Крымском валу. Он заметил, что (цитата) дело продвигается медленно и в действиях милиционеров отсутствует наступательность (конец цитаты). Напоминаем зрителям, что, несмотря на введенный в городе план «КРАНТЫ-28», установить исполнителей и организаторов этого преступления до настоящего времени не представилось возможным…

*

- Это ключ не от входной двери, - замечает Капитон, рассматривая печати прокуратуры на обивке.

Он слегка нажимает на дверь. Она не заперта.

- Хоть бы гвоздем заколотили, - снова говорит он, аккуратно снимая печати.

Входим в квартиру.

Здесь примерно такой же бардак, какой устроили и у нас. Неизвестны только исполнители – работники прокуратуры или «специалисты» Миши Московского.

Не спеша осматриваем помещение. Ничего, связанного с цифрой 34, не обнаруживаем.

В гостиной я задерживаюсь перед книжным шкафом. Дверцы его открыты. Некоторые книги валяются на полу.

Обращаю внимание на книгу Марселя Бриона из серии «Жизнь замечательных людей» на нижней полке. Она носит название «Дюрер».

Берусь за корешок. Книга наклоняется под углом 45 градусов, но с полки не снимается. Интересно, почему?

В этот момент я слышу какой-то щелчок и весь книжный шкаф ползет в сторону.

Появляется весьма удивленный Капитон.

- Ну, ты даешь, Самсоныч!

- Я просто хотел посмотреть книгу о Дюрере.

За шкафом обнаруживается металлическая дверь сейфа, вмонтированного в стену. Она высотой около полутора метров. Имеется замочная скважина и набор цифр. Как на телефоне, от 0 до 9.

Это не магический квадрат.

- Кажется, нашли, - тихо произносит Тоша и вставляет ключ в замок.

Ключ входит, но не поворачивается.

- Шифр, - подсказываю я.

- Вот для чего нам нужно число 34! – восклицает он.

Нажимает квадратики с цифрами 3 и 4. Пытается повернуть ключ. Ничего не получается.

Подельник мой явно озадачен.

А я?

А я в этот момент вспоминаю, что магический квадрат Дюрера характеризуется еще одним числом. Сумма любых двух центрально симметрично расположенных чисел равна 17.

17!

- В рот мне компот! Как же я не догадался?! – восклицает Капитон.

Ну, уж нет! Это мой звездный час! Я первый вспомнил!

Опережая его, я нажимаю цифры 1 и 7.

Тоша поворачивает ключ.

- Ну, Самсон Самсоныч, ты – гений!

- Есть маленько, - улыбаюсь я.

В сейфе оказывается достаточно большое количество матерчатых мешочков, напоминающих кисеты.

А такого количества денег в иностранной валюте, боюсь, ни я, ни Компот в жизни своей не видели!

- Да, это все – шутки Зуба, - говорит Капитон, - бьюсь об заклад, что Оксана ничего не знала о тайнике в собственной квартире.

Тоша берет один из мешочков, развязывает его и на свет божий появляется «Черкес и женщина на лошади» Евгения Лансере.

Какая же красота!

- А теперь положили все на место и отошли от сейфа!

В дверях стоит Фарид с пистолетом в руке. Наполеон под Москвой, блин!

Капитон кладет миниатюру в сейф и отступает на пару шагов.

- Значит так, - произносит краса и гордость «собственной безопасности», - разыгрывать мелодрамы смысла не вижу. Я знал, что ты, Компот, рано или поздно, приведешь меня к похищенному общаку. Зуб был одновременно и хитрец, и дурак! Хитрец, потому что круто зашифровал тайник. А дурак, потому что должен был знать – такие поступки не прощают! Но все заканчивается, как нельзя лучше! Сейчас я вас грохну, а в твою руку, Самсонов, вложу пистолет, из которого застрелили и Зуба, и его шлюху Оксану. И все. Я раскрываю преступление и остаюсь в шоколаде! Прощаться не будем…

Меня этому никто и никогда не учил. Просто, в голове возникает четкая мысль – если я этого не сделаю, нас действительно застрелят.

Неуклюже дергаюсь в сторону Фарида и висну на руке, в которой мерзавец держит оружие.

Ствол отклоняется, пуля уходит в пол.

Тоше этого достаточно. Двумя мощнейшими ударами он валит Фарида с ног и защелкивает у него за спиной наручники.

Переворачивает его лицом вверх. Достает из кармана мобильник Оксаны:

- Узнаешь телефончик? Последний принятый ею вызов от тебя, паскуда! Это лишнее доказательство, в рот тебе компот!

Гунеев плохо соображает. Я вижу это по его взгляду. Весовые категории у них с Капитоном разные. Если не ошибаюсь, это нокаут или нокдаун. Впрочем, не все ли равно?

В квартиру неожиданно влетает группа оперов во главе с Горынычем.

- Убит? – спрашивает он у Компота.

- Обижаешь? У меня же оружие отобрали.

- Ты и без оружия горазд…

Оценив по достоинству мизансцену, Горыныч командует:

- Поднимите это дерьмо! – показывая на Фарида.

Двое ребят поднимают Гунеева.

Начальник розыска тычет пальцем ему в грудь:

- Пока прокурорские не подъедут, говорить с тобой буду лично!

Видимо, Фарид живо представляет себе, что означает «говорить» в устах Горыныча, выходит из нокдауна и неожиданно (силы небесные!) увлажняет свои итальянские брюки…

Ха-ха! Он мочится на свои шикарные лакированные ботинки!

Это вызывает во мне приступ бурного веселья и неожиданно с моих уст срывается:

- В рот тебе компот, урод!

Плохо дело…

Мне начинает нравиться эта фраза.



ЭПИЛОГ

Проходит несколько дней.

Мы идем в отдел, где служит старший лейтенант милиции Самсонов. Я бы мог, конечно, провести этот вечер с большей пользой, поскольку обнаружил еще не изученный альбом Венецианова, но Тоша так меня уговаривает, что я не могу устоять.

В дежурной части нас встречает Горыныч.

Меня умиляет прозвище начальника розыска. Майор Рыныч при рождении был назван Григорием. Так пожелал его остроумный отец, которого звали Остап.

В результате на всех официальных документах со временем появилось: «Г.О.Рыныч». И никто даже не думает называть его по-другому.

Он чем-то  напоминает змея, поскольку худ и высок. Трех голов у него, конечно, не наблюдается, но пламя извергать он может, когда его доводят любимые подчиненные и, в редких случаях, «после вчерашнего».

- Ты чего опаздываешь, Компот? – спрашивает он, - мы заждались уже. О-о-о! Самсон Самсоныч! Мое почтение!

- И вам доброго здоровьица!

Следуем по коридору. Довольный Горыныч сообщает Капитону:

- Фаридка в полном раскладе! Поет, как курский соловей! На окладе у Миши Московского был, сука! Когда у того общак помыли, подозрения сразу на Зуба пали. Миша и поручил Гунееву разобраться. Нашел того, кто за доллар маму родную продаст. В подручные дал своих «шестерок». Те, как тебе известно, перестарались. Зуб им ничего не сказал. Молчал, как партизан брянский. Они наблюдали за квартирой, когда ты там появился. Начали тебя пасти. Увидев, что Оксана к тебе заходит, Фаридка решил, что ты с ней в теме. Она ничего уродам не сказала, поскольку и сама, наверное, не знала о тайнике в собственной квартире. Зуб мужик хитрый был. Ничего от Рыбак не добившись, Фаридка ее порешил. Потом тебя собирался. Везучий ты, Компот!

«Везения полные штаны!» - думаю я про себя.

- А теперь самое смешное, - продолжает Горыныч, - в управлении нас все нахваливают не за то, что, фактически, двойное убийство раскрыли, а за то, что коллекцию Лансере нашли. Она, оказывается, депутату Волбуеву принадлежала!

«Какой у нынешних депутатов изысканный вкус!» - думаю я, но вслух ничего не произношу.

Заходим в кабинет Горыныча, где накрыт нехитрый стол и собрались почти все сыщики.

С приятным удивлением обнаруживаю здесь и Федора Кузьминского. Мы раскланиваемся.

Кто-то из сыщиков восклицает:

- Компот, это и есть твоя собачка?

- Сам ты собачка! – по-доброму огрызается Тоша, - это мой самый верный друг!

Он берет меня на руки и, глядя в глаза, добавляет:

- А теперь еще и напарник!

Все улыбаются.

- А как звать-то его?

- По документам он – Самсон ХVI, а поскольку его папа тоже был Самсоном, он обожает, когда его называют Самсон Самсоныч.

Все, по очереди, гладят меня и жмут лапу.

Да-да. Все именно так.

Я – Самсон Шестнадцатый, рожденный от Самсона Четырнадцатого моей матерью – Лейлой Царицей Востока. Самсоном Пятнадцатым стал мой старший брат. Я – чистопородный мопс и мне почти девять лет. По человеческим меркам я – мужчина пенсионного возраста.

- Господа! – берет слово Кузьминский, - поскольку душа горит, салаты стынут, а лицемерить в столь поздний час нам совершенно не стоит, позвольте мне, как представителю ненавистного всем окружного управления, произнести вступительную речь в максимально короткой форме. Мы сегодня не раз выпьем за Капитона Самсонова и сделаем это, не скрою, с большим удовольствием! Но! Давайте не будем забывать, кому виновник торжества обязан не только раскрытием преступления, свободой, но и, не побоюсь сказать, самой жизнью. Речь идет о вас, наш обожаемый Самсон Самсоныч! Позвольте от лица коллектива, помня о ваших пристрастиях, вручить вам эту скромную награду!

Боже мой! Я не верю своим глазам! Это же альбом с гравюрами Дюрера! Федор Андреевич, да я вас сейчас расцелую!

- Компот, он у тебя чего, книжки читает? – спрашивает кто-то.

- Не книжки читает, бестолковщина, а изучает альбомы по искусству!

- Ни фига себе!

- Я их поэтому на нижней полке стеллажа и держу, чтобы ему было удобней дотянуться.

- Компот, а правда, что он сейфовый код быстрее тебя разгадал?

- Истинная правда! Он ведь гениальный, а я, всего-навсего, выдающийся.

*

Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня. ЖАН-ПОЛЬ САРТР.

*

- Смотри-ка, ворчит, будто разговаривает. Обалдеть! – произносит кто-то.

- Ну, а теперь, - говорит Горыныч, - прошу плеснуть! Давайте вспомним основной повод. Приказом начальника окружного управления оперуполномоченному уголовного розыска, старшему лейтенанту милиции Самсонову присвоено звание – капитан милиции. Досрочно. Ха! На целых два месяца!

Со всех сторон несется:

- Капитан Капитон!

- Не, лучше Капитон Капитаныч!

- Тогда уж – Компот Капитаныч!

В стакан Тоши сыпятся звездочки.

- Больше звезд, хороших и разных! – поднимая рюмку, произносит Кузьминский.

- За капитана Самсонова!

- За Самсона Самсоныча!

- За мопсов!

Я искренне радуюсь за Капитошу. Он это заслужил. Не без моей скромной помощи, конечно. Вот поэтому у него новое звание, а у меня Дюрер. Вечер обещает быть божественным! Вот если бы еще…

- Кстати, - говорит новоиспеченный капитан, - а пиво взяли?

- Ты опять запивать вздумал, братец мой дорогой? – хмурит брови Горыныч.

- Не, это для Самсоныча.

- Обижаешь! – отвечает Кузьминский, - шесть бутылок «Miller» твоему псу хватит?

- Не знаю, - смотрит на меня Тоша, - он у меня запойный.

Ну, это уже ни в какие ворота…

- Что?! – кричу я, - опять?! Да, как не стыдно, в рот тебе компот?!
 
Иногда мне кажется, что Тоша, все-таки, понимает собачий язык. Что-то открывается ему в нашем лае, рычании, сопении, а порой и хрюканье.

Вот и сейчас он склоняется к моему уху и, улыбаясь, произносит:

- Не надо так сердито гавкать, Самсоныч. Я же любя!

Когда-нибудь он окончательно разобьет мое стариковское сердце!

Мне ничего не остается, как лизнуть негодника в нос…





НЕОБХОДИМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ:

Капитон (лат.) – головастый.
Лансере Евгений Александрович (1848—1886) — российский скульптор-минималист. Евгений Лансере не получил специального художественного образования и занимался лепкой самостоятельно. Был крупным анималистом, прекрасно изображал лошадей.


Рецензии
Прекрасный рассказ!
Выбрал случайно :))))))))
Пару недель назад, пытался прикрутить квадрат Дюрера к решению одной технической задачи (как всегда безуспешно :)), так что выбрал из рассказов почти автоматически, кликнул на уровне подсознания.
Все очень понравилось.
В концовке, меня, как и всех наверное, надули безбожно, но очень злегантно :)).
Появилось чувство полной завершенности истории. Не ожидал!
Читается легко и интересно. Сопутствующие детали (перечисление произведений искуства, литературы и т.п) добавляют рассказу особенный шарм! ( Эстетику, что ли :))) )
Спасибо!

Бонс Билли   17.12.2013 01:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Билли, большое! Мне особенно приятно, поскольку Самсоныч - один из моих любимых героев. Поэтому и писал арт-детектив - один из моих любимых жанров. :)))
А решение технической задачи обязательно придет, есть же еще магический квадрат Франклина... :)))

Федор Кузьминский   17.12.2013 18:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.