Косово, уроки новейшей истории
«Люди определяют государственные границы и сами люди их и изменяют.
Если тому или другому народу удалось завоевать себе очень большие территории, то это вовсе не обязывает другие народы к тому, чтобы, навеки признать этот факт незыблемым. Это доказывает только то, что завоеватель в данную минуту был достаточно силен, а остальные народы были достаточно слабы, чтобы это допустить». Из этого делается вполне закономерный вывод: «Право данного завоевателя основано только на его силе»…
Конечно, не всё определяется грубой силой, иначе всё человечество давно жило в одном государстве. В Природе и в Обществе выживает не тот, кто сильнее всех, а тот, кто лучше приспосабливается к изменяющимся условиям существования. Кроме того, в критические моменты истории судьбу стран решает способность их народов отстаивать свои интересы любыми способами и средствами, сила духа и уверенность в правоте своего дела. И в связи с этим наиболее рельефно просматривается трагическая судьба сербского народа в недавно ещё сербском крае Косово и Метохия. Так или иначе, но в течение жизни двух-трёх поколений колыбель сербской государственности превратилась сначала в населённую преимущественно албанцами провинцию Югославии, а затем – в фактически отдельное государство. Попытки правительства Сербии исправить положение с помощью вооружённой силы были пресечены военным же вмешательством «международного сообщества», оказавшего прямую поддержку сепаратистам. И Россия сыграла в этом самую неприглядную роль: наши правители, образно говоря, выкручивали руки югославскому и сербскому руководству, когда наши западные друзья зачитывали ему условия капитуляции...
И вот наступило 17 февраля 2008 года. Всю предшествующую неделю весь Мир как бы затаил дыхание: в Косово всё было готово к провозглашению независимости от Сербии. Приштина украшалась флагами Албании, США, НАТО и Евросоюза. В Белграде готовили «ответные меры», но вряд ли сербскому правительству хватило бы смелости и сил на нечто большее, чем недовольное ворчание. Так или иначе, но вековая мечта албанцев свершилась: началось очередное расширение албанских границ! И даже толпа недовольных сербов вблизи посольства США не ом¬рачила праздничного настроения сепаратистов. Но сами сербы виноваты в том, что Косово потеряно навсегда: сначала Милошевич капитулирует перед «международным сообществом», потом политики «сдают» Милошевича Гаагскому трибуналу, потом сербы избирают президентом прозападного деятеля. Прав Иванов: Мы не можем быть большими сербами, чем сами сербы. Они должны понимать последствия этих шагов.
Справедливости ради следует признать, что у Сербии была только одна возможность сохранить край в своём составе: изгнать всех албанцев. Но помешало «международное сообщество», взявшее сепаратистов под своё прямое покровительство.
Албанцы победили не только благодаря бомбовым ударам авиации НАТО; у них было более мощное и надёжное оружие: высокая рождаемость. Пока сербиянки протирали юбками университетские скамьи, а потом делали карьеру, албанки делали то, для чего Природа создала женщин: вынашивали и родили. А что делали сербы-мужчины: сначала «сдали» Милошевича, потом избирали президентом прозападного деятеля, не понимая последствия этих шагов.
Иванов прав: мы не можем быть большими сербами, чем сами сербы! Сербия стремится в НАТО, в Евросоюз, сербы сами избрали президентом политика ориентирующегося на Запад. Они должны были понимать последствия этих шагов. В этой ситуации Россия должна больше думать о своих интересах. Что касается прецедентов, то их можно отыскать без труда: достаточно вспомнить хотя бы Израиль, Восточный Пакистан, Эритрею, бывшие советские республики и Восточный Тимор. Не надо надеяться на то, что за «хорошее поведение» Россию поощрят какими-то гарантиями неприкосновенности границ и территориальной целостности. Следует навсегда избавиться от подобного рода иллюзий: только внутренняя сила Государства – гарантия его существования в приемлемых границах…
Кое-кто говорит о непризнанных республиках на территории бывшего СССР, но любое сравнение не корректно. Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье провозгласили независимость без поддержки Вашингтона, Брюсселя и даже без согласия Москвы. С правовой точки зрения их позиция безупречна…
Что мы имеем, и какие уроки можем извлечь из сложившейся ситуации? Нам приходится признать, что Косово потеряно сербами навсегда. Если бы я был сербом, то с болью в сердце согласился на отделение Косова, хотя и на вполне определённых условиях. Если бы я был косовским албанцем, то был большим сторонником целостности Сербии, чем сами сербы. Так что сербам ещё повезло, что косовские албанцы «поторопились», иначе албанский флаг развевался и над Белградом. Под вопросом и судьба остаточной Сербии: есть автономный край Воеводина, населённый преимущественно венграми, есть албанские анклавы на территории остаточной Сербии. В таких условиях сербы могли лишиться всего. Впору было задуматься о новой Родине – о России, где сербов могли принять как братьев. А нам несколько миллионов православных славян не помешали бы. Лучше всего было, если бы сербы влились в русский народ – ведь когда-то все славяне были единым народом…
Жизнь жестока изначально. Но в Природе роли предопределены самой Судьбой: кому-то суждено быть волком, кому-то – бараном. Поэтому Волки едят Баранов, Бараны питаются травой. В отношениях между странами и народами каждый выбирает себе роль и выбор ролей невелик. И если кто-то не желает быть пищей для хищников, то должен стать хищником сам. История даёт нам немало примеров. Но далеко ходить не надо: на наших глазах славянское государство Македония превратилась, по сути, в сообщество двух общин, а сербский край Косово превратился во вторую Албанию. На очереди – Черногория и Греция.
Косово должно стучать набатом в каждом русском сердце. И если мы не извлечём урока из горького опыта сербов, то вся наша Великая Россия превратится в одно большое Косово!
© Валентин Поляков 2009
Свидетельство о публикации №209103000706