За птицей

В некотором царстве, в некотором государстве жила женщина, и был у нее сын. Всем был хорош: и высок, и силен, и красив, и руки золотые имел, и характер замечательный. Все в руках у него спорилось, никакой работы не боялся, не делил ее  на мужскую и на женскую. Не злился, не ругался, все неприятности старался перевести в шутку, знал, что с юмором да смехом любая беда не беда, а полбеды.
Жили они, поживали. Все было хорошо, уже стала мать подыскивать сыну невесту, надумала его женить. Да никто из девушек местных ему не по сердцу, ни одна не нравится.
- Матушка, - говорит сын матери, - никогда я не выходил из вашей воли. Да, видно, время мое пришло. Отпустите меня за счастьем, за судьбою. Уж много месяцев снится мне один и тот же сон. Птица прилетает, на плечо мне садится, да ласковым голосом говорит: «Пойдем, добрый молодец. Счастье тебя ждет». Скажет, и в небо синее взлетает, кружит, там кружит, крыльями машет, за собой зовет. – Сказал парень, да голову повесил, ждет материнского решения.
- Что ж, будь по-твоему, - отвечает та, а сама слезу украдкой вытирает, не хочется сына отпускать, да делать нечего, видно, взрослым стал.
Собрался парень в дорогу долгую, с матушкой попрощался, дому родному поклонился, коня оседлал, да в путь на рассвете и отправился.
Долго ли, коротко,  ехал он мимо полей, мимо лугов, мимо леса зеленого, но выехал  на дорогу главную, что в город большой, столицу царства вела. Видит, а из города целая процессия ему навстречу идет, и все плачут. Подъехал поближе, спрашивает у людей, что за беда.
- Неужели не слышал о горе нашем? - удивились те. - Вот уж три года, как чудище страшное поселилось в лесу нашем, и каждый год требует самую красивую девушку на съедение, - говорят, а сами плачут.
- Зачем же отдаете?
- Так страшно. Оно грозится, что в город войдет, все разрушит, всех съест.
- А его видел кто-нибудь?
Все переглядываются, головами машут, руками разводят.
- Эх, была - не была! – бросил парень шапку  оземь. – Я вместо красавицы пойду, авось с чудищем справлюсь.
Обрадовались люди, одежду женскую по размеру быстро нашли. Переоделся юноша. Народ так и ахнул: красавица стоит, высоковата, правда, да в плечах широка, а в остальном -  без изъяна. Глаза большие, синие в ресницах темных, густых, на щеках румянец, губы алые, все при ней.
Поклонился парень в пояс, коню свистнул, да в лес и отправился. Велели ему по дорожке идти, никуда не сворачивать, а там его встретят. Умный конь на расстоянии за ним идет, из вида  не теряет.
Долго ли, коротко,  к избушке лесной подошли. Избушка, не избушка, а дом из бревен сложен. Постучал юноша в двери и голосом измененным говорит:
- Пришла я, Чудище, делай со мной, что пожелаешь.
- Заходи в дом, - слышит.
Горница, куда он вошел, была ни большая, ни маленькая, а о два окна, да такая грязная, будто сроду не убиралась. Огляделся парень. Нет никого.
- Не ищи меня, красна девица, - слышит, - не решил я пока, что делать с тобой. Вот тебе задание: прибери здесь все, вымой, приготовь, что сумеешь из продуктов оставленных, а я завтра приду, работу твою приму, там и видно будет.
Стихло все в доме, будто и не было никого.
Почесал парень затылок. «Странный голос, какой», - думает, - «Громкий, прегромкий, а не страшно».
Делать нечего, нужно задание выполнять. Платье девичье да платок скинул, чтоб работе не мешали, да за дело принялся. Все в руках у него спорится. До вечерней зари всю грязь вымел, полы деревянные  да окна вымыл, тесто замесил, да созревать поставил. Печь растопил, кашу да щи сварил. А тут и тесто поспело. К утру все готово было. Снова надел молодец платье девичье, сел на лавку, к стене прислонился, да и задремал, притомился. Слышит, кто-то по горнице тихо ходит. Он  глаза приоткрыл, видит, старичок руки разводит, удивляется. Только тот хотел пирожок взять, а парень ему и говорит:
- Садись к столу, старче. Щей да кашу отведай, а потом черед пирожков с чаем настанет. Я сейчас самовар налажу.
И действительно. Старика к столу подвел, на лавку усадил, угощение поставил. Пока тот ел, да еду нахваливал, и самовар подоспел. Сидят рядышком, чай с пирожками пьют, разговаривают.
- Не ты ли меня, старче, вчера тут громким голосом встречал, задание давал? – юноша спрашивает.
- Быстро ты догадалась, а как, не пойму. Все, кто голос мой слышали, пугались, и чудище им страшное видилось там, где его и не было.
- Да не из пугливых я, да и голос твой не страшный совсем, я это еще вчера отметил, то есть отметила, - чуть не выдал себя юноша, чуть не забыл, что за девицу себя выдает. – Что ж ты дело такое неправедное затеял. Где это видано, чтобы девушек у родителей забирать на съедение?
- Эх! Судьба моя такая, видно. Остались мы со старухой одни одинешеньки, детей нет у нас, а все родные померли. Вот и решили мы что-то вроде школы открыть, учить молодежь ремеслу, какому-никакому, да ведению дел домашних. Мы бы их учили, им бы польза, и нам прибыток и удовольствие.
- Постой, постой, что-то я не пойму. Причем здесь школа твоя, я ж тебя про чудище спрашиваю.
- Ты меня, красавица, не торопи, я к тому и веду. Вот, открыли мы школу такую, а учиться никто не хочет, ни парни - ремеслу разному, ни девушки - рукоделию, да делу домашнему. Все-то им гулять да гулять хочется, где уж время на учебу найти. Вот и придумали мы со старухой чудище. Лес наш меж трех царств стоит. С этой стороны я девиц принимаю, проверку им устраиваю. С другой - старуха юношей принимает,  бабой Ягой прикидывается, страх на них наводит, способности к ремеслам проверяет. До сего дня все неумехами были. Учили мы их, а они из страха учились. И никто их не ест, не убивает.
- А куда ж они деваются?
- Не догадливая ты! Так в третье царство и отправляются. Там живут, там и работают.
- Да, удивил ты меня, старче. Разве можно из страха, да по принуждению, чему хорошему научить? Само должно желание в сердце человека проснуться, тогда и учение на пользу пойдет, и человек добрым, честным, не озлобленным будет, и работа ему в радость будет.
Призадумался старик, голову опустил, глаза на парня не поднимает.
- Ты не расстраивайся, - парень ему говорит, по плечу гладит, - все еще поправить можно. Отпускайте всех своих горе-учеников, да собирайтесь. Ждите меня, как дело свое закончу, за вами заеду. Хозяйство у нас с матушкой большое. Она у меня добрая предобрая. Будете у нас жить, да того, кто пожелает, учить и ремеслу, и житейской премудрости.
Обрадовался старик, голову поднял, в глаза парня заглядывает, не обманет ли, проверяет. Успокоился и спрашивает:
- А куда путь держишь, девица?
Парень и рассказал и про сны свои, и про птицу.
- Вот, за счастьем еду. А куда не ведаю, - говорит.
- Постой, есть для тебя попутчик, - старик встрепенулся. – Вчера старуха с той стороны паренька приняла, такого же умелого, как ты. И ему птица твоя снится, и его за счастьем зовет. Собирайся, милая, в путь дорогу, а я его приведу. Вместе отправитесь. Вместе и дорогу легче найти, и путь короче покажется.
Парень наш быстро собрался, на крыльцо вышел, коню свистнул. Тот из лесу вышел, заржал, хозяину обрадовался. Тут и старик подоспел, а с ним и попутчик. Поклонились юноши старику, да в путь и отправились.
Идут куда глаза глядят, коня за повод ведут, молчат, под ноги смотрят. Не сговариваясь, остановились, хворост собрали, костер развели, а тут и темнеть начало. Поужинали пирожками да водой из фляги. Молчат, а почему не знают. Спать легли у костра.
Парень наш, как лег, так и заснул сразу же. Снится ему птица волшебная, будто сидит на его плече и говорит человеческим голосом:
- Чтобы счастье свое повстречать, три условия необходимо выполнить. Во-первых, нужно за ним пойти, не сидеть, не ждать, что само оно свалится к тебе с небес, а начать действовать. Это условие ты выполнил. Во-вторых, хоть раз в жизни нужно суметь забыть о себе ради других. Ты сделал это. Честь тебе и хвала. Третье условие кажется самым простым, но это не так. Нужно увидеть свое счастье, заметить его в обыденной жизни, узнать, не пропустить. – Сказала птица, взмахнула крыльями и взлетела. Она кружилась в высоком небе, пела прекрасную песню и звала его к счастью.
Парень проснулся. Первые лучи солнца пробились сквозь листву деревьев. Костер давно прогорел, и попутчик совсем замерз. Он лежал на боку, подтянув колени к самому подбородку. Наш парень склонился над ним, укрывая курткой. Из-под надвинутой на брови шапки попутчика выбились длинные смоляные косы.
«Девушка!» - дошло, наконец, до юноши. – «Да какая красивая!»
Длинные темные ресницы лежали на нежных щеках. Чуть припухшие губы чуть улыбались, будто она видела сон, и он был прекрасен.
«Ну, куда же я смотрел вчера,  почему не увидел, не понял», - лихорадочно думал парень. -  «Ведь она такая маленькая, хрупкая».
Он стянул с головы платок, снял платье. Под ним на нем была надета рубашка и брюки. Юноша почувствовал взгляд. На него смотрели зеленые улыбающиеся глаза, почему-то полные слез.
- Что с тобой? – забеспокоился парень, - не заболела? – она отрицательно покачала головой. – Может, обидел чем?
- Все хорошо, - ответила она. – Я сон видела. А ты?
- И я.
- Птица прилетала? – спросила девушка, протягивая ему руку.
- Прилетала.- Ее маленькая ладошка полностью скрылась в его руке.
- Поедем домой? – лукаво спросила она.
- Поедем.
Молодые люди собрались и отправились в обратный путь. По дороге стариков забрали, да к матушке и приехали. В ноги ей поклонились, благословления попросили. Долго не тянули и свадьбу справили.

И я на той свадьбе была,
Позабыла про все дела.
Пела песни, танцевала.
Про сны чудесные узнала.
Птица счастья вам приснится,
В жизнь поможет вам влюбиться.
Любви свадьба не венец,
Ну, а сказке  здесь конец.
 


Рецензии