Анатолий Папанов

Грани и кадры

31 октября 1922 - 5 августа 1987

Заслуженный артист РСФСР (1958). Народный артист РСФСР (1966). Народный артист СССР (1973).

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля (Ленинград 1964) за лучшую мужскую роль: Николай Васильевич («Приходите завтра» 1962). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966) за роль комбрига Серпилина в фильме («Живые и мёртвые» 1964). Лауреат Государственной премии СССР (посмертно, 1989) за роль Копалыча в фильме («Холодное лето пятьдесят третьего» (последняя роль в кино).

Кавалер орденов: Великой отечественной войны I и II степени; Трудового Красного знамени; Октябрьской революции.


Папанов – парадокс. Не так и много было ролей Личностей - если по сценарию. И тогда Ролями делал их Лично он. Итог чудесен: все маленькие отрицательные, а правильнее - трагифарсовые, роли Папанова излучают здоровый позитив. Человек с абсолютно с положительной аурой. Даже явно немузыкальный его басок – бесценное украшение звукового фона любого фильма с его участием.

Этот хрипловатый голос лечит смехом через годы и расстояния. В самом деле, есть ли в истории другой прецедент, когда бы закадровый вопль в пару слов стал всенародным позывным для всех возрастов, моментально выстраивая в памяти целый мир, где смешались сказка, басня и даже эпос? «НУ, ПОГОДИ!» - и всё всем ясно. И даже Государственная премия – наградой.

И даже речевые «безобразия» Папанова - продукт намеренной хирургии нормальной артикуляции – воспринимаются как чисто папановские неологизмы, замечательные находки, без которых непредставима не только классика кино, но и наш бытовой «жаргон»: «Кулубника… Туалэт… Турма». «Фикция йечи», для другого чреватая карьерным крахом, Папановым была превращена в кувалду счастья, подарок фортуны.
 
Его эпизодические Лёлик («Бриллиантовая рука») и тесть-солдафон Соколл-Кружкин(«Берегись автомобиля») – не самые ли ударные и сочные оплеухи любимых кинокомедий, вышибающие всеобщий смех?
 
Не ради ли искусства Анатолия Дмитриевича с удовольствием и предвкушением пересматриваешь  и не самые удачные картины?

А каков социальный разброс его «лиц»? Политзэк («Холодное лето 53-го»), хороший чиновник (Лобанов - «Время желаний»), плохой чиновник («Порожний рейс» и мн.др.), инженер («Инженер Графтио»), собаковод («Дача»), ветеран-десантник с нокаутирующим хуком («Белорусский вокзал»), батька-анархист Ангел («Адъютант его превосходительства»), контр-адмирал Белобров (фильм-спектакль «Офицер флота»), врач («Дети Дон Кихота»)... Галерея необъятна - воистину папановская «человеческая комедия».

Завиден и классический букет: гоголевский Городничий сразу в двух постановках: от театра Сатиры («Ревизора») и от Леонида Гайдая («Инкогнито из Петербурга»), шекспировский Фальстаф («Комический любовник»), ильфопетровский Киса («12 стульев» Марка Захарова) и «невошедший» Лоханкин («Золотой Теленок» Михаила Швейцера), чеховский гурман-альтруист Самойленко («Плохой хороший человек»)…

У Анатолия Папанова сложился один из лучших творческих дуэтов. С Андреем Мироновым. Они и ушли друг за другом.
 
А ведь при внешней крепости Папанова – зритель рассчитывал на долгий век. Ему б и сейчас было лишь 85*. Ну, что ж, будет больше, много больше. По крайней мере, до тех пор, пока «Ну, погоди» что-то да скажет детям наших детей.


Из биографии («Кино-Театр.Ру»)

Родился в простой рабочей семье. Отец — Дмитрий Филиппович Папанов, мать — полька Елена Болеславовна Росковская. В конце 1920-х годов семья Папановых переехала в Москву, в район Малые Кочки, и Анатолий пошёл в первый класс.

После окончания школы в 1939 году Папанов устроился литейщиком в ремонтные мастерские 2-го Московского шарикоподшипникового завода. Участвовал в художественной самодеятельности — в театральной студии клуба завода "Каучук".

Когда началась война ушёл на фронт, где был тяжело ранен в ногу на Юго-западном фронте. После чего был демобилизован и осенью 1942 года прибыл инвалидом третьей группы домой, в Москву к родителям. Поступил в Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского, на актёрский факультет. В 1946 году, после окончания института, вместе со своим курсом отправился создавать новый театр в Клайпеде, где им была сыграна первая театральная роль Сергея Тюленина в поставленном к тридцатилетию годовщины Октября, спектакле «Молодая гвардия». С 1948 года — актёр Театра Сатиры в Москве. В 1987 году — поставил спектакль по пьесе Максима Горького «Последние». В 1967 году Анатолий Папанов впервые озвучил Волка в знаменитом мультсериале «Ну, погоди!» и стал кумиром многих поколений ребятишек.

Жена — актриса Надежда Каратаева.
Дочь — актриса Елена Папанова.

Лучшие роли: редактор («Совершенно серьёзно» 1961), Крохалёв и ему подобные («Человек ниоткуда» 1961), Фонарёв («Ход конём» 1962), умелец («Короткие истории» 1963), отец детей («Родная кровь» 1963), таксист Жмуркин («Зелёный огонёк» 1964), замдиректора ресторана Кутайцев («Дайте жалобную книгу» 1965), отец («Наш дом» 1965), Ионыч («В городе С» 1966), комбриг Серпилин («Возмездие» 1967), комполка («Служили два товарища» 1968), незадачливый шахматист («Джентльмены удачи» 1971), старик-нянька («По семейным обстоятельствам» 1977),  Лобанов («Время желаний» 1984), Судаков (фильм-спектакль «Гнездо глухаря» 1987) и др.


* Постировалось 8.02.2008 года на портале «Кино-театр.ру»


Рецензии
О нем, сколько ни пиши, всё будет мало. Люблю этого актера.
Спасибо!

Екатерина Шульга   31.10.2012 20:37     Заявить о нарушении
И вам душевное спасибо, Екатерина.

Владимир Плотников-Самарский   31.10.2012 22:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.