Лагерь

Лагерь был расположен на окраине города Мюнхена, пленных наших было человек 30-40. Как-то так сложилось, люди держались дружно, большинство патриотически настроены, но какое-то было невидимое деление за власть, за верховодство. Федя Щербаков держал авторитет, окружив себя сомнительными угодниками, как я понял в дальнейшем по поведению, бывшей шпаны, с повадкой хулиганов, тюремщиков, пытавшихся терроризировать издёвками, поглумиться над тем или другим. Фёдор вёл себя заносчиво, высокомерно, и у меня и ещё одного моряка-старшины появилась к нему неприязнь. Шпаной учинялись драки прямо в бараке, чувствовалось, что это подстрекал Федя.

Сдружившись с моряком, мы стали вместе в открытую вести разговор о побеге. Это был, на мой взгляд, смелый и прямой человек, вёл себя с достоинством. Рассказывал мне, что он был подводник, попал в плен на Балтике, выбросившись по бую через торпедный аппарат с потопленной нашей подводной лодки, и с ним ещё несколько человек. Через несколько часов был подобран на воде немцами и "поселен" в лагерь города Рига. Лагерь был под открытым небом. Рассказал случай, как однажды офицер-фашист зашёл под ручку с дамой и стал манить к себе пленных. "Я соскочил, но меня опередил другой и был застрелен из пистолета в голову". По его мнению, офицер просто сделал удовольствие своей даме.

Как никак а товарищи, скрывая друг от друга, делали мелкие диверсии, саботаж. То ремень порежут, то стружку подбросят в шестерёнки станков. Мастер, маленький злющий фашист (рабочие-немцы говорили, что он член национал-социалистической партии) строго с нас спрашивал, ни на минуту не спуская глаз. Я старался "забастовку протестом", работая не спеша, с волынкой (возил на тележке заготовки, болванки). Давно замечая волынку, мастер-фашист кричал: "Шнеллер, шнеллер!" (скорей, скорей), но видя то, что это не помогает, натравил солдата-охранника. Тот, взяв винтовку на перевес, штыком прицелившись в живот, кинулся. Вид у старого дебила был страшен. Не сдвинувшись, смотрю ему в глаза. Опустив штык, стал, крича на весь цех, дубасить прикладом.

Саботируя, товарищи стали с вечера и по утрам набивать алюминиевой ложкой кисть руки или ногу. Проделывал и я это. С вечера набивал ногу до того что она опухала и не лезла в колодку. То было мучительное истязание самого себя. Утром в цеху имитируешь падение болванки на ногу, крик. После осмотра мастера ведут в клинику к врачу-немцу. Не знаю, догадывался ли врач о причинах травм. Наверное, да. Но мазал ногу молча.
И к тому случаю. Когда конвоир вёл меня к врачу, то в стороне на поляне, я не поверил своим глазам, гарцевали в широченных в плечах бекешах и при папахах с галунами казаки. Конвоир, заметив моё отвлечение в сторону гарцующих с саблями, говорит мне: "Рус казак. Гут" (если не ошибаюсь, то были кубанские казаки). То так угнетающе подействовало, что я долго не мог прийти в себя.

В тот же раз я увидел взлетевшие парой, почти вертикально, незнакомые мне немецкие истребители. Уже много позже войны, читая мемуары лётчиков наших, понял, что это были Фокке-Вульф, новая модель.

Замечая саботаж, начальник цеха (или то был сам хозяин) стали ужесточать режим работы. Конвой всё чаще стал орать. Товарищи огрызаться. Один из конвоиров видимо был польский немец и кое-что понимал из русского языка. Об том никто из нас не догадывался. Он-то и избил нашего товарища – славного, видимо пограничника, не расстававшегося со своей зелёного околыша фуражкой. Гоня и тыкая Митю Чекута (по говору Митя был белорус), в спину, он выстрелил. Когда мы подбежали, Митя лежал вниз лицом в опочном слое земли, успел приподняться, кишки его, вырванные из живота, висели, касаясь земли. Лицо белое, как бумага; с запачканным носом. Митя крикнул, приподнявшись: "Да здравствует товарищ Сталин!"

Мы (многие из нас), схватив и вооружившись чем попало, разогнали охранников. Но не прошло и пяти минут, как по тревоге вкатили две машины с солдатами (оперативность!). Били нас прикладами, сваливая на землю. Потом по команде офицера (офицер был вида очень юного) нас всех приволокли к кирпичной заводской стене. Строем по команде вскинули винтовки. Я оглянулся. Федя Щербаков был за нами у стены. При всей этой процедуре рядом с офицером стоял тот, которого я считал начальником цеха или хозяином завода и что-то говорил офицеру.

Один из пожилых с Западной Украины с ужасом на лице, плача и причитая, полз к офицеру, стал хвататься за его ноги, припадая губами к сапогам, начал, на ломаном изъясняясь, уговаривать простить, говорил о том, что у него дома много детей. Было стыдно смотреть на униженного. Но не это возымело, считаю, не просьба старика, а надменное превосходство брезгливо смотревшего в нашу сторону хозяина (или начальника цеха), что-то говорившего офицеру. И только после стало ясно, почему не расстреляли, а решили, видимо, попугать: хозяину невыгодно было лишиться дармовой рабочей силы. Это главное.

Люди заметно приуныли, только Федя Щербаков на работе, не вступая с соотечественниками, усердно, терпеливо, усидчиво сидя от и до сидел и штамповал медленно, не торопясь, какие-то пластинки. Лицо его в лагере заметно поправилось, округлилось и пуще стал заметен на щеке у лица от ожога, чуть прикрывая глаз (ожог получил, когда был подбит самолёт и горел).

С некоторыми молодыми рабочими-немцами допризывниками, как они сами говорили, приходилось разговаривать. Улучив момент, когда мастер исчезал на короткое время, сами первыми заводили разговор, что скоро мобилизация, и правда ли, что русские расстреливают всех пленных немцев. Я им говорил, что много видел пленных немцев, даже разговаривал со сбитыми "парнями" с Мессеров и Юнкерсов. Не знаю, думаю, мне поверили, иначе бы выдали, и за такие разговорчики верное место в Дахау.

Немного сблизившись и особо не контактируя, с опаской несколько раз наскоро, тайком беседовал с одним рабочим-слесарем. Это был рослый, не совсем похожий на обычного рабочего. Вначале он мне как-то шепнул: "Лонгзам арбайт, гут". Т.е. не спеши, работай медленнее, вроде того – делай, как я. Вначале я заподозрил в нём провокатора и не шёл на сближение и стал изучать его, наблюдая за ним. Действительно, если мастер где-то в стороне, вижу, как он в холостую водит напильником по детали, при этом всей фигурой делая размашистые движения рук и туловища. Наблюдал, как к нему подходил этот маленький плюгавый мастер с усиками фюрера и подолгу стоял около него (рабочего) молча.
Он же, этот рабочий, однажды показал на высокого худощавого человека, работающего на самом большом в цехе токарном станке: осторожно, он национал-социалист, т.е. фашист.

Однажды, тихонечко тыкая себя в грудь, этот рабочий говорит мне: я есть коммунист, и показал мне книжечку из двух корочек (двух половинок). Я прочитал только и понял, что он социалист, и как понял, под негласным надзором. Это было заметно. Как-то подсказал, что немецкая армия под Сталинградом капут. Об этом я поделился с немногими своими товарищами, которым доверял. Но от кого эта информация никому не говорил, даже самым близким.
Однажды вечером после работы к нашему лагерю подошли на расстоянии молодые люди, парни и девушки, и незаметно кинули записку. Где можно было понять, они чехи, угнаны в Германию на работы. И ещё было написано: "Италия, Альпы, партизан". Так появлялись эти юноши вдали от нашего лагеря, постоят, помашут руками и уходят.

Я уже говорил, что после убийства пограничника Мити Чекута, бунта и имитации расстрела люди приуныли и надо что-то предпринять, поднять дух (были такие мысли в голове), а тут что-то заметно стала сдержаннее вести себя охрана, кроме того, что налетел на меня с винтовкой штыком наперевес, злой и чумоватый (охрана состояла в основном из тоталь-стариков в мешковатой солдатской форме. Это была внутренняя охрана и конвой). Но внешняя охрана зоны состояла из кадровых солдат.

Как поднять дух товарищей, неповиновения и не склонения перед фашистами, после пережитой имитации расстрела и убийства. Решено было организовать групповой побег, тем более что стало известно – а Италии в Альпах есть партизаны. Разговор о побеге вёлся в определённом кругу. Не помню, что Федя Щербаков одобрил или высказал против побега (по старшинству возраста и в борьбе за авторитет держал он первенство).

Используя опыт первого побега, по той же схеме, когда наступила темнота и на наше счастье прямо рядом с ограждением лагеря был выкопан огромный котлован, из которого щетинилась арматура (строилось, по-видимому, огромное бомбоубежище или что-то другое). (Участились налёты американских крепостей. Наблюдал и массовый налёт. По горизонту огромная масса этажами бомбардировщиков.)

Помог, вернее, облегчил побег и этот котлован, так как проволока была надрезана как раз по его периметру со стороны наружной охраны, доходившей только до обрывов котлована.
Это был мой третий побег.


Рецензии
Спасибо близкому человеку, поместившему эти мемуары! С Днём Победы! Пусть никогда не повторятся война, плен, голод и унижения!

Любовь Розенфельд   07.05.2010 21:27     Заявить о нарушении
СПАСИБО ВАМ, НИКОЛАЙ!!! Вы выстояли, дай ВАМ БОГ здоровья на долгие годы!!! Сегодня рвутся к власти те, кто пытался стереть ВАС з земли по-прежнему с бендеровским кличем:"Слава Украине...героям слава т. е. бандеровцам-фашистам слава ".

Раиса Безродная   20.09.2014 20:13   Заявить о нарушении
И защитники у этих находятся! Всё ищут Россию - провоцируют, чтобы воевать! Не нахлебались крови!

Любовь Розенфельд   20.09.2014 20:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.