Отцовская родословная. Дед Алексей

Роман Просняков  (донской казачий род, хутор Жирный) – участвовал в освобождении Болгарии от турков.
Дети: Арсентий (старший),
         Иван - его сын Павел Иванович: Александра Павловна  Плитка, его дочь, живет в Котельниково, ее дети - дочь Валентина, живет в Волгограде, у нее - сын Дмитрий ( живет в Москве) и сын Сергей (живет в Котельниково, у него дочь Татьяна); дочь Ивана – Евдокия;
        Алексей – наша линия рода;
        Константин, Архип – умерли до революции;
        Анна, муж – Василий Фомич, дети – Николай, Александр, Прасковья (папа: я похожа на нее);
       Александра – (знаменитая стряпуха, умерла от туберкулеза после войны). 

Арсентий Романович Просняков – в  ст. Верхнекурмояровской, Нагавской, Котельниково (в гражданскую войну)  организовал красную сотню (гвардейскую). Арсентия братья Василия Фомича повезли к атаману, по дороге убили.  Василий Фомич убил одного из братьев с женой.

Дети: Егор – погиб в войну. Его дети: Николай (работал механиком. Ехал вместе с шофером, задавили человека, судили. Детей не было. «Такой парень красивый, форма особая – служил в секретных войсках. Пьянка загубила»).  Иван  - (работал машинистом в карьере, недалеко от Морозовской),  Александра (Кирсанова, муж с Жутова, военный, в последнее время жили в Ереване).
       
       Владимир – погиб  в Отечественную войну, точнее, у Надежды сохранилось извещение, что он пропал без вести осенью 41-го в боях под Харьковом. Его жена, Анна Федоровна, жила  в хуторе Красноярском, умерла в 1991 г. Я встретилась с ней в 1990 г., она уже не вставала с постели, сказала мне, что я - явно «просняковская» - в ответ на мое предположение, что я похожа на бабушку Раю. Осталось пятеро детей: Ваня – погиб после войны, подорвавшись на мине. Дмитрий – жил в Волжском, умер, два сына. Петр – жил в х. Красноярский, детей не было. Василий - жил в х. Красноярский. Его дети: Надежда  (живет в Котельниково,  ее дети – Дмитрий (его дети Дарья и Михаил), Евгений (дети Арина и Маргарита), Юлия  и Вячеслав - его дети Наталья (ее дети Роман и Мария), Татьяна (дети Артем и Костя) и сын Роман (его дети  Владимир и Виктория).  Валентина – жила в х. Красноярский (умерла в 2007 г.). Ее дочь Ирина больна с рождения,  живет в специнтернате.
   
 Алексей Романович Просняков (род. 1894-95) – хутор Минаев. До революции служил в казачьих войсках, после революции сняли с фронта, не распустили, остался в армии, служил у белых (рядовым казаком). Попал в плен к красным  (Ворошилов отступал с Украины, станица Нижне - Чирская несколько раз переходила из рук в руки). Муж  сестры Анны, Василий Фомич, красный партизан, взял на поруки. После этого служил у красных, был ранен, ушел из госпиталя (нужна была операция, осколок в груди). Лето, уборка, работа, поднял копну («копно») ржи. Осколок пошел вниз. Не выдержав боли, повесился (1921 – 1922, точно неизвестно).


Родители нашего отца – Алексей Романович Просняков и Раиса Васильевна Попова.
Их дети – Иван и Петр (наш отец),  (Андрей, Павел и Евгения умерли маленькими).
 
Иван, старший папин брат - был секретарем комсомольской организации, работал счетоводом, получилась недостача, дали год. Начальство взяло на работу в исполком – знали как честного работника. Переехал в Цимлянскую, там на него написали заявление (донос).   Погиб на строительстве Комсомольска-на Амуре в 1937 году (в тех краях тогда чаще умирали от туберкулеза). Дочь Ивана  Таисия, живет с мужем Николаем Филипповичем на ст. Ордовка под Харьковом. Их дети – Ирина (сын Андрей, у него сын Денис и двухлетняя дочь Настя) и Виктор (детей нет), живут в Харькове.

Дополнение от Анатолия. Насчет недостачи, возможно, и правда. Но счетовод и недостача? Трудно сказать, о материальной ответственности – сейчас ответственность на руководителе. Наиболее вероятен оговор. Тогда было это просто. Иван был на виду, комсомольский активист – это могло вызывать зависть или злобу от противников. Разумеется, противники нового были. Если судить по папе, то его родова была честной, таков был и Иван. Следовательно, он мог нелицеприятно с кем-то себя повести. Скорее всего, он защищал общественную собственность. Следующий донос косвенно подтверждает мою мысль. Те же лица могли продолжить преследование. Стройкам социализма требовались рабочие руки, поэтому доносительство поощрялось. В Комсомольске-на-Амуре он вновь проявил активность, доставая из-под воды, кажется, бензопилу. Наверняка рядом были другие лица. Но у них отсутствовали качества Ивана: эмоциональность, открытость, честность. Я назвал сына Иваном именно в память о брате отца. Оказалось, что не следует этого делать. Мой сын Ваня погиб тоже в воде.

Следующая часть: http://proza.ru/2009/10/29/34


Рецензии